Конвергенция в экономике — сущность, концепция, причины и типы

Конвергенцией в разных областях науки с примерами

Объяснить конвергенцию лучше всего с помощью простых примеров.

В биологии

В рамках теории эволюции происходит так называемая эволюционная конвергенция видов. Это происходит, когда два разных вида одинаково приспосабливаются к определенной физической среде. Обратный процесс известен, как эволюционная дивергенция.

Конвергентная эволюция между двумя видами не является спонтанным явлением, а происходит постепенно и медленно на протяжении многих поколений. В этом смысле законы эволюции являются двигателем конвергенции, как стратегии адаптации к окружающей среде.

Наглядным примером такой трансформации является то, что произошло с водными животными, у которых развились плавники, позволяющие лучше выживать.

Если говорить об эволюционной дивергенции, то можно привести в качестве примера функциональные различия между крыльями одних видов по отношению к крыльям других.

В медицине

Расстройство конвергенции — нервно-мышечная и сенсорная аномалия зрительной системы.

Характеризуется недостаточной способностью глаз поворачиваться друг к другу или поддерживать схождение.

В психологии

Теория конвергенции — это теория психического развития ребенка. Предложена В. Штерном, также известна как теория двух факторов.

В одних аспектах человека определят социальная среда, а в других — врожденные инстинкты.

Конвергенция утверждает, что личность развивается при слиянии этих факторов. Например, близнецовые исследования позволяют понять, какие болезни больше зависят от генетики, а какие — от окружающей среды.

В политике

Если у двух людей одинаковые подходы, то они сближаются, потому что есть сходство между их позициями. В контексте дебатов существует логическое расхождение во мнениях и взглядах.

В связи с этим существует вероятность того, что кто-то может предложить сближение позиций, и когда это случается, происходит конвергенция.

В экономике

Две конкурирующие компании принимают решение о слиянии для конкретного проекта с целью получения большей рентабельности. В этом случае обе структуры должны будут сойтись, что подразумевает разработку совместных стратегий.

Таким образом, концепция подразумевает определенное соглашение или пакт, так что первоначальные различия трансформируются во взаимодействие.

ТЕОРИЯ ШТЕРНА.

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871–1938) получил образование в Берлинском университете. Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма

Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка

Штерн считал, что личность – самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т. е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида, прежде всего индивидуального темпа развития.

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам. Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, созданные А. Бине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития – IQ.

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления – наглядно-схематического, или модельного.

Почему полезна теория символической конвергенции

Эти истории или фантазии могут помочь предприятиям, корпорациям или политикам направить положительные и отрицательные отзывы непосредственно к власть имущим. Поскольку SCT — это общая теория, построенная на методе естественных наук , ее можно применять ко многим различным культурам и временным рамкам. Он использовался для объяснения коммуникативных процессов, создаваемых группой, используемых для содействия созданию и поддержанию так называемого «сознания» группы. Ниже приведены несколько примеров того, как и почему SCT может быть полезен в повседневных ситуациях.

Определение сбоев связи. В SCT часто возникает вопрос: «Почему одни фэнтезийные темы вызывают цепочку обмена, а другие терпят неудачу?» Групповые судьбы как часть группы имеют общий опыт, который предрасполагает их к тому, чтобы делиться фантазиями, которые касаются их проблем. Следовательно, у этих групп будут успешные цепочки фэнтези, потому что у них больше общего и у них больше возможностей поделиться. Когда в игру вступают вопросы власти, сексизма, ролевого конфликта, социального неприятия и другие болезненные темы, члены групп часто находят прямое столкновение с такими проблемами тревожным. Эти цепочки фантазий могут начаться, но часто длятся недолго.

Оценка коммуникационных усилий и убедительных кампаний. Эта теория может обеспечить понимание в небольших группах, на встречах, лекциях и выступлениях, но она обеспечивает более широкое использование оценки воздействия в средствах массовой информации. Наиболее активно он используется в политических кампаниях. В кампании 1976 года исследователи включили в свое исследование взаимосвязь между сообщениями СМИ и эффектами аудитории. В этих исследованиях анализировалась степень, в которой фактическое поведение при голосовании можно предвидеть в результате участия. Имея возможность предсказать поведение при голосовании, политические представители могут тщательно формировать свои сообщения для различных групп людей, прежде чем выступать с речами и лекциями для получения максимальной выгоды.

Роль сознания. В цепочках фэнтези есть три фазы, которые поддерживают работу цепей. Они создают сознание, поднимают сознание и поддерживают сознание. На первом этапе люди приходят, чтобы создать общность в своей группе. Если группы разделяют эту общую фантазию, следующим шагом часто будет повышение сознания. И, наконец, две первые точки вместе образуют устойчивую цепочку фантазий, которая продлится долго.

Критика

Эрнест Дж. Борман, теоретик теории символической конвергенции, в прошлом профессор коммуникации в Университете Миннесоты, утверждал, что SCT является одновременно объективной теорией и теорией интерпретации. Методы определения фэнтезийных тем, типов и видений создают гуманистический подход, допускающий интерпретацию. SCT часто хвалят и даже считают немного необычным, потому что он соответствует обоим критериям как объективности, так и толкования. Эрнест Г. Борман, Джон Ф. Краган и Дональд С. Шилдс ответили на первоначальную критику в 1994 году. Борман отметил, что один момент, которого не хватает SCT, — это возможность предикации и контроля человеческого общения в 1982 году.

Эм Гриффен выдвигает аргументы в пользу того, что теория символической конвергенции является объективной теорией. Теория символической конвергенции объективна, потому что она фокусируется на совместном использовании групповых фантазий, создающих символическую конвергенцию, которая сформулирована как универсальный принцип, справедливый для всех людей, независимо от времени, культуры и контекста общения. Ниже приведены четыре теста, которые можно объективно интерпретировать для SCT.

  1. Хорошая объективная теория объясняет, что происходит и почему это происходит. Эта теория дает прекрасное объяснение того, что имеет смысл в групповом обсуждении и как. Это может помочь нам разобраться в хаотичном групповом обсуждении, когда члены группы говорят одновременно или расходятся по вербальным связям. Однако профессор коммуникации Бостонского колледжа Джеймс Олуфовот не считает, что объяснение Бормана заходит достаточно далеко. В сочувствующей критике, направленной на улучшение теории, он утверждает, что «SCT недостаточно объясняет, почему люди в первую очередь предрасположены к драматизации реальности и обмену фантазиями. Хотя SCT покрывает большую часть этой критики, Борман говорит, что SCT не дает достаточно объяснить, почему люди в первую очередь склонны драматизировать реальность и делиться фантазиями ».
  2. Хорошая объективная теория предсказывает, что произойдет. SCT явно достигает этой части квалификации, чтобы быть объективной теорией. SCT может предсказать, что когда между участниками разразится цепочка фантазий, произойдет и символическое сближение. Без этого цепного извержения внутри группы не будет сплоченности. Хотя SCT может предсказать, что фантазии произойдут, он не может предсказать, когда драматизирующее сообщение вызовет цепную реакцию. Борман сравнил SCT с биологической теорией эволюции Дарвина в этом отношении. Теория даже предполагает, что без общих фантазий не может быть сплоченности. Эволюционная теория может объяснить путь развития современного человека, но не может предсказать дальнейший путь эволюции. SCT включает групповое сознание во времени и включает описание динамических сил, которые объясняют обнаруженные модели общения, но не то, когда они произойдут.
  3. Хорошая интерпретирующая теория проясняет ценности людей. SCT подчеркивает ценности риторического сообщества, создавая точки соприкосновения, сходясь во мнениях и сопереживая общению. Эта теория не объясняет, что происходит, когда кого-то, кого игнорируют, не учитывают или исключают из группы, потому что люди плохо взаимодействуют, когда их игнорируют.
  4. Хорошая интерпретирующая теория предлагает новое понимание людей. Метод SCT отлично помогает риторическим критикам сосредоточиться на символическом языке. Аналитик по тематике фэнтези сосредотачивается на риторических взглядах в различных сообществах, таких как феминистская критика, ищущая модели мужского доминирования, и то, как сообщения в пользу расстройства пищевого поведения влияют на людей в этом сообществе.

В 2003 году Джошуа Ганн выступил с изощренной критикой того, что он считал устаревшей концепцией SCT Бормана, включающей гуманистическую конструкцию сознательных человеческих акторов, работающих с агентством. Напротив, Ганн предложил постмодернистскую конструкцию, работающую в бессознательном, и критиковал работу Бормана как уходящую эпоху до того, как Майкл МакГи начал риторическое исследование вопросов идеологии. Борман, Краган и Шилдс ответили в том же году, опровергая или отклоняя критику Ганна. Подтверждающий аргумент в пользу того, что SCT является мерой сознательной человеческой деятельности, можно увидеть в преднамеренном использовании риторики для создания искусственной конвергенции групповых восприятий религиозной защитной группой для решения конкретной проблемы.

Концепция конвергенции

Экономическая теория связана с изучением экономических систем разных уровней организации. Она изучает их элементы, взаимоотношения между ними, принципы взаимодействия систем друг с другом, различные закономерности и другие. Экономическая наука создает фундаментальный фундамент, на котором строятся прикладные экономические направления. Одним из явлений, рассматриваемых в рамках экономики, является конвергенция.

Под конвергенцией понимается процесс конвергенции между двумя странами, имеющими общие цели или характеристики. В экономике конвергенция означает эффект наверстывания упущенного. Это гипотеза, основанная на предположении о том, что в развивающихся странах экономический рост выше, чем в развитых странах. В результате будет обеспечено выравнивание подушевого дохода во всех странах.

Конвергенция уровней развития стран будет определяться социальными и экономическими факторами. Результат такого наверстывания упущенного —

  • Формирование компромиссов;
  • Балансировка;
  • Совместное развитие;
  • Общая стабилизация.

Таким образом, конвергенция в экономике означает, что несколько национальных экономик приобретают общие черты и характеристики, сохраняя при этом свою индивидуальную идентичность.

Сам термин возник в шестидесятых годах прошлого века в странах Западной Европы. Ученые выдвинули идею совместного развития нескольких экономик на основе общих политических и социальных систем под влиянием научного прогресса. В настоящее время конвергенция используется для оценки международной интеграции и глобализации. Ярким примером регионального сближения является Европейский экономический союз. Такое сближение стало возможным благодаря общему подходу к оценке инфляции и соотношения бюджетного дефицита и государственного долга к общим доходам.

Теория конвергенции в политологии, экономике, социологии

В основании теории располагаются идеи о вероятности постепенного сглаживания экономических и идеологических различий меж социалистической и капиталистической системами. Согласно мнению приверженцев теории конвергенции, под воздействием технического научного прогресса и благодаря развитию большой промышленности в результате вероятно слияние социализма и капитализма и создание общественно-политической унифицированной системы.

Теория конвергенции утопична во многом,так как включает в себя искаженное отображение большей части процессов капиталистической жизни, в частности, содержит концепции, которые маскируют лидирующее положение в буржуазном обществе огромного капитала. Кроме того, в теорию закладывают неправильный изначально технологический подход к регулированию социальных и экономических проблем.

Теория конвергенции имеет сторонников в большинстве стран мира. Среди самых видных ее приверженцев: Дж. Голбрейт, П. Сорокин из США, Я. Тинберген из Нидерландов, Р. Арон из Франции и Дж. Стрейчи из Великобритании.

Идеолог политической конвергенции — это русский академик Сахаров А. Д. .

Конвергенция — это политическая теория, которая возникла во второй половине XX века, в согласии с которой СССР становится постепенно более либеральным, а Запад — социалистическим, в итоге появится усреднённая экономически-социальная система, которая сочетает принципы капитализма и социализма (к примеру, политическую демократию и плановую экономику соответственно). В более обширном смысле — это увеличение сходства меж разными обществами, которые находятся на одном этапе истории, устранения внеэкономического внешнего неравенства, логика сглаживания либерально-демократических преобразований, социальных конфликтов.

А. Д.Сахаров — идеолог политической конвергенции в 1960—70-е годы.

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития.

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.

Внутренняя и внешняя конвергенция

Само явление конвергенции возникло на основе международного политического взаимодействия в целях обеспечения мирного сосуществования двух экономических систем. В шестидесятых годах ученые отметили общие тенденции экономического роста, которые потребовали поиска методов оптимизации экономических процессов. Сближение двух систем характеризовалось однородностью развития микро- и макроэкономических структур. Это, в свою очередь, стало началом открытого взаимодействия двух систем.

С середины 1990-х годов усилились интеграционные процессы, основанные на открытости экономических систем. Открытость была обусловлена широким переходом к модели рыночной экономики. В это время началась фаза глобализации экономики с ориентацией на западный путь развития. Оказывается, что конвергентные процессы сконцентрированы на политическом и экономическом взаимодействии.

Противоречие между двумя институтами — рынком и институционализмом — порождает внутреннюю и внешнюю конвергенцию. Внутренний отвечает за связь экономики и политики внутри государства, т.е. за общество одной страны.

Внутренняя и внешняя конвергенция стыкуется на мировом рынке капитала. Для стабильного роста и развития национальной экономической системы необходимы достаточные сбережения и инвестиции. Всегда наступает момент, когда и те, и другие ищут источники капитала за пределами национальных границ. Мировой финансовый рынок — это совокупность государственных финансовых рынков.

Существуют также экономические и политические отношения на глобальном уровне, регулируемые специальными организациями и встроенными механизмами. Финансовая система также остается зависимой от социальных и политических изменений в мире.

Конвергенция на глобальном уровне заключается в глобализации, то есть в окончательном формировании общей системы экономических, политических, социальных, культурных, научных и других отношений. Иными словами, в настоящее время наблюдается тенденция к формированию единой цивилизации, основанной на западной модели общества. Чем ближе связи между странами, чем ближе методы управления экономикой, тем больше вероятность того, что будет сформирована стабильная мировая рыночная и социально-экономическая единица. Этот механизм стимулирует другие страны к развитию и повышению собственного экономического уровня до уровня развитых стран.

Источники

Hardin, Garret J. The Tragedy of the Commons // Science, New Series, 1968, Vol. 162, No. 3859, pp. 1243-1248.

Ostrom, Elinor. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 280 pp.

Иванов А.А. Негативистская конфликтология. М.: Флинта, 2015. С. 256.

Sorokin, Pitirim A. Mutual Convergence of the United States and the USSR to the Mixed Sociocul­tural Type // Interna­tional Journal of Comparative Sociology, 1960, No. 1, pp 143-176

Maddison, Angus. The World Economy: A Millennial Perspective.  Paris: OECD, 2001. 384 pp.

North, Douglas. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 6.

По мнению П. Козловски, даже установление в Германии гитлеровского режима являлось формой «сознательного регресса, осуществленного со ступени высокоразвитой культуры». Краткосрочные военно-политические успехи Третьего Рейха в этом ключе неминуемо должны были обернуться поражением в схватке с более передовыми в культурном отношении державами.

Примером ситуации, когда появление норм являлось проявлением случайности можно считать появление бразильского национального боевого искусства – капоэйра, отличительной чертой которого было практически полное отсутствие ударов руками (они используются в основном для опоры при нанесении ударов ногами). Причина утверждения этих норм определялась не столько высокой эффективностью такого стиля боя, сколько тем обстоятельством, что капойэра создавалась чернокожими рабами, руки которых, как правило, были скованы цепями, а тренировки им приходилось маскировать под танец.

Mintzberg, Henry; Ahlstrand, Bruce W.; Lampel, Joseph. Strategy Safari: A guided Tour through the Wilds of Strategic Management. New York: Free Press, 1998. P. 310.

Acemoglu, Daron; Robinson, James A. Persistence of Power, Elites and Institutions // American Economic Review, 2008, Vol. 98, No. 1, pp. 267-293.

Жувенель Б. де Власть: Естественная история ее возрастания. М.: Мысль, 2011. С. 212.

Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века. М.: РОССПЭН, 2006. С. 9.

Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты. М.: ИРИСЭН, 2007. С. 173.

Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и «евреи». СПб.: Аксиома, 2001. С. 47.

Knetsch, Jack L. The Endowment Effect and Evidence of Nonreversible Indifference Curves // American Economic Review, 1989, Vol. 79, No. 5, pp. 1277-1184.

Иванов Андрей

Теория рекапитуляции Г.С.Холла

Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).

  1. От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.
  2. От 5 лет до 11 лет – стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних и стремление делать многие вещи тайком.
  3. От 8 лет до 12 лет – «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
  4. От 11 лет до 15 лет – «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.
  5. От 14 лет до 20 лет – стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.

Сущность теории конвергенции альтернативных экономических систем

Теория конвергенции, современная буржуазная теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно нивелируются, что в конечном итоге приведет к их слиянию. Теория конвергенции возникла в 50-х — 60-х годах XX века под влиянием прогрессивной социализации капиталистического производства в связи с научно-технической революцией, возрастанием экономической роли буржуазного государства и внедрением элементов планирования в капиталистических странах. Характерной чертой этой теории является искаженное отражение этих реальных процессов современной капиталистической жизни и попытка синтезировать ряд буржуазных апологетических концепций, направленных на сокрытие господства крупного капитала в современном буржуазном обществе. Самые выдающиеся представители теории: Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин (США), Дж. Тинберген (Нидерланды), Р. Арон (Франция), Дж. Стреши (Великобритания). К.Т. идеи широко используются «правыми» и «левыми» оппортунистами и ревизионистами.

В конвергенции технологический прогресс и рост масштабной промышленности рассматриваются как решающий фактор сближения двух социально-экономических систем. В качестве факторов, способствующих все большему сближению систем, адвокаты указывают увеличение размеров фирм, рост доли промышленности в национальной экономике, возрастающее значение новых отраслей и т.д. Фундаментальным недостатком таких взглядов является технологический подход к социально-экономическим системам, при котором социально-производственные отношения людей и классов заменяются технологией или технической организацией производства. Наличие общности в развитии технологии, технической организации и отраслевой структуры промышленного производства не исключает фундаментальных различий между капитализмом и социализмом.

Сторонники конвергенции также утверждают, что капитализм и социализм схожи в социально-экономическом плане. Они утверждают, что экономические роли капиталистических и социалистических государств становятся все более схожими, поскольку государство принимает на себя все большую роль в руководстве экономическим развитием общества при капитализме, в то время как при социализме она уменьшается, поскольку экономические реформы, проводимые в социалистических странах, приводят к тому, что государство отказывается от централизованно планируемой экономики и возвращается к рыночным отношениям. Такая интерпретация экономической роли государства искажает реальность. Буржуазное государство, в отличие от социалистического, не может играть всеобъемлющей руководящей роли в экономическом развитии, поскольку большая часть средств производства находится в частной собственности. В лучшем случае буржуазное государство может только прогнозировать экономическое развитие и заниматься рекомендательным («индикативным») планированием или программированием. Понятие «рыночный социализм» в корне неверно — прямое извращение природы товарно-денежных отношений и характера экономических реформ в социалистических странах. Товарно-денежные отношения при социализме подчинены плановому управлению социалистическим государством; экономические реформы означают совершенствование методов социалистического планового управления народным хозяйством.

Реальный мир использует

Теория символической конвергенции использовалась для изучения таких движений, как пуритане , рыцари Колумба , американский коммунизм и Женское движение . Он использовался , среди прочего, для изучения политических взглядов, таких как холодная война, Новый Юг и принятие решений во Вьетнаме .

Риторическое видение холодной войны позволило теоретикам объединить результаты предыдущих исследований SCT, чтобы различить, понять и более полно объяснить сложный жизненный цикл риторического видения. Таким образом, одна серия исследований, написанная Борманом и другими, рекомендовала, чтобы риторические видения могли охватывать весь спектр разделяемого сознания из всех частей политического, социального, артистического, военного, экономического и культурного спектра. По сути, посредством этого исследования холодной войны они видят, как несвязанные риторические взгляды могут быть объединены в мастерское риторическое видение, обеспечивающее риторическую преемственность во времени.

SCT также может применяться в корпоративном стратегическом планировании путем управления корпоративным позиционированием , сегментацией рынка и тестированием рекламных и торговых сообщений. Имеются соответствующие примеры, объединяющие комплекс теории, метода и сообщения SCT с процессом стратегического планирования и другими последствиями.

Подобные теории

Драматизм (Берк)

Драматизм — это попытка понять мир через конструкцию драмы. Конструкция драматизма позволяет аналитику придавать смысл жизни, предоставляя людям свободу действий в качестве действующих лиц в драме, связывает события и места с восприятием мира как сцены, и, поскольку все истории имеют сюжет, драматизм дает бытию и человечеству цель. Драматизм предоставляет группам людей концептуальные инструменты, на которых они могут построить конвергентное социальное восприятие реальности.

Теория социального суждения ( Шериф, Шериф и Ховланд)

Теория самоубеждения, определяемая восприятием и оценкой идеи путем сравнения ее с текущими установками. Убеждение происходит в конце процесса, когда человек понимает позицию, а затем сравнивает позицию, которую он отстаивает, с позицией другого человека по вопросу. Чем ближе позиция другого человека к широте принятия, тем ближе эта позиция, чем она есть на самом деле.

Теория социального обмена (Тибо и Келли)

Основная сила в межличностных отношениях — это удовлетворение личных интересов обоих людей. Личный интерес не обязательно плох и действительно может улучшить отношения. Межличностные обмены аналогичны экономическим обменам, когда люди удовлетворены, когда они получают справедливую прибыль на свои расходы.

Социальное конструирование коммуникационных технологий ( Fulk)

Использование коммуникационных технологий зависит от отношения и поведения рабочих групп. Социальное влияние тем больше, когда люди более привлекательны для своей рабочей группы.

(Борман)

Эта теория представляет собой форму риторической критики. Он берет общие фантазии группы людей, возможно, аудитории для бизнес-презентации или публичного выступления, и исследует их на предмет внутренних шуток и других сигналов к общему сознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector