Дошкольный возраст. общая характеристика кратко
Содержание:
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей
- Периодизация возрастного развития
- Физическое развитие
- Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка
- Младшие дошкольники
- Принцип последовательного обучения
- Формирование личности детей старшего школьного возраста
- Кризис новорожденных
- Дошкольный возраст
- Причины выделения этапов развития ребенка
- Особенности личности дошкольника
- ПОВЕДЕНИЕ дошкольника
- Специфика развития мышления
- Возрастные особенности развития личности в период старости
- Юность и ранняя взрослость
Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей
Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.
Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.
Занятия с учетом возрастных особенностей
Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.
Обучение чтению по Зайцеву
- Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
- Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
- Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
- Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.
Периодизация возрастного развития
Вопросы периодизации возрастного развития интересовали ученых, занимающихся различными науками о человеке, на протяжении всей истории человечества.
Периодизация возрастного развития по Пифагору:
- Весна (до 20 лет);
- Лето (20-40 лет);
- Осень (40-60 лет);
- Зима (после 60 лет).
Периодизация возрастного развития по Рославскому и Петровскому:
- Подрастающее поколение (до 15 лет):
- Малолетние (до 5 лет);
- Дети (от 5 до 15 лет).
- Цветущее поколение (от 16 до 60 лет):
- Молодые (от 16 до 30 лет);
- Возмужалые (от 30 до 45 лет);
- Пожилые (от 45 до 60 лет).
- Увядающее поколение (от 60 лет):
- Старые (от 60 до 75 лет);
- Долговечные (от 75 лет).
В настоящее время общепринятой и общенаучной считается периодизация возрастного развития Маркосяна, принятая на Международном симпозиуме по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.:
№ | Наименование | Мальчики/мужчины | Девочки/женщины | |
---|---|---|---|---|
1 | Новорожденные | 1-10 дней | ||
2 | Грудной возраст | 10 дней – 1 год | ||
3 | Раннее детство | 1-3 года | ||
4 | Первое детство | 4-7 лет | ||
5 | Второе детство | 8-12 лет | 8-11 лет | |
6 | Подростковый возраст | 13-16 лет | 12-15 лет | |
7 | Юношеский возраст | 17-21 год | 16-20 лет | |
8 | Зрелый возраст | Первый период | 22-35 лет | 21-35 лет |
Второй период | 36-60 лет | 36-55 лет | ||
9 | Пожилой возраст | 61-74 года | 56-74 года | |
10 | Старческий возраст | 75-90 лет | ||
11 | Долгожители | От 90 лет |
Наиболее распространенной в отечественной психологии является возрастная периодизация психологического развития на основании ведущей деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.
Физическое развитие
В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.
Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:
- вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
- окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
- окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.
Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем
Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка
Другие виды деятельности ребенка. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель
определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения
с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят
на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил
игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней
дети, куклы, другие игрушки и предметы.
— тема;
— Сюжет — та сфера действительности, которая отражается
в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты
— производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более
устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только
10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в
4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники
способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые
игры у них растягиваются на несколько дней.
— роль (главная, второстепенная);
— игрушки, игровой материал;
— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях
взрослых, которые воспроизводятся ребенком)Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут
хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это
сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за
ними отношений
Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный»
хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность
действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим
из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение
Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются
речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого человека.Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)
Младшие дошкольники
Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов
К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Принцип последовательного обучения
Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.
Принцип последовательности на примере
Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Особенности личности дошкольника
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек
и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует
снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника
настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти
до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных
процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные
и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван,
закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова,
его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал,
сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).
Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции
становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент,
но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование,
подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно
иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится
или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен
делать то, что ему неинтересно.Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом,
формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется
в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если
несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти
неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем
дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение
в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это
становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют
роль «ограничителей».
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение,
получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное
обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно,
но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений
и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.
Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий
ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые
в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали,
подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей
или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем
дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо
от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя
из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного
детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение,
пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые
он усваивает.Самосознание формируется к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно
обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.Самооценка появляется во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший»)
и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала
умение оценивать действия других детей, а затем — собственные
действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка
умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний.
В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен»,
«я сердит».
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок
осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления
о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются
быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды;
многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными
в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок
помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем:
«когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
ПОВЕДЕНИЕ дошкольника
Дошкольник осваивает социальные навыки, необходимые для игры и работы с другими детьми. По мере того как вы становитесь старше, ваша способность сотрудничать с большим количеством коллег увеличивается. Хотя дети в возрасте от 4 до 5 лет могут играть в игры, в которых есть правила, они могут часто меняться по желанию доминирующего малыша.
В небольшой группе дошкольников часто наблюдается появление доминирующего ребенка, который склонен командовать другими без особого сопротивления со стороны других детей.
Для дошкольников нормально проверять свои физические, поведенческие и эмоциональные ограничения. Важно иметь безопасную и структурированную среду, в которой можно исследовать и решать новые задачи. Однако дошкольникам нужны четко определенные ограничения. Ребенок должен демонстрировать инициативу, любопытство, желание исследовать и радость, не чувствуя себя виноватым или подавленным
Ребенок должен демонстрировать инициативу, любопытство, желание исследовать и радость, не чувствуя себя виноватым или подавленным.
Первые проявления нравственности развиваются по мере того, как дети хотят доставить удовольствие своим родителям и другим важным людям. Это обычно называется стадией «хорошего мальчика» или «хорошей девочки».
Сложные повествования могут перерасти во ложь. Если не решить эту проблему в дошкольном возрасте, она может продолжиться и во взрослой жизни. Крики или наглые ответы очень часто являются способом привлечь внимание и вызвать реакцию взрослого
Специфика развития мышления
Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.
Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу
Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности
Возрастные особенности развития личности в период старости
Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:
- Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
- Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
- Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
- Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».
В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.
Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.
Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.
Юность и ранняя взрослость
Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.
Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.