Метод мозгового штурма

Содержание:

1. Постановка проблемы, отбор участников и распределение ролей

Чтобы мозговой штурм прошел результативно, нужно с максимальным вниманием отнестись к первому, предварительному, этапу. Для начала четко сформулируйте проблему, которую нужно решить

Сделайте это заранее, чтобы у участников мозгового штурма было время «включиться» в тему обсуждения. Четкая формулировка проблемы, а также то, насколько одинаково все участники мозгового штурма ее усвоят, обеспечат 50% успеха мероприятия.

Попробуйте следующий способ формулирования темы штурма: команде нужно решить вопрос о том, какой метод получения желаемого результата наиболее эффективен в сложившихся обстоятельствах и пределах имеющегося временного ограничения.

Следом необходимо подобрать участников. В мозговом штурме должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон, т.е. все сотрудники, которые могут влиять на решение проблемы и те, на кого будет влиять выработанное решение. Среди приглашенных должны быть люди, которые будут хорошо играть следующие роли: генератор идей, реализатор, контролер, ведущий, мотиватор, аналитик, гармонизатор и изыскатель (командные роли по Р. Белбину). Если невозможно подобрать сотрудников на все роли, добейтесь, чтобы в команде были хотя бы: генератор идей, контролер, ведущий, мотиватор.

Формы группового тренинга

Прежде чем приступать к выбору формы тренинга для группы, следует узнать, что побудило руководителя заказать такое обучение: например, откорректировать поведение работников, снизить количество конфликтов, повысить продажи посредством применения новых способов общения с покупателем. Без учета специфики компании, настроя и мотивации коллектива занятия окажутся неэффективными, а поставленные цели, соответственно, недостигнутыми.

Когда предварительная информация о предприятии и коллективе собрана, можно определяться с формой, в которой будет проходить обучение.

Форма тренинга Суть Результаты
Дрессировка Применяя жестокие приемы манипулятивного характера и положительное подкрепление, тренер «программирует» желательные модели поведения. Используя отрицательное подкрепление, он «стирает» вредоносные паттерны. Приносит быстрый результат, однако он улетучивается с такой же скоростью. Участники, избавляясь от внутреннего балласта, в итоге теряют и себя, утрачивая доверие к себе. Количество моделей поведения в этой форме тренинга строго ограничено. Негативные побочные эффекты: гиперконтроль собственных действий, чрезмерная зажатость и хронический стресс.
Совершенствование умений и навыков эффективного поведения Отработка и доведение до автоматизма желаемых моделей поведения. Реальная жизнь порой бывает непредсказуемой. Участники таких тренингов, скорее всего, окажутся неподготовленными к нетипичным ситуациям, так как на занятиях они попросту «не проходили» их.
Активное обучение Тренер дает базис знаний по психологии. На основе теории участники оттачивают нужные им навыки и умения. Эти формы считаются самыми результативными. Правда, они требуют серьезной подготовки тренера. Эффективность таких занятий во многом зависит от того, учел ли он особенности сферы деятельности участников.
Создание благоприятных условий для самораскрытия каждого участника Члены коллектива обучаются самостоятельному поиску вариантов решения имеющихся проблем. Тренер лишь дает необходимые для этого знания, помогает проявить скрытые ресурсы участников, которые можно успешно применять в работе.

Тренер, выбравший неэффективную форму дрессировки, несет полную ответственность за те перемены и превращения, которые случаются с участниками. Вместе с тем он совершенно не учитывает их степень осознанности. Это порождает безответственное отношение участников ко всему происходящему в компании. Хороший тренер делит с ними ответственность поровну, подводя их к пониманию, что на исход практически любой ситуации как на тренинге, так и на фирме могут существенно влиять не только тренер или руководитель, но и каждый член коллектива.

Как организовать эффективный брейншторм

Александра Михайлова:

На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.

Модератор следит, чтобы:

до определенного момента никто не оценивал и не критиковал идеи

Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.

все участники мозгового штурма принимали в нем участие

У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.

все помнили о правилах процесса, отсутствии иерархии между участниками

Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.

участники правильно высказывали свое мнение и избегали конфликтов

Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.

Экономика образования

Что такое Scrum и как правильно использовать его в рабочем процессе

Никита Непряхин:

Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.

Чтобы решение было найдено, все участники мозгового штурма должны разделять его правила и четко понимать проблему.
Каждый должен понимать свои задачу и роль в брейншторме.
В мозговом штурме не существует должностей, грейдов, субординации. Все равны

И все работают на общий результат.
Важно определиться, нужен ли вам модератор. Обычно это зависит от числа участников: если их больше пяти человек, справиться без ведущего будет сложно.
Обязательно нужен тот, кто будет фиксировать все поступившие идеи и промежуточные результаты

Для фиксации лучше всего использовать средства визуализации: флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры.
Главное правило: никакой критики! То же самое касается похвалы. Любая оценка — после мозгового штурма.
Нельзя перебивать участников, надо давать каждому высказаться до конца.
Чем больше идей — тем лучше. Главное, не отходить от основной темы и задачи.
Тем не менее, необходимо соблюдать тайминг встречи.
Для мозгового штурма можно создавать две группы: первая предлагает идеи, вторая — обрабатывает их и оценивает.

Проверьте идеи, у которых есть реальный потенциал

Используйте эти правила мозгового штурма в качестве инструкции того, как записать, осмыслить и применить на деле идеи вашей команды.

Обязательно записывайте идеи, которыми будет делиться ваша группа, следите за тем, чтобы ничего и никого не упустить, особенно слова тех людей, кто работает именно в тех ситуациях, к которым имеет отношение проблема.

После того как набрались свежие идеи, их необходимо проанализировать, чтобы увидеть, какие из них действенны. Остановитесь на разумном числе идей, которые вы подробно рассмотрите. Выбирайте те, у которых самые большие актуальность и потенциал. Затем поделите группу на подгруппы и раздайте им вопросы для обсуждения о применении.

12. Качественные записи должны стать приоритетом

Ваш ведущий или кто-то еще в группе должен записывать каждую идею. Это требует некоторых знаний, так как часто идеи высказывают неконкретно, и их сложно обобщить.

13. Дайте участникам время на рассмотрение идей

У участников должно быть хотя бы 15 минут на рассмотрение записанных идей, так, чтобы они смогли адекватно ответить, когда вы попросите их выбрать самые лучшие идеи из списка. Если им не давать возможность обдумать то, чем поделились, участники наверняка будут поддерживать последнюю высказанную идею или собственное предложение.

14. Спрашивайте мнение людей, работающих «на передовой»

В теории масса идей привлекательны — и могут быть понятны менеджерам. Однако некоторые идеи могут быть невыполнинмыми по разным причинам, известным именно тем, кто работает «на передовой» и от кого будет зависеть воплощение этих идей в жизнь. Могут существовать понятные причины, почему какие-то вещи делают (или не делают) так, или иначе. Проследите, чтобы у каждого была возможность поделиться своим мнением.

15. Идентифицируйте и возможности, и сложности

Хотя позитивность — неотъемлемая часть мозгового штурма, реализм понадобится в исполнении решений

Если все согласны с тем, что перемена — хорошая идея, важно также определить, что может помешать этой перемене. Барьеры могут быть политическими, технологическими, финансовыми и логистическими

Иногда барьеры можно преодолеть или обойти, а иногда нельзя.

16. Отберите разумное число идей для дальнейшего развития

После мозгового штурма у вас может оказаться дюжина рабочих идей на доске, но ни у кого нет времени развивать их все. Остановитесь на трех лучших для следующих шагов.

17. Раздайте задачи соответствующим группам

Как только вы остановитесь на идеях для разработки, поделите всех на группы для каждой идеи. В каких-то случаях вы можете попросить желающих, но часто вам надо самим выбрать членов групп так, чтобы в каждой группе были квалифицированные участники и ранообразие должностных уровней.

18. Устанавливайте четкие цели и сроки

Задачи, связанные с мозговым штурмом однозначно окажутся на дне списка важных дел, если их не сделать приоритетом. Прежде чем завершить встречу мозгового штурма, обязательно проследите, чтобы каждая подгруппа договорилась о месте и времени следующей встречи, чтобы у них была конкретная цель и сроки, в которые они собираются добиться этой цели в командной работе.

Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма

Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.

Брейнрайтинг

Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.

Цель такой работы  —  получить максимальное количество предложений.

Мозговая атака с записью идей на доске

Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.

Японский вариант

Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:

  1. Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
  2. Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.

Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.

Многоступенчатый метод

В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы   —  генераторы идей и оценщики результатов.

Условие для продуктивной работы по этой схеме  —  группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.

Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.

Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.

Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:

  1. Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
  2. Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
  3. В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
  4. Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.

На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.

Одиночный брейнсторм

В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.

Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”

Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении

Важно написать, что можно сделать уже сегодня

Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.

Методы проведения мозгового штурма

Мозговой штурм проводится с использованием нескольких методов.

Индивидуальный мозговой штурм, в ходе которого один человек выполняет роли генератора и оценщик идей.

Обратный мозговой штурм, цель которого выявить в возникшей ситуации как можно больше уже существующих и потенциальных недостатков. В этом случае сначала негативные стороны проблемы как можно больше преувеличиваются, после чего начинается поиск путей по устранению недостатков.

Мозговой штурм с оценкой идей предполагает высокие требования к участникам, которые в этом случае должны иметь высокий профессионализм в своей области деятельности, собранность и опыт в участии мозговых штурмов. В этом случае процесс происходит в несколько этапов:

— генерация идей, которая может происходить индивидуально и заранее;
— ознакомление группы с идеями;
— выбор нескольких лучших вариантов, обсуждение их достоинств и недостатков;
— обсуждение каждой идеи с мини-штурмами;
— сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей.

Достоинством этого сложного метода является целенаправленность поиска.

Метод «мозговая осада» уменьшает опасность того, что хорошая идея будет незаслуженно раскритикована. Чтобы этого не случилось, каждую выдвинутую идею развивают до самого конца. Метод требует большого количества времени, но дает результаты, подтвержденные аргументами и доказательствами.

Метод «635» состоит в том, что шесть человек записывают по три идеи за пять минут. Затем члены группы индивидуально знакомятся с предложениями друг друга и в течение пяти минут анализируют их. За 30 минут получается 18 проработанных предложений, которые потом коллективно обсуждаются и из них выбирается лучшее решение.

Метод корабельного совета предполагает высказывание мнений в порядке иерархии. Первым о своей идее говорит «юнга», последним — «капитан», но на рассмотрение можно предложить только одну идею.

Мозговой штурм онлайн может проводиться на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Преимуществом этого метода является то, что не возникает «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут остаться анонимными.

Правила организации работы на уроке с помощью метода

Эффективность использования приёма на уроках определяется тем, насколько правильно учитель сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.

В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:

  • генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);
  • аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения)

Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все ребята предлагают идеи, а затем коллективно обсуждают. Такое объединение становится возможным только тогда, когда учащиеся смогли попробовать себя и в роли генератора, и в роли аналитика, то есть имеют представление о работе каждого участника мозгового штурма. Но на начальном этапе всё же лучше формировать группы исходя из личностных качеств детей: активные и любопытные школьники отлично справятся с предложением различных идей, а спокойные и вдумчивые — с анализом и построением доказательной базы для этих мыслей.

Все идеи должны быть зафиксированы

Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:

  • темы должны быть интересны школьникам (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений — например, на уроке истории это может быть «Оценка деятельности Петра I»);
  • необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто проявляется в работе с младшими школьниками — они начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);
  • обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).

Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:

Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 15 минут

Все предложения ребят фиксируются учителем, лучше всего делать это на доске — так каждый ученик будет чувствовать важность личного вклада в работу группы. На этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят

Аналитика

Это основная стадия работы, во время которой происходит коллективное обсуждение, критика всех идей. Детям нужно найти плюсы и минусы каждого предложения, а задача учителя — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.

Выбор. Из всех решений, предложенных и проанализированных, выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры» нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Когда нужны брейнштормы

Кажется, что любую задачу можно решить на брейншторме, однако это заблуждение. Для штурмов нужны вопросы, точные ответы на которые не знает никто, а решение поставленной проблемы имеет несколько вариантов, каждый из которых требует обсуждения.

В первую очередь, штурмы нужны для того, чтобы накидать много разных идей и выбрать из них наиболее оптимальные. При этом за их реализацию отвечает один человек или маленькая группа, но не все участники брейншторма, ведь в противном случае идея размывается, и никто не понимает, к чему движется команда. Допустим, нам необходимо определиться с коммуникационной стратегией — это большой проект, который делится на много подзадач. Если раздать их сразу нескольким специалистам, единая картина не получится, а общая цель не будет достигнута.

Приведу бытовой пример. Что подарить другу на день рождения? Для решения этого вопроса можно собраться с друзьями и устроить небольшой штурм, потому что все думают по-разному. Возможно, к некоторым людям придут одинаковые идеи или к кому-то придет решение, которое затмит все остальные.

Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе

Литература

Как уже говорилось, мозговой штурм можно проводить на уроках любого цикла, но наиболее дискуссионный характер приём получает при изучении предметов гуманитарного цикла. Например, на уроках литературы. Допустим, тема звучит так: «Русское стихосложение». Детям предлагается несколько стихотворений известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.

Русский язык

На уроках русского языка в начальном звене учитель может предложить ребятам рассмотреть однокоренные слова и сформулировать принцип их написания в процессе изучения темы «Безударные гласные в корне». Детям предстоит выявить сходства в их написании по общему значению, а также найти связь между постановкой гласных и ударением. В результате работы участники мозгового штурма приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением.

Английский язык

Для изучения времён группы Continuous на уроках английского языка проблема ставится в рамках сопоставления с конструкциями Indefinite. Учитель озвучивает вопрос: в чём разница между «I read at the school every day» и «I am reading now»? Школьники предлагают следующие варианты: время действия, продолжительность, конструкция сказуемого из двух слов, наличие вспомогательного глагола, выраженного спряжением to be, обстоятельства времени. В итоге группа должна сделать вывод о том, что Continuous — это образ действия, указывающий на его продолжительность, грамматическая конструкция которого состоит из вспомогательного слова и смыслового глагола.

История

На уроке истории по теме «Социально-экономические условия развития России в конце XIX — начале XX веков» в результате генерирования идей учащиеся предлагают свои наработки: половинчатость реформ 1861 года, появление хорошо оборудованных промышленных предприятий, начало буржуазных отношений, тесные связи со странами Европы (Франция, Англия), сохранение крепостнических отношений, безграмотность населения. Вывод, который формулируется в конце, состоит в том, что к началу XX века в России сложилась напряжённая социально-экономическая ситуация, ставшая в конечном счёте причиной переворота 1917 года.

Обществознание

Урок обществознания также открывает широкие возможности для применения мозговой атаки. Например, тема «Управление». На вопрос «Что такое деловые отношения?» учащиеся могут предложить следующие ответы: деловитость, спокойствие, коммуникабельность, отсутствие личных симпатий и антипатий, профессионализм. В процессе аналитики выводится определение, включающее все перечисленные качества отношений делового характера.

Химия

Использовать метод мозгового штурма можно не только на предметах гуманитарного цикла

Предметы естественно-математического цикла также прекрасно вписываются в рамки использования приёма. На уроке химии тема «Бытовая химия» может стать поводом для дискуссии, в процессе которой ученики предложат охарактеризовать понятие, используя, к примеру, следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества, можно отравиться. На основе предложенных идей можно не только дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов.

Биология

При изучении класса двудольных на уроках биологии мозговой штурм можно представить в виде аукциона идей: каждый ученик предлагает свой ответ, а затем учитель формулирует определение для записи в тетради. Задача, например, звучит так: назвать основные признаки двудольных. Варианты ответа: стержневая корневая система, две семядоли, камбий и так далее. В результате получается следующее определение: двудольные — это класс растений, имеющих стержневой корень, семена с двумя семядолями и камбием.

Математика

На уроке математики метод можно применять не только на начальном этапе обучения, но и в среднем и старшем звене. К примеру, при изучении темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» ребятам предлагается такая проблема: докажите, что эти выражения являются натуральными числами. В процессе работы все участники группы решают задачу, а аналитики доказывают, что полученное значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.

Мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.

История появления термина

Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.

Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.

Этапы классического мозгового штурма

1. Постановка задачи

Когда решение провести мозговой штурм принято, в первую очередь следует четко сформулировать проблему и подобрать участников группы (лидера и специалистов). Роли распределяются в зависимости от того, какова суть решаемой задачи и в какой форме планируется организовать штурм.

2. Генерирование идей

Это главный этап, от результатов которого зависит успех всей затеи.

Есть ряд правил, которые обязательно соблюдать:

  • количество предложений не ограничивается, их может быть сколько угодно;
  • идеи могут носить абсурдный, невыполнимый, пусть даже фантастический характер;
  • приветствуется комбинирование идей, внесение дополнений и улучшений;
  • предложенным идеям не выносится оценка и не выдвигается никакая критика.

3. Отбор, группирование и оценка идей

На этом заключительном и весьма важном этапе мозгового штурма проводится анализ эффективности выдвинутых предложений. Здесь, в отличие от предыдущего этапа, приветствуются критические выкладки и оценочные суждения. Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении поставленной задачи и способов ее реализации

Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении поставленной задачи и способов ее реализации.

Зачем нужен мозговой штурм?

Метод брейнсторминга можно использовать в одиночестве и в компании, он активно используется в школах, вузах, на тренингах. Главная его функция — расширить рамки привычного, открыть новые грани.  Но зачем? Зачем нужны новые идеи, не лучше ли действовать по старинке? Или спихнуть разработку креатива на самого молодого сотрудника — пусть себе творит? А может, нанять креативщика, который поставит с ног на голову работу вашей компании? Пусть так поступают ваши конкуренты, а мы с вами будем действовать, как продвинутые и современные компании. Соберите своих сотрудников, дайте им бумагу с ручкой и на выходе получите несколько десятков отборнейших идей, которые можно внедрять прямо сейчас. И все это совершенно бесплатно!

Плюсы мозгового штурма:

  1. Большое количество классных идей, которые в обычном рабочем процессе, возможно, даже не рассмотрели бы.
  2. Сплочение коллектива, совместная работа над идеями.
  3. Возможность проявить себя каждому сотруднику — даже тем, кто обычно отмалчивается.
  4. Возможность выявить слабые места вашей компании. Да, это тоже можно проговорить на мозговом штурме — ниже мы расскажем, как.
  5. Экономия денег. которые пришлось бы заплатить нанятому креативщику. Заметьте, что ни один приглашенный со стороны не знает всех тонкостей вашей работы. А ваши сотрудники знают ситуацию изнутри и смогут предложить действительно жизнеспособные идеи, применимые на практике.

Минусы мозгового штурма:

  1. Поболтали — разошлись — так часто бывает, когда брейнсторминг проводится для галочки, просто “чтобы было”.
  2. Невозможность или нежелание применять идеи на практике.
  3. Многие стесняются высказывать идеи при всех.
  4. Оригинальные идеи высмеиваются и отвергаются, доминирует банальщина.

Всех этих моментов можно избежать, если руководитель будет соблюдать правила мозгового штурма.

  1. Собирайте команду для конкретной цели: придумать название новому продукту, повысить продажи в мертвый сезон, найти новые способы взаимодействия с клиентом и так далее. Если тема будет расплывчатой (как повысить продажи, например), такими же будут и предложенные идеи.
  2. Заранее объясните тему каждому сотруднику, расскажите, чего хотите добиться, убедитесь, что все это поняли, и только потом приступайте к мозговому штурму. Нелишним будет сделать это за несколько дней до назначенной даты, чтобы работники успели подготовиться.
  3. Подготовьтесь сами, будьте в теме, чтобы оценить предложенные идеи.
  4. Ведите мозговой штурм самостоятельно — помощники тут не нужны. Установите свои правила: например, поднимать руку, высказываться по очереди, давать слово желающим, не перебивать и так далее.
  5. Будьте максимально открыты и доброжелательны, подбодрите скромных сотрудников. Заверьте, что рассматривать будут абсолютно все идеи, даже самые необычные.
  6. Держите слово — записывайте все предложенное и обсуждайте. Ни в коем случае не критикуйте.
  7. Выбрали курс — держитесь его, при явном отклонении от темы возвращайте разговор в заданное русло, иначе сотрудников унесет в неведомые дали.
  8. Не цепляйтесь за проверенные идеи — вы и так о них знаете, зачем повторяться? Цель мозгового штурма — найти что-то принципиально новое.
  9. Обязательно поощрите авторов самых ярких идей. Это может быть премия, подарок от компании или другой приятный бонус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector