Детская психология

Что нужно знать о психологии маленьких детей?

Детство по праву считается самым важным жизненным периодом человека, ведь именно тогда с ним происходит огромное количество изменений. Последние и исследуются детской психологией, годы делают ребенка старше и мудрее, а вот каким образом это происходит – на этот вопрос и должно ответить данное научное направление.

Самая главная особенность детской психологии – практически пустой мозг ребенка, который готов к восприятию абсолютно всего окружающего. Дети не способны выявить взаимосвязи между различными событиями и вещами, именно поэтому их нужно учить отличать ложь от правды. Абсолютно все взрослые люди, с которыми малыш активно контактирует с момента своего появления на свет, воспринимаются им в качестве авторитета, он им доверяет. Практически все из них так или иначе влияют на его сознание, активнее всего это делает мать.

Детская возрастная психология принимает в качестве аксиомы тот факт, что ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и принимает их достоинства и недостатки как должное. Дети очень чутко относятся к психическому фону и способны расшифровывать поступающую к ним информацию в подтексте и контексте. Именно поэтому психологи рекомендуют при обращении к ребенку общаться с ним, не используя двоякие формулировки.

Врожденная беспомощность, с которой ребенок появляется на свет, – его преимущество и недостаток одновременно. Модель поведения, которую он в дальнейшем выберет для себя как наиболее приемлемую, он почерпнет из ближайшего окружения – от своей семьи. Несмотря на то что детский мозг чрезвычайно пластичен и предпочитает забывать все плохое, развитие психических процессов малыша должно осуществляться в максимально комфортной обстановке.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители

И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Быстрый массаж — палочка-выручалочка уставшей мамы. Три техники, как взбодриться за минуту

Можно смело предположить, что ни одна уставшая мама не откажется от массажа, ведь это автоматически подразумевает возможность расслабиться каждой клеточкой своего тела и отключиться от повседневных мыслей. Звучит хорошо и желанно, но для многих нереально: для кого-то потому, что на это очень трудно выкроить свободное время, для кого-то – деньги. Однако в любой ситуации есть выход. Психолог Екатерина Кес знает как минимум три способа разрядиться, перегрузиться и восстановить силы всего за одну минуту. И это не просто слова – эффективность описанных далее техник она проверила лично.

Похвала — инструмент хорошего поведения

Поощрение — это показатель для ребенка, обозначающий правильность его действий. Кроме функции регулирования поведения, помогает в формировании уверенности, своей значимости. При неправильном использовании может привести к развитию чувства превосходства над остальными. Психологи рекомендуют хвалить детей за определенные действия, и не более 8 раз в день. Желательно комбинировать различные виды, чтобы не потеряли свою значимость. Не стоит путать поощрение и нежность, ласку, которые родители могут проявлять без ограничений.

Виды поощрений:

  • словесные — «Молодец, собрал игрушки!», «Умничка, полила цветы!»
  • тактильные — подбрасывания, объятия, «дай пять»;
  • материальные — игрушки, развлечения, сладости;
  • эмоциональные — времяпрепровождения с родителями, друзьями.

Как правильно поощрять:

  • хвалить нужно сразу же после действия;
  • достаточно один раз отметить хороший поступок ребенка;
  • не манипулировать, используя похвалу для налаживания контакта.

Что такое психология как наука

Сегодня существует множество интерпретаций понятия «психология». Поэтому, чтобы глубже разобраться в нюансах этой науки, необходимо рассмотреть основные определения и трактовки этого термина.

Психология – это наука о психике и различных психологических и психических явлениях (например, любовь, дружба и т.д.), а также об особенностях проявления и развития указанных явлений.

Психология – это научная дисциплина, которая определяет особенности психических реакций человека и психологических явлений в обществе.

Психология – это учение о внутреннем мире человека и его особенностях.

Последнее определение, конечно, имеет более простое понимание. действительно, простыми словами, психология изучает внутренний мир человека, его ментальное здоровье, душу.

Как уже говорилось, психология тесно связана с философией. Поэтому многие психологические теории и аксиомы разработаны знаменитейшими философами. По этой же причине, существует множество понятий психологии, которые были наработаны учеными в сфере философских учений. Изучение этих научных позиций позволит более подробно углубиться в изучение указанной дисциплины. Вот некоторые из ученых и их определения:

  1. Вильгельм Вунд. Этот ученый говорил о том, что психология – это наука о сознании человека;
  2. Зигмунд Фрейд. Наверняка, имя этого мыслителя вы слышали не раз. Он разработал множество фундаментальных психологический и философских теорий. По мнению Фрейда, психология – это наука о сознательном и бессознательном. Стоит отметить, что именно Фрейд стал первым исследователем, который разделил психику любого человека на сознательное и бессознательное;
  3. Уотсон же определял психологию в качестве науке о поведении.

Как видно и указанных определений, некоторые исследователи воспринимают науку психологии значительно уже, чем она есть на самом деле. В действительности, психология – это обширная научная дисциплина, которая включает в себя все перечисленные факторы и особенности.

Особенности дисциплины

Особенность дисциплины заключается в том, что она полна отраслей и подразделов

Поэтому важно изучать материал как бы наслаивая прикладные знания на теоретические. Именно поэтому образования в специальных психологических вузах позволяет получить фундаментальные знания

Так как материал изложен в правильном порядке. Хронология не нарушается. При этом, человек получает важнейшие знания.

Как психология помогает развивать ребенка?

Детская психология для родителей может стать настоящим спасением, поскольку с ее помощью можно избежать походов к специалистам и вырастить успешного, сильного и психически здорового человека. Эксперты рекомендуют не злоупотреблять родительским авторитетом и не пытаться постоянно принимать решения за своих детей. «Я знаю, как лучше» – эта фраза сгубила огромное количество семей, поскольку она провоцирует у ребенка агрессию или же пассивное поведение, причем второе в дальнейшем ведет к заниженной самооценке и полной зависимости во взрослой жизни. Намного актуальнее сформулировать для ребенка правила поведения в семье и социуме, которых он должен придерживаться.

Психологи также советуют научиться правильно разговаривать со своими детьми. При похвале или наказании ребенок имеет право знать, за что именно его ласкают или же бранят. Нельзя говорить малышу фразу «Ты – плохой», тогда в его голове поселится именно такая установка по отношению к окружающему миру, и он будет вести себя соответствующе. Разъясняйте, что именно ребенок делает не так, говорите с ним о последствиях поступков, и тогда в дальнейшем он будет анализировать собственное поведение.

Уважайте мнение вашего малыша и будьте предельно честны и откровенны с ним. По мнению ведущих психологов, воспитание должно осуществляться в диалоговой форме, только в этом случае удается добиться личностного роста ребенка, а также активного развития его сознания и самосознания

Важно уметь общаться со своим чадом на равных и дать ему возможность быть полноценной личностью, способной самостоятельно принимать решения

Даже если вы ничего не понимаете в детской психологии, развитие ребенка – ваша прямая обязанность как родителя. Начните с малого – постепенно предоставляйте малышу право выбора, таким образом, вы не только приучите его к самостоятельности, но и дадите возможность сориентироваться и понять, что же ему самому интересно. Сначала еда, потом игрушки, потом жизненные интересы и более серьезные вопросы – постепенно он сам возьмет все под свой контроль.

Не планируйте жизнь своих детей, ведь вы не знаете, что именно им будет по душе. Прислушивайтесь к его интересам и поддерживайте их, даже если ребенок будет менять по 8-10 секций в год – не реагируйте на это слишком остро, ведь он пытается найти себя. Выясняйте причины всех проблем, которые возникают у ваших детей, несмотря на то что вам они могут показаться совершенно бредовыми. Для детей каждая возникающая сложность имеет огромное значение, помните об этом.

Детская психология

Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. Причем чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста и развития.

Рост — это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть, какой-либо конкретной функции или качества. Прибавляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр. Это явления роста, то есть количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, то есть к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше ребенок не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, то есть изменилась структура его психических процессов.

Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.

Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка.

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести эксперимент, в котором дети с первых дней жизни растут в условиях изоляции от взрослых: не слышат их речи, не видят других людей, не пользуются обычными для человека предметами. Если бы в таких условиях дети развивались примерно так же, как и в окружении людей, то психические способности ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными самой природой.

Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволят провести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории человечества подобные опыты были. В частности, широко известны истории детей, выросших вне человеческого общества, которые были найдены в логове животных и «воспитаны» ими. Их называют «дети-Маугли» по аналогии с героем знаменитого романа Киплинга.

А что если ребенку не навязывать никаких условий жизни и никакого воспитания? Сможет ли он тогда развиваться по-человечески? Ответ на этот вопрос дают наблюдения за детьми, выросшими в условиях госпитализма. Это явление характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве. Во время войн часты случаи, когда дети разлучаются со своими матерями и воспитываются в специальных детских приютах.

Так, немецкий психолог Р. Шпиц описал детей одного приюта, которые в возрасте трех месяцев были разлучены со своими матерями. Уход, питание, гигиенические условия в этом учреждении были типичными для всех хорошо поставленных заведений такого рода. Однако у всех детей произошла резкая задержка не только психического, но и физического развития. В 3-4 года дети были неспособны к самостоятельному передвижению каким-либо способом, не умели сидеть без поддержки, не могли есть ложкой и одеваться, не реагировали на окружающих.

Что делать, если вы не справляетесь со своим ребенком?

Детская психология и педагогика идут рука об руку, поскольку для воспитания ребенка необходимо понимать, как он воспринимает мир, что чувствует по отношению к окружающим, и понимать психологические процессы, которые характерны для определенного возраста. Если дети перестают слушаться, ни в коем случае нельзя прибегать к физическим наказаниям, поскольку это не решит проблему. Намного важнее понять, в чем заключена причина непослушания, на основе этого можно будет предпринять определенные действия.

Достаточно часто возникает ситуация, когда родители хотят полного подчинения от своих детей, чтобы те не имели собственного мнения. Ребенок может абсолютно невозмутимо заниматься своими делами и полностью игнорировать слова матери и отца. Как правило, такое происходит с детьми, обладающими высоким уровнем интеллекта. Они предпочитают не переживать “по мелочам”, им хочется занимать особенное положение в семействе, а родители противятся этому. Наиболее оптимальный выход – давать ребенку выполнять сложные задачи, и не допускать того, чтобы он погряз в рутине повседневности.

Родители-неумехи – главная проблема в детской психологии, детей они воспитывают спустя рукава и очень часто допускают ошибку – постоянно считают их слишком маленькими. Разговаривать с ребенком необходимо, учитывая его навыки понимания и уверенности в себе. До 6 лет у детей активно развивается конкретно-образное мышление, именно поэтому намного эффективнее будет выполнять вместе с ними определенные виды активности, тогда малыши смогут запомнить последовательность действий и в дальнейшем смогут действовать самостоятельно.

Еще одна крайность – слишком послушный ребенок. Если родитель не видит, как его дитя улыбается, проявляет эмоции, сердится – это повод обратиться к специалисту, ведь иначе правду из него просто не вытянуть

Решить эту проблему можно, напомнив ему о том, как важно переживать данные эмоции. Взрослые должны быть лояльны по отношению к эмоциональным проявлениям, и помнить о том, что дети никогда не думают о том, чтобы совершить злой поступок

Давайте ребенку выплеснуть негатив, это поможет ему научиться не “запираться” и повысит уровень доверия между вами.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике. Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни. Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад. Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни

Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком. Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.

Младший школьный возраст

https://youtube.com/watch?v=d5xPkTcauPE

Когда малыш приходит в школу, происходит перестройка всех его систем отношений с действительностью. В школе добавляется новая структура отношений: «ребенок — учитель». Если в пределах семьи существует неравенство, то в школе действует принцип «все равны перед законом», где закон и требования общества представляет учитель. В школе важным является умение детей учиться самостоятельно. И этим умением им тоже придется овладеть. Для этого педагогам и родителям нужно сформировать у школьников познавательную мотивацию. Малыши будут бежать в школу, где им интересно и весело. Скучный процесс зубрежки нужно разбавить элементами игры. Стих в виде песенки запомнится быстрее. Именно в младшей школе идет интенсивное формирование приемов запоминания.

Многие преподаватели и родители недооценивают те трудности, с которыми сталкивается школьник при изучении нового объекта. Необходимо детальнее рассматривать новую тему, руководить восприятием школьника, дать ему время оценить информацию. В этом возрасте у детей формируется воля и вырабатываются дисциплинарные навыки.

Это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Не пытайтесь победить хаос

Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».

Методы оценки волевых возможностей ребенка

Волей считается сознательная саморегуляция человеком деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление препятствий на пути к достижению цели.

Дошкольный возраст — это возраст, когда появляется воля как сознательный контроль собственного поведения, внешних и внутренних действий. В процессе воспитания и обучения у ребенка развивается способность подчинять свои действия определенной задаче, достигать цели, преодолевая трудности.

Ребенок дошкольного возраста начинает контролировать свое восприятие, память и мышление

Если показать трехлетнему ребенку картинку с изображением детей на катке и попросить его найти, кто из них потерял варежку (варежка лежит на снегу, а один из детей изображен без варежки), он не сможет этого сделать, потому что все фигуры нужно внимательно и последовательно рассмотреть, а внимание ребенка беспорядочно перескакивает с одной на другую. Позже, с помощью взрослых, ребенок овладевает волевым восприятием и начинает успешно решать подобные задачи

Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около 4 лет и он начинает ставить перед собой цель — запомнить что-то (стишок, инструкцию взрослого и т.д.).

Контроль мышления наблюдается у детей старшего возраста, когда они, например, пробуют различные варианты соединения частей в целое при решении головоломки, неоднократно переходя от одного варианта к другому.

В дошкольном возрасте развиваются такие волевые качества личности, как целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение путей ее достижения), устойчивость (способность направлять и контролировать поведение в течение длительного времени), настойчивость (самоконтроль), самостоятельность (инициативность), терпение, организованность (дисциплинированность) и др.

В психологических исследованиях методика «Неразрешимая задача» часто используется для определения таких психических реалий, как уровень стремления, познавательная потребность, самооценка и т.д. Изучая уровень стремления и самооценки личности, авторы столкнулись с тем, что в ситуации неразрешимой задачи, непроходимого лабиринта, испытуемые проявляют такие качества: Эффективность, ответственность, самодостаточность, которые в психологии приписываются желающим. В этих техниках наиболее ярко проявляется одна из устойчивых черт личности — эмоциональная реакция на трудности, показателем которой является отказ от решения проблемы. Кроме того, трудности всегда связаны с проявлением волевых качеств человека. Можно предположить, что методика «Неразрешимая задача» выявляет не только волевые усилия в интеллектуальной работе, но и тесно связанную с ней эмоциональную реакцию.

Результаты исследования позволяют выявить время, в течение которого испытуемый пытается решить задачу (с момента, когда его вводят в эту деятельность, до момента, когда он отказывается от выполнения предложенного задания). Время, затраченное на решение задачи, служит количественной характеристикой проявления волевого усилия. Характер отказа, объяснение причины невыполнения предложенного задания и поведение детей в этой ситуации позволяют увидеть специфику влияния эмоциональности детей на проявление волевых качеств.

Случай № 5


0 10-летний мальчик. Редкий случай. Ребенка привела мама с запросом: «Сделайте что-нибудь! Он раздражает отца». Вообще, поиск « волшебной кнопки», на которую можно нажать, чтоб ребенок стал удобным — любимая тема родителей, которые приводят детей сами. В общем, ситуация почти классическая: папа время от времени находит новую любовь и уходит к ней, потом мама отвоевывает его обратно борщами и шелковыми халатиками. Некоторое время в семье идиллия, а затем всё повторяется. Промежутки становятся всё короче, а ребенок вообще «всё портит» — относится к папе как к папе, а не как к восточному падишаху. Недавно — подумать только! — попросил страдающего от похмелья родителя помочь ему решить задачу. Мальчишка был обматерен и получил такой подзатыльник, что улетел к стене. Ответ: «Лучше, блин, папе выпишите целебных пенделей!» Понятное дело, это не вписывается в рамки профессиональной этики, но это едва ли не главное, что в данном случае приходит в голову.

Детская возрастная психология. Что означают кризисы разных лет

Современным родителям знакомы понятия «возрастная психология» , «кризис 3 лет», «этапы развития» детей, но основная часть из них не понимает, что за ними кроется. Малыш развивается и это делится на следующие этапы:

  1. длинные и спокойные.
  2. короткие, но очень бурные. Такие этапы называют кризисами.

По возрастной психологии, если ребёнок развивается нормально, периоды нормального поведения чередуются с кризисами.

Кризисы обычно следующие:

  • кризис новорожденного,
  • 1 года,
  • 3 лет,
  • 7 лет,
  • 13 лет,
  • 17 лет.

Любой возрастной отрезок обладает своей уникальностью. Это подтвердит любая чуткая мама. Но на что смотрят ученые, разделяя детский возраст по периодам?

  • Узнал ли малыш что-то новое?
  • Какие отношения у него с окружающим миром?
  • Какое дело является для него наиболее важным?

Психология — наука о душе

Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность полученных результатов. Это означает, что предмет научного исследования должен быть измеряемым, объективным (то есть восприниматься извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно приложить к душе, поскольку ее нельзя увидеть, измерить и представить как объект, совершенно не зависящий от самого исследователя.

Душа человека в принципе не наблюдаема и неизмерима. В то же время нельзя усомниться в истинности и объективности ее существования. Каждый человек знает о силе и реальности собственных желаний, воспоминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений, которые, несмотря на свою «невидимость», являются вполне объективно существующими и производят множество вполне ощутимых и внешне воспринимаемых форм поведения и изменений в окружающем предметном мире. Можно с уверенностью сказать, что наши мысли, чувства, отношения не менее реальны, чем другие объективно существующие предметы и процессы окружающего мира. Очевидно, что понять, выявить и изучить эти явления чрезвычайно трудно. Еще труднее изучать душу ребенка. Если о психической жизни взрослого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувствовать и понять практически невозможно. В то же время нельзя сомневаться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит. Все это мы без труда можем наблюдать в поведении детей.

Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только поведение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния

Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, другое дело — плач от обиды, третье — если он плачет, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого, четвертое — если у него не получается то, что он задумал, и т. д

Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выражение, — главная и трудная задача детского психолога.

Это трудно потому, что ребенок не похож на взрослого, у него все по-другому. Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может контролировать себя, не может решать поставленные задачи, рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем его отношение к миру, его переживания и поступки. Ведь специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыслит и воспринимает мир, а в том, что он качественно по-другому относится к окружающему и к самому себе. Можно перечислить многое, что дети могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка, плакать или визжать от радости от происходящего на сцене и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку

Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, то есть специфику их внутренней, душевной жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector