Стоицизм. философские школы греции

Суть стоицизма

Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.

Логика

Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.

Физика

Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.

Этика

Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.

Римские стоики

Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян уже в первом веке до нашей эры. Марк Туллий, Цицерон и Марк Юний Брут, который вместе с Гаем Кассием Лонгином организовал убийство Цезаря, также искали поддержку в стоицизме. В первом веке до нашей эры стоическое мировоззрение разделяли Варрон, Коллумелла, Вергилий и многие другие римские граждане. Из нее они черпали силы для жизни, полной непредсказуемых опасностей.

Наиболее важными теоретиками римского стоицизма в первом и втором веках нашей эры были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Это разные люди. Они никогда не встречались друг с другом. Сенека умер, когда Эпиктету было пятнадцать, Эпиктет умер, когда Марку Аврелию было семнадцать. Но каждый последующий знал труды предыдущего или предыдущих. Их социальное положение также было принципиально разным. Сенека был важным сановником и богатым человеком, Эпиктет — сначала рабом, а затем обедневшим вольноотпущенником. Марк Аврелий — римский император.

Сенека.

Луций Анней Сенека родился в римской провинции Бетина на юге Испании в городе Кордова в самом конце первого века до нашей эры и прожил около семидесяти лет.

Отец Сенеки — тоже Луций Анней Сенека (старший) — принадлежал к знатному и богатому сословию всадников и был известным ритором — учителем риторики, красноречия. Философию, однако, он ненавидел.

Учителями Сенеки были Сотион Александрийский, Деметрий Киник, стоик Аттал, эклектик Фабиан Попирий.

Сенека не был образцом добродетели. Он был сыном своего времени, своей среды, которая была безнравственной. Сенека является примером расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил по своим принципам. Он проповедовал бедность, в то время как сам стремился к чрезмерному обогащению с помощью крючка или мошенничества. Сенека знал об этом несоответствии между словом и делом, писал о нем и цинично оправдывал его. В своем трактате «О счастливой жизни» он сказал: «Вы говорите, что моя жизнь не согласуется с моими учениями». В этом во все времена обвиняли и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, а о том, как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе, и борюсь с пороками, даже со своими собственными; если я могу, я буду жить так, как должен. Ибо если бы я жил совершенно по моему учению, то кто был бы счастливее меня, а теперь нет причины презирать меня за добрую речь и за сердце, полное чистых помыслов?» и ниже: «Обо мне говорят: «Почему тот, кто любит философию, остается богатым; почему он учит, что богатство надо презирать, а сам накапливает его?»». Презирает жизнь — и живет, презирает болезни, а между тем очень беспокоится о своем здоровье? Он называет свое изгнание мелочью, но если он добьется успеха, то состарится и умрет в своей стране? А Я говорю: презирать все, не оставлять совсем, но не заботиться о нем; он собирает его не в душу свою, но в дом свой». В своем «Письме к Луцилию» Сенека утверждает, что кратчайший путь к богатству — это презрение к богатству.

Сенека — автор многих трудов. Учитывая это, у Сенеки та же история, что и у Цицерона: он писал в основном, когда не занимался делами, поэтому большинство своих трудов он написал в последние три года своей жизни.

Несмотря на свой девиз «Наши слова должны приносить не удовольствие, а пользу», Сенека часто стремится к красноречию в ущерб глубине содержания своих речей.

Сенека весьма сведущ в истории философии. Он говорит о Пифагоре, Гераклите, Пармениде, Зеноне, Демокрите, Сократе, Платоне, Спевсиппе, стоике Зеноне, Клеанфе, Хрисиппе, Цицероне — и это только в письмах к Луцилию. Его отношение к учениям древнегреческих и римских философов, однако, избирательно: его интересуют практические и моральные взгляды, меньше — идеи о душе и еще меньше — идеи о мире.

Сенека считает пример личной жизни философа более важным, чем его учение. Он говорит, что «и Платон, и Аристотель, и целый сонм мудрецов, которые позже пошли своими путями, получили больше понимания от нравов Сократа, чем от его слов», что Клеанф стал подобен Зенону из Китиона не потому, что слушал его лекции, а потому, что жил с ним. Сенека почитает Катона Старшего, Сократа и Платона, Зенона и Клеанта именно как мудрецов, как создателей мудрости, которая учит правильно жить, чье общество, хотя и отсутствует, освобождает от пороков.

Принцип 1. Нельзя изменить то, что вне вашего контроля, но можно изменить то, как вы к этому относитесь

Основная мысль, которая пронизывает всю философию стоицизма — практика осознанности. Если из всей этой статьи, вы запомните только один момент о стоицизме, то пусть будет этот — признайте, что большинство событий в жизни вы не можете контролировать. Если вы расстраиваетесь из-за событий, которые находятся вне вашего контроля, вы тратите энергию впустую и приглашаете негативные эмоции.

В этом моменте стоицизм перекликаются с буддийской историей. Герой в этой истории — Мара, враг Будды. Он услышал о силе Будды и решил уничтожить его. Мара приказал солдатам бросать в Будду горящие камни, но когда они приблизились к нему, то превратились в цветы и упали. Тогда Мара приказал армии стрелять в Будду стрелами, но снова стрелы превратились в цветы, как только приблизились к Будде. Мара ничего не мог сделать, чтобы навредить Будде, потому что Будда овладел способностью скрывать свое счастье от внешних событий.

Из этой истории легко провести параллель между камнями и стрелами с негативным мыслям и событиям в жизни. Большинство событий невозможно изменить, но можно изменить свое отношение к ним. Благодаря этому осознанию наш ум может стать непроницаемым.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Отношение стоиков: безразличие

Именно доктрина безразличия, вероятно, ответственна за репутацию стоицизма как сурового и безжалостного. Если только добродетель хороша, это означает, что к здоровью, удовольствиям и даже благополучию наших близких следует относиться с безразличием.

И все же стоическое безразличие к внешним вещам сложнее, чем кажется. Стоицизм говорит, что мы не должны презирать внешние проявления. А относиться к ним с безразличием. Требования добродетели по-прежнему требуют, чтобы мы заботились о себе и других. И стоики верят, что такие вещи могут быть достойны выбора, не будучи однако принятыми в качестве конечной цели.

Это лучше всего иллюстрирует “метафора лучника”. Это была любимая метафора многих стоиков. Хороший лучник делает все возможное, чтобы поразить свою цель. Но как только он отпускает тетиву, уже не в его власти гарантировать, что стрела попадет в цель.

Внезапный порыв ветра может сбить стрелу с курса, или что-то может перехватить стрелу до того, как она попадет в цель. И тем не менее, хороший лучник сделал все, что было в его силах, чтобы поразить цель. И кто бы ни был хорошим или плохим лучником, все зависит от случая. Внешние факторы, которые лучник не может контролировать, могут помешать его цели.

Стоики считают, что человека не следует винить за то, что находится вне его контроля. Поэтому, хотя хороший лучник целится в цель, она не является его конечное целью. Он должен стараться изо всех сил, чтобы поразить цель. В то же время считая попадание в цель несущественным для своей конечной цели. Стоики предполагают, что только наши собственные действия и отношения находятся в нашей власти.

Имя

Происхождение

Первоначально стоицизм был известен как «зенонизм» в честь основателя Зенона из Citium . Однако от этого названия вскоре отказались, вероятно, потому, что стоики не считали своих основателей совершенно мудрыми, и чтобы избежать риска превращения философии в культ личности .

Название «стоицизм» происходит от Stoa Poikile ( древнегреческий : ἡ ποικίλη στοά), или «расписное крыльцо», колоннада, украшенная мифическими и историческими сценами битв, на северной стороне Агоры в Афинах , где Зенон и его последователи собрались, чтобы обсудить свои идеи.

Иногда стоицизм поэтому упоминается как «Стоа» или философия «Портика».

Современное использование

Слово «стоик» обычно относится к тому, кто безразличен к боли, удовольствиям, горе или радости. Современное употребление слова «человек, который подавляет чувства или терпеливо переносит» впервые было процитировано в 1579 году как существительное и в 1596 году как прилагательное . В отличие от термина « эпикуреец », то Стэнфорд энциклопедия философии » запись s на стоицизм отмечает, что „смысл английского прилагательного „стоически“ не совсем в заблуждение относительно своих философских истоков“.

Стоицизм сегодня

В современном мире встретить типичного стоика почти невозможно. Античные догмы учения изучают или ученные, вплотную этим занимающиеся, или теологи, причем в основном приверженцы восточных религий (у них больше общего с учениями стоицизма). Любой из нас в определенной мере сможет почерпнуть некоторые знания из Библии. Ради справедливости нужно заметить, что основное количество заповедей основаны на римской теологии.

Но в некоторых случаях современных людей все же называют стоиками. Это случается в случае, когда человек становится фаталистом, полностью сдается, утрачивает всякую веру в свои возможности и самого себя. Эти люди – типичные апаты, как должное принимающие всякий жизненный поворот, любую находку или потерю. Если случается что-то ужасное, то они толком не огорчаются и не радуются жизни.

Послесловие

Философия стоицизма – это целая веха в мировой истории и теологии, которая дала живительный импульс многим теориям и учениям, которые зародились позже, в эпоху Средневековья. Древние стоики были убеждены, что мир материален, и все его составляющие всегда имеют некое собственное предназначение: будь то мелкая букашка или могущественный император. Вот почему неразумно и даже небезопасно сопротивляться естественному течению жизни: у всего есть свои мотивы и причины, которые простому смертному порой не постичь, и только тот, кто понимает эти закономерности и связи, уважает и чтит их, станет достойным «гражданином мира».

Мудрость – в спокойствии, отстраненности, позиции наблюдения. Сила – в овладении собственными порывами и иррациональными импульсами. То, чему предписано быть, обязательно осуществится. Все мы смертны, и еще никому не удавалось уйти от смерти. Думаете, это про отсутствие выбора? О нет, наоборот, про то, что он есть: можно всю жизнь положить на сопротивление и борьбу с обстоятельствами, а можно спокойно принимать перемены, без которых невозможна жизнь. Можно достичь внутреннего покоя и наслаждаться этим, даря внутренний свет окружающим. А можно сгорать на огне страстей, внося диссонанс в течение жизни и делая близких несчастными.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Анализировать каждый свой день

Ее нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»

Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.

Физика

Согласно стоикам, Вселенная — это разумная субстанция ( логос ), известная как Бог или Природа , которая была разделена на два класса: активные и пассивные. Пассивное вещество — это материя, которая «лежит вяло, вещество, готовое к любому использованию, но обязательно останется незанятым, если никто не приведет его в движение». Активное вещество, которое можно назвать Судьбой или Универсальным Разумом ( логосом ), представляет собой разумный эфир или изначальный огонь , воздействующий на пассивную материю:

Все подчиняется законам Судьбы, поскольку Вселенная действует в соответствии со своей собственной природой и природой пассивной материи, которой она управляет. В душах людей и животных исходят из этого изначального огня, и, также, в зависимости от судьбы:

Индивидуальные души бренны по своей природе и могут «трансмутироваться и распространяться, принимая огненную природу, будучи принятыми в изначальный разум (« logos spermatikos ») Вселенной». Поскольку правильный Разум является основой как человечества, так и Вселенной, отсюда следует, что цель жизни — жить в соответствии с Разумом, то есть жить жизнью в соответствии с Природой .

Стоическое богословие — это фаталистический и натуралистический пантеизм : Бог никогда не бывает полностью трансцендентным, но всегда имманентен и отождествляется с Природой . Авраамические религии персонализируют Бога как миротворческую сущность, но стоицизм приравнивает Бога ко всей вселенной; согласно стоической космологии , которая очень похожа на индуистскую концепцию существования , не существует абсолютного начала времени, поскольку оно считается бесконечным и циклическим. Точно так же пространство и Вселенная не имеют ни начала, ни конца, они цикличны. Текущая Вселенная — это фаза в нынешнем цикле, которой предшествует бесконечное количество Вселенных, обреченных на уничтожение (« экпирсис », пожар ) и воссоздание заново , за которым последует еще одно бесконечное количество Вселенных. Стоицизм считает все существование цикличным, космос — вечно самотворящим и самоуничтожающимся (см. Также Вечное возвращение ).

Стоицизм, как и индийские религии, такие как индуизм , буддизм и джайнизм , не постулирует начало или конец Вселенной. Согласно стоикам, логос был активной причиной, или anima mundi, пронизывающим и оживляющим всю Вселенную. Он был задуман как материальный и обычно отождествлялся с Богом или Природой. Стоики также ссылались на изначальный разум (« logos spermatikos »), или закон порождения во Вселенной, который был принципом активного разума, работающего в неодушевленной материи . Люди тоже обладают частью божественного логоса , который является изначальным Огнем и разумом, который контролирует и поддерживает Вселенную.

Первыми философами, открыто описавшими номиналистические аргументы, были стоики, особенно Хрисипп.

Как используются идеи стоиков в наши дни?

Конечно, в наше время применение философии стоицизма в ее классическом варианте невозможно по ряду причин: мы совсем другие, мы испытываем экзистенциальный тупик после эпохи «смерти Бога», мы более свободны и более одиноки, в сравнении с далекими предками. Сегодня умонастроения, сходные с мировоззрением стоиков, тесно сплетены с восточной философией (широко распространенной, в том числе, далеко за пределами азиатских стран), с ее идеями невозмутимости, достижения нирваны (в буддизме), освобождения от пут страстей и сильных эмоций, идеей предопределения (что созвучно принципу рока в греческой и римской философии). Если подойти очень общо, то некоторые принципы стоицизма применяются даже в повседневной психологической практике: например, принцип принятия всех аспектов своей личности с целью ее беспристрастного познания. Ведь то, что мы можем изучить и осмыслить, перестает руководить нами. Получается, высвобождение от эмоций, которое преследовалось с древнейших времен всеми стоиками, происходит сегодня не через их отрицание, но через принятие и переосмысление.

Момент принятия всех моментов жизни – это очень здоровый, с точки зрения психологии, принцип. Чем больше сопротивления и отрицания – тем больше энергии человек теряет на борьбу, вместо того, чтобы изыскивать конструктивные способы совладания с ситуацией. Психологи считают, что существует две реальности: наблюдаемая (то, что происходит вокруг человека) и иллюзорная (субъективная – та, которая содержит отражение и восприятие человеком всего происходящего вокруг). Принятие происходящего как данности, факта, существенно облегчает психическую работу по нейтрализации внутренних конфликтов и драм – это вариация «стоического фатализма», когда срабатывает принцип: «я не могу это изменить, но могу менять свое отношение». И тогда человек представляется наделенным властью над собственным миром, гораздо большей, чем обычно принято считать.

Конечно, принципы стоицизма очень востребованы сегодня и при занятиях восточной борьбой и различными видами боевых искусств. В данном случае стоицизм – это проявление нечувствительности к боли, владение ситуацией, максимальная концентрация не благодаря, но вопреки обстоятельствам. Это умение достойно проигрывать. Та особая «воинская» этика, позволяющая признать факт превосходства сил противника, применить принципы рациональности в организации и поведении боя, явить миру свои выдержку и волю. Не обойтись также без своеобразного отношения к смерти – как справедливого, уместного и своевременного события. Надо признать, что страх смерти – один из самых сильных, с которым мы так и не научились грамотно справляться. Принятие смерти, особенно своей собственной, мудрое к ней отношение, умение спокойно и достойно принять мысль о конечности своей жизни – это, что называется, «высший пилотаж». К этому всегда призывали и стоики, и восточные мудрецы, и духовные подвижники-аскеты, и экзистенциальные терапевты.

Поздняя стоя

Луций Анней Сенека обучался основам стоицизма у древнеримских стоиков. Отличительной особенностью его работ является их четкая связь с богословием и христианством. Бог, согласно его концепции, бесконечно милосерден и мудр. Сенека считал, что возможности деятельности человеческого ума благодаря их божественному происхождению являются безграничными, стоит их только развивать.

Его идеи отвергал другой представитель позднего стоицизма – Эпиктет. Согласно его представлением, разум человека не является всемогущим. Не все подвластно силам души и разума, и человек должен четко это осознавать. Все, что находится вне нашего тела, мы можем познать только посредством умозаключений, но и они могут оказаться ложными. То, как мы думаем об окружающем мире, составляет основу нашего счастья, следовательно, своим счастьем мы можем управлять самостоятельно. Все зло мира Эпиктет приписывает лишь неправильным умозаключениям людей. Его учения имеют религиозную направленность.

Марк Аврелий – великий римский император и одна из самых ярких фигур позднего стоицизма. Он пришел к умозаключению, что в человеке находятся три начала (а не два, как полагали все его предшественники-стоики): душа – нематериальное начало, тело – материальное начало, и интеллект – разумное начало. Ведущим в жизнедеятельности человека он считал именно интеллект, что противоречит концепциям стоиков раннего и среднего периодов. В одном он с ним был, однако, согласен: разум нужно активно развивать, чтобы избавиться от страстей, мешающих человеческой жизни своей иррациональностью.

Иногда к эпохе позднего стоицизма относят труды Филона Александрийского, но многогранность его теорий не позволяет четко отнести их к какой-либо философской школе. Его труды, как и труды многих представителей позднего стоицизма, имеют яркую религиозную направленность. Он считал, что только несчастные люди стремятся к богатству и отвергают существование Бога, их телесные побуждения преобладают над духовными. Подобные жизненные стремления Филон приравнивал к нравственной смерти. Человек, живущий в гармонии с природой и самим собой, должен верить в Бога и обращаться к собственному разуму на пути к совершению поступков. Согласно Филону Александрийскому, мир состоит из высших и низших слоев пространства. В верхних обитают ангелы и демоны, в низших – смертные человеческие тела. Человеческая душа попадает в материальное тело из верхних слоев пространства и имеет, соответственно, ангельскую или демоническую природу.

Таким образом, для стоиков всех периодов основой счастья было согласие с природой. Человеку следует избегать аффектов, или сильных эмоций: удовольствия, отвращения, вожделения и страха. Подавлять их нужно с помощью развития силы воли.

Развитие Древнего стоицизма

Во времена, когда стоицизм лишь зарождался в Греции, он имел больше теоретический характер, чем практический. Все приверженцы, являющиеся последователями данной философии, в том числе и сам основатель этой школы, трудились над разработкой теории, письменной основы своего течения. Как сегодня мы можем заметить, у них это получилось. Появилась в разделе «физика» определенная материальная база, конкретные логические выводы, а также итоги, названные определением «этика». Как считали мудрецы в Древней Греции, смысл стоицизма состоит именно в споре, что наглядно доказывают выводы, являющиеся логическими. Наверное, именно стоики авторы крылатой фразы «истина рождается в споре».

Принцип 3. Представляйте мир, в котором нет ничего, что вы цените

Мы уже разобрались, что желания приносят недовольство. Но как же тогда найти счастье?

Благодарность — это ключ. Аврелий говорит, что мы должны быть благодарными за то, что имеем. Мы живем в невероятное время, где большинство людей живет в достатке и имеет доступ к технологиям. Наши предки несколько поколений назад могли только мечтать о таком мире. Но вместо благодарности, мы принимаем все как должное и жаждем еще больше.

Стоики предлагают представить, что вы теряете все, что имеете. Все, что цените. Все люди, которыми дорожите — исчезнут. Такое размышление может звучать депрессивно, но на самом деле ведет к цели — научить вас ценить то, что имеете.

Быть стоиком значит находить счастье в том, что уже есть. Стоик не расстраивается, если теряет то, что имеет. Он скорее благодарен, что у него было то, чем он дорожил. Предметы и люди приходят и уходят. Но радость и наслаждение остаются.

Периоды развития и становления стоицизма

Исследователи не нашли однозначного ответа на вопрос, как развивалось и совершенствовалось учение. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют особый период, который называют нулевым. В ходе развития на этом этапе разбирается период древности, когда мудрецы в Стоа Пойкиле, собирались и обсуждали философские вопросы с точки зрения стоицизма. Особенностью периода является то, что собственно школы в тот момент еще не существовало и мудрецы высказывались, исходя из собственных суждений и взглядов на жизнь. Имен первых представителей не сохранилось, так как записи или документальные упоминания были утеряны.

Первый период становления и развития учения – Древняя Стоя. Согласно имеющимся данным, этот период продолжался с IV по II век до н. э. Именно в этом периоде появляется философ Зенон Китийский. Вместе с ним выступали с новыми взглядами Хрисипп и Клеанф из Сол. Первый этап считается исключительно греческим. Связано это с тем, что учение не выходило за пределы страны и развивалось исключительно там. Затем ученики и последователи, разделяющие философские воззрения основателей, продолжили развитие мысли. Ученые и исследователи выделяют таких мыслителей, как Антипатр, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский.

Следующим периодом в развитии учения является Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Время развития — II — I век до н. э. В этом периоде следует выделить таких ученых и мыслителей, как Панетий Родосский и Посидоний. На втором этапе своего развития философское учение начинает свое продвижение за пределы Греции. Стоицизм постепенно распространяется в Риме, набирая последователей. Выделить нужно таких представителей, как Афинодор, Диодот, Дардан.

Следующим этапом развития философского учения становится Поздняя Стоя. Продолжалась ее указывается в различных записях с I по II век н. э. Это время специалисты и исследователи называют Римский стоицизм. Связано это с тем, что  именно в этой стране продолжалось развитие школы. Основными представителями являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения

Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти

То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Вселенная с точки зрения стоиков

Стоики раннего периода во главе с Зеноном в своих взглядах на природу продолжали античные традиции. Они считали, что космос — это живое разумное тело сферической формы, которое находится в бесконечной пустоте. Все части мироздания, от самых мелких атомов до крупных образований, объединены в систему, где царят порядок и гармония.

Так же как любое живое существо, космос проходит все стадии развития: рождение, рост и смерть, утверждали стоики. Но так как в природе все циклично, то после смерти следует новое рождение, и все повторяется. Так происходит бесконечное количество раз.

Как же стоики представляли себе каждое новое рождение Вселенной?

Зарождение происходит от взаимодействия традиционных четырех элементов (огонь, вода, земля, воздух) и созидательной силы пневмы. Пневма — это душа мира, которая пронизывает все его части. А Логос — это закон, по которому развивается Вселенная. В человеческой жизни он называется судьбой.

Стоики считали, что присутствие в этом мире зла оправданно. Так как все состоит из противоположностей, а добро существует, то и зло неизбежно должно существовать. С другой стороны, то, что человеку кажется злом, для Вселенной в целом может оказаться благом (например, землетрясение или ураган). И, наконец, зло нужно для того, чтобы, преодолевая его, человек совершенствовал свою душу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector