Психогенетика

История близнецовых исследований в России

Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.

Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков)

Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В

Игнатьев).

При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.

Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.

Близнецовый Метод

Близнецовый Метод(англ. twin studies) – один из основных типов исследований в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м. след.

: 1) существует 2 типа близнецов – монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м.

является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б. м.

необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и по-пуляционным методами (см. Психогенетика).

Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия “среда” и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.

)Близнецовый метод`Медицинская эциклопедия`

Близнецовый метод в антропогенетике и медицинской генетике — метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно.1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг

Близнецовый Метод`Педагогический словарь`

метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875.

Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.

При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследств, влияний на изменчивость изучаемого признака. Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр.

Совет

науке используются методы разлучённых монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, в…

Близнецовый Метод`Медицинский словарь`

в антропогенетике и медицинской генетике – метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно.

Близнецовый метод`Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь`twin method – близнецовый метод.

Oбщее название методов исследования генетических закономерностей на близнецах: определение пенетрантности гена, выявление влияния внешних условий (в частности, лекарственных препаратов) на экспрессию генов при a priori известных генотипах близнецов и т.п.; совокупность Б.м. лежит в основе самостоятельной дисциплины – гемеллологии.

Преимущества метода близнецов

Исследования с привлечением близнецовых пар дают возможность получить ответы на вопросы, касающиеся разных аспектов формирования психики, интеллекта, межличностного взаимодействия.

Близнецовый метод применяется в разных отраслях психологической науки — онтопсихологии, криминальной и медицинской психологии, других.  Применим метод также в близких к психологии науках:

  • медицине;
  • генетике;
  • педагогике;
  • физиологии;
  • биологии.

Близнецовый метод дает возможность выявить основные отличия между участниками пары, а также определить основные факторы, способствующие их личностному развитию.

Применение способа

Введение метода подобия позволяет ввести характер зиготности с довольно высокой степенью достоверности. На практике определение яйцеклетки с помощью метода сходства выполняется в том случае, когда близнецы являются однополыми. В отличие от обычных пар, как правило, каждый раз результат двусмысленный, и его нужно верно установить.

Исключение составляют те исключительные случаи, когда из идентичных пар делают анализ на половых хромосомах. Если недостаток недоступен, это правило не содержит исключений. Если близнецы однополые, тогда у них есть все шансы быть односторонними и двусторонними. Идентичность по нескольким симптомам, выбранным исследователем, говорит в пользу их идентичности. Наличие различий в характерах позволяет представлять вывод, что на самом деле близнецы считаются би-идентичными.

Вероятность того, что идентичные будут одинаковы в той же степени, как и у похожих, очень мала. Абсолютное совпадение идентичных близнецов по 8 изученным симптомам вполне вероятно примерно у 1 из 480 000. Если число совпадающих симптомов больше, то, конечно, вероятность идеальной однородности для идентичных ещё меньше.

Особенности

Фактор среды развития

Исследование в традиционном случае основано на утверждении, что среда влияет на оба вида близнецовых пар одинаково. Поэтому их качества определяются преимущественно генетикой.

Позднее появились работы другого характера, в которых такая точка зрения (об одинаковом влиянии среды на моно- и дизиготных близнецов) ставилась под сомнение. В них утверждается, что у монозиготных пар близнецов влияние среды более схоже, чем у дизиготных.

Исследования продолжаются в двух направлениях:

  1. Одни ученые учитывают индивидуальные факторы влияния внешней среды и внутрипарной на каждого из близнецов.
  2. Другие не учитывают своеобразие среды у разных видов близнецовых пар и исследуют их только с точки зрения генетики (ее преобладающего влияния). То есть в случае, когда их тесты или опросники показывают, что какой-то признак больше свойствен монозиготной паре, они делают вывод, что пара его унаследовала генетически.

Сторонники своеобразия сред основываются на различиях в пренатальном и постнатальном периодах развития моно- и дизиготных близнецов. 

В пренатальном периоде развития

Определение

Пренатальное развитие — это внутриутробное развитие плода с момента зачатия до рождения.

На этом этапе уже выявляются некоторые различия в развитии представителей пары близнецов. Но одни ученые считают этот факт оказывающим влияние на последующее развития разных качеств личности этих близнецов: эти различия не генетические, но влияют. А другие считают, что влияние это незначительное, и вовсе его не учитывают. Считают, что незначительные различия в пренатальном периоде не искажают картины наследуемых психологических признаков. 

В постнатальном периоде развития

Определение

Постнатальное развитие — период от момента рождения до смерти.

О том, как сильно влияет на становление черт личности испытуемых разница в их постнатальном развитии, ученые спорят намного сильнее. Можно сказать, что они учитывают только постнатальный период. Потому что в это время сильно влияние родителей и общества, а также взаимоотношений между самими близнецами в паре. Все эти факторы либо явно усиливают сходство между партнерами-близнецами, либо их различия в развитии. 

В целом, монозиготных близнецов окружающие в большей степени воспринимают как одно целое, отмечая больше их сходства. Родители тонко подмечают различия и настраивают каждого на ту или иную роль в паре, которую ребенок и привыкает исполнять.

У дизиготных другая ситуация — постоянно подчеркиваются их различия и родными, и посторонними людьми. Вплоть до духа соперничества. К тому же исследования показали, что родители обращаются с монозиготными детьми более схоже, чем с дизиготными. Это доказывает, что среда влияет по-разному на разные типы пары близнецов.

Фактор отсутствия различий у испытуемых

Близнецовый метод предполагает рассмотрение пары близнецов на предмет наличия изучаемого признака. Он будет либо выявлен у обоих представителей пары, либо только у одного. 

  1. В первом случае (признак выявлен у обоих близнецов) эта пара называется конкордантная. То есть полное сходство.
  2. Если признак выявляется только у одного из близнецов пары, то она дискордантная (присутствуют различия).

Когда в сопоставлении участвуют и дизиготные пары, и монозиготные, выявляется степень их конкордантности, то есть схожести. На основании этого выявляется коэффициент схожести, который дает возможность сделать вывод, насколько на изучаемый признак влияет наследственность. При этом учитывается, что схожесть монозиготных близнецов заведомо выше именно по причине их большей генетической схожести.

Если различий в проявлении признака между моно- и дизиготными близнецами не обнаруживается, то считается, что этот признак определяется в основном факторами внешней среды, а не наследственными.

Если неверно будет выявлена зиготность близнецовых пар или неверно учтено влияние среды, тогда результаты изучения не смогут отразить, насколько по-настоящему тот или иной признак определяется генетикой. А значит, не будет помогать в решении важнейших вопросов, касающихся человеческого организма и психики.

Суть близнецового метода психогенетических исследований

Первая попытка использовать близнецов для решения проблемы «природы и воспитания», как уже упоминалось, принадлежит Ф. Галтону, который интуитивно предвидел, что стало научной правдой и серьезным методом исследования всего лишь несколько десятилетий спустя.

Страсть к близнецам была достаточно характерным явлением в науке в конце XIX — начале XX веков. Изучение их биологии, патологии, происхождения и т.д. В работах близнецов мы находим много известных психологов того времени, например, Э. Торндайк изучала 15 пар близнецов и их одноклеточных братьев и сестер в серии тестов, включавших арифметику, лексику и т.д., корреляции близнецов по этим тестам варьировались от 0,3 до 0,4, а близнецов — от 0,71 до 0,90.результаты исследования позволили Торндайку сделать вывод о том, что наследственность играет ярко выраженную роль в психологических характеристиках. Однако в этом случае группа близнецов, как правило, сравнивается с группой синглонов, т.е. метод близнецов в его нынешнем виде еще не сформировался.

Современный метод близнецов заключается в следующем. Существует два типа близнецов — однояйцевые (MH) и двуяйцевые (DZ). Монозиготные близнецы развиваются из одиночной яйцеклетки, оплодотворенной единичным сперматозоидом, то есть из зиготы. Обычно у человека зигота развивает зародыш, но почему-то до сих пор наука не совсем ясна (вернее, они явно множественные), иногда на ранних стадиях деления зигота порождает две эмбриональные структуры, которые затем развивают два полных человеческих тела. В этом случае законы деления зиготы таковы, что каждый эмбрион получает ровно половину родительских генов;

Близнецы МХ — единственные люди на Земле с одинаковым набором генов. Брачные близнецы — это, генетически говоря, братья и сестры. Они развиваются из двух оплодотворенных яйцеклеток, т.е. из двух зигот; единственное отличие от нормальной нормы — одновременное развитие и рождение двух детей, а не одного. Пары ДЗ, как и близнецы, имеют в среднем 50% генов, и хотя это число может варьироваться в широких пределах, подавляющее большинство пар ДЗ имеют 45-55% из них.

Ограничения метода близнецов связаны с двумя наборами факторов: пренатальным и постнатальным. Первые — пренатальные — факторы следующие. В зависимости от того, насколько рано в зиготе началось деление на две эмбриональные структуры, близнецы MH могут иметь различные комбинации мембран: отдельный амнион, но один хорион; обе оболочки могут быть раздельными и т.д. В некоторых случаях, а именно, когда близнец МН развивается в «наборе» мембран, может возникнуть ситуация, при которой один близнец лучше других отдувается. Это приводит к большей зрелости и увеличению веса при рождении, а затем — к лучшему развитию этого близнеца в первый период онтогенеза.

Этот метод представляет собой исследование закономерностей наследования признаков в парах идентичных и братских близнецов. Он был предложен Галтоном в 1875 году, первоначально для оценки роли наследственности и окружающей среды в развитии психических качеств человека. В настоящее время этот метод широко используется при изучении наследственности и изменчивости человека для определения относительной роли наследственности и окружающей среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических. Он раскрывает наследственную природу черты, определяет проникновение аллеля и оценивает эффективность некоторых внешних факторов (лекарства, тренировка, образование) на организм.

Суть метода заключается в сравнении экспрессии признака в различных группах близнецов с учетом сходства или различия их генотипов. Идентичные близнецы, которые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, генетически идентичны, так как имеют 100% общие гены. Поэтому среди однояйцевых близнецов наблюдается высокий процент совпадающих пар, в которых признак встречается у обоих близнецов. Сравнение идентичных близнецов, выращенных в разных условиях постэмбрионального периода, позволяет выявить черты, в формировании которых значительную роль играют факторы окружающей среды. В соответствии с этими характеристиками между близнецами наблюдаются расхождения, то есть различия. Напротив, сохранение сходства между близнецами, несмотря на различия в условиях их существования, указывает на наследственную обусловленность черты.

Диагностика зиготности

При отборе участников исследований проводится обязательная диагностика зиготности. Она требует знания о числе плацент, необходимо сравнение близнецов по признаку внешнего сходства и внутренних маркеров — группы крови, генетического набора, который определяет анализ ДНК.

Когда дети рождаются в отдельных плацентах, которые связывают их с матерью, речь идет о дизиготном родстве. В период внутриутробного развития плоды обернуты двумя оболочками — амнионом (внутренней) и хорионом (внешней).

Ситуация с монозиготными близнецами может отличаться. У них развиваются отдельные плаценты и хорионы либо общий хорион. Если оба плода развиваются в общем хорионе, то у них полное генетическое сходство.

Диагностика зиготности определяет степень различий. Если генетические анализы показывают различие между участниками пары, то речь идет о зиготности.

Гомозиготность — это вероятностный диагноз. Он определяется по результатам нескольких анализов — чем больше совпадений они выявляют, тем вероятнее факт гомозиготности.

Близнецовый метод: варианты наблюдения за близнецами

Исследователи используют различные вариации близнецовых исследований. Выбор конкретного способа специалисты делают, ориентируясь на особенности, которые планируют изучить.

Методики наблюдения за близнецами отличаются по степени достоверности, условиям проведения, поэтому степень точности результатов тоже бывает разной. Но, даже при том, что результаты исследований не всегда можно сравнивать, использование близнецового метода остается приоритетом, когда идет речь об изучении влияния средовых факторов.

Классический

Применение классической методики предполагает сравнение результатов наблюдения за одно- и разнояйцевыми близнецами. В основе классической методики — сопоставление внутрипарных различий в поведении, которые отслеживаются в течение многих лет (лонгитюдное исследование).

Такой тип эксперимента дает возможность выявить значимые факторы среды и наследственности в развитии исследуемых.

Контрольный близнец

Эту методику используют с целью выявить ведущие факторы среды, которые влияют на формирование конкретного психологического признака. Целесообразно применение методики только в случае, когда доказано абсолютное генетическое сходство двух монозиготных близнецов. Пару разделяют, одного из участников помещают в экспериментальную группу, а другого — в контрольную. По завершении эксперимента, выявляют отличия (только достоверные), полученные при воздействии участников экспериментальной группы, сравнивают их с такими же параметрами, полученными в контрольной группе.

Читать далее: Проблемы общения

Если одинаковые параметры найдены в обеих группах, результат исследования достоверный.

Разлучение близнецов

Эта методика — самая жестокая. Для исследования близнецов (одно — и двуяйцевых) разлучают вскоре после рождения. Они часто не догадываются, что имеют брата или сестру. У детей имеется генетическая схожесть, но условия, в которых они развиваются, могут быть диаметрально разными.

Случаи разлучения близнецов ради исследования очень малочисленны, у ученых недостаточно возможностей, чтобы контролировать побочное влияние. Из-за этого считается, что такой метод не является достаточно достоверным. Сегодня его практически не используют из-за этических соображений.

Близнецовые семьи

Эта методика — комбинация семейного и близнецового исследования. Применяют ее, когда необходимо изучить, как влияют наследственные факторы на возникновение психических расстройств.

Объектом близнецового семейного исследования становятся дети, внуки взрослых близнецов. Метод дает возможность также определить степень влияния материнской и отцовской генетики на психологическое развитие детей, не являющихся близнецами.

Одиночный

Методика предполагает наблюдение за одним выжившим близнецом из пары. Применяется такой вид исследования с целью определить роль внутриутробного развития на последующую жизнь, особенности личностного развития человека.

Исследование проводится через наблюдение и дает возможность оценить влияние других факторов. Обычно метод одиночного близнеца применяют вместе с исследованием классического типа.

Источники смешения влияния переменных

Распространенный источник ошибок при применении метода — отсутствие поправок на среду. Путем исследований было выявлено, что родители не одинаково относятся к каждому представителю пары при условии явных внешних отличий.

Монозиготные близнецы внешне идентичны, поэтому вызывают у родителей схожие эмоции и, следовательно, отношение.

А в случае с дизиготной парой родители воспитывают детей по-разному, так как замечают и реагируют на внешние отличия.

Этот фактор может искажать результаты исследования.

Неточности могут возникнуть и по причине ошибочного определения уровня генетического сходства.

В таком случае исследователь сделает неправильный вывод по итогу, так как изначально будет располагать ложной информацией.

Метод частично разлученных близнецов.

Этот метод
состоит в сравнении
внутрипарного
сходства МЗ
и ДЗ близнецов,
живущих какое-то
время врозь.

В этих
исследованиях
также можно
определить
в какой степени
справедлив
постулат о
равенстве сред
МЗ и ДЗ близнецов.
Так, если МЗ
близнецы живущие
отдельно становятся
все менее схожи
друг с другом
по некой психологической
характеристике,
а ДЗ близнецы,
живущие врозь,
не отличаются
по внутрипарному
сходству от
вместе живущих
ДЗ близнецов,
то можно сделать
вывод, что средовые
условия МЗ и
ДЗ неравноценны,
а выводы о
наследуемости
изучаемой
характеристики
завышают показатель
наследуемости
этой характеристики.

Культурная уравниловка

Однако в обществе к однояйцевым сиблингам чаще всего относятся как к природным клонам с идентичным генетическим набором. Считается, что не только между монозиготными близнецами с одинаковой внешностью, но и между совершенно не похожими друг на друга двойняшками существует мистическая неразрывная связь.

Корни этого стереотипа уходят в древние мифы об Аполлоне и Артемиде, Геракле и Ификле, Ромуле и Реме. Тогда верили, что близнецы есть неделимое целое, они чувствуют друг друга на расстоянии и способны обмениваться мыслями чуть ли не телепатически. Божественные путы связывали даже извечных антагонистов, росших в одной утробе.

Особое отношение к близнецам сохраняется и в наши дни — вспомнить хотя бы фильмы о сестрах и братьях — пранкерах, одинаковые пуховики и шапки и едва различимые на слух имена Маша и Даша

Почти идентичные люди приковывают к себе всеобщее внимание, а их идеальным отношениям завидуют, ведь каждому хочется иметь рядом человека, который будет понимать его на сто процентов и останется с ним навсегда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector