Метод наблюдения

Где применяется?

Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:

  • описания текущей психологической обстановки в коллективе,
  • анализа основных характеристик личности,
  • проведения эксперимента для получения описательных данных,
  • самостоятельного использования в рамках самонаблюдения,
  • контроля за поведением,
  • контроля за эффективностью терапии или методики коррекции,
  • получения базы данных для составления научной или ной гипотезы,
  • обработки результатов психологических исследований.

Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Систематизация видов

Накопленная база вариативных классификаций позволяет выделить виды исследовательского метода:

  • осознанный и неосознанный. Первый вид изыскания предусматривает организацию обследования с открытой фиксацией проявлений психической деятельности и перманентное взаимодействие психолога-наблюдателя и изучаемых людей. Неосознанный способ подразумевает не афиширование диагностической методики для объекта;
  • внешний и внутренний. Для внешнего вида психодиагностики характерен сбор информации посредством изучения объекта со стороны. Самоличное изучение исследователем, протекающих процессов в его сознании, определяется, как внутренний вид;
  • сплошной и выборочный. Основная первопричина различия двух видов сопряжена с регистрируемыми объектами. При сплошном виде психолог учитывает весь объем сведений, полученных при наблюдении. Выборочный тип – это акцентирование внимания исследователя исключительно на совокупности данных, требуемых для изучаемого вопроса;
  • систематический и несистематический. В основу этих видов легла регулярность наблюдения;
  • долговременный и кратковременный. Первый характеризуется продолжительностью обследования в течение длительного времени, вплоть до расширения временных рамок изучения до нескольких лет. Наблюдение кратковременного вида определяется ограниченным периодом изучения;
  • включенный и не включённый. Вид изыскания, подвергающий анализу изучаемую тему «изнутри», при котором психолог-наблюдатель становится участником исследуемой группы, называется включенным. Для второго вида свойственно сбор данных «извне»;
  • естественный и лабораторный. При естественном варианте изучение и анализ осуществляется в натуральной среде для человека. Лабораторный метод предполагает создание искусственной среды для изучения.

Психологическое изыскание посредством наблюдения может реализовываться самолично психологом или с внедрением в психодиагностику всевозможной фиксирующей техники. Однако, использование аппаратуры не всегда допустимо при наблюдении в силу того, что нескрываемая фиксация может отразиться на валидности информации, а включение в процесс техники, скрытой от глаз объектов изучения, становится спорным моментом, затрагивающим вопросы этики.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
  2. Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
  3. Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока. На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  4. Выбор способов фиксации результатов — это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
  5. Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

10) Психика как предмет исследования в отечественной психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Психика— форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

19 стр., 9229 слов

Влияние цвета на психику и деятельность человека

… действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. Тема: Влияние цвета на психику и деятельность человека. Цель: Объяснить … рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние. Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в …

1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Развитие психики в онтогенезе

Развитие психики в онтогенезе, то есть от рождения и на протяжении всей жизни, это развитие, которое подразумевает прежде всего развитие личности. Развитие личности в целом определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить становление личности, ее развитие.

Развитие психики в филогенезе

Понятие «филогенез» в психологии в самом широком смысле рассматривается как процесс возникновения и исторического психики и поведения животных, в более узком — как процесс и исторического развития форм сознания в ходе истории человечества.

Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновение психики следующий: психика — результат движения, изменения, р вития материи. Хорошо известно, что движение есть способ материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. существует материи неподвижной, неизменной, пребывающей в абсолютном покое.

Л. С. Выготского — проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения.

Сознание (и психика вообще) предстало в концепции Л. С. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта (как «непосредственная данность»), а как вещь принципиально иного («сущностного») порядка.

Л. С. Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта — психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Особенности психического отражения следует, поэтому объяснять образом жизни субъекта в его мире.

Определение понятия

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Самонаблюдение

Метод самонаблюдения используется как для получения информации, так и для самостоятельной коррекции изменений. При этом популярны групповые способы аналитического разбора, которые называются когнитивно-поведенческой терапией.

Это новое направление основано на самоанализе и последующих изменениях в соответствии с результатами

Для проведения этого метода психолог должен изложить испытуемому или пациенту основные принципы и способы проведения самонаблюдения: как вести записи об изменении состояния,на что обратить внимание

При этом возрастает роль постоянного контроля и взаимодействия с исследователем, что снизит качество результатов если этот метод применяется для получения новой научной информации.

Старый способ психологического исследования не потерял своей актуальности, однако приобрел новые возможности в виде расширения средств обработки результатов.

Эта методика также может использоваться в качестве терапии и элемента других видов исследований. Этот метод отвечает всем требованиям как научный способ получения информации, так и средство самоконтроля в повседневной жизни.

О методе наблюдения в этом видео:

Этапы исследования

Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:

  1. Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
  2. Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
  3. Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
  4. Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
  5. Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
  6. Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
  7. Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
  8. Получение результатов и их статистическая обработка.
  9. Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.

Принципы проведения и этапы исследования

Последовательность проведения исследования:

  1. Определяется объект проведения слежки.
  2. Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
  3. Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
  4. Выбирается метод обработки полученных данных.
  5. Подготавливаются инструменты для слежки.

После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.

В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:

  1. Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
  2. Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
  3. Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
  4. Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.

Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:

  1. Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
  2. Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
  3. Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
  4. Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
  5. Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
  6. Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.

Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.

5) Эксперимент как один из основных методов исследования. Виды эксперимента.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

· Возможность выбрать момент начала события

· Повторяемость изучаемого события

· Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты.

Три значения

Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:

  1. Наблюдение как метод.
  2. Как деятельность.
  3. Как методику.

Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.

Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.

С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.

Тестирование

Тестирование Метод получения психологических фактов с помощью перечня стандартизированных вопросов или задач (теста).

В настоящее время созданы тесты, предназначенные для исследования практически любых психических процессов, состояний и свойств личности. Широкое распространение тестирования в психологии обусловлено тем, что при помощи тестов стало возможным сравнивать и определять психическое развитие отдельных функций и качеств людей относительно нормы и патологии. Кроме того, тестирование позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество материала и достаточно легко его обработать.

Средства наблюдения

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.

Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.

Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.

Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.

Понятие

Данный способ представляет собой метод познания окружающего мира при помощи сенсорных ощущений, анализируемых за определенный промежуток времени.

В научном отношении этот метод определяется как согласованная система научно-обоснованных методик изучения объекта в его естественной среде.

При этом всегда имеется четкий план действий, который включает в себя цели, задачи и основные характеристики описания.

Этот процесс может быть как ретроспективным, то есть осуществляющим анализ прошедших событий, так и настоящим, то есть проводящим наблюдение в текущий момент времени.

В практике психологов чаще применяется сиюминутное слежение и анализ полученных данных, поскольку психика является очень динамичным объектом наблюдения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector