Воспитание детей от 0 до 3 лет
Содержание:
- Плюсы и минусы домашнего воспитания
- Что такое принципы воспитания
- Не пытайтесь победить хаос
- Связь семейного и школьного воспитания
- Не пытайтесь победить хаос
- Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого
- Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения
- Как воспитать личность
- Самый ответственный период
- Почему нельзя кричать на ребёнка
- Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
- Как отличить ребенка с комплексами от интроверта
- Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей
- Будьте честными.
- Важный выбор: воспитывать ребенка дома или отдать в детский сад?
- Научитесь слушать ребёнка
- Типы семей и особенности воспитания
- Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
Плюсы и минусы домашнего воспитания
Воспитание ребенка дома имеет ряд серьезных преимуществ перед традиционным дошкольным образованием. Основные плюсы домашнего воспитания:
- Ребенок находится в психологически комфортной обстановке. Он чувствует себя в безопасности, ему не приходится проходить тяжелую адаптацию, свойственную детсадовским сверстникам. Известно, что только в психологически комфортной среде дети могут нормально развиваться в интеллектуальном и творческом плане. Кроме того, «домашние» дети реже болеют. Это связано не только с меньшим количеством атакующих вирусов и микробов — у них отсутствуют психосоматические причины традиционных детских болезней (нежелание идти в садик, стремление побыть дома, с мамой).
- Родители могут быть уверены в качестве ухода и питания, получаемых малышом.
- Режим и занятия с ребенком проводятся в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Ребенок видит нормальную, взрослую жизнь. Он учится помогать маме в быту, общается с людьми разного возраста, а не только с ограниченным коллективом сверстников.
- Воспитание ребенка дома изначально учит его тому, что он не «винтик большой системы», а уникальная личность.
Однако домашнее воспитание, несмотря на все его плюсы, выбирают немногие. В чем же его сложность? Существуют и определенные минусы такой модели воспитания:
- Обычно мама (реже — папа или бабушка) бывает вынуждена стать домохозяйкой или начать работать на дому. Не для всех семей это реально, в первую очередь, по финансовым причинам.
- Ограниченность общения. Социальный аспект домашнего воспитания — вопрос непростой. С тем учетом, что большинство детей в будние дни находятся в садиках, найти друзей малышу может быть сложно. О развитии коммуникабельности при воспитании ребенка дома мы поговорим ниже.
- Если для мамы домашнее воспитание ребенка является вынужденным (в силу, например, его слабого здоровья), постоянное нахождение дома может восприниматься ей как невыносимо тяжелое.
- Существует риск избаловать ребенка, особенно если он в семье единственный. Мама у малыша всегда рядом, и при отсутствии должных границ он может превратиться в настоящего маленького тирана.
- Общество не понимает и не принимает домашнее воспитание. Для некоторых мам косые взгляды окружающих являются определяющим фактором в решении, отдавать ли ребенка в садик. Почему-то в отношении, например, любимой одежды или выбора автомобиля мы склонны проявлять завидную твердость, а вот воспитание собственного ребенка часто корректируется в угоду чьих-то вкусов и мнений. Не забывайте, что чужим людям, дающим советы, ваш малыш, в общем-то, безразличен. А смелостью иметь собственное мнение в наше время, к сожалению, обладают немногие…
Что такое принципы воспитания
Принципы воспитания — это основополагающие многообразные методы, объединенные в целостную систему требований к воспитательному процессу. Их правильное выполнение гарантирует нужный эффект при решении задач развития полноценной личности.
Некоторые из них складывались веками благодаря народной мудрости и опыту, а другие были привнесены в жизнь такими выдающимися воспитателями, как например Антон Семенович Макаренко или Василий Александрович Сухомлинский.
Это своего рода педагогические константы в работе педагога, но единого подхода к принципам воспитания в современной науке педагогике в данный момент нет, потому что нет согласия в том, что является сутью воспитания и где должна проходить грань между ним и образованием.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Эти принципы в разных обществах имеют свои особенности. По ним можно, как в зеркале, определить:
- потребность общества в формировании определенного типа личности;
- цели и методы воспитания;
- стиль взаимодействия между субъектами воспитания;
- уровень развития социума в целом.
Не пытайтесь победить хаос
Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.
«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».
Связь семейного и школьного воспитания
Наказание за плохое поведение
Бесспорно, существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи.
Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Для этого классный руководитель или социальный педагог проводит анкетирования, может лично ознакомиться, в каких условиях живет семья.
Педагоги задействуют детей и родителей в совместную деятельность: праздники, конкурсы, ярмарки.
Классные руководители проводят собрания, на которых родители:
- получают всестороннюю информацию о своем ребенке;
- узнают какие существуют требования к детям согласно возрасту, режим работы образовательного учреждения, о любых изменениях в правилах и уставе школы;
- высказывают свое мнение относительно поднимаемых проблем на собрании;
- получают профориентационную консультацию, информацию о планах на каникулы, какие есть учреждения дополнительного образования (приглашаются учителя-предметники, педагоги других учреждений, практический психолог школы);
- коллективно разбирают конфликтную ситуации, находят способы помощи ребенку или родителю.
Еще классный руководитель проводит индивидуальные встречи, общается с родителями по телефону.
Родители имеют право присутствовать на уроке, посещать внеурочные мероприятия, получать консультацию практического психолога.
Тесная работа школы и родителей благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.
Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения,нести за них ответственность, гармонично, встесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.
Главные правила общения с детьми. Как правильно обращаться к ребенку, чтобы он услышал и выполнил просьбы родителей, вы узнаете из видео.
Не пытайтесь победить хаос
Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.
«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».
Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого
Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года
Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого
Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя
Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.
Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию
Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.
Родители должны сохранять терпение
Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения
- Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает.
- Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению).
- Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему?
- Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит.
Как воспитать личность
Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет
Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте
Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.
Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.
Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.
Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными
Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения
Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:
- Доверие;
- Совместное времяпровождение;
- Близкое дружественное общение;
- Личное пространство;
- Свобода выбора;
- Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
- Рассудительные беседы;
- Радость и похвала за достижения и успехи.
Самый ответственный период
Воспитание ребенка до года. Как воспитывать ребенка до года нужно знать еще до его рождения, это поможет избежать многих ошибок
До года основное внимание обращают на физическое воспитание малыша. Происходит очень быстрая перестройка организма
Месячный младенец учится поднимать и держать головку.
В первый месяц жизни новорожденный еще не умеет управлять своими конечностями, часто плачет по непонятной причине. В два месяца малыш немного осваивается и даже начинает улыбаться маме.
На третий месяц он уже хорошо держит головку и пытается повернуться набок или со спины на живот. В четыре месяца, освоив навык поворота, младенец пытается сесть, но чаще всего это происходит в пять или шесть месяцев. На этом этапе торопить малыша нельзя. Не нужно сажать его, если сам он еще сидеть не умеет.
Для ребенка в 8 месяцев открывается большой мир комнаты, благодаря умению ползать или передвигаться в ходунках. В восемь месяцев детки встают на ножки, но ходить еще не пытаются. Годовалый малыш чаще всего пробует ходить самостоятельно, используя предметы или руки родителей, как поддержку.
Воспитание малыша в один месяц не менее важно, чем от 1 до 2 лет. Укрепить здоровье помогут ежедневные гигиенические процедуры: лечебный массаж, купание с отварами трав, гимнастика
Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок. Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик.
Возраст до трех месяцев – это время когда нервная, дыхательная и пищеварительная система младенца адаптируется к новому, незнакомому миру. Малыш нуждается в пристальном внимании и заботе, чтобы его пожалели, носили на ручках. Не нужно ему в этом отказывать. Воспитание ребенка в три месяца сводится к кормлению, массажу, гимнастике, вечерней ванне и утреннему умыванию, к прогулкам, рассматриванию окружающего мира и активной речи со стороны мамы.
Воспитание детей 4 месяцев предполагает более интенсивные физические упражнения.
Можно использовать в качестве снаряда фитбол или мамины (папины) руки. Не забывают о полноценном питании и своевременном введении прикорма.
Важно много разговаривать с малышом, если он не будет слышать постоянно обращенную к нему речь, может поздно заговорить и отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Маленьких детей укачивают под колыбельную песню, рассказывают им детские стишки и сказки
Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают. Понимание в детях заложено с самого рождения.
Восьмой месяц, помимо физического развития, предполагает начало творческих занятий. Можно рисовать съедобными красками или лепить из теста. Для развития мелкой моторики пальчиков, можно дать бумагу, которую карапуз с наслаждением начнет рвать. Некоторые родители начинают занятия по кубикам Зайцева или по карточкам с изображениями букв, цифр, животных и предметов.
Успешное воспитание до года всегда дает хорошие результаты. При постоянных занятиях с грудничком, он рано начнет ходить, говорить, будет реже болеть. У такого малыша есть больше шансов регулярно посещать ясельную группу, освобождая маме и папе время для работы. Поэтому мамины усилия и труд будут являться прочным фундаментом детского благополучия. Говоря откровенно, очень жаль детишек, которые целые дни проводят в детском саду.
Детям необходимо детское общество, но еще больше нужна мамина забота и внимание. Поэтому имея возможность работать на дому и уделять больше внимания детям, используйте ее обязательно
Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша.
Почему нельзя кричать на ребёнка
Когда взрослый кричит на ребенка или применяет физическое воздействие, то это говорит о бессилии. Привычная картина наблюдается в любом магазине: орущий и требующий ребенок и нервный родитель, неспособный повлиять на ситуацию. Сцена заканчивается тем, что малыша волоком тащат в сторону выхода, попутно угрожая дома отшлепать и поставить в угол. Ситуация неприятна абсолютно всем, но многие ли стараются ее предотвратить?
Психологи без устали твердят, что залог успешного воспитания – внимание, любовь и забота. Только так получится установить крепкую связь с подрастающим ребенком и добиться уважения и послушания
Но уставшие от работы, болезней, домашних дел и различных проблем родители отмахиваются от требующего уделить время малыша, провоцируя взаимные обиды. Мама и папа раздражаются, что не могут спокойно отдохнуть, а дитя искренне не понимает, что он сделал не так.
Внимание, любовь и забота – залог успешного воспитания
Специалисты, работающие в сфере материнства и детства, настаивают на необходимости интересоваться жизнью ребенка. Если принято решение родить нового члена семьи, то логично, что ему нужно отдавать время и силы. Вырастить психически здоровую личность – это не только обуть, одеть и накормить, но и привить правильные ценности. Для этого нужно не бездумно бить или кричать, а разговаривать, объяснять и открывать мир во всем многообразии на правах старшего, мудрого друга.
Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки
Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.
Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.
Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.
Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.
Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.
Как отличить ребенка с комплексами от интроверта
Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.
Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:
- Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
- Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
- Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.
Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей
Каждый родитель хочет научиться:
- понимать своего ребенка;
- быть с ним терпеливым;
- не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.
Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.
Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.
” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер
Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”. Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания. Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.
” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева
Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.
” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан
Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым. Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства. Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.
” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару
Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой
Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития. Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро
Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.
“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины
В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства. Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной. На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.
Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:
Будьте честными.
Чтобы воспитание и дисциплинирование были справедливыми, вам нужно заранее предупредить ребенка о возможных последствиях. Он должен знать, чего ожидать в случае непослушания. И когда малыш оступится, спокойно и без капли вины позвольте ему столкнуться с оговоренными последствиями. Если вы видите, что ребенок правда забыл о том, что ему будет грозить за тот или иной плохой поступок, вы можете напомнить ему о последствиях еще раз и дать последний шанс. Если он и после этого повторит свою ошибку, смело выполняйте свои обещания.
Чтобы воспитание было справедливым, родители всегда должны учитывать много факторов: как себя чувствует ребенок, не связано ли его плохое поведение с усталостью или голодом, здоров ли он, не находится ли он в кризисном периоде взросления и т.д.? Прежде чем перейти к дисциплинарным наказаниям, оцените картину целиком, т.е. с учетом всех обстоятельств и возможных причин.
Что бы вы еще добавили в этот список?
Важный выбор: воспитывать ребенка дома или отдать в детский сад?
Домашнее воспитание подходит не всем семьям, как минимум потому, что не все считают его целесообразным. Но если вы читаете эту статью, значит, тема воспитания ребенка дома вам интересна.
Как известно, детские сады — явление не такое уж и древнее. Веками дети воспитывались дома, и это считалось нормой. Сейчас изменилась жизнь всего общества, и сложно говорить о том, что является правильным, а что неправильным. Однако при принятии решения, отдавать ребенка в садик или оставить его дома, постарайтесь руководствоваться не только общественными стереотипами или собственным опытом посещения этого учреждения в детстве. Учитывайте интересы ребенка, его индивидуальность и свои возможности (как финансовые, так и моральные).
Воспитывать ребенка дома — непросто, как минимум потому, что ответственность при этом ложится полностью на плечи семьи. Вы не сможете сказать, что малыш научился чему-то плохому от воспитательницы или других детей. Но это является и преимуществом домашнего обучения. В ваших руках — податливый маленький человечек, и только в ваших силах научить его практически всему, помочь построить крепкий фундамент знаний и моральных ценностей, необходимых в этой жизни.
Научитесь слушать ребёнка
Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком
Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.
«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».
Обзор на книгу Найджела Латты
Типы семей и особенности воспитания
Ребенок счастлив в полноценной семье
В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:
Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние
Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение
Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.
Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.
Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.
Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.
Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.
Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.
Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.
Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.
Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы
Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание