Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители
Содержание:
В философии
Дуализм в философии – это теория, или, иными словами, концепция, в которой существует две противоположных или противостоящих друг другу идей (мир идей у Платона, реальные и предполагаемые миры Лейбница и т. д). Противоположность дуализма – монизм, предполагающий, что все явления представляют собой виды и проявления одного единственного начала – материи. Также это течение противопоставляется плюрализму, где существует более двух начал или сил.
Одна из классификаций дуализма:
- интерактивная, где сознание и материя взаимодействуют, хоть и являются разными явлениями;
- параллельная, когда они не взаимодействуют.
Основной представитель данного направления – Р. Декарт – сторонник интерактивного дуализма. По Декарту, существует две субстанции – дух и материя. Материальное существует как нечто протяженное. Дух есть мышление. Субстанции при этом не пересекаются.
Решение психофизической проблемы (или проблемы сосуществования в человеке мышления и протяженности) Декарт видел во взаимодействии начал. Он прибегнул к теории о посреднике – такой части мозга, как эпифиз. В самой постановке этой проблемы уже есть противоречие между принципом естественной причинности и наличием двух независимых субстанций.
В новоевропейской философии дуализм представляет уже гносеологическое учение. Представители – Локк, Юм, Кант. В новом времени противопоставляют уже не духовное и материальное, а субъект (который познает, способен мыслить и выдвигать идеи) и объект (познаваемый). у Канта это воззрение предполагает наличие “вещей в себе”, которые не познаются, и явлений познаваемых.
В целом, это течение утверждает равноправность двух противостоящих, противоположных начал.
Дуализм
Главный фундамент теории дуализма, который известен сегодня, исходит из того, что Рене Декарт предложил в своей работе. Метафизические медитации.
Согласно Декарту, разум — это мышление или res cogitans; ее сопровождает тело, которое существует физически и то, что она назвала обширное разрешение. Согласно его подходу, у животных не было души, поскольку они не думали. Отсюда известная фраза: «Я мыслю, следовательно, существую».
Но только в 1700 году термин «дуализм» был впервые введен в употребление в книге под названием История Religionis Veterum Persarum, написанный Томасом Хайдом.
Постулаты Декарта послужили основой так называемого «картезианского дуализма», лежащего в основе всех ветвей современного дуализма. Это применяется в разных науках, особенно в социальных.
Подходы Декарта использовались такими философами, как Локк и Кант, для подкрепления своих собственных теорий. Последний, например, показал в своих предложениях разницу между «чистым разумом» и «практическим разумом».
Словарь Ушакова
Дуализм (лат. dualis “двойной”) – термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В данной области знаний этот термин охватывает пересечение двух основных классов вещей или принципов, взаимно влияющих друг на друга, но не меняющих своей структуры. В теологии, например, дуалист – это тот, кто верит, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являются независимыми и более или менее равными силами мира. Дуализм противопоставляется монизму – теории, согласно которой существует только один основной вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хотя и реже, плюрализму – взгляду, согласно которому существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, которая в некотором смысле подразумевает радикальное видовое различие между ментальным и физическим – или между сознанием и телом (сознанием и мозгом). Поскольку здравый смысл подсказывает нам, что физические тела существуют, а интеллектуальная потребность – принять единую картину мира, мы можем сказать, что материалистический монизм является “позицией по умолчанию”. Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с предположения о реальности физического мира, а затем рассматриваются аргументы, объясняющие, почему сознание нельзя рассматривать просто как одну из частей этого мира.
Если кондиционер включен летом, это будет блаженство, а если зимой – страдание. Так что же является причиной страданий – кондиционер или обстоятельства? Или проблема еще глубже, и причиной страдания является наше отношение к объекту?
История дуализма
Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.
Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.
Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.
Что это такое
Дуальность являет собой концепцию, подразумевающую существование двух антагонистических дихотомий, несводимых друг к другу, но при этом неотделимых друг от друга. Её можно принять в качестве формы некоторых противоположных элементов в людском разуме. Отсюда под принципом дуализма понимается утверждение, что фундаментов мироздания являются два противодействующих начала, а само существование демонстрирует собой схватку противоположностей.
Таким образом, дуальность это простыми словами знание, основывающееся на принципе противоположности, который обнаруживается в соответствующих понятиях: любовь-ненависть, субъект-объект.
При этом следует понимать, что анализируемое явление не подразумевает разделение мироздания на два яруса. Дуальность – это неразделимая взаимосвязь антагонистических начал. Без одного полюса не существует и другого. Одна категория трактуется через другую. Так, например, добро невозможно без зла, ночь без дня.
Дуальность существует внутри человека. Именно она вынуждает воспринимать мир в качестве противоборства полярных начал. Люди всегда разделяют реальность на бесконечное число полюсов (противоположностей), никогда не воспринимая действительность в качестве единого целого. Отсюда дуальность является человеческой природой. Человечество как часть мироздания отбивает его свойства.
Дуальность мира является проявлением двойственности. Мироздание состоит из множества оттенков, существующих исключительно в человеческом уме. Один полюс полярен другому, уравновешивая и дополняя его, но лишь в людском уме.
Разум человека, включая подсознание, выстроен на фундаменте дуальностей. Любой объект, понятие, воззрение, действие в человеческом разуме имеет противоположность. Зачастую подобное демонстрируется всего-навсего при помощи отрицания. Например «приобрести книгу – не приобрести», «сходить в театр – не сходить», «холодное – нехолодное». При этом последний пример показывает, что определённое понятие может обладать несколькими противоположностями. Так, слово «холодное» имеет такие противоположности: «нехолодное» и «горячее». Однако с этим согласятся не все, поскольку каждый субъект имеет собственный «ассортимент» дуальностей, которые он принял для себя в процессе бытия. Необходимо усвоить, что если какая-нибудь дуальность реальна либо актуальна для человека, то это оттого, что он когда-то её создал самостоятельно, либо принял её (согласился, что эта дихотомия имеет место). Принять дуальность подразумевает создать для себя её. Это тоже творение человека, даже если его убедили либо принудили создать её. Поэтому необходимо помнить всегда, что творцом дуальностей является сам человек.
Таким образом, понятие дуальности подразумевает полярность бытия, его двойственность, противоположность начал, разделение. Все расхождения существуют лишь в представлениях человека. В мироздании противоположности параллельны, есть события, а полюсом их наделяет человек. Так, например, голодный хищник съел курицу. Правильно ли подобное действие? Для хищника – правильное, а для курицы – вряд ли.
В традиционных религиях
Самодийские народы
В ненецком мифе Нум и Нга сотрудничают и соревнуются друг с другом, создавая землю, есть также другие мифы о конкурирующих-сотрудничающих демиургах.
Сравнительные исследования кетов и соседних народов
Среди прочего, дуалистические мифы изучались в исследованиях, которые пытались сопоставить мифологии сибирских народов и решить проблему их происхождения. Вячеслав Иванов и Владимир Топоры сравнили мифологию из кеты с теми , говорящими на уральских языках , предполагая , что в исследованиях, что есть моделирование семиотических систем в сравниваемых мифологиях; и они также сделали типологические сравнения. Среди других, возможно, из уральских мифологических аналогий, упоминаются обско-угорские и самодийские народы . Некоторые другие обсуждаемые аналогии (похожие фольклорные мотивы и чисто типологические соображения, определенные бинарные пары в символике) могут быть связаны с дуалистической организацией общества — некоторые из таких дуалистических черт можно найти у этих сравниваемых народов. Следует признать, что для кетов ни дуалистическая организация общества, ни космологический дуализм не были тщательно исследованы: если такие особенности и существовали вообще, они либо ослабли, либо остались в значительной степени неоткрытыми; хотя есть некоторые сообщения о разделении на две экзогамные патрилинейные части, фольклор о конфликтах мифологических персонажей, а также о сотрудничестве двух существ в создании земли: нырянии водоплавающих птиц. Если мы включим дуалистические космологии в широком смысле, не ограничиваясь определенными конкретными мотивами, то мы обнаружим, что они гораздо более распространены, они существуют не только среди некоторых сибирских народов, но есть примеры на каждом обитаемом континенте.
Чукча
Чукотский миф и его вариации сообщают о создании мира; в некоторых вариантах это достигается за счет сотрудничества нескольких существ ( птиц , сотрудничающих на равных; или создателя и ворон , сотрудничающих на равных; или только создателя, использующего птиц только в качестве помощников).
Огнеземельцы
У всех трех фуэгийских племен были дуалистические мифы о культурных героях . У яманов есть дуалистические мифы о двух братья. Они действуют как культурные герои, а иногда находятся в антагонистических отношениях друг с другом, вводя противоположные законы. Их фигуры можно сравнить с братьями Кванип из Селк’нам . В общем, наличие дуалистических мифов в двух сравниваемых культурах не обязательно подразумевает родство или распространение .
Разновидности субстанций в дуализме и их взаимодействие
“Сознание” в дуализме есть некая духовная субстанция. Она ментальна и не обладает материальными качествами. Физический объект – противоположен сознанию. Он является чисто материальной субстанцией, которую можно увидеть, пощупать, оценить и прочее.
Декарт и три субстанции
Физические свойства публичны. Ментальные же – скрыты и индивидуальны. Например, при переживании болезненных ощущений можно увидеть мимическую и жестикулярную реакцию физической оболочки (скручивание, прикладывание рук к эпицентру боли, слёзы и прочее). Но оценить степень и специфику этой боли посторонний человек не может. Ему приходиться верить на слово, а значит. сознательные ментальные события не доступны широкому кругу лиц, в отличие от физических.
Логически, данная концепция подразумевает невозможность сознания обладать физическими свойствами, а тела — духовными.
В теории дуализма, личность человека является совокупностью этих независимых субстанций. При этом, дуалисты допускают существование тела без сознания и сознания без тела, но в таком случае ставят под сомнение существование личности.
Дуализм в религии
Религиозное учение проводит четкую границу между существованием двух начал, равных по силе. Богу противостоит злобный дух, и у каждого из них равные права. Дуализм в религии можно найти и в древних сочинениях и народных легендах.
- китайское учение про Инь и Янь;
- Древняя Персия-скопление религий свободного выбора;
- еретические течения;
- христианства, где представлена борьба между богом и дьяволом;
- ислам, где о мире говорится, как о «божественном доме» и «доме войны»;
- иудаизм, где царит вера в демонов.
В религии дуализм представлен, как соперничество двух божественных созданий. И при этом один из них обязательно должен быть злым и создает хаос, а другой добрый и наводит порядок в мире.
В восточной мистике дуализм представлен, как взаимодействие между двумя полярностями, которые отвечают за сотворенную Вселенную (свет и тьму, добро и зло). Это отражено во многих символах, и самыми распространенными из них являются инь-янь. Их суть всегда была одна: тьма (инь) и свет (ян) постоянно возвращаются и следуют друг за другом. Этим они порождают сотворенный мир или, как называют китайцы, «Десять тысяч вещей».
Философские дуальности
Историю философии можно интерпретировать как сеть диалектических противоположностей . Некоторые размышления также являются диалектическими в том смысле, что они предлагают воспринимать вещи в свете двух антагонистических или взаимодополняющих полюсов, таких как:
- анализ и синтез: Платон , Декарт ;
- дедукции и индукции : Аристотель , Фрэнсис Бэкон , Декарт, Карл Поппер ;
- дух и материя: Анаксагор , Декарт;
- бытие и бытие : Мартин Хайдеггер ;
- бытие и обладание: Габриэль Марсель ;
- бытие и ничто: Горджиа , Платон, Хайдеггер, Жан-Поль Сартр ;
- бытие и явление (феномен): Джордж Беркли , Эдмунд Гуссерль , Сартр;
- род и вид: Аристотель;
- имманентность и трансцендентность : Барух Спиноза ;
- позитивная свобода и негативная свобода: Исайя Берлин ;
- научный социализм и утопический социализм : Карл Маркс .
Корпускулярно-волновой дуализм
Итак, свет может в любой момент времени вести себя как частица или волна, однако демонстрировать одно из двух состояний одновременно он не может. Если эксперимент требовал от него свойств волны, то свет вел себя как волна – и то же самое для частицы. Позже этот принцип стал известен как корпускулярно-волновой дуализм.
Эту по-настоящему странную картину в итоге удалось завершить французскому физику Луи де Бройлю в 1924 году. Если свет, который рассматривается как волна, может вести себя как поток частиц, то, возможно, частицы, например электроны, могут вести так, как если бы они были волнами.
Древние греки считали, что свет является формой огня, предполагая, что он направлялся из глаз к объектам, которые человек мог видеть.
По сути, концепция де Бройля иллюстрировала, насколько квантовая физика подрывала старые предположения, ведь составляющими веществами материи были электроны, или вещества, а фотоны образовывали невидимый свет. И тем не менее, при некоторых обстоятельствах они вели себя как волны, а при других – как частицы. Как только квантовый мир ворвался в мир классической физики, прежние различия стали менее определенными.
Между тем, идея о том, что электроны могут проявлять волновые свойства, отлично вписывалась в модель атома Нобелевского лауреата Нильса Бора. В ней электрон мог занимать только определенные орбитали вокруг ядра и прыгать между орбиталями в квантовых скачках при потере или получении энергии в виде фотона. Напомню, что структура волны электрона, окружающая ядро атома, также известна под названием «орбиталь».
Основные тезисы
Неоднородность и взаимодействие
Декартовский дуализм — это дуализм субстанции, а также интеракционистский дуализм. Декарт принимает тезис здравого смысла о том, что ментальные состояния или события отличаются от физических состояний или событий и могут взаимодействовать друг с другом. Это подтверждает две общие интуиции о разуме и теле:
- интуиция неоднородности : разум — вещь иной природы, чем тело;
- интуиция взаимодействия : тело и физический мир действуют на разум, а дух действует на тело.
В словаре классической философии мы говорим о «коммуникации субстанций» для обозначения взаимодействия между телом и разумом. В контексте современной философии разума декартовский дуализм считается интеракционистским, в отличие от параллелизма , окказионализма и (в меньшей степени) эпифеноменизма , согласно которым разум и тело не имеют причинного взаимодействия. Аргументы Декарта , чтобы оправдать эту позицию , были предшественниками тех передовыми в XX — го века в философии сознания в пользу дуализма и против материализма , в том числе аргументов называется « модальным » , что обращение к возможности зачать субъективные аспекты сознания отдельно от корпуса.
Согласно Паскалю Энгелю , мы можем объяснить отправную точку этой формы дуализма, обратившись к следующим трем утверждениям:
- Психические состояния отличаются от физических состояний.
- Психические состояния могут быть причиной физического движения.
- Физические движения могут быть вызваны только физическим состоянием.
Дуализм Декарта состоит в утверждении релевантности первых двух положений и в отрицании третьего.
Раздельное оформление веществ
Чтобы установить естественное различие между ментальными состояниями, возникающими в результате активности разума, и физическими состояниями, происходящими в теле, Декарт в своих « Метафизических медитациях» (1641) применяет « модальный » тип рассуждений . Хотя, следуя радикальному сомнению , он все еще не уверен ни в чем, кроме существования самого себя, он утверждает, что для него возможно представить, что его тела не существует. С другой стороны, он не может связным образом считать, что его мысль не существует. Следовательно, и как он заявляет в Шестой медитации , поскольку « достаточно, чтобы я мог ясно и отчетливо представить одну вещь без другой, чтобы быть уверенным, что одно отличается или отличается от другого », это Можно считать, что разум и тело различны и, следовательно, существует по крайней мере две субстанции: та, которая составляет дух, и та, что составляет тело. Для Декарта субстанция — это то, что может существовать само по себе и само по себе, и для существования не нуждается ни в чем другом. Ум — нематериальная и неделимая субстанция, а тело — материальная и безгранично делимая субстанция. Следовательно, оба возможны по отдельности.
Конкретная проблема взаимодействия
Таким образом, возникает проблема взаимодействия между разумом и телом. Декарт утверждает, что существует не только дуализм субстанций , но также и то, что разум может воздействовать на тело. В частности, он утверждает, что ментальные состояния имеют причинную эффективность по сравнению с физическими состояниями. Это интеракционистский тезис: ментальные состояния вызывают физические состояния и наоборот. Однако это взаимодействие создает проблему: как в действительности ментальные сущности, задуманные как нематериальные, не распространенные в пространстве, могут иметь наименьшую возможность воздействия на физические сущности? Именно эта проблема будет существовать и возникать в рамках философии духа .
Ответ, данный самим Декартом, казался неудовлетворительным: разум и тело вместе составляют самостоятельную субстанцию, а шишковидная железа — это место, где точка соприкосновения психических состояний и психических состояний находится в мозгу, физических состояниях.
Переформулировки картезианского дуализма
Среди современных защитников некоего картезианского дуализма, переформулированного ими, мы должны считать венского эволюционного эпистемолога Карла Поппера и теистического философа Ричарда Суинберна .
Карл Поппер написал в своей автобиографии в 1974 году: «Я думаю, что всегда был картезианским дуалистом, хотя всегда сожалел о том, что говорил о« субстанциях »; и если не дуалистический, то определенно более склонный к плюрализму, чем к монизму » . Поппер утверждает, что «ментальные состояния» являются продуктом эволюции жизни и должны быть связаны с биологией, а не с физикой , в которой он выступает против физикализма . Он считает, что состояния сознания «тесно связаны с состояниями тела», и их специфику невозможно отрицать.
Что такое дуализм
Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.
Первым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.
Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.
Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.
ссылки
- Селларс, Р. У. (1921) Эпистемологический дуализм против Метафизический дуализм. Философское обозрение, 30, нет. 5. с. 482-93. doi: 10.2307 / 2179321.
- Салас, Х. (2011). Количественные исследования (методологический монизм) и качественные (методологический дуализм): эпистемологический статус результатов исследований в социальных дисциплинах. Лента Мобио №40, с. 1-40.
- БАЛАШ, Н. (2015). О ДУАЛИЗМЕ И МОНИЗМЕ В АНТРОПОЛОГИИ: ДЕЛО КЛИФФОРДА ГЕРЦА. Кафедра антропологии в Даремском университете. Anthro.ox.ac.uk Доступно по адресу: anthro.ox.ac.uk .
- Энциклопедия Британика. (2019). Дуализм | философия. Доступно по адресу: britannica.com .
- Робинсон Х. (2017). Дуализм (Стэнфордская энциклопедия философии). Plato.stanford.edu. Доступно по адресу: dish.stanford.edu .
- Янноне А. (2013). Словарь мировой философии. Нью-Йорк: Routledge, с.162.
- En.wikipedia.org. (2019). Федон. Доступно по адресу: en.wikipedia.org .