Общение в качестве социальной перцепции

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

Виды перцепции

Перцепция классифицируется в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Светочувствительность, особое строение глаза инициирует возбуждение, которые регулируются в коре головного мозга посредством зрительных нейронов. Так человек различает цвета, воспринимает расстояние, пространство.
  2. Осязательная. Кожные и двигательные анализаторы отражают такие свойства предметов как пространственные и физические. Тактильные, болевые, температурные ощущения участвуют в данном виде перцепции. Происходит осязательное восприятие с помощью рук.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. С его помощью мы слышим и различаем звуки, получаю полную картину мира. А звук – это один из регуляторов человеческого поведения и его деятельности.

Перцептивный процесс может проходить по отдельно взятым видам. Целостное восприятие мира происходит за счет комплексной работы всех видов восприятия.

Что такое перцепция в психологии?

Перцепция в психологии — это познания. С помощью такого восприятия человек может мысленно сформировать цельный образ объекта. Другими словами, такое отражение действительности представляет собой уникальное сенсорное отображение, которое формируется посредством:

Изображение изображает сцену в Авениде 9-го июля в Буэнос-Айресе, где большая мнимая слеза создается рекламой, которая пытается сказать нам, когда-либо настолько тонко, что может потребоваться место в этих квартирах. Красивая модель буквально встроена в многоквартирный дом. Эта сцена вполне может быть названа сексом и архитектурой.

В то же время, в Монреале, Канада, молодая женщина, обратившаяся к зрителям, носит вокруг пояса пулевую ленту как часть ее агрессивного наряда, с которой она намерена привлечь наше внимание к настоящему призрак насилия. Как мы видим, этот первый пример производства городских воображаемых, следуя нашей предлагаемой модели, находится за пределами эмпирического доказательства и приходит к восприятию в рамках крайней социальной субъективности, которая не допускает каких-либо доказательств в соответствии с традиционными методами социальных наук

  • мотивации;
  • установки;
  • опыта;
  • личностных особенностей воспринимающего;
  • познания мира через призму понимания собственного «Я».

Известные эффекты

Социальные перцепции активно изучаются психологами. Специалисты проводят наблюдения, ставят эксперименты и пишут научные работы. Охарактеризовать проявления восприятия можно только в общих чертах, так как у каждого человека есть свои особенности.

Известный эффект – это считать красивого хорошим

Мнение складывается и из того, знакомый это человек или нет. Если незнакомец, то впечатление определяется под влиянием первых ощущений от встречи.

Важно! Эффект присутствия появляется тогда, когда человек начинает владеть каким-то навыком на хорошем уровне. Иногда при знакомстве индивид приписывает личности какие-то черты

Если его ожидания не оправдываются, то появляется разочарование

Иногда при знакомстве индивид приписывает личности какие-то черты. Если его ожидания не оправдываются, то появляется разочарование.

У социальной перцепции есть простые функции: познание себя, установление эмоциональных связей, организация совместной деятельности, составление мнения о других людях и т.п.

Все это делает такой способ восприятия очень важным для полноценного существования в социуме. Его нужно развивать людям, которые работают в сфере общественных связей: журналистам, менеджерам, учителям, воспитателям и т.п. Они смогут улучшить свои профессиональные навыки и стать успешными.

На уроках обществознания в школе изучают не только социальные перцепции, но и другие элементы существования социума. Понимание этих тем позволяет лучше существовать в обществе и эффективно взаимодействовать с людьми.  Развивать навыки нужно с детства.

Виды перцепции

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

Зрительной
. Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.

Осязательной
. Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.

Слуховой

В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее

Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:

И это то, что делает наш центр уникальным: его материальность лежит на гражданах, их перспективах и способах мышления и чувстве городских представлений, а не физического города. Триада перестраивается в трех моделях для «восприятия реальности», так что либо одна из трех точек доступа модели будет доминировать в любой момент времени. Таким образом, чтобы продемонстрировать логические основы моего аргумента, визуальные образы становятся необходимыми.

В свою очередь эти образы становятся мнимыми сами по себе. Это происходит, когда событие, объект или история не существует в эмпирической реальности, но воображается коллективностью, которая воспринимает эти вещи как действительно существующие и вызывает жест гражданства. Это самые вызывающие воспоминания и менее эмпирически проверяемые ситуации, которые, скорее всего, будут отмечены извержением городских фантомов.

  1. Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
  2. Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия происходит следующим образом:

  • Императивное общение. Это желание подчинить, установить контроль, использовать различного рода манипуляции. Это незавуалированное желание принудить. Такой вид общения иногда оправдан, например, уставные отношения, экстремальные ситуации.
  • При наличии скрытых мотивов при перцепции наступает очередь манипуляции, задача которой скрыть истинные причины, подменить их при необходимости, и также добиться контроля и над человеком, и над ситуацией. Партнер по общению воспринимается только как средство достижения цели. В целом манипулятора характеризует жестокость, апатия, потеря интереса к жизни. Профессия преподавателя отчасти манипулятивна, поскольку педагогу необходимо замотивировать, преподать урок как можно более интересно. Такая установка может пагубно повлиять на межличностной перцепции педагога и других людей.
  • Диалог. Диалог и есть реальное равноправное взаимодействие с социумом при помощи восприятия, это фиксация на другом человеке, на его интересах.

Анализ общения и взаимодействие с социумом при помощи восприятия разнообразно и многофункционально

Оно важно для каждого человека и общества в целом. Структура такого взаимодействия не заканчивается на перцепции, это еще коммуникация и интерактивность

Перцепция – это познание друг друга, установление межличностных отношений, обмен эмоциями и идеями, которую можно назвать обратной связью.

Понятие перцепции – это целый процесс в психологии, посредством которого стоит обратить внимание на некоторые стимулы в нашей среде, а не на другие

Поскольку невозможно уделить внимание всем стимулам, которые преподносит мозг, разум обладает удивительной бессознательной способностью выбирать, что важно, а что нет

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос

Функции социальной перцепции

Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).

В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.

Кратко об основных функциях перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо. Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.

    Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.

Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.

Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).

Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.

Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.

Определение, плюсы и минусы

Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Виды и уровни

Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:

  • осязания;
  • слуха;
  • зрения.

Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.

Зрительная

Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.

Слуховая

Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.

Осязательная

Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.

Социальная

Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Методика развития

Перцептивные навыки можно улучшать в течение всей жизни. Желательно формировать их в детском возрасте, это задача родителей.

Достаточно предоставлять малышу свободу общения и не ограничивать ее участниками определенной группы

С взрослыми людьми сложнее, но даже для них есть выход – специальная методика. Понятие социальной перцепции рассматривается в психологии и философии. Навыки создания правильного впечатления нужны менеджерам и учителям, в повседневной жизни они также пригодятся.

Дейл Карнеги давал краткие рекомендации, как вести себя и заводить знакомства. Среди них – искренняя улыбка, приветливость и доброжелательность

Всегда нужно проявлять интерес к собеседнику и говорить о том, что важно для него

Специфика развития любого навыка заключается в практическом применении. Мало накапливать теоретические знания, их нужно реализовывать. С опытом человек лучше разбирается в невербальных сигналах.

Разновидности перцепции

Перцепция является одним из необходимых инструментов, способствующих социализации и адаптации индивида. Через восприятие мы строим отношения с другими людьми, формулируем отношение к ним и оцениваем их характерные черты. О чужих эмоциях и чувствах мы судим по внешнему виду человека, особенностям словесного и невербального общения. На основе полученной информации делаем выводы о личности и ее отношении к нам. Однако эти выводы, как правило, субъективны и зависят от множества ситуативных факторов.

Чтобы лучше разобраться со значением понятия, следует выделить его основные разновидности. Традиционно перцепция подразделяется на следующие типы:

  • восприятие человеком;
  • восприятие группой.

Восприятие человеком

В данной форме субъектом восприятия выступает определенный индивид. Сущность этого вида состоит в процессе когнитивного познания другого человека или группы людей на основе их внутренних и внешних качеств. Оно может проявляться в следующих формах:

  • восприятие другого индивида из своей группы;
  • индивида из чужой группы;
  • восприятие своей группы;
  • чужой группы.

Кроме того, важную роль в процессе межличностного восприятия играют представления индивида о самом себе.

В течение жизни человек формирует свою «я-концепцию», отражающую особенности его самовосприятия. Знание о самом себе помогает лучше понимать и анализировать мотивы и поступки других людей. С другой стороны, чем глубже индивид познает остальных, тем лучше осознает собственную идентичность. Этому способствует неосознанное или сознательное сравнение себя с другими.

Восприятие группой

В качестве субъектов выступает группа, которая может воспринимать:

  • другого индивида из своей группы;
  • другого индивида из чужой группы;
  • свою группу в целом;
  • чужую группу.

Индивидуальные представления людей друг о друге опираются на групповые оценки личности, доминирующие в социальном коллективе и формирующие общественное мнение. Нередко групповой перцепции присуще искаженное восприятие индивидов, которые принадлежат к чужим группам. Согласно многочисленным научным экспериментам, члены одной группы склонны определять себя дружелюбнее, достойнее и сильнее участников другого коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector