Кризисы дошкольного возраста: как помочь ребенку

Трудности пубертатного периода

Пубертатный период — сложное в эмоциональном плане время как для самих подростков, так и для родителей. Обычно все проблемы связаны с тем, что мамы и папы оказываются неготовыми к переменам во внешности и характере своих чад. Ситуация усугубляется тем, что вчерашние милые крохи могут вести себя крайне противоречиво

Для них крайне важно мнение посторонних людей.

Многие мальчики и девочки стремятся быть максимально модными или просто непохожими на окружающих. Поэтому на их теле появляются пирсинг, татуировки и т.д. Многие подростки экспериментируют с радикальными прическами и нестандартным окрашиванием. Меняются вкусы в одежде.
Источник фото: shutterstock.com

Особенно остро подростки реагируют на отзывы людей касаемо своей внешности. Вся критика (даже в самой мягкой и доброжелательной форме) воспринимается в штыки. Также проявляются:

  • постоянные перепады настроения;
  • самонадеянность;
  • легкомысленность;
  • максимальное стремление к свободе;
  • резкие суждения окружающих.

Неудивительно, что во многих семьях назревают проблемы, которые часто вытекают в скандалы.

Советы родителям, как пережить пубертатный период

Психологи рекомендуют родителям подростков подготовиться морально к таким сложностям в становлении новой личности. Учитывайте, что к 14-15 годам эмоциональная нестабильность уйдет полностью. Конечно, крайне сложно сдержать собственные эмоции и погасить личные амбиции, то нужно запастись терпением. Не стоит остро реагировать на выходки подростка.
Источник фото: shutterstock.com

Очень важно разговаривать с ребенком. Постараться стать ему наставником, другом, психологом

Необходимо сохранить доверительные отношения, чтобы он не «наломал дров». Не нужно резко критиковать и оскорблять их. Напротив, следует найти основные достоинства и подчеркивать их, хвалить ребенка.

Не менее важно следить за питанием, особенно девочек. Нельзя допускать того, чтобы вес стал критическим

Также стоит рассказать, как пользоваться средствами гигиены при наступлении месячных и о правильном уходе за кожей. Не допускайте того, чтобы подросток самостоятельно ковырял и выдавливал прыщи. Приобретайте специальные тоники и лосьоны для борьбы с акне.

Советы психолога о том, как пережить все ужасы полового созревания подростка, есть в видео:

Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового
и зрительного сосредоточения
. Слуховое сосредоточение появляется
на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение
движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая
же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только
сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется
так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей
за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее
лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и
начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом
оживления»

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку,
— знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что
он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно
младенчество.

Причины возрастных кризисов у детей

Причины детских кризисов по годам статистически сводятся к тому, что желания ребенка, его интересы, потребности не совпадают с тем, что ему дается в тот или иной период. Иными словами, там, где ребенка обуревает любопытство, оказывается много опасностей: в то время как ребенку хочется двигаться без остановки, его сажают за парту. В период, когда он чувствует себя взрослым, самостоятельным, оказывается, что он еще малыш, который не научился справляться с жизнью. Не удивительно, что все эти противоречия, происходящие на физическом, психическом и социальном уровнях, вызывают капризы и обиды у ребенка.

Кризис новорожденности

Счастливым и радостным событием является рождение ребенка. Родителей переполняют самые нежные чувства, умиляются все близкие. Для малыша же первое время после появления на свет – кризисный момент. В отличие от внутриутробного существования в новой среде более светло, другой температурный режим, иной способ питания. Ко всему новому надо приспосабливаться, а это – физический и психический труд. Крошечное создание беззащитно. Его благополучие полностью в руках его родителей.

С момента появления на свет кроха обладает врожденными рефлексами: сосательным, хватательным, подошвенным, шаговым, глотательным и др. (всего их 15). Эти реакции безусловные, они естественны и необходимы для адаптации малыша к самостоятельному существованию. Их слабое проявление или отсутствие — повод для тревоги со стороны родителей и врачей.

Наряду с этими природными закономерностями в период новорожденности формируются и условные рефлексы. Это примитивная деятельность как следствие реагирования на окружающую среду. Сюда относятся улыбка грудничка при виде людей, его плач как зов о помощи и внимании, гуление и движения при приближении кого-нибудь. Все перечисленные реакции в комплексе называются комплексом оживления.

Характерным признаком кризиса новорожденности, с точки зрения психологии, является противостояние полной зависимости ребенка от взрослых, потребности в уходе и внимании, с одной стороны, и неумения выражать свои желания – с другой. Этот «конфликт» становится толчком к возникновению индивидуальной психологической деятельности малыша. Он родился, он уже личность!

Продолжительность этого критического периода индивидуальна. Обычно он длится с момента рождения, когда ребенок начинает терять вес, и до того времени, когда вес восстанавливается до исходных показателей.

В целом, кризисный этап в жизни грудничков длится не более 2-х месяцев. Когда ребенок начинает самым примитивным образом общаться со взрослыми, тогда и заканчивается период новорожденности и начинается следующий этап — младенчество.

Как ведет себя ребенок в период кризиса

К 6-7 годам происходит быстрое созревание детского организма. Ребенок уже сам может планировать какие-то действия, принимать собственные решения. Дети в этом возрасте, как правило, непоседливы, много и активно двигаются, часто в поведении проявляются нервность и раздраженность. Нередко возникают проявления агрессии, нервного перевозбуждения. Детская непосредственность, которая так умиляет взрослых, осталась позади.

Важные моменты в период кризиса у человека 6-7 лет:

  1. Он уже хорошо понимает свои чувства: расстройство, гнев, раздраженность, радость, удовольствие и т.д.
  2. Формируется отношение к себе, как к личности, понимание собственных успехов и разочарований.
  3. Школьник осознает трудности выбора, что может усугубить психологические переживания.
  4. Иногда проблемы в поведении могут быть вызваны проблемами в семье или сложными жизненными обстоятельствами, с которыми ребенку пришлось столкнуться.

3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология

В это время ребенок начинает осознавать, что он и мама не единое целое, и настроение и желания ребенка могут не совпадать со взрослыми. Радость от размазанной каши по столу или разрисованным обоям вряд ли малыш может разделить с мамой.

В этот период у ребенка начинается развиваться речь, он начинает ходить. Теперь открыт путь к исследованию, но, как правило, родители привыкшие быть с ребенком бок о бок не рады такой познавательной активности. В это время часто из уст взрослого звучит: “сядь”, “не трогай”, “не бери”.

В этот период происходит “проверка родителей на прочность”. Ребенок, если не согласен с мнением взрослого, может лечь на пол, топать ногами, громко плакать, кричать.

ребенок 1 года капризничает

Очень важно в это время родителю:

В этот возрастной период закладываются такие личностные характеристики, как самооценка, доверие к себе и своему телу. Также в это время происходит отработка точности движения. Необходимо предоставить безопасность своему малышу, и в то же время давать ему свободы.

Уже в этом возрасте можно давать ребенку больше самостоятельность: кушать ложкой, разбирать стиральную машину, выбрать цвет покупаемой одежды.

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

<<Форма демодоступа>>

4.Кризис 3 лет

Период “я сам” (наступает примерно в 2,5 года) – ребенок хочет делать многое самостоятельно, но в силу возраста еще не может.

В этом возрасте ребенок капризный, упорный, не хочет выполнять просьбы родителей.

Манипуляции в этом возрасте еще не осознанны, т.к. сделать что-то специально либо назло ребенок может только ближе к 9 годам.

ребенок капризный в магазине

Что нужно делать родителям в этот период:

В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах

Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!

Всё можно исправить

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь

Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».

Таблица основных кризисов ребенка по годам

Характеризуются кризисы развития ребенка теми или иными элементами поведения ввиду возрастных физических и моральных изменений.

Таблица кризисов детского возраста

Наименование Возраст Формулировка Совет родителям
Кризис новорожденности 0-2 месяца Закладка доверия (недоверия) к миру Быть рядом, создавать уют, проявлять заботу
Кризис первого года 9 мес.-1,5 года Развитие самооценки, уверенности в себе Вооружиться терпением, не проявлять агрессию
Кризис трех лет 2-4 года Малыш своевольничает, ведет себя агрессивно, он раздражен Поддерживать и принимать тягу малыша к самостоятельности
Кризис семи лет 6-8 лет Все еще пребывая энергичным ребенком, он сопротивляется дисциплине Не критиковать, проявить понимание и помощь в адаптации к новым условиям (школа)
Переходный возраст 12-14 лет Гормональные, физические и моральные изменения, становление личности Не конфликтовать, не спорить, создать атмосферу, в которой ребенку будет спокойно, уютно

Всевозможные изменения в поведении малыша, становление интересов и тот нелегкий путь, которым ребенок идет в развитии, – это в психологии кризис детства. Многие родители охотно задают волнующие вопросы о поведении ребенка онлайн на интернет-порталах.

Кризис 3 лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что все люди самостоятельны сами по себе, особенно, он делает вывод о взрослых членах семьи.

И ребенок хочет тоже быть самостоятельным и сам хочет решать, когда ему спать, когда кушать.

Нередко в этот период можно столкнуться с таким поведением, как: не хочу вставать, не хочу умываться и прочие.

Но в силу своей неопытности малыш не может смириться с тем, что он на самом деле не самостоятелен и вновь и вновь обязан прибегать к чьей — либо помощи.

Отсюда и вытекает кризисное поведение. Так сказать, конфликт с самим собой.  Для этого периода характерны частые истерики, нежелание что-либо делать, смена настроения.

Этот кризисный момент довольно похож на предыдущий и его можно назвать пиком самостоятельности » Я сам!».

Он все хочет решать сам и все делать сам!  Если у него не получается, начинается дикий вопль — вы протягиваете руку помощи, он ее отталкивает.

Это происходит оттого, что ребенок пытается сам себе доказать, что он уже повзрослел. Здесь мы можем наблюдать, как он несет большой пакет, пыхтит и несет, катит сам коляску или санки, подражая взрослому.

Меняется отношение ребенка к любимой игрушке или любым другим игрушкам. То он ее обнимает, то тут же ее швыряет на пол и тут же плачет, чтобы она опять была с ним.

Не хочет соблюдать все принятые режимные моменты. Не хочет ложится спать, идти кушать со всеми за столом.

Требование, чтобы мама сидела у кроватки, хотя малыш уже давно самостоятельно в ней засыпал.

5.Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Наступает возрастной кризис в 6-8 лет.

В этот период:

у ребенка появляется новая социальная роль – школьник

ваш ребенок учится отслеживать свои чувства и эмоции

возникает необходимость и потребность в коммуникации со сверстниками

В этом возрасте можно очень сблизиться со своим ребенком, если знать про возрастной кризис и уметь правильно приспособиться к нему.

4-й возрастной кризис – 7 лет

Что делать родителям в этот период:

Именно поэтому так много рекомендаций о важности выбора не самой школы, в которую отправится ребенок с 1 – го класса, а первого учителя для вашего ребенка!

Однако это не значит, что не нужно помогать новоиспеченному школьнику! Но не надо самому лезть в школьные дела ребенка, делать уроки из-под палки, делать за него!

Помните, что именно в этом возрасте идет формирование внутреннего взрослого!

В этот период необходимо выработать список домашних обязанностей у вашего ребенка. Пусть это будут те дела, которые по силе ребенка и которые он сам готов выполнять. Не нужно навязывать их, без согласия и желания. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь за выполнение работы по дому, на которую он согласился. Если он не польет цветок, то тот может засохнуть, если не будет убираться на письменном столе, то может не найти нужную ему вещь и т.д.

Также во время этого возрастного кризиса нужно ставить условия ребенку такого плана:

“хочешь гулять – сначала нужно выполнить уроки”

“хочешь поиграть в планшет – убери сначала за собой посуду” и т.д.

Таким образом, вы не заставляете ребенка что-то делать, просто рассказывайте, что нужно сделать, что б получить желаемое.

вам может быть интересно “Подборка книг для младших школьников”

Что такое возрастной кризис

Возрастные кризисы у детей – это некий период в жизни ребенка, когда он переходит на новый этап жизни. Однако недаром он зовется именно кризисом, поскольку переход происходит довольно резко. У растущего ребенка стремительно развивается образ мышления, меняется мировоззрение, он находится на испытательном пути, когда нужно столько перепробовать, пережить, выучить и понять. Кризисы у маленьких детей связаны с тем, что они начинают сталкиваться с запретами

Казалось бы, столько нового, неизведанного вокруг, но многое почему-то запрещено (нередко малыши обращают все свое внимание на розетки, в связи с чем регулярно слышат грозный запрещающий голос родителя)

У детей кризис начинается с самых первых недель. Отмечается, что новорожденный малыш переживает кризис, поскольку он длительное время жил в тесной, хотя и удобной для него материнской утробе, после рождения в течение 1-2 месяцев он физически и морально адаптируется к новым условиям. Далее кризисным считается первый год в целом (примерно с 9 месяцев до полутора лет). Как выражаются родители, малыш «показывает характер», у него формируются свои особые предпочтения, интересы, которые могут идти вразрез с родительскими ожиданиями. В ответ на очередной запрет малыш закатывается в истерике, но лишь по той причине, что еще не научился реагировать иначе.

Обратите внимание! Между постоянными запретами и вседозволенностью очень тонкая грань

Важно научиться не идти на поводу у плачущего ребенка, не пытаться успокоить его тем, чтобы дать ему желаемое. Достаточно отвлечь малыша чем-то другим, ярким, интересным – детки еще рассеяны и довольно быстро забудут причину своих слез

Достаточно отвлечь малыша чем-то другим, ярким, интересным – детки еще рассеяны и довольно быстро забудут причину своих слез.

Дальнейший детский возрастной кризис возникает в возрасте трех лет, считается он практически неуправляемым. Вдобавок к окрепшему характеру появляется умение разговаривать, точнее требовать, кричать, топать ножками и даже драться с родными

Важно, чтобы родители нашли лазейку к собственному ребенку, но совсем не через суровые наказания

Потом начинаются школа, новые правила, требующие дисциплины, сверстники и сверстницы, очередные ограничения. В этот же период ребенок все еще стремительно развивается, причем и физически, и морально

Важно поддерживать малыша, не оказывать на него чрезмерного давления, поскольку он все еще хрупок. Нередко в этот период родители и учителя начинают возлагать на детей огромную ответственность и надежду, к которым дети, вероятно, еще не готовы

В силах родителей сгладить устанавливаемые границы поведения

Затем приходит переходный возраст, в среднем выпадающий на 13 лет. К этому времени у ребенка вырабатывается так называемый темперамент. Его поведение в ответ на резкие гормональные и физические изменения во многом зависит от темперамента, т. е. он может переживать этот период очень буйно, может и вполне спокойно.

Как вести себя родителям

Детские кризисы немало влияют и на родителей, которым стоит обзавестись одной сильной чертой характера – терпением. Когда в семье появился малыш, родители учатся угадывать его желания по жестам и мимике. Замечая, что у ребенка проявляется любопытство к опасным, запретным местам, многие мамы и папы переходят на крик, считая, что это эффективный метод запугивания, что он отучит ребенка лезть, куда не надо. Но нельзя запугивать. Стоит брать в расчет, что первое время малыш еще не понимает объяснений, поэтому нужно именно терпение. Лучше обезопасить квартиру или не пускать чадо в наиболее опасные комнаты (кухня, коридор с обувью, ванная с химикатами). Напротив, можно давать ребенку безопасные взрослые вещи, например, пластиковую посуду, зубную щеточку, калькулятор. Это сыграет положительную роль в любознательности малыша, ведь собственные игрушки не такие интересные, как взрослые. Позднее, когда малыш начнет внимать, родителям стоит научиться не просто говорить «нет», а объяснять, почему «нет».

Чтение и спорт как эффективное лекарство кризиса

Для безболезненного прохождения переломного периода психологи рекомендуют пенсионерам организовать качественный досуг с обязательной регулярной физической активностью. Посредством смены занятий пожилые люди смогут качественно отдохнуть от ушедшей в прошлое профессиональной деятельности. Это может быть как техническое или прикладное творчество, так и коллективное чтение, просмотр театральных постановок, телеконцертов, передач.

В свою очередь, спорт не только поддерживает двигательный режим (отдых на природе, занятия в спортклубе, прогулки и др.) пожилого человека, но и восстанавливает его душевное равновесие, уменьшает возможные или имеющиеся осложнения здоровья, связанные с недостатком физической активности. В совокупности это помогает отвлечься от волнений и тревог, поднимает настроение, улучшает тонус организма.

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем

Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали

Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 2 лет

В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».

Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!

Родителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные  вещи.

В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?

Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.

Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.

Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.

Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.

Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!

Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.

Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.

Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.

Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.

В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.

Как проявляются

Общие признаки поведения, характерные в периоды кризиса:

  • Не действуют на ребенка раннее использованные меры, не работает ни похвала, ни наказание, кажется что он полностью не управляем;
  • Становится очень чувствительным  и раздражительным;
  • Без особой причины вступает в конфликты с окружающими;
  • Не слышит и не хочет слышать окружающих;
  • Излишне возбужден или наоборот слишком подавлен;
  • Не уступает, настаивает на своем;
  • Снижается успеваемость, нежелание чем-либо заниматься;
  • Не уравновешен;
  • Плохо и беспокойно спит или не может самостоятельно заснуть;
  • Частые истерики.

Но это не означает, что они обязательно должны быть у каждого ребенка!

Можно выделить несколько основных кризисных моментов, они обусловлены этапами развития нервной системы ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector