Биогенетический закон геккеля

Применение биогенетического закона в педагогике

Последователи концепции Геккеля адаптировали идею и к решению проблем педагогики.

Так, в течение определённого периода в обучении господствовало требование, согласно которому ребёнок должен был изживать архаичные поведенческие формы и пути мышления. Так, подверглись остракизму низшие (животные) инстинкты, от которых нужно было избавляться во время игры.

Холлу, предложившему идею отсечения инстинктов, возражал К. Гроос. По утверждению учёного, проводившего исследования игр людей и животных, биологическая сущность игры состоит не в том, чтобы изжить архаичные модели поведения. Её задача — сформировать навыки, которые станут базисом для функционирования в будущем.

Чтобы обосновать биогенетический закон, психология и педагогика пытались соотнести факты детского развития с информацией, полученной в этнографических и археологических исследованиях.

Например, сопоставлялось мышление ребёнка и так называемая дологическая умственная деятельность первобытных племён. Сравнивали и детские рисунки с наскальными изображениями. Последняя параллель легла в основу принципов иллюстрирования литературы для детей. В детских книгах и наглядных пособиях начали появляться примитивные формалистические тенденции.

Разработка теорий, согласно которым психическое развитие ребёнка рассматривается через призму эволюции, способствовало тому, что психологи и педагоги накопили значительную фактическую базу, связанную с этим вопросом. Изучались атавизмы, параллели эволюционного и культурно-исторического характера.

Однако в обосновании такого подхода преобладали умозрительные заключения. Строго научных методов не хватало, чтобы обеспечить достаточную доказательную базу справедливости данной теории.

Психическое развитие и здоровье человека во многом зависит от самого человека. Необходимо вовремя избавляться от токсичных мыслей и негативных эмоций, чтобы психика была в порядке. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Теория Штерна

Учёный утверждал, что детство поделено на шесть фаз. Эти периоды отражают эпохи человеческой эволюции.

От рождения до шести месяцев ребёнок приравнивается к низшим млекопитающим. В его функционировании преобладают рефлексы, простейшие психические надстройки.

В период до года он переходит в фазу онтогенеза высших млекопитающих. Уже развились такие важные аспекты деятельности, как подражание и хватание.

Только с тринадцатого месяца начинается непосредственно человеческое развитие, соответствующее историческим вехам:

  • от двух до семи лет — сказки, игры. Эту фазу учёный отождествляет с первобытными временами;
  • 7-10 лет — античность;
  • средняя школа — христианство;
  • этап полового созревания, в котором проведена параллель с современностью.

Штерн же предложил концепцию развития, выбрав в качестве критерия способы добычи пропитания. Так, возраст до 5 лет характеризуется тягой к собирательству. Этап до 12 — охота. Пастушество знаменуется верхней границей в 14 лет. 16 годам соответствует земледелие. До 20 — промышленность и торговля.

История создания

Фактически «биогенетический закон» был создан ещё задолго до возникновения дарвинизма.

Немецкий анатом и эмбриолог Мартин Ратке (1793—1860) в 1825 г. описал жаберные щели и дуги у эмбрионов млекопитающих и птиц — один из наиболее ярких примеров рекапитуляции.

В 1824—1826 г.г. Этьен Серра сформулировал «закон параллелизма Меккеля-Серра»: каждый организм в своем эмбриональном развитии повторяет взрослые формы более примитивных животных.

В 1828 г.Карл Максимович Бэр, основываясь на данных Ратке и на результатах собственных исследований развития позвоночных, сформулировал закон зародышевого сходства:«Эмбрионы последовательно переходят в своем развитии от общих признаков типа ко все более специальным признакам. Позднее всего развиваются признаки, указывающие на принадлежность эмбриона к определенному роду, виду, и, наконец, развитие завершается появлением характерных особенностей данной особи». Бэр не придавал этому «закону» эволюционного смысла (он до конца жизни так и не принял эволюционного учения Дарвина), однако позднее этот закон стал рассматриваться как «эмбриологическое доказательство эволюции» (см. Макроэволюция) и свидетельство происхождения животных одного типа от общего предка.

Развил биологический закон на основе своих исследований развития ракообразных работавший в Бразилии немецкий зоолог Фриц Мюллер. В своей книге «За Дарвина» (Fur Darwin), изданной в 1864 г, он выделяет курсивом мысль: «историческое развитие вида будет отражаться в истории его индивидуального развития».

Краткая афористичная формулировка этого закона была дана немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в 1866 г. Краткая формулировка закона звучит следующим образом: Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза (во многих переводах — «Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза»).

Теория созревания А.Гезелла

А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.

А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

  • от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития;
  • от 1 года до 3 лет – средний;
  • от 3 до 18 лет – низкий темп развития.

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

Связь биогенетического закона с дарвинизмом

Биогенетический закон часто рассматривается как подтверждение дарвиновской теории эволюции, хотя он вовсе не следует из классического эволюционного учения.

Например, если вид А3 возник путём эволюции из более древнего вида А1 через ряд переходных форм (A1 =>А2 => A3), то, в соответствии с биогенетическим законом (в его модифицированном варианте), возможен и обратный процесс, при котором вид А3 превращается в А2 путем укорочения развития и выпадения его конечных стадий (неотения или педогенез).

Дарвинизм и синтетическая теория эволюции, напротив, отрицают возможность полного возврата к предковым формам (Закон необратимости эволюции Долло). Причиной этого, в частности, являются перестройки эмбрионального развития на его ранних стадиях (архаллаксисы по А. Н. Северцову), при которых генетические программы развития меняются настолько существенно. что их полное восстановление в ходе дальнейшей эволюции становится практически невероятным.

Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерн

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовное развитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков – направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Гештальт (Gestalt) – немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие “целостность”.

Теория рекапитуляции Г.С.Холла

Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).

  1. От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.
  2. От 5 лет до 11 лет – стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних и стремление делать многие вещи тайком.
  3. От 8 лет до 12 лет – «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
  4. От 11 лет до 15 лет – «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.
  5. От 14 лет до 20 лет – стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.

Энциклопедический словарьюного биолога

Биогенетический закон

Биогенетический закон, связывающий
индивидуальное развитие организма (онтогенез)
и его эволюцию (филогенез), имеет длинную
историю. Еще в 1828 г.
ученый-естествоиспытатель /С М. Бэр подметил, что при развитии
организма признаки, общие для типа, класса,
отряда, возникают раньше признаков,
характеризующих семейство и род, позднее всех
возникают видовые признаки. Зародыши высших
форм (птиц и млекопитающих) похожи на
зародышей рыб и земноводных.

Ч. Дарвин считал это сходство одним из
важнейших доказательств эволюции. В 1864 г.
немецкий зоолог Ф. Мюллер пришел к
выводу, что новые признаки в развитии
организма возникают в результате изменения пути
развития, свойственного предкам. Немецкий
биолог Э. Геккель в 1866 г. сформулировал
эту закономерность так: онтогенез есть
краткое и быстрое повторение филогенеза,
каждый организм в индивидуальном развитии
повторяет стадии развития предков. Например,
паразитирующее в тканях крабов
ракообразное саккулина начинает свое развитие с
личинки (науплиус), очень похожей на личинку
многих низших раков; затем она становится
похожей на ракушковых рачков (циприсовидная
личинка). Взрослая саккулина совсем не
похожа на ракообразное — это внутритканевый
мешкообразный паразит с корневидными
отростками, но изучение стадий развития
позволяет восстановить ее историю. Геккель
выдвинул гипотезу, что все многоклеточные
животные имели предка, похожего на стадию раз-
вития яйцеклетки — бластулу (шарик из
одного слоя клеток). Однако онтогенез не так
уж точно повторяет филогенез. Геккель
несколько переоценил возможности
эмбриологии.

Впоследствии советский ученый академик
А. И. Северцов создал учение о филэмбрио-
генезах — эволюционных изменениях хода
индивидуального развития. Согласно его учению,
эти изменения делятся на три категории: 1)
анаболия (надставка) — меняются лишь
конечные стадии развития. Встречается наиболее
часто, и именно в этом случае применим
биогенетический закон; 2) девиация
(отклонение) — в онтогенезе происходит
перестройка зачатков органов на средних стадиях
развития, уже бывших у предков. Девиация
встречается реже; 3) архаллаксис — редкая
перестройка пути индивидуального развития с
самого начала. Например, у ящерицеподобных
предков змей было лишь 30—35 позвонков,
как у современных ящериц, а у зародышей змей
их закладывается до 500 и более.

Генетика развития позволяет внести ясность
в современное понимание роли
биогенетического закона. Так как онтогенез повторяется
в каждом новом поколении, то филогенез
можно представить как ряд последовательных он-
тогенезов, прошедших испытание отбором (см.
Естественный отбор).

Ранние стадии онтогенеза более
сходны у самых разных организмов, чем поздние. Чем
ближе родство сравниваемых
организмов, тем дольше можно проследить это сходство.
Легко убедиться, как близки
ранние стадии развития самых
разнообразных млекопитающих — от ехидны до человека — и как сильно
разчаются взрослые организмы!

На протяжении каждого поколения
возникают и накапливаются мутации. Чем раньше
мутация проявится в фенотипе, тем резче
организм отклонится от зародышевого пути
предков, и весьма вероятно, что это отклонение
будет уродливым и отсеется естественным
отбором. Ведь, например, в процессе развития
млекопитающих из одной клетки получается
около миллиона миллиардов клеток, и
изменение затронет все клетки, ткани и органы.
Наоборот, позднее проявление мутации лишь
незначительно изменит фенотип, и, возможно, в
лучшую сторону.

Поэтому-то анаболии встречаются чаще
девиаций, а архаллаксис — реже всего.
Поясним это таким примером. При запуске кос-
мической ракеты на Венеру ничтожная
ошибка на старте уведет ее на тысячи километров
от цели, а в конце полета малые отклонения
не играют роли. Поэтому в онтогенезе
начальные стадии развития должны быть
консервативнее конечных, походить на
соответствующие стадии развития предков. Однако
повторение предковых стадий наблюдается не для
всего организма в целом, а лишь для
отдельных органов и структур. В этом смысл
биогенетического закона в современном
понимании.

Критика

Биогенетический закон в том виде, в котором его сформулировал Эрнст Геккель, подвергся жесткой критике со стороны исследователей. Большинство ученых сочли доводы коллеги недоказуемыми. Еще в конце 19-го века, когда исследователи захотели узнать, в чем суть биогенетического закона, они обнаружили некоторые противоречия и несоответствия истине. Из наблюдений и экспериментов стало ясно, что онтогенез не полностью, а только отчасти повторяет этапы филогенеза. Примером этого является явление неотении – сокращение онтогенеза и выпадение его отдельных стадий. Неотения характерна для личинок амбистом – аксолотлей, которые из-за индивидуальных гормональных особенностей достигают половой зрелости на стадии личинки.

Понятие, обратное неотении, — анаболия, — определяется как удлинение онтогенеза, появление дополнительных стадий в развитии организма. При такой форме онтогенеза зародыш действительно проходит те же стадии развития, что и его взрослые предки. Однако при анаболии не исключена возможность того, что на поздней стадии развития онтогенез не пойдет другим путем и организм не приобретет определенные отличия от взрослых особей его же вида. То есть, полное повторение всех этапов развития предков того же вида невозможно, так как онтогенез организма происходит под влиянием различных факторов (воздействие окружающей среды, спонтанные мутации в геноме), а не только за счет реализации генетического материала.

Российский биолог А. Северцов ввел термин архаллаксис – такое изменение онтогенеза, при котором самые ранние стадии развития организма отличаются от филогенеза его предков. Очевидно, что рекапитуляция (повторение) признаков, свойственных взрослым особям этого же вида, невозможно, и организм приобретает новые, ранее не свойственные его виду признаки.

Формулировка закона, его значение

Помимо основной формулировки, в курсе биологии рассматриваются и обстоятельства появления предпосылок к открытию, а также фамилии ученых, приложивших руку к этому значительному открытию. Данные темы также могут включаться в список вопросов в ЕГЭ.

История открытия

Необходимо понимать, что закону предшествовала долгая череда исследований. По этой причине, помимо самих учёных, непосредственно сформулировавших правило, необходимо показать, какие ещё учёные косвенно участвовали в этом. Предпосылками для формулировки закона стали следующие исследовательские работы:

  1. Работа немецкого учёного Мартина Ратке, в которой он на примере своих исследований указал на наличие жаберных щелей не только у рыб, но и у зародышей птиц и млекопитающих.
  2. Сформулированная на основе наблюдений Этьеном Серрой теория о том, что зародыши эволюционно более высокоорганизованных организмов в своём эмбриональном развитии повторяют черты взрослых особей более примитивных организмов.
  3. Исследования Карла Максимовича Бера с его выводом о том, что эмбрионы позвоночных в своём развитии, имея общие формы, постепенно приобретают более специализированные частные признаки.
  4. Чарльз Дарвин заметил в своём главном труде «Происхождение видов», что зародыши позвоночных в течение своего становления имеют некий образ общего прародителя.

Авторами чётко сформулированного закона считаются Фриц Миллер и Эрнст Геккель. Миллер вёл свои исследования в 1864 году, предварительно ознакомившись с теориями, выдвигаемыми до этого другими учёными. В своём труде под названием «За Дарвина» он впервые написал, что в течение своего индивидуального развития организмы проходят этапы исторического развития. Через два года Геккель, введя такие понятия как «онтогенез» (означающее индивидуальное развитие) и «филогенез» (историческое развитие), привёл окончательную и наиболее краткую формулировку, которая гласит, что онтогенез является быстрым повторением филогенеза.

Такое определение показывает, что на основании индивидуального развития одного организма можно выявить, как происходило историческое развитие. Э. Геккель предложил в изучении филогенеза использовать метод тройного параллелизма, в котором используются данные из исследований по палеонтологии, эмбриологии и сравнительной анатомии.

Факты «за» и «против»

В дальнейшем учёными из более поздних времён было установлено, что не все органы проходят одинаковые стадии (прохождение одинаковых этапов было названо Геккелем рекапитуляцией), однако, есть достаточное количество органов и структур, которые всё-таки подчиняются биогенетическому закону.

В настоящее время теория Геккеля и Мюллера считается основной в эволюционном учении. При помощи современных технологий стало возможным более детальное изучение эмбрионов. Несмотря на некоторые различия, например, неотении (достижении половозрелости и окончания онтогенеза на ранних этапах развития), наблюдается достаточно много общих черт для того, чтобы считать биогенетический закон действительным. Та же неотения наблюдается лишь у наиболее примитивных животных (членистоногих, червей, земноводных), а также у растений.

Одним из фактов в защиту закона можно считать, например, зародыш курицы, который на определённых стадиях имеет одинаковые передние и задние лапки, а также не имеет сформированных перьев, что ставит его в положение, больше близкое к пресмыкающимся, чем к птицам.

В пользу эволюционной теории говорит множество других факторов, наблюдаемых на практике. Помимо общих черт при развитии, доказательством могут служить:

  • атавизмы, например, наличие хвоста, многососковость, повышенная волосатость, перепонки между пальцами, ушные мышцы;
  • наличие рудиментарных органов, например, полулунная складка глаза (рудимент третьего века), аппендикс (хорошо развитый у жвачных животных), наличие в копчике хвостовых позвонков.

И как известно, полезные мутации эволюционно закрепляются, что означает, что у зародышей разных видов отличия могут проявляться на разных этапах развития.

История

Первым наличие некоторой связи между развитием эмбриона и вида предположил русский естествоиспытатель немецкого происхождения Карл Максимович Бэр (1792—1876). Однажды рассматривая заспиртованные зародыши позвоночных, помещённые в сосуды без этикеток, он не смог точно установить, к какому классу животных они относятся. Характерно, что Бэр полагал, что «обнаружил божественный план, по которому развиваются все организмы в такой группе, как позвоночные». Десятилетия спустя единомышленник Чарльза Дарвина Эрнст Геккель осознавая недостаток доказательств, который испытывала дарвиновская эволюционная теория, переработав гипотезу Бэра и отбросив современные ему иллюстрации из научных монографий, нарисовал свои собственные, отретушированные, каковыми и снабдил вышедшую в 1868 году книгу «Естественная история творения».

В среде специалистов публикация этой книги была встречена насмешками и возмущением по поводу некомпетентности автора в эмбриологии. Геккелю, как жителю Иены (родины наиболее точных оптических приборов) предлагалось купить очки в родном городе, чтобы убедиться, что никакого хвоста и . Ученый совет университета Иены официально признал идею Геккеля несостоятельной, а самого автора виновным в научном мошенничестве, и тот был вынужден уйти в отставку.

Дарвин однако объявил закон Геккеля главным доказательством своей теории, а авторитет его был достаточно высок, чтобы придать рисункам Геккеля научный вес. С тех пор вплоть до XXI века они уверенно прописались в школьных учебниках. Лишь в последнее время, под влиянием фактов, в литературе эволюционистов появляются скромные критические оговорки, наподобие такой: «Старые взгляды на то, что зародыш человека во время раннего развития проходит через стадии рыб, земноводных и рептилий, являются чересчур упрощённым толкованием сложной эмбриологии высших животных»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector