Учение не мучение, или как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

Несколько приёмов изучения

Учить с ребёнком таблицу умножения можно с разными приёмами. Опираемся на тот факт, что в таком возрасте у большинства детей хорошо развита механическая память. Некоторые требует визуального восприятия такого, как зарисовки, видеосюжеты, эмоциональная стихотворная подача или игровые моменты. Предоставим суть нескольких их них.

Таблица Пифагора

Один из ответов на вопрос, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения, является таблица Пифагора. Есть столбики и строчки с числами от 0 до 9. Если пальчиком соединить строчку и столбик, в которых записаны множители, то получим число – результат умножения.

Несмотря на то, что на первый взгляд таблица кажется громоздкой, пугаться не стоит. Необходимо сразу пояснить своему ребёнку, что примеры на умножение в столбик очень легко запоминать. Основные простые правила:

  • По диагонали записаны самые простые и лёгкие произведения одинаковых чисел.
  • Последняя строчка и крайний столбец, содержит умножение на 10, при котором к множителю просто дописывают нолик.
  • Первый столбец и первая строчка показывает результат умножения на единицу, результатом которого является то же самое число.
  • Ребенку надо пояснить основной принцип пользования таблицей Пифагора, который заключается в нахождении числа. Результат располагается на пересечении столбца и строчки с необходимыми множителями.

Отметим ряд преимуществ изучения таблицы умножения в столбик по методу Пифагора:

  • дети с удовольствием образуют квадратики из горизонтальных и вертикальных линий, отыскивая правильный ответ;
  • при выполнении данных действий развивается логика математического мышления;
  • созерцание перед собой таблицы, а не просто записанных примеров, которые ему ни о чём не говорят, помогает более существенно понять изучаемый материал;
  • отсутствие посторонних знаков позволяет более результативно зрительно запомнить числа, записанные в таблице;
  • пользуясь методом на постоянной основе, допустим, находя ответы на вопросы, которые ему задают взрослые, ребёнок быстрее запоминает место расположения числа и само число, при этом он не воспроизводит в дальнейшем результаты, которых нет в таблице.

Важно! Чтобы процесс изучения умножения был результативным, необходимо поместить таблицу Пифагора на видном месте, и регулярно работать с малышом на нахождения правильных ответов.

Изучение по карточкам

Лёгкий способ запомнить таблицу умножения – использование специальных карточек. Данный процесс должен быть спланирован, и изучение проводится постепенно. Начать следует с изготовления двусторонних карточек. На одной стороне карточки записан пример на умножение, а с другой – ответ на данный пример.

Для начала с малышом изучают, к примеру, таблицу умножения на два. После первичного изучения, закрепляют материал с помощью карточек. Ребёнок берёт в руки карточки, которые разложены на столе примерами вниз, по одной, читает пример и называет результат решения.

Затем карточка переворачивается и проверяется правильность ответа. Если результат верный, то карточка откладывается в сторону. В том случае, если допущена ошибка, то карточка возвращается в общую кучку.

Преимуществом предложенного способа – это игровая форма изучения. Играя, всегда легче и проще запоминать. Кроме этого, у детишек развивается зрительная память, слуховая память и речь, так как необходимо прочитать вслух пример. Запоминается математическая терминология.

Процесс изучения лучше построить таким образом:

  1. Сначала изучаем таблицу на два, а затем закрепляем её посредством карточки.
  2. Далее изучается таблица на три. Затем карточки с данными примерами добавляются к кучке с ранее изученными. Закреплять необходимо уже примеры и на два, и на три.
  3. С увеличением запаса знаний, увеличивается количество карточек.

Таблица Пифагора вместо непонятных столбиков с цифрами

Привычная для учеников схема, опубликованная на тыльной обложке тетрадей в клеточку, пугает своим объемом — школьнику необходимо зазубрить сотню результатов. Если заменить картинку, тогда вместо них придется запомнить только 36.

Как лучше объяснять математический принцип, используя такой метод:

  1. Нарисуйте таблицу, указав в ней лишь множители.
  2. Совместно с малышом заполните клетки, оставшиеся пустыми.
  3. С большей частью решений удастся справится самому.
  4. Достаточно ему сказать, что необходимо сначала добавить к двойке еще одну, получив 4, а затем прибавлять дальше по 2.
  5. Аналогичное действие приемлемо и для остальных множителей.
  6. Укажите, что в умножении не имеет значение, какая цифра стоит первой.

Подскажите иные закономерности, не требующие, чтобы их заучивать: например, любое число, если его умножить на 1, остается таким же, если один из множителей 10, тогда достаточно к другому добавить 0.

После изучения этой схемы ребенку останется выучить лишь 36 примеров.

Объясните, что задача очень простая

Разбираясь, как ребенку легче запомнить таблицу умножения, вместе с ним умножьте 4 на 6. Затем предложите поменять местами цифры

Обратите его внимание, что итоговый результат не изменится. Это правило именуют свойством коммутативности

На детском языке оно звучит так: «меняя места множителей, результат сохраняется». Не требуется запоминать итог умножения 5×7, а затем 7×5. Простой итог: чтобы запомнить всю таблицу, нет надобности зубрить все действия — достаточно знать только половину. Остальные не придется дополнительно учить.

Как выучить таблицу умножения за 5 минут — 8 лайфхаков

  1. Используйте стишки и песни. Ну а если ребенок лучше анализирует данные глазами, обязательно купите ему плакат с таблицей и повесьте над письменным столом;
  2. Разберите с ребенком умножение на физическом уровне. Сделать это можно хоть с помощью конфет, хоть с помощью счетных палочек. Можно и немного почертить: покажите, что 2*4 эквивалентно двум рядам из четырех клеточек в его тетради и так далее;
  3. Изучайте таблицу постепенно, не перегружая мозг школьника. Например, разбейте изучение по разным группам чисел. В один день разберитесь с умножением на два, в другой — на три и по такому же принципу дальше;
  4. Задавайте вопросы. Например, покажите табличку ребенку и спросите: как думаешь, почему здесь так расположены цифры?» Ребенок посоображает и выдаст предположение. А вы его поправьте где нужно и предложите легкий способ запомнить нахождение чисел.
  5. Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка. Ребенок доволен — отлично, продолжаем дальше.Капризничает — он устал, дайте отдых. Не давите на него, не упрекайте за ошибки и не пытайтесь сравнивать его успехи с чужими вне игровой формы;
  6. Уделяйте достаточно времени и внимания повторению. Если будете заниматься с ребенком по 5 — 10 минут в день — этого в первое время достаточно. Затем увеличьте время до 10 — 15 минут. И наконец сделайте 3-4 занятия по 15 минут ежедневно, пока вся таблица не будет выучена.
  7. Следите за скоростью, с которой школьник вычисляет. Если он немного медлит в самом начале изучения таблицы умножения, это вполне естественное. Если он продолжает брать паузы перед ответами, когда материал уже полностью пройден, мягко просите его отвечать скорее.

Маленькие хитрости

Безусловно, классический способ, к которому все мы привыкли еще со школьных времен, позволит ребенку легко и быстро освоить таблицу умножения. Но, сделать этот процесс проще и веселее всегда помогут небольшие хитрости, воспользовавшись которыми можно легко проверить полученный результат.

Легко запомнить принцип умножения на 9 можно при помощи пальцев. Предложите ребенку положить перед собой раскрытые ладони; мысленно пронумеруйте пальцы. Выберите число, которое нужно умножить на 9 (например, 4). Отсчитайте четвертый палец; загните его. С левой стороны при этом остается 3 пальца, а с правой – 6. Соединив две цифры вы получите необходимый вам результат – 36.

Для того чтобы таблица умножения легче запоминалась ребенком, можно повесить ее в комнате ребенка или над его кроватью. Этим вы добьетесь того, что разучиваемый материал всегда будет у ребенка перед глазами.

Поскольку дети младшего школьного возраста все еще восприимчивы к игровым методам обучения, эту особенность можно использовать и применительно к таблице умножения. Дополнить занятие игровыми элементами можно например, сложив карточки с примерами в мешок и предложив ребенку вытягивать их по очереди. Немалую помощь в изучении таблицы вам может оказать самый обычный конструктор «Лего», который наверняка найдется в каждом доме. Взяв за основу маленькую деталь, вы легко сможете объяснить ребенку принципы умножения на небольшие числа (2, 3, 4 и т.д.).

Интересно и весело разучивать таблицу умножения при помощи стихов, найти которые легко можно как в детской обучающей литературе, так и в интернете (хорошим примером для вас могут стать стихи Марины Казариновой и Александра Усачева).

Помните о том, что мотивация в обучении играет не менее важную роль, чем все остальные его составляющие.

Попробуйте объяснить ребенку практический смысл умножения на конкретных примерах. Например, как знание таблицы умножения может выручить ребенка во время походов в магазин и т.д. Заранее смоделированную ситуацию также можно обыграть.

Освоить таблицу умножения ребенку также помогут специальные компьютерные программы-тренажеры. Однако не стоит увлекаться ими – не забывайте о том, что длительное сидение за компьютером может негативно отразиться на здоровье ребенка.

Когда у ребенка уже будет сформирована определенная база знаний, связанная с таблицей умножения, можно предложить ему еще один способ, подходящий как для разучивания значений, так и проверки его знаний. Начертите квадрат 10 на 10 (каждая клетка будет соответствовать определенной цифре). Предложите ребенку заполнить получившуюся таблицу, написав на месте пересечения двух цифр результат их сложения. По мере того, как ребенок будет разучивать новые примеры, эта таблица будет заполняться им все активнее. Кстати, этот способ как нельзя лучше подходит для того, чтобы объяснить ребенку, что значение умножения не меняется от порядка множителей.

Сочетание традиционной и инновационной методики, а также простые приемы могут превратить нелегкую на первый взгляд задачу в увлекательную игру, которая наверняка придется по душе как детям, так и их родителям.

Поиск закономерностей

Этот метод частично основан на том же графическом квадрате. Родителю желательно наглядно показать закономерности в таблице умножения. Они еще больше упростят понимание предмета, облегчат обучение и помогут ребенку развить логическое мышление. Начинать желательно с малых значений:

  1. При умножении на единицу любое число остается неизменным.
  2. Умножить на 2 — это просто прибавить к множителю его самого. Вычислительная операция заменяется обычным сложением.
  3. При умножении на 5 четного числа просто возьмите его половину и допишите 0. Пример: 8×5=40. Здесь 4 — это половина от 8, да еще плюс 0. Получается 40.
  4. При использовании в примере цифры 5 ответ всегда будет оканчиваться на 0 или 5.
  5. Чем крупнее числа в таблице, тем труднее дается запоминание ответа. Цифра 9 в качестве множителя или множимого позволяет проверить решение с помощью простого сложения. Сумма цифр в ответе всегда уйдет равна 9. Например, 7×9=63. Проверка: 6+3=9. Ответ корректен.
  6. Примеры с девяткой в таблице имеют еще одну закономерность. Результат всегда начинается на цифру, которая на единицу меньше второго множителя. В случае с 6 это будет 5 (54), с 8 — 7 (72). Вторую цифру в ответе легко найти, зная пункт 5 данного списка.
  7. Умножить на 10 — значит, пририсовать справа к множителю 0. Это ребенок запомнит за 5 минут.

С чего начать изучение таблицы умножения?

Первый этап подготовки выполните сами – распечатайте таблицу Пифагора и таблицу с примерами

И вот тут важно обратить внимание, что это не одно то же. Во втором случае это просто примеры с готовыми ответами, представленные в столбиках для каждой цифры. Первый вариант и является настоящей таблицей умножения (Пифагора), которая представлена сеткой 10х10

Это отличный способ, как легко запомнить таблицу умножения

Первый вариант и является настоящей таблицей умножения (Пифагора), которая представлена сеткой 10х10. Это отличный способ, как легко запомнить таблицу умножения.

Прежде чем выучить наизусть всю таблицу умножения ребенку, покажите ему, что цифры, которые перемножаются, находятся слева и сверху, а если пальчиками от них провести навстречу друг другу, то на пересечении будет результат их перемножения.

Задаваясь вопросом, как быстро выучить таблицу умножения ребенку, и с чего начать этот процесс, то знакомить его с самими действиями нужно, начиная с тех манипуляций с умножением, которые ему понять и выполнить самостоятельно будет проще всего:

  • На «1». Любое действие в этом случае дает результат, при котором число остается прежним. Так школьнику будет проще понимать, что это за процесс. Предложите ему попрактиковаться с умножением на один несколько раз с разными числами;
  • На «10». Объясните ребенку, что, несмотря на то что это большое число, умножать на него очень просто. Нужно лишь к умножаемому приписывать ноль. Начните с небольших значений – например, 3х10, а потом предложите ему самостоятельно попробовать выполнить действия с большими числами.

На пути к тому, как научить быстро выучить таблицу умножения ребенка, это важные шаги. Теперь он знает, как работать с крайними значениями сетки Пифагора. Помимо практического значения, для него это играет и психологическую роль:

  • у школьника сложится понятие того, как нужно работать с ней;
  • он поймет, что начало положено, и ему знакомиться с сеткой не сложно, даже интересно, поэтому полностью ее освоить он сможет.

Если ученик еще не устал, можно приступать к следующему этапу того, как можно быстро выучить таблицу умножения:

предложите школьнику умножать на «2». Уже с первых классов обучения математике дети знают, как выполнять сложение до 10, в том числе одинаковых чисел. Поэтому занятие будет для обучаемого простым и даже интересным;
перемена мест множителей

Это важное правило, часто непонятное детям, заключающееся в том, что при перестановке множителей их произведение остается прежним. Обязательно покажите это на самой сетке в соответствующих графах

Благодаря этому ребенку проще будет запомнить это правило, называемое коммутативным или переместительным. К тому же, так он быстрее запомнит определенные действия умножения и их произведения.

Это первые шаги, применяя которые вы положите начало запоминанию и к тому, чтобы быстро и просто потом выучить действия и результаты, указанные в сетке.

как выучить таблицу умножения

Подготовка к изучению таблицы умножения

Этот этап является в том числе организационным, но он входит в алгоритм того, как легко выучить таблицу умножения и сделать это быстро. Подготовка включает в себя такие шаги:

  • подберите время, когда вы ежедневно будете заниматься с ребенком. Учитывайте, что на изучение нужно уделять не менее 30 минут (это длительность одного занятия). Поэтому в это время ученик не должен быть уставшим, но должен быть готов к эффективному обучению;
  • приготовьтесь к тому, что процесс этот должен включать игровой момент, потому что игра – легкий способ выучить таблицу умножения;
  • саму сетку или столбики с примерами вы можете распечатать, а можете расчертить самостоятельно;
  • продумайте, как и когда, в какое время вы будете проверять выученный материал.

Игра 1

Можно приготовить карточки со случаями умножения без ответов. Ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, то откладывает карточку в сторону, неправильный — возвращает в стопку. Можно устроить соревнования: кто больше даст правильных ответов.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание улучшить свой вчерашний рекорд. Можно вместо карточек с выражениями подготовить карточки с ответами. Например, на карточке написано число 24. Ребёнок должен назвать несколько случаев, в которых результатом умножения будет это число.

Полезные советы

  1. Ни в коем случае не ругайте ребенка, которому тяжело дается изучение таблицы умножения. Не позволяйте себе нервничать. Попытайтесь правильно мотивировать малыша и найти подходящую форму обучения. Изучение таблицы при помощи игр дает лучший результат, чем зубрежка.
  2. Не налегайте и не требуйте слишком многого в короткие сроки. Лучше разделите нагрузку, чтобы процесс обучения не угнетал ребенка и не вызывал негативные эмоции. Делайте перерывы.
  3. Развесьте дома плакаты, они подсознательно будут запоминаться. Делайте обучения красочным, веселым, игровым, а не нудным делом, которым больше никто в доме не занимается, «одного меня заставляют».
  4. Снова и снова повторяйте пройденный материал, чтобы ребенок постоянно практиковался. Чередуйте методики, чтобы тема не приедалась.
  5. Не ставьте в пример других детей и не стыдите ребенка. У всех разные способности. Каждый человек талантлив в своей сфере, и это необязательно математика.
  6. Поощряйте ребенка приятными мелочами: деньгами на мороженое, маленькими подарочками, разрешением лечь спать на час позже, чтобы успеть посмотреть любимый мультик.

Познакомьте с таблицей умножения

Познакомьте ребенка с таблицей умножения и обязательно объясните ее устройство, например так:

«Посмотри, таблица разбита на 10 разноцветных ячеек (прямоугольников) внутри каждой ячейки записаны примеры

В первой -красной ячейке, примеры умножения на «1», обрати внимание, во втором столбце во всех примерах стоит число «1». А в первом столбце во всех ячейках по порядку проставлены числа от 1 до 9

Эти числа в первом и втором столбике называются «множители». Между множителями стоит знак умножить «*». В последнем столбце записан результат умножения, число стоит после знака равно и называется оно «произведение». Найти результат очень просто, нужно провести пальчиком слева направо от первой цифре к третьей.

В советские времена таблицу Пифагора часто печатали на задней стороне обложек тетрадей в клетку и сейчас найти такие тетрадки в магазине можно. Также наглядные пособия доступны в этой статье, можно распечатать (правой кнопкой мыши клик на нужном изображении, в появившемся окне выбираем «сохранить картинку как» сохраняем на своем компьютере, открываем, распечатываем и занимаемся).

Смысл таблицы сводится к тому, что в верхнем горизонтальной строке и первом вертикальном столбце написаны числа от 1 до 9, а на пересечении этих строк и столбцов – результат умножения соответствующих чисел.

Зачем это надо? Дело в том, что таблица умножения воспринимается ребёнком как что-то абстрактное и очень сложное. А в таблице Пифагора всё просто: соединил пальцем нужный столбик и строчку, получил результат. Кроме того, малыш быстро понимает, что в таблице примеры повторяются, лишь числа (множители) меняются местами. Как следствие ему проще понять аксиому о том, что при перемене мест множителей произведение (результат) не изменится. И оказывается, что выучить-то надо не всю таблицу умножения, а лишь её половину. Такое открытие несказанно радует большинство детей.

Таблицу Пифагора лучше заранее повесить на видном месте в детском уголке. Во-первых, она наверняка заинтересует ребёнка. Во-вторых, если она будет постоянно попадаться на глаза малышу, то процесс запоминания таблицы умножения значительно ускорится.

Как пользоваться квадратом Пифагора

Графический материал для запоминания таблицы умножения придумали еще до нашей эры. Сначала таблица Пифагора покажется ребенку непонятным и сложным набором случайных чисел. Со временем она отложится в памяти. Решая пример или уравнение, школьник будет мысленно представлять таблицу, чтобы дать корректный ответ.

На заметку! Простейшие квадраты Пифагора с числами до 10 иногда публикуют на обратной стороне тетрадки.

Задача взрослого — помогать освоить правильную работу с материалом:

  1. Объясните принцип поиска в таблице результата умножения. Правильный ответ расположится на пересечении множимого и множителя. Нужно провести мысленные линии: горизонтальную, от нужного числа в отделенном крайнем левом столбике, и вертикальную, от требуемого примером числа в верхней строке.
  2. Упростите понимание таблицы. Покажите на конкретном примере, что перемена расположения множителей не влияет на решение уравнения. Умножив 5 на 7, ребенок получит тот же исход, что и при умножении 7 на 5.
  3. Помогите увидеть физический смысл за числами в таблице. Предложите представить, что каждый ответ в ней занимает отдельную ячейку. В прямоугольнике, образованном пересечением вымышленных линий, их количество соответствует числу, на котором сходятся эти линии. В уравнении «3×4=12» ячеек-клеточек —12. Так будет в поиске решения любого примера.

Совет. Красочная и крупная таблица на видном месте в комнате ускорит процесс запоминания.

Помогите ребенку понять смысл умножения

Первое, что нужно сделать, — объяснить удобство умножения. Вы можете начать изучение таблицы умножения задолго до ее появления в школьной программе. Например, заранее расскажите, что существует такое волшебное математическое действие, которое позволяет не складывать поочередно одни и те же числа, а в одно действие получить результат. Поэтому родителям полезно знать, в каком классе учат таблицу умножения. 

Наглядное чудо

Предположим, в семье есть традиция подсчитывать расходы за месяц. Попросите ребенка принять участие в домашней бухгалтерии. Он ведь у вас уже такой взрослый и даже сам ходит за хлебом!

Задание: посчитать, сколько денег потребуется, чтобы в течение месяца покупать хлеб по 20 рублей.

Возьмите простой перекидной календарь и пишите каждый день в нужной ячейке:

Пускай юный математик посчитает нарастающим итогом каждый день или сразу весь месяц. А потом просто покажите ему как волшебство единственное действие:

Этот прием — своеобразная презентация важного навыка. В результате родители получают неплохой мотивационный инструмент для ребенка: «Давай учить таблицу умножения, чтобы можно было легко и быстро считать»

Школа математических фокусов

Фокусы с числами не должны заканчиваться на подсчете семейного бюджета. Теперь предложите своему второкласснику самостоятельно найти взаимосвязь между сложением и умножением. Разберите с учеником задание-продолжение.

— Два дня подряд мы с тобой покупали чупа-чупсы по 9 рублей. Сколько денег мы на них потратили?

— 9+9 = 18 рублей, — ответит школьник.

— А если я буду покупать тебе такие конфеты всю неделю, сколько денег я потрачу?

— ?.. В неделе 7 дней, значит: 9+9+9+9+9+9+9=…, — задумается и станет долго считать. Позвольте ему дописать пример и получить 63.

— А давай попробуем посчитать по таблице умножения? Смотри (покажите таблицу на обороте тетради) — сколько дней подряд я покупаю конфеты?

— 7! — выберите столбец на 7.

— А сколько стоит каждая конфета?

— 9 рублей! — найдите строку на 9.

— Смотри, сколько получается?

— Тоже 63! Ого!

— Калькулятор тоже знает таблицу умножения. Смотри: 7 умножаем на 9, равно 63. Видишь, как быстро! Здорово?

— Да!

Ведите диалог занимательно, старайтесь увлекать ребенка, создавать интригу, указывать на «чудесные» свойства чисел, показывая на личном примере, как можно быстро умножать.

Другие удивительные и простые закономерности

Мальчики и девочки быстро понимают, что умножение — это облегченное сложение. Сразу же можно поведать и о других интересных закономерностях произведений:

Умножение на единицу: число, умноженное на единицу, остается неизменным. Тут удобно считать звезды или сто-тыщ-миллионы. И даже самое большое число не изменится при умножении на единицу.

«Я каждый день даю тебе в школу по 1 яблоку. Сколько яблок за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

Умножение на ноль: даже самого большого в мире числа не будет, если его умножить на ноль. Можно что-то перекладывать из коробки в коробку и использовать синонимичное нулю слово «Ни разу».

«Ты каждый день уходишь и не берешь с собой яблоки. Сколько моих яблок ты не съешь в школе за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

Умножение на 10

Здесь важно объяснить, куда дописывать нолик. В школе дети разбирают, что такое разряды и почему ноль дописывают именно справа

Дома достаточно повторить правило.

«Первый множитель «такой-то», второй — 10.

Чтобы получить значение произведения, нужно дописать нолик к первому множителю справа».

Умножение на 100, 1000 и более лучше пока отложить, если только ребенок сам не задаст вопрос.

На самом деле вам нужно только знать таблицу на 6

Умножение коммутативно. Если вы знаете 7 x 6 = 42, знайте, что 6 x 7 = 42, если 8 x 6 = 48, то  6 x 8 = 48, и если вы знаете 8 x 7 = 56, вы знаете, что 7 x 8 = 56, и вы будете уметь сократить количество фактов, оставшихся для изучения, до последних шести, упомянутых в начале. Вы можете даже обнаружить, что уже выучили некоторые из этих последних шести, просто прочитав эту статью.

6 х 6 = 36
7 х 6 = 42
8 х 6 = 48
7 х 7 = 49
8 х 7 = 56
8 х 8 = 64

Если вы прочитаете эту статью 2 или 3 раза, вы удивитесь, сколько вы сохраните. Вот и финальная сетка, по-настоящему разделенная и завоеванная!

Я разработал этот метод, когда писал свой блог по математике на GCSE, и мои дети обнаружили, что он им помог. Как вы думаете? Знаете ли вы какие-нибудь другие приемы, которые я должен включить в свой математический блог?

В помощь — игра

Запоминать таблицу умножения в игровой форме гораздо интереснее. Один из вариантов — фокус с игральными костями. Он поможет разобраться с примерами с цифрой 7:

  • предложите ребенку бросить на стол определенное количество кубиков;
  • попросите сложить выпавшие значения между собой и прибавить к ним сумму значений на обратной (нижней) стороне кости;
  • дайте правильный ответ.

Секрет фокуса очень прост. В кубике сумма любых противоположных сторон равна 7. Если с одной стороны выпало 5, с другой будет 2. Чтобы дать верный ответ, достаточно просто умножить количество кубиков на 7. Используете 4 шт. — результат 28. Тренировкой в овладении таблицей станет обучение этому фокусу ребенка.

Математика легче дается с практикой. Помогите ребенку почувствовать пользу таблицы умножения в жизни. Попросите сосчитать понятные вещи:

  • скольким количеством яблок он угостит 4-х друзей, если даст каждому по 2 шт.;
  • сколько будут стоить 3 шоколадки, если известна цена одной (желательно использовать круглые значения);
  • сколько колес у четырех автомобилей на стоянке, сколько ушей, хвостов или лап у 3-х собак во дворе, и т. п.

Важно! Игра требует импровизации. Сначала юный математик попытается складывать предложенные данные

Но со временем поймет, что быстрее их умножить.

Задачка «Снегопад на площади» поможет школьнику не только выучить таблицу, но и своими силами добиться результата, понять и отработать механизм его достижения. Вводные данные: снег частично засыпал мощенную плиткой площадь. Нужно без расчистки узнать точное количество плиточек на участке. Игра стимулирует ребенка заменять сложение умножением. Дидактический материал готовят так:

  • в тетради в клеточку выделите прямоугольник свободного размера;
  • отделите волнистыми линиями «заснеженный» участок и плотно заштрихуйте его.

Как объяснить принцип работы в таблице умножения

Когда ребёнок изучает таблицу умножения по таблице Пифагора, ему проще увидеть закономерность и симметрию в таблице умножения, и в этом случае он просто запомнит её на всю жизнь, в отличие от простой таблицы, где столбики с примерами. Для ребёнка нужно постараться превратить процесс изучения таблицы умножения в занимательную игру.

После этого нужно начать разбирать процесс устройства таблицы Пифагора. Самое главное в этом процессе показать, что если взять число из левого столбика и умножить его на число из верхней строки, то правильный ответ нужно искать на месте их пересечения. Для этого нужно провести рукой или карандашом по таблице точке пересечения.

Скорее всего, за один раз ребёнок не сможет понять и выучить всё. Для начала нужно начать с колонок 1, 2 и 3, и учить небольшими порциями. Делая так, вы сможете подготовить ребенка к изучению и усвоению таблицы умножения и в другой более сложной информации. После изучения с ребенком азов, можно воспользоваться следующей методикой. Нужно взять пустую нарисованную таблицу Пифагора, и объяснить, как заполнить её самостоятельно. Можно начать с небольшого участка таблица умножения, чтобы ребёнок не запоминал, а учился считать.

Когда ребёнок понял и разобрался, то есть хорошо усвоил самые первые и простые столбцы, правила их умножения, можно перейти  к числам более сложным, сначала к правилу умножения цифр с 4 до 6, и уже после этого умножение чисел от 8 до 10.

На что еще обратить внимание при изучении таблицы умножения с ребенком

Нужно чтобы родители рассказали ребёнку, что такое свойство коммутативности. Это математическое правило о том, что от перестановки множителей произведение не меняется. Если ребёнку правильно и просто объяснить это правило, и показать на конкретных примерах, то ребёнок быстро поймет, что всё не так сложно, и нужно учить на самом деле не всю таблицу умножения, а только её часть. Например, 3 умножить на 7 — это то же самое, что и 7 умножить на 3. То есть, когда он перейдет к изучению крайних столбцов таблицы, умножение чисел в них, он поймёт, что многие примеры по умножению чисел он уже знает. Это очень обрадует ребёнка.

Закономерности в таблице умножения

При изучении таблицы умножения нужно знать и обратить внимание на закономерности в ней, они помогут и упростят запоминание таблицы Пифагора. Рассмотрим некоторые примеры

Если умножить число 1 на любое другое число, то она останется тем же самым. При работе с числом 5 все примеры будут оканчиваться на 5 или на 0. Если число четное, то нужно приписать 0 половине числа, если нечетное, то 5.

Примеры с участием числа 10 заканчиваются на ноль, а начинается с того числа, на которые мы делаем умножение.

Все примеры на 5 меньше чем примеры на 10, например 5 умножить на 10 равно 50, а 5 умножить на 5 равно 2 раза меньше, то есть 25.

При изучении умножении чисел на девять, можно научить ребенка такой закономерности. Нужно записать ответы умножения чисел на 9 в столбик, то есть 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Нужно запомнить самое первое и самое последнее число, То есть 09 и 90. Все остальные числа между ними можно написать и вспомнить по следующему правилу, первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1. То есть, после 09 будет идти число 18, 0 + 1 это 1, а 9 — 1 это 8. И так далее.

Обязательно нужно заниматься с ребёнком, постоянно повторять таблицу умножения. Для начала, когда ребёнок ещё только в процессе изучения, спрашивайте примеры по порядку. Когда же вы заметите, что ребёнок стал отвечать уверенно, то можно спрашивать разброс. Обычно в начале изучения ребенку требуется больше времени на размышления, однако потом можно увеличивать темп и уменьшать время на размышление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector