Интериоризация: примеры механизма, этапы, применение

Интериоризация – что это?

Под интериоризацией в самом общем виде понимается способ перехода и обработки объекта одной реальности в другую. Особо полную степень разработанности этот термин приобрел в психологии, где под ней понимается складывания психических структур человека под влиянием внешней среды, прежде всего социальной.

Для интериоризации в этом случае важным оказывается величина багажа жизненного опыта тех субъектов образовательной деятельности, что обеспечивают включенность этого сознания в образовательный процесс, степень гармоничности формирования психического аппарата и общего развития человека.

Каждое этап деятельности должен, прежде чем запечатлеться в сознании,быть проделан во внешней реальности. Благодаря этой способности, человек обретает способность внутренней речи, мышления, которое проводится в независимости от наличия окружающих.

Способность к интериоризации человеческая психика оказывается способной работать с образами объектов, их абстрактными формами, когда реальные объекты становятся недоступными для органов чувств.

Сознание человека не находится в статичном состоянии, зафиксированном в настоящем мгновении, внутри него попеременно проходят и будущее и события прошлого, не скованные рамками времени и пространства.

Интериоризация в мире животных

На сегодня не установлено с точностью, обладают ли животные способностью к интериоризации. Скорее всего, им это не доступно, и они не выходят за границы конкретной ситуации.

Основным инструментом этого психического процесса является речь, а способом перехода от одного события к другому – какое-то высказывание, осуществляемое категориями языка. В виде словоформы выделяются и обособляются различные отличительные признаки рассматриваемого объекта, различные методы оперирования с имеющейся информацией.

Для человека становится проблемой исключительной важности овладением методами правильного употребления категорий речи, которые содержат и предикаты объектов и методы их мысленной обработки. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров

С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров.

Интериоризация в социальных науках

В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.

Психология позаимствовала это понятие несколько позднее, и произошло это в работах выдающихся представителей французской психологической школы, наиболее известны которых Жан Пиаже, Анри Валлон и др.

В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.

Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным

В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности»

Взаимосвязь общения и интериоризации

Психологами, с момента взятия на вооружение этого понятия и дальнейшего изучения самого явления, отмечалась его взаимосвязь с процессом человеческой коммуникации.

В случае поэтапного формирования знаний, умений и навыков в границах общения того, кто занимается формированием и у кого это формируют, интериоризация присутствует на всех ступенях процесса и играет ведущую роль этом процессе.

Процесс формирования умственных навыков – это практическая деятельность именно того человека, у которого формируются эти способности, а человек, выступающий как агент воздействия внешней языковой среды есть внешний элемент деятельности.

По мнению Выготского, возникновение человеческой личности не было бы возможно без процессов интериоризации и возможности целенаправленного оформления социо-психических структур в результате общения.

Интериоризация (по Выготскому)

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л.С. Выготским.

По мнению Л.С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. По Выготскому, каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следу­ющем шаге эта форма становится индивидуальной функцией само­го ребенка. По самой своей сути культурная форма поведения ока­зывается результатом «вращивания» первоначально внешней, со­циальной, интерпсихической формы поведения. Изначально пове­дение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными ору­диями и знаками, первоначально выступает во внешней форме.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе — рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

В последующем процесс интериоризация был изучен П. Я Гальпериным и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т.е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров. Экстериоризация (от лат. exterior — внешний) — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Что такое интериоризация?

В процессе жизни люди постоянно совершают ошибочные действия. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок точно не прошел через те страдания, который испытал он сам. Обучение, назидание, советы – все это способы передачи взрослыми людьми своего опыта другим (зачастую детям), чтобы те смогли направлять свои силы на более интересные действия. Однако процесс интериоризации всегда подразумевает под собой сначала испытание определенных эмоций, а потом уже их понимание.

Что такое интериоризация? Сайт психологической помощи psymedcare.ru определяет его как переход внешнего во внутреннее. Это получение жизненного опыта, который становится частью психики человека. Поскольку данный термин встречается редко, многие люди не знают его значения.

Под социальной интериоризацией понимается получение знаний, которые приобрело общество, и преобразование их в свои индивидуальные. Так, человек становится способным представлять то, чего не видит в данный момент, мысленно перемещаться в прошлое или будущее, воображать картины, с которыми никогда не сталкивался. Все эти познания он получил от других людей, после чего сделал своими личными.

Процесс интериоризации присущ только людям. Животные не могут выйти за пределы той ситуации, которая происходит с ними на данный момент. Люди же посредством слова передают свой опыт друг другу, позволяя познавать то, чего они сами не видели или не испытывали.

У каждого человека есть свои взгляды на то, как устроен мир, в котором он живет. Все живут на одной планете, но вот как он функционирует, как люди взаимодействуют между собой, что такое хорошо и что такое плохо, у каждого человека свое мнение на этот счет. Люди сходятся в некоторых взглядах. Но нет двух людей, чьи мнения абсолютно по любому вопросу совпадают. Это связано с тем, чему учило окружение того или иного человека и какой опыт у него есть лично.

С самого детства каждому ребенку его собственные родители говорят, что такое хорошо и что такое плохо. Как нельзя и как нужно, что в себе развивать и что лучше не делать, к чему стремиться и о чем мечтать, а что не достойно вашего внимания – обо всем этом вам рассказывают ваши собственные родители. Пока вы являетесь маленьким ребенком, вы полностью доверяете опыту своих родителей, к которым подключаются ваши родственники, воспитатели и учителя. Вам говорят, что родителей нужно слушаться, учителя дают полезные знания, а бабушки и дедушки правы. И вы, поскольку не имеете своего личного опыта, перенимаете опыт взрослых.

Но по мере своего взросления вы сталкиваетесь с трудностями и болезненными для себя ситуациями. Вам хочется совершить поступок, но внутренний голос вашего родителя говорит: «Это – плохо». Почему вы хотите совершить плохой поступок? Ваши друзья вам не запрещают его совершать, а, наоборот, даже подталкивают попробовать свои силы. И вы делаете.

В разных ситуациях вы получаете разные результаты. Бывает, что вы приходите к выводу о том, что ваши родители говорили правду. «Не нужно было этого делать, родители мне говорили об этом». Но бывает так, что вы пробуете совершить «запрещенный прием» и получаете желаемый для себя результат. «Родители были неправы? Возможно» — и вы понимаете, что другие люди, какими взрослыми и долго живущими ни были, тоже могут ошибаться. С каждым годом вы понимаете, что лучше набираться своего опыта, который основан на ваших конкретных жизненных ситуациях, а не собирать опыт других людей, которые априори живут не так, как вы, и ведут себя иначе.

Есть люди, которые стараются руководствоваться чужим опытом. Таким людям гораздо болезненнее воспринимать ситуации, когда чужой опыт не дает им успеха по жизни. Они совершают вроде бы правильные поступки, но успех не достигается. Почему? Потому что они пользуются чужим опытом, который основан на чужих взглядах, поступках, реакциях, выводах и даже комплексах.

Но есть люди, которые понимают, что чужой опыт – это хорошо, но свой опыт более правильный и объективный. Они сами пробуют свои силы, сами набивают шишки, сами тестируют и экспериментируют. Потому что никто, кроме самого человека, не может сказать, что для него будет хорошим и что — плохим.

Многие психологи дают свои определения понятию интериоризация. Выготский понимал его как преобразование внешней деятельности во внутренний стержень. Другими словами, человек сначала действует, сталкивается, переживает, а потом формируются определенные умозаключения, выводы, мировоззрение и даже качества характера.

Психология

Интериоризация процессов общения

Психические процессы человека подлежат изменениям в ситуации общения, так как общение в некоторой «латентной» форме содержится в них и тогда, когда человек один. Строение психических функций человека имеет множество сходств со строением процессов общения. Это, в свою очередь, происходит по причине того, что психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения».

В процессе онтогенеза человека идёт интериоризация, некий процесс, в результате которого создаются устойчивые, глубинные, синхронические структуры человеческой психики, похожие на «априорные социальные формы» психики человека. Эти социальные механизмы психики, в свою очередь, определяют характер «вышележащих» изменяющихся, диахронических психических процессов (соответственно, «речь» психики) человека (эмоциональных и когнитивных), определяют их характер как социальных процессов. В этом ключе интериоризация выступает «механизмом формирования механизма» (социального механизма психики человека).

Интериоризация не имеет преимущественного отношения к некоторому определённому психическому процессу (к памяти, восприятию и пр.), но в равной степени определяет социальные формы всех психических процессов. Результаты интериоризации относятся к восприятию специфической социокультурной информации (однако в данном случае они проявляются особенно наглядно): все, что воспринимается (и в широком, и в узком смысле данного понятия), человек воспринимает в социальных формах.

По итогам процессов интериоризации появляется особенность структуры психических процессов человека, за счёт которой их ход отличается от хода аналогичных процессов у животных.

Предпосылкой интериоризации служит несознаваемый внутренний план (у ребёнка в раннем онтогенезе). В итоге интериоризации данный внутренний план качественно изменяется, так как формируется план сознания.

В результате интериоризации формируется ряд устойчивых социальных структур психики, благодаря которым существует сознание. Кроме того, результатом интериоризации является и формирование, на основе сознания определённых детально описанных внутренних действий.

Интериоризация, с одной стороны, идёт лишь в процессе общения (очевидно, со взрослыми), с другой — в ходе перевода действия (которое может совершаться человеком, когда он совсем один) из внешнего плана во внутренний, умственный.

Учёные, изучающие вопрос интериоризации

Впервые термин был выдвинут французским учёным Дюкгеймом. По его мнению, интериоризация в психологии — это составляющие элементы человека или же взаимосвязь общественного (внешнего) и личного (внутреннего). Теория основывается на том, что все категории формируются с учётом внешних общественных представлений. Подобную точку зрения поддерживали и другие французские представители психологической школы, а именно: Пиаже, Жане, Валлон.

Из множества советских учёных нужно выделить Выготского. Он утверждал, что вся внешняя деятельность, общение между людьми или процесс познания чего-то становятся частью сознания в виде опыта после интериоризации. Таким образом, интериоризация в психологии — это процесс перехода внешней, социальной с людьми в компонент человеческой психики.

Интеоризация и опыт

Огромное значение в преобразовании личности и процесса интериоризации имеет опыт, помогающий выбрать систему ценностей, определить мировоззрение и образ взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Проходя через тяжелые жизненные ситуации, каждый человек делает собственные выводы, что не дает возможности усвоить знания предыдущего поколения избежать новых ошибок. Опыт, ранее приобретенный родителями или другими членами общества, может помочь спрогнозировать развитие ситуации, но не дает возможности избежать ее.

Психологи отмечают, что преодоление тяжелых жизненных преград помогает укрепить и усилить внутренние качества человека, поскольку, преобразовывая в процессе интериоризации полученный ранее опыт, человек получает не только знания, но и совершенствует свое психологическое состояние.

См. также

  • Высшие психические функции
  • Интернализация
  • Параллелограмм развития

Интернализация знаний — процесс перевода знаний из явного в неявное состояние. Термин впервые описан Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi в модели SECI.

  1. [web.archive.org/web/20030606082454/dictionary.fio.ru/article.php?id=13302 Словарь.ру]
  2. Цит. по: Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 91.
  3. Ковалев Г. А. и Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110—120.
  4. Ikujirō Nonaka, Hirotaka Takeuchi. The Knowledge-creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. — Oxford University Press, 1995. — 284 с. — ISBN 9780195092691.

Механизм интериоризации

Наиболее точным, с точки зрения современной психологии, считается механизм действия интериоризации, предложенный Петром Гальпериным. Он состоит из 6 этапов:

  1. Этап мотивации. На данном этапе формулируется задача, возникает стремление решить её. В частности, это происходит, когда взрослый человек говорит ребёнку, чем они сейчас будут заниматься (например, учиться считать). У ребёнка возникает интерес к новой деятельности, и он хочет поскорее освоить новый навык.
  2. Этап ориентирования. Взрослый показывает ребёнку, что нужно делать. Тот наблюдает за ним, пытаясь запомнить правильную последовательность действий.
  3. Материальный этап. На данном этапе ребёнок повторяет действия с материальными предметами и видит, что результат получается таким же. К примеру, если к двум кубикам добавить ещё один, получается три.
  4. Этап внешней речи. На данном этапе ребёнок учится на словах описывать материальный процесс. Ему уже не нужно складывать реальные кубики, чтобы понять, сколько будет 2 + 1, но он всё ещё нуждается в том, чтобы слова были отчетливо произнесены.
  5. Этап внутренней речи. На данном этапе ребёнку уже не нужно произносить фразу вслух. Он может производить простейшие операции, проговаривая нужные слова мысленно.
  6. Этап умственного действия. На данном этапе необходимость проговаривать фразу исчезает. Теперь ребенок может производить простейшие действия (например, складывать числа) очень быстро, сразу выдавая нужный ответ.

Пример интериоризации

Рассмотрим, как работает описанный выше механизм на примере маленького ребёнка, который только учится взаимодействовать с предметами внешнего мира

Поскольку его сознание только формируется, его внимание привлекают яркие и шумные предметы. В момент, когда мама впервые показывает ему погремушку, у него возникает интерес

Это этап мотивации.

Дальше он понимает, что погремушка издаёт интересные звуки, только когда мама трясёт её. Это этап ориентирования. Наблюдая за этим нехитрым, но очень интересным действием, малыш тоже хочет попробовать и тянется к погремушке. Мама даёт игрушку ему, и начинается материальный этап – ребёнок пытается повторять. Сначала он с трудом может удержать игрушку, но постепенно учится получать с её помощью нужные звуки.

Поскольку ребёнок ещё не может говорить, этапы внешнего и внутреннего проговаривания у него работают иначе. В конце концов у него возникает понимание того, как работает погремушка, и он начинает экспериментировать с другими игрушками, ожидая от них такого же результата. Так он понимает, что не все игрушки являются погремушками. Всё это время опыт взаимодействия с внешним миром будет способствовать формированию психики ребёнка. Это и есть интериоризация.

Этапы

Интериоризация в психологии – это поэтапное развитие высшего мыслительного психологического процесса, основанного на познании поступающих извне действий, усвоении их и превращении в собственную мыслительную активность.

  1. На первом этапе интериоризации взрослые (чаще всего родители) побуждают ребенка словами совершить какого-либо действие, например, сложить башню из кубиков.
  2. Во время второго этапа ребенок самостоятельно проговаривает ранее услышанное от взрослых действия, а затем приступает к его исполнению.
  3. На третьем этапе ранее озвученные задачи преобразуют в мыслительный побудительный процесс, заставляющий человека самостоятельно совершать необходимые и правильные действия.

Наглядно процесс интериоризации у малыша можно привести на примере сбора разноцветной пирамидки. Вначале мама учит ребенка складывать конструктор, рассказывая какого цвета круги и в каком порядке нужно разместить.

На следующем этапе малыш сам берет нужную ему фигуру и проговаривает свои действия. Через определенное время ребенок уже самостоятельно, без слов собирает пирамидку, ориентируясь только на мыслительный процесс.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.

Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Проблемы

Проблемы развития и изучения интериоризации, связаны:

  1. С отклонениями в психофизическом плане, связанными с нарушением у ребенка слуха, зрения, речи, функционирования опорно-двигательного аппарата, психического, эмоционального и интеллектуального развития, затрудняющих усвоение малышом приходящего из окружающей среды материала.
  2. С всеобщей взаимосвязью и обусловленностью социальных явлений, мешающих ребенку преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы и традиции, а затем выбрать новый путь для своего обучения и развития.
  3. С подбором объективным методов познания.

Интериоризация в психологии – это поэтапное становление личности маленького человека через постепенную адаптацию деятельности, постижения принятых в обществе норм, правил и культурных традиций.

Происходящий от французского «intériorisation» (внутрь) термин характеризует способность психики ребенка создать собственную умственную активность, путем постепенного впитывания и преобразования полученных от родителей, учителей и общества знаний и навыков, а также позволяя наладить мыслительный, речевой, тактильный и эмоциональный процессы.

Интеоризация и общение

Особую роль в прохождении интериоризации играет общение. Именно оно формирует сознание, впитывая в себя авторитеты и ценности, принятые в кругу общества.

На первом жизненном этапе главным и основным авторитетом для ребенка являются его родители. Слова и поступки близких людей малыш воспринимает как бесспорную истину и старается максимально подражать принятым в семье правилам поведения.

Взрослея, ребенок расширяет свой круг общения, вынуждая свое сознание противопоставлять приоритеты общества и семейные ценности, а затем, ориентируясь на свое внутреннее убеждение, выбирать собственной путь. В большинстве случаев повзрослевшие дети предпочитают оставаться в привычной среде, впитав в себя образ мыслей, правила поведения и авторитеты, представленные родителями.

Исследования показали, что дети, оставшиеся без попечения родителей и вынужденные до 3-х летнего возраста, находится в медицинском учреждении, где нормы общения ограничивались только необходимыми медицинскими рамками, хотя и понимали родную речь, а также имели небольшой набор слов, предпочитали общаться на своем собственном языке, а также имели проблемы с гигиеническими навыками.

Дети-сироты в большинстве своей не умели почистить зубы, пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться. Во время общения с педагогами и детьми, проживающими в детской доме, психологическое состояние малышей постепенно выравнивалось.

Определение понятия

Понятие интериоризации впервые было введено в научный оборот исследователями из Франции. Первоначально имелось другое значение итериоризации. Это был феномен, обозначавший процесс прививания идеологии личности, то есть сознание общества переносилось в сознание индивида.

Психоаналитики рассматривают немного другое определение интериоризации. Это, по их мнению, процесс, протекающий в психике и определяющий отношения индивида с существующим или не существующим объектом, трансформацию фактора внешней среды в фактор внутренней среды. Этот феномен до сих пор вызывает дискуссии в психоаналитическом направлении. На данный момент ученные так и не выяснили, идентичны ли такие процессы, как интроекция, поглощение и идентификация, или они происходят по параллельным линиям.

Советский психолог Л. С. Выготский дал следующее определение интериоризации — это трансформация внешней деятельности во внутреннюю среду сознания. Ученый считал, что первоначальное происходит во внешней среде и зависит от различных окружающих факторов, пребывающих в окружении индивида. Но со временем эти внешние общие формы активности благодаря феномену интериоризации поглощаются человеческим сознанием и становятся высшими психическими функциями конкретного индивида.

Виды интериоризации

Современное понимание интериоризации подразумевает наличие трёх основных составляющих, в большей или меньше степени привязанных к определенному возрасту:

1. Начальная. Начальная интериоризация – это процесс первичного формирования сознания у новорожденного ребенка. Сначала он учится распознавать образы, потом играет с родителями, пытается подражать им и повторять их действия. Постепенно это поведение становится частью его психики.

2. Школьная адаптация. Начальный этап социализации у детей происходит в школе. Они учатся взаимодействовать со сверстниками. Также в этот период у них активно развивается самосознание. Считается, что дети дошкольного возраста ещё не умеют смотреть на себя со стороны, и только в школе, общаясь со сверстниками, приобретают эту способность.

3. Социальная адаптация. Этот вид интериоризации продолжается на протяжении всей жизни. Даже взрослый человек регулярно получает новый опыт взаимодействия с другими людьми и учится чему-то новому.

В рамках социальной адаптации выделяют 3 круга близости социальных контактов:

  • первый круг – ближайшие родственники (родные и любимые);
  • средний круг – друзья, приятели, дальние родственники;
  • дальний круг – соседи, сотрудники и прочие знакомые.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector