Мозговой штурм: правила и принципы в бизнесе
Содержание:
- Практические секреты для подготовки мозгового штурма
- Экспертная оценка
- Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма
- 8 типичных ошибок
- Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе
- Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Проведение мозгового штурма
- Мозговой штурм изучают в вузах
- Всегда ли эффективен брейншторм
- Преимущества мозгового штурма в группе
Практические секреты для подготовки мозгового штурма
Известно, что от недостаточной тщательности подготовки «умирал» не один проект. Чтобы этого не случилось, и получить результат за короткое время, есть несколько секретов:
1. Состав группы должен быть неоднородным. Нельзя приглашать только IT-сотрудников для обсуждения. В рамках группы с однородным мышлением, существуют общие ограничивающие стереотипы. Желательно разбавлять другими специалистами, с иным взглядом, и возможно, «глупыми» вопросами.
2. Мероприятие лучше всего устраивать с утра. Как показала практика, очень неудачная идея «выдергивать на пару-тройку» часов с рабочего процесса. Для раскачки можно дать быструю разминку — друдлы (подробнее об этом и скачать коллекцию картинок можно отдельно).
Человек головой еще на работе или уже на работе. Вечером же люди устают, и идеи рождаются более вяло. То есть, с большими усилиями.
Утренние же мероприятия более продуктивны, проходят быстрее и динамичнее. И что самое поразительное, участники расходятся в приподнятом настроении, гордые собой и результатами.
3. Состав группы не должен превышать 12 человек. При увеличении количества снижается динамика работы в группе. Либо применять при большой численности деление на подгруппы. И выделять модератора на каждую.
4. Следить временем и активностью участников. Не давать дремать и не затягивать мероприятие.
5. Чтобы не утонуть в потоке идей и не упустить важную, не забывайте оставлять время на «прогонку» по матрице приоритезации (описана в статье про Ишикаву).
Тактика ведения
Если перепробовали традиционные методы, и идей пока не достаточно. Можно задать вектор для размышления. Напишите на доске, флипчарте или просто озвучьте вопрос:
«Как можно решить нашу проблему, если…»
Есть такая техника — выйти за рамки:
- Себя (стать кем-то другим или чем-то)
- Времени (переместиться в другое время)
- Географии (переместиться в другое пространство)
- А вот если бы у меня было? (куча денег, вертолет и т.д)
- А вот если бы у меня не было? (долгов, жены и пр.)
Сколько по времени должен проходить мозговой штурм?
По времени, зависит от количества участников и серьёзности поднятого вопроса. Иногда можно получить за 40 минут список идей и план мероприятий. В некоторых случаях, требуется целый рабочий день: до обеда один раунд, после обеда другой.
Бывает, методику генерирования идей называют мозговая атака. Это название получила за продуктивность и быстродействие. В разных вариантах, можно за 20 минут мозгового штурма, получить на выходе хорошие идеи.
Несколько интересных приемов для развития воображения и творческого мышления можно найти здесь. Или купить книги, развивающие креативную жилку, со скидкой 10%.
Вот и разобрали «по косточкам» что такое мозговой штурм – примеры из практической деятельности. Теперь остается только применять этот метод в жизни.
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович
P.S. Скачивайте бесплатную инструкцию по управлению собственным бизнесом – Рестайлинг твоего бизнеса.
P.S.S!!! Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!!
Экспертная оценка
При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.
Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».
Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.
Затем выстраивается диаграмма столбикового типа, отображающая по вертикальной оси количество появлений фактора, распределяя их в порядке убывания значимости фактора — по горизонтальной. На конечной стадии производится анализ диаграммы Парето.
Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.
Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.
Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма
Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.
Брейнрайтинг
Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.
Цель такой работы — получить максимальное количество предложений.
Мозговая атака с записью идей на доске
Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.
Японский вариант
Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:
- Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
- Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.
Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.
Многоступенчатый метод
В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы — генераторы идей и оценщики результатов.
Условие для продуктивной работы по этой схеме — группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.
Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.
Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.
Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:
- Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
- Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
- В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
- Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.
На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.
Одиночный брейнсторм
В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.
Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”
Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении
Важно написать, что можно сделать уже сегодня
Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.
8 типичных ошибок
Пользоваться приемом мозгового штурма несложно. Но многие все же допускают ошибки, которые снижают его эффективность:
Совещание и мозговой штурм проводятся одновременно
Важно понять, что дружеские посиделки с результатом в 2-3 идеи – это не то что нужно. Мозговой штурм – серьезная техника поиска новых решений. Не стоит путать ее с обычным обсуждением рабочих моментов.
Крупные задачи не разбиваются на мелкие
Времени, конечно, уйдет больше. Но и результат будет эффективнее.
Нет разогрева. Рабочая группа состоит из разных людей. У каждого свои проблемы. Кто-то не выспался, кто-то столкнулся с трудностями в семейной жизни. Задача лидера расслабить, успокоить участников. Сделать это поможет разговор на отвлеченные темы.
Установлен регламент. Делать так – большая ошибка. Это свободное обсуждение, дискуссия. И не обязательно высказываться по очереди. Ничего страшного, если участники кричат и перебивают друг друга.
Информация не записывается на диктофон. Конечно, записи можно делать в блокнотах или на доске. Но иногда, если обсуждение слишком бурное, можно что-то упустить или не услышать.
Нет запасных вариантов. Они понадобятся, если обсуждение вдруг начало замедляться. Ведущему нужно заранее найти и подготовить провокаторов. Это люди, которые в момент затишья будут выкрикивать какие-нибудь не связанные друг с другом слова и фразы. Они помогут остальным участникам вновь стать активными.
Мозговой штурм не останавливается вовремя. Не стоит растягивать мероприятие на несколько дней, как это делали ранее. Для решения проблемы хватает пары часов.
Полученные данные не анализируются. Систематизируйте, доработайте, реализуйте идеи. Какие-то предложения можно объединить.
Не стоит путать ее с обычным обсуждением рабочих моментов.
Крупные задачи не разбиваются на мелкие. Времени, конечно, уйдет больше. Но и результат будет эффективнее.
Нет разогрева. Рабочая группа состоит из разных людей. У каждого свои проблемы. Кто-то не выспался, кто-то столкнулся с трудностями в семейной жизни. Задача лидера расслабить, успокоить участников. Сделать это поможет разговор на отвлеченные темы.
Установлен регламент. Делать так – большая ошибка. Это свободное обсуждение, дискуссия. И не обязательно высказываться по очереди. Ничего страшного, если участники кричат и перебивают друг друга.
Информация не записывается на диктофон. Конечно, записи можно делать в блокнотах или на доске. Но иногда, если обсуждение слишком бурное, можно что-то упустить или не услышать.
Нет запасных вариантов. Они понадобятся, если обсуждение вдруг начало замедляться. Ведущему нужно заранее найти и подготовить провокаторов. Это люди, которые в момент затишья будут выкрикивать какие-нибудь не связанные друг с другом слова и фразы. Они помогут остальным участникам вновь стать активными.
Мозговой штурм не останавливается вовремя. Не стоит растягивать мероприятие на несколько дней, как это делали ранее. Для решения проблемы хватает пары часов.
Полученные данные не анализируются. Систематизируйте, доработайте, реализуйте идеи. Какие-то предложения можно объединить.
Учитывайте при проведении мероприятия все перечисленные пункты. Иначе мозговой штурм не принесет нужных результатов.
Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе
Литература
Как уже говорилось, мозговой штурм можно проводить на уроках любого цикла, но наиболее дискуссионный характер приём получает при изучении предметов гуманитарного цикла. Например, на уроках литературы. Допустим, тема звучит так: «Русское стихосложение». Детям предлагается несколько стихотворений известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.
Русский язык
На уроках русского языка в начальном звене учитель может предложить ребятам рассмотреть однокоренные слова и сформулировать принцип их написания в процессе изучения темы «Безударные гласные в корне». Детям предстоит выявить сходства в их написании по общему значению, а также найти связь между постановкой гласных и ударением. В результате работы участники мозгового штурма приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением.
Английский язык
Для изучения времён группы Continuous на уроках английского языка проблема ставится в рамках сопоставления с конструкциями Indefinite. Учитель озвучивает вопрос: в чём разница между «I read at the school every day» и «I am reading now»? Школьники предлагают следующие варианты: время действия, продолжительность, конструкция сказуемого из двух слов, наличие вспомогательного глагола, выраженного спряжением to be, обстоятельства времени. В итоге группа должна сделать вывод о том, что Continuous — это образ действия, указывающий на его продолжительность, грамматическая конструкция которого состоит из вспомогательного слова и смыслового глагола.
История
На уроке истории по теме «Социально-экономические условия развития России в конце XIX — начале XX веков» в результате генерирования идей учащиеся предлагают свои наработки: половинчатость реформ 1861 года, появление хорошо оборудованных промышленных предприятий, начало буржуазных отношений, тесные связи со странами Европы (Франция, Англия), сохранение крепостнических отношений, безграмотность населения. Вывод, который формулируется в конце, состоит в том, что к началу XX века в России сложилась напряжённая социально-экономическая ситуация, ставшая в конечном счёте причиной переворота 1917 года.
Обществознание
Урок обществознания также открывает широкие возможности для применения мозговой атаки. Например, тема «Управление». На вопрос «Что такое деловые отношения?» учащиеся могут предложить следующие ответы: деловитость, спокойствие, коммуникабельность, отсутствие личных симпатий и антипатий, профессионализм. В процессе аналитики выводится определение, включающее все перечисленные качества отношений делового характера.
Химия
Использовать метод мозгового штурма можно не только на предметах гуманитарного цикла
Предметы естественно-математического цикла также прекрасно вписываются в рамки использования приёма. На уроке химии тема «Бытовая химия» может стать поводом для дискуссии, в процессе которой ученики предложат охарактеризовать понятие, используя, к примеру, следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества, можно отравиться. На основе предложенных идей можно не только дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов.
Биология
При изучении класса двудольных на уроках биологии мозговой штурм можно представить в виде аукциона идей: каждый ученик предлагает свой ответ, а затем учитель формулирует определение для записи в тетради. Задача, например, звучит так: назвать основные признаки двудольных. Варианты ответа: стержневая корневая система, две семядоли, камбий и так далее. В результате получается следующее определение: двудольные — это класс растений, имеющих стержневой корень, семена с двумя семядолями и камбием.
Математика
На уроке математики метод можно применять не только на начальном этапе обучения, но и в среднем и старшем звене. К примеру, при изучении темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» ребятам предлагается такая проблема: докажите, что эти выражения являются натуральными числами. В процессе работы все участники группы решают задачу, а аналитики доказывают, что полученное значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.
Мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.
Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Формирование задачи.
- Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
- Оценка результата.
Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.
Этап 1. Формирование задачи.
В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:
- разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
- группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
- состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
- примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.
Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.
Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:
- любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
- участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
- поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.
Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.
В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.
Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.
В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.
При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи
Этап 3. Оценка результата.
Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.
Проведение мозгового штурма
Мозговой штурм-это метод для придумывания новых идей. Управленческих, творческих и т.д. К примеру, нам надо придумать варианты применения дырокола. Вроде все понятно, дырокол нужен для того, чтобы им делать отверстия в бумаге. И тут у некоторых появляется ступор(особенно если они еще не участвовали еще в мозговых штурмах). Или ступор может наступить позднее, когда все очевидные идеи будут озвучены. После ступора как раз часто и идет креатив.
Хотя это и не обязательно, иногда хорошие идеи могут быть высказаны и с начала. После высказывания первой необычной идеи люди обычно «просыпаются» и начинают активно их генерировать. Давайте вернемся к примеру с дыроколом. Что тут можно придумать? Дыроколом можно колоть орехи, подставить под окно, чтоб оно не закрывалось, придавить бумагу чтоб не улетала, использовать как груз для засолки огурцов, использовать как копилку, забивать гвозди, использовать как маленькую гирьку и т.д. Если вы еще ни разу не участвовали в мозговом штурме, -включайтесь и придумайте 2-3 способа его применения.
Постановка проблемы
Это предварительный этап на котором описывается ситуация, формулируется проблема, описываются правила, выбирается ведущий.
Генерация идей
После постановки проблемы каждому участнику предлагают высказывать идеи. Обычно сначала высказываются все по очереди. Но когда у других идеи заканчиваются, есть люди, у которых идеи остались. Они должны высказать их все. Ограничений по количеству идей не должно быть. Только ограничение времени проведения. Обычно выделяют на мозговой штурм от 10 до 40 минут, если члены группы знакомы. Если нет, то существует такая градация: Мозговая атака — 1 — 1,5 часа. Мозговой штурм — 3 — 4 часа. Мозговая осада — от одного до нескольких дней. Это не значит, что люди в течении 3-5 дней сидят в одном помещении и выдвигают идеи, это означает много подходов. Иногда до 3 в день.
Главное на этом этапе количество идей. Чем больше-тем лучше. Здесь не должно быть никакой критики. Ни от ведущих, ни от друг друга, ни от самого предлагаемого идею. Критика сбивает творческий настрой. Приветствуются все идеи. Даже абсурдные.
Обсуждение идей. На этом этапе приветствуется обсуждение идей. Каждую идею разбирают. Существует 2 варианта. С критикой и без. Даже странные и абсурдные идеи иногда дополняют или изменяют так, что они становятся вполне эффективны. Вариант с критикой проходит сложнее, но сразу видны минусы определенной идеи.
Отбор и оценка идей. Отбор может идти с участием членов мозгового штурма или только руководителя.
Мозговой штурм изучают в вузах
Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:
- оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
- гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
- гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
- гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
- Социальное безделье — когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего не делают.
- Продуктивный ступор — когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
- Боязнь осуждения — страх негативной оценки со стороны других участников.
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Экономика образования
Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.
Преимущества мозгового штурма в группе
Итак, почему же это полезно? Ключевое значение здесь имеет само определение «мозгового штурма»: это способ решения проблемы через дискуссию и высказывание идей, без критической оценки участников в ходе процесса.
Метод особенно полезен на ранних стадиях становления компании или запуска продукта. Поскольку охватывает широкий спектр точек зрения. Кроме того, это быстрый способ генерировать большое количество идей. Их число увеличивается экспоненциально.
Вот еще несколько советов, которые помогут сделать мозговой штурм результативнее:
С самого начала поставьте ясную цель — кристально чистую. Что вы хотите найти/решить? Какие есть ограничения?
Дайте право голоса каждому
Постройте сессию так, чтобы равное внимание получили и “лидеры” и “молчуны”.
Исключите влияние нескольких участников на всю группу. Или влияние одной идеи
Например, используйте “индивидуальные” техники, позволяя людям поработать самостоятельно. И только потом собирайте всех вместе для обсуждения.
Помните, на старте количество важнее качества.
Отбросьте серьезность и получайте удовольствие! Идея не может быть глупой, даже если так кажется.
Чтобы стать профессионалом в области проведения деловых встреч и собраний, важно освоить роль фасилитатора, человека который управляет коммуникацией всех членов группы во время проведения дискуссионной сессии. Фасилитация значительно увеличивает продуктивность встреч и мозговых штурмов