Глубинная юнгианская психотерапия

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.

Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.

Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания , истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.

Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.

Список литературы

  1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. – М.: «Мартис», 1995. – 320 с. – (Серия «Классики зарубежной психологии»).
  2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с. – (Серия «Актуальная психология»).
  3. Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 1992. – с. 364-467.
  4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 324 с.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2-х томах. – Том 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 416 с.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. – М.: «Семира», 1995. – 350 с.
  8. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев: «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. – 384 с.
  9. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: «АСТ», 1998. – 720 с. – (Серия «Университетская книга»).
  10. Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 65-79. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  11. Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: «Б.С.К.», 1996. – 454 с.

Снижение умственного уровня (лат.)

Гностицизм

Карл Юнг и его соратник Г. С. Мид работали над попытками понять и объяснить гностическую веру с психологической точки зрения. Аналитическая психология Юнга во многих отношениях схематически отражает древнюю гностическую мифологию, особенно мифологию Валентина и «классическую» гностическую доктрину, наиболее подробно описанную в Апокрифе Иоанна (см. ).

Юнг понимает, что появление Демиурга из первоначального единого монадического источника духовной вселенной постепенными стадиями аналогично (и является символическим изображением) появлению из бессознательного. Тем не менее, неясно, связано ли сходство между психологическими учениями Юнга и учениями гностиков тем, что они разделяли « вечную философию », или же Юнг невольно находился под влиянием гностиков при формировании своих теорий. Собственный «гностический гимн» Юнга, Septem Sermones ad Mortuos (Семь проповедей мертвым), имел тенденцию подразумевать последнее, но после распространения рукописи Юнг отказался опубликовать его при жизни. Поскольку неясно, был ли Юнг в конечном итоге недоволен книгой или он просто скрыл ее как слишком спорную, вопрос остается спорным. Неопределенным является также вера Юнга в то, что гностики осознавали и предполагали психологический смысл или значение в своих мифах.

С другой стороны, из сравнения сочинений Юнга и сочинений древних гностиков становится ясно, что Юнг не соглашался с ними в отношении конечной цели личности. Гностики в древние времена явно стремились вернуться к высшему, потустороннему Божеству . В исследовании Юнга Роберт Сигал утверждал, что выдающийся психолог счел бы психологическую интерпретацию цели древнего гностицизма (то есть воссоединение с Плеромой или неизвестным Богом) психологически «опасной», как полная идентификация с бессознательным. Утверждение о том, что между Юнгом и гностицизмом есть хоть какое-то разногласие, по крайней мере, подтверждено: юнгианский процесс индивидуации включает добавление бессознательных психических троп к сознанию, чтобы достичь транс-сознательного центра личности. Юнг не предполагал, что это добавление принимает форму полной идентификации Самости с Бессознательным.

дальнейшее чтение

  • Азиз, Роберт (1990). Психология религии и синхронности К. Г. Юнга (10 изд.). Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN   0-7914-0166-9 .
  • Азиз, Роберт (1999). «Синхронность и трансформация этического в юнгианской психологии». В Беккере, Карл (ред.). Азиатские и юнгианские взгляды на этику . Гринвуд. ISBN   0-313-30452-1 .
  • Азиз, Роберт (2007). Синдетическая парадигма: нетронутый путь за пределами Фрейда и Юнга . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN   978-0-7914-6982-8 .
  • Азиз, Роберт (2008). «Предисловие». В Storm, Лэнс (ред.). Синхронность: множественные точки зрения на значимое совпадение . Pari Publishing. ISBN   978-88-95604-02-2 .
  • Хеллер, Стефан (1989), Гностик Юнг . Книги квестов. ISBN   0-8356-0568-X
  • Юнг, Карл (2002), Ответ Иову . Тейлор и Фрэнсис. ISBN   0-415-28997-1
  • Юнг, Карл (1967), Семь проповедей мертвым . Стюарт и Уоткинс. ISBN   0-7224-0001-2

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Фаза первая: мои ассоциации

Монастырь. Религиозная жизнь: официальная религиозная жизнь; люди, жившие со мной по соседству; религия моего детства; созерцание; жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и Испании; отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла.

Комната/келья. Вместилище; матка; клетка — основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива; индивидуация; тропа, по которой каждый должен пройти в одиночку, не рассчитывая на помощь коллектива.

Месса. Коллективная форма религиозной жизни; групповое обращение к Богу при посредничестве священника; форма религиозной жизни моего конкретного коллектива; форма, которую мне нужно индивидуализировать. Первый шаг уже сделан — я могу участвовать в религиозной жизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формой внутренней жизни.

Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношение Христа, священный символ, пение во время причастия, которое я всегда ненавидела; обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; стать частью чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическую форму=ощущение, испытанное на внутреннем плане, личное, а не коллективное.

Дзэн. Упражнения по достижению полной неподвижности; ощущение духовного родства, которое я испытала в первый же день занятий; учение без догм; предпочтение опыта доктрине; противоположность тому, чему меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившее меня тогда, когда я поняла, что не могу «быть членом» и дзэнского коллектива тоже: дзэнский монастырь, которому я должна была сказать «нет».

Решетка. Отделенность; частичная отделенность; взаимодействие с коллективным миром, но взаимодействие это — дифференцированное; отдельная личность; отдельное сознание.

Фаза вторая: динамика

Во второй фазе мы привязываем каждый образ из нашего сна к специфической динамике нашей внутренней жизни. Мы отождествляем части нашего внутреннего «я», которые появляются во сне в форме образов.Для установления таких связей у нас имеется весьма основательная причина: нам необходимо понять, о чем говорит ситуация из нашего сна, то есть выяснить, что именно происходит внутри нас. Если мы не смогли привязать сон к каким-то специфическим событиям, ощущениям и прочей динамике нашей жизни, то этот сон не имел смысла. Он был чистым развлечением.Чтобы сделать это, мы возвратимся к самому началу и займемся каждым образом в отдельности. Каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: «Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?». Затем запишите все, какие вы только сможете вспомнить, примеры проявления в вашей жизни этой внутренней части вашего существа.Под внутренней динамикой мы понимаем все, что происходит внутри нас, любую энергетическую систему, которая живет и действует изнутри нас. Это может быть эмоциональное событие типа вспышки ярости. Это может быть внутренний конфликт, внутренняя личность, действующая посредством нас, ощущение, установка, настроение.Предположим, мы работаем с тем сном, в котором возникло слово голубой. Вы выписываете все ассоциации, возникшие у вас в связи с этим словом, и «щелкает» ассоциация со словом депрессия. Теперь, в ходе второй фазы, вы ищите в себе это «голубое» качество: «Откуда это взялось?Почему я должен чувствовать себя угнетенным?». Ответ может быть следующим: «Меня угнетает моя работа». Задавая себе подобные вопросы, вы начинаете понимать, как именно этот образ соотносится с вашей нынешней жизнью.Зачастую мы и не осознаем, что находимся в состоянии депрессии. Мы настолько заняты, что у нас нет времени задуматься над тем, что происходит у нас внутри. В другом случае, внутри нас может происходить что-то очень хорошее — рождается новая сила, затягивается рана, улетучивается хронический страх, — а мы не в состоянии этого оценить. Мы должны спросить себя: «О каких происходящих во мне событиях говорит этот сон?». Тогда мы поймем, по какому пути идет в настоящее время наша внутренняя жизнь.Мы должны обнаружить это специфическое событие на самом глубоком уровне нашей жизни. Нам нужно найти специфические примеры. Данный этап нельзя считать законченным, пока мы не нашли специфические примеры из нашей реальной жизни, которые соответствуют произошедшему во сне событию.Нам также нужно продолжать все записывать. В христианстве существует старая традиция, которая гласит, что молитва только тогда считается действительной, когда у произносившего ее человека шевелились губы. Эта идея выражает психологическую истину: обязательно должно произойти что-то физическое

Вот почему очень важно записывать все примеры. Когда вы физически записываете эти примеры, ваша связь со сном становится более ясной и определенной

Привязка образов к специфическим характерным чертам

Вероятно, наиболее практичный способ привязки какого-нибудь конкретного образа к своему «я» заключается в том, чтобы поинтересоваться, что у вас общего с этим образом, каковы главные характеристики явившегося во сне образа? Как бы вы описали ее или его характер и личность? Имеются ли у вас такие же черты? Если образ представляет собой сердитого человека, то обладаете ли и вы такими же качествами? Если это «шалопай», то не относитесь ли и вы к таким же?У всех нас имеется набор фундаментальных характерных черт, из которых проистекает все, что составляет нашу личность. Этот базис включает в себя наши чувства, систему верований, установки, манеру поведения и близкие нам ценности. Все эти черты появляются в наших снах, и если мы постараемся, то мы их там найдемКаждый сон — это портрет сновидящего. Вы можете думать о сне как о зеркале, в котором отражается ваш внутренний характер — те аспекты вашей личности, существование которых вы не вполне осознаете. Поняв это, мы сразу же поймем, что каждая отображенная в снах черта обязательно существует где-то внутри нас, вне зависимости от того, осознаем и признаем мы ее присутствие или нет. Чем бы не отличались и чем бы не занимались персонажи сна, в определенном смысле все это верно и для сновидящего.Под этим я не подразумеваю, что проявившиеся во сне поведение или черты характера относятся к сновидящему в буквальном смысле, то есть так, как они изображены во сне. Сны зачастую оперируют крайностями: они стараются компенсировать нашу неспособность заметить то или иное качество изображением его крайних драматических проявлений.Например, если в вашем сне возник вор, то это не значит, что вы являетесь вором в буквальном смысле этого слова

Сон использует этот драматический образ для того, чтобы привлечь ваше внимание к чему-то, происходящему внутри вас. Может быть, вы недостаточно честны с самим собой

Если это так, то вы должны знать это и бороться с этим. Но образ вора может также означать и то, что вы подавили в себе какое-то прекрасное качество, фигурально выражаясь, «отгородились» от него и вернуться к нему можете, лишь «пробравшись» за ограждение, подобно вору.Ввиду того, что мы часто подавляем в себе наши лучшие качества, считая их «отрицательными», некоторые наиболее значительные части нашего «я» — даже сам глас божий — могут принять участие в нашей жизни, только «воруя» наше время, «воруя» нашу энергию посредством неврозов и маниакальных явлений и пробираясь в наши жизни на не охраняемых нами участках:»О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братияИбо сами вы достоверно знаете,что день Господень так придет, как тать ночью»(Павел, «Первое послание фессалоникийцам»)Наше эго делит мир на положительное и отрицательное, на плохое и хорошее. Большая часть аспектов нашей «тени», те качества, которые мы считаем отрицательными, на самом деле будут представлять для нас огромную ценность, если только мы сможем переместить их в наше сознание. Черты характера, которые нам кажутся аморальными, варварскими или постыдными, являются «отрицательной» стороной очень ценной энергии — способности, которой мы могли бы воспользоваться. В бессознательном все может принести пользу, если будет перемещено на соответствующий уровень сознания.Так какая же часть вашего существа скрывается за символом «вор»? Возможно, это — «ловкач», обладающий разными удивительными талантами, а может быть, — «малолетний правонарушитель», которому вы не дали развиться и использовать свою тягу к «подвигам» на благое дело. Возможно, это бог Дионис, который был вынужден спрятаться в бессознательном, поскольку в вашей чрезмерно хлопотной жизни нет естественного места его буйному и лирическому духу.Только вы можете сказать, какую именно часть вашего существа представляет данный появившийся в вашем сне символ, ибо только ваше бессознательное знает ответ. Но вы можете быть уверены, что если вы дадите ему место, если вы прислушаетесь к тому, что сон хочет сказать, то он окажется ценной частью вашего внутреннего «я».Любопытно, что люди подавляют свои положительные качества с гораздо большим усердием, чем они подавляют качества отрицательные. В вашем сне может появиться персонаж, отличающийся храбростью и благородством. Поскольку это внутреннее лицо является частью вашего существа, его качества являются и вашими качествами. Коль скоро вы честно признаетесь в наличии у вас отрицательных и незрелых качеств, то вы должны признать наличие у вас и прекрасных качеств и жить в соответствии с ними.

Ход работы

Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу. Аналитик обсуждает с клиентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Он предлагает клиенту говорить все, что приходит в голову, — в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался.

Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит

Важно отметить, что в общении с аналитиком власть и инициатива всегда принадлежат клиенту

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Аналитическая психология – это прежде всего терапия

Ассоциативный тест. В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино.

Анализ сновидений

Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы

Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии).

Активное воображение. Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.

Для справки:По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.

Психоанализ Карла Юнга

Швейцарский ученый, врач и психолог Карл Густав Юнг, один из последователей и сотрудников З. Фрейда – наиболее яркая фигура (после самого Фрейда) в движении психоанализа. Вклад Юнга в развитие психоанализа весьма значителен.

Новые идеи и подходы в теории психоанализа Юнга

Юнг дополнил и развил психоанализ, предложив идею архетипов и идею индивидуации (а также переосмыслил и дополнил методологию исследований и терапии).

Согласно основной концепции частной философии психоанализа Юнга, в комплексном единстве с индивидуальным бессознательным существует наследуемая структура психики – коллективное бессознательное.

Эта область психики развивалась и передавалась сотни тысяч лет (а может, и более). Благодаря данной структуре человек реализует свой жизненный опыт вполне определенным образом в конкретных индивидуальных сценариях.

Формы коллективного бессознательного являются архетипами, общими для всех людей. Архетипы – это мыслеформы, наполняемые личным эмоциональным и образным содержанием в опыте жизни каждого человека. Архетипы – наиболее древние формы психических реалий, а потому отражены в мифологиях.

Юнг выделяет несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное (включающее архетипы, универсальные для всех культур, народов и времен).

Это открытие оказало серьезное влияние на развитие не только психотерапии и психологии, но также антропологии, этнографии, философии, эзотерики и современных мистических учений.

Философию психоанализа можно отнести к волюнтаристской линии в западной философии.

Вообще, можно сказать, что философия психоанализа, разработанная Фрейдом и дополненная Юнгом, кардинально изменили отношение к этике, нравственности и культуре в западной цивилизации.

3. Представления К.Г. Юнга о развитии личности

Вопросам развития личности К.Г.Юнг придавал большое значение в своей теории. Особенности его взглядов на развитие личности связаны с понятиями «самость» и «индивидуация».

Как уже упоминалось (см. п.1), самость – это архетип психической целостности и единства личности. Однако самость выступает не только в качестве архетипа, но и как конечная цель развития личности. Архетипические черты самости связаны с тем, что, во-первых, окончательное ее достижение эмпирически невозможно (следовательно, развитие личности по сути не имеет предела), во-вторых, стремление к внутриличностной гармонии свойственно практически всем без исключения людям, что и обусловило закрепление самости как одного из ведущих символов в коллективном бессознательном. Само понятие «личность» в связи с достижением самости К.Г.Юнг определял как «определенную, способную к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность» .

Индивидуальное и общественное К.Г.Юнг понимал как явления, связанные между собой обратной пропорциональностью: чем больше общественного, тем меньше индивидуального, и наоборот. Поэтому достижение самости, по мнению К.Г.Юнга, может осуществляться лишь за счет индивидуации – в ущерб общественному. Индивидуация представляет собой процесс дифференциации, обособления индивидуального от общественного и «образования … психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии» . Конечной целью индивидуации так же является развитие личности. В связи с осуществлением процесса индивидуации К.Г.Юнг также определял понятие «личность» как «высшую реализацию врожденного своеобразия у отдельного живого существа» .

При этом индивидуация не обязательно означает вхождение личности в конфликт с общественными нормами: «Индивидуация ни при каких обстоятельствах не  может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили» .

Так как развитие личности связано с индивидуацией, оно неизбежно требует значительных психологических усилий и затрат: «развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие: первое следствие этого развития есть сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это – одиночество, и по этому поводу нельзя сказать ничего утешительного. От этого не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» .

Наличие большого количества затруднений, встречающихся на пути развития личности, приводит к тому, что далеко не каждый человек становится личностью: «Тот факт, что неизменно процветают конвенции  какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности» .

Развитие личности, по мнению К.Г.Юнга, может продолжаться в течение всей жизни человека.

Таким образом, развитие личности, с точки зрения К.Г.Юнга, осуществляется в направлении достижения самости (личностной целостности и гармонии) посредством индивидуации (обособления индивидуальности от общества).

Основные положения, предложенные аналитической психологией

Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:

  1. Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
  2. Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
  3. Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
  4. Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.

Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.

Что такое юнгианский анализ?

(Хегай Лев Аркадьевич — аналитический психотерапевт, психолог, писатель)

К.Г. Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. 

Юнг не отвергал целиком психоаналитические концепции, но считал их ограниченными и пытался исправить. Фактически созданная им психология более широка и универсальна, так что фрейдистский психоанализ можно считать ее частным случаем.

В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной жизни — фантазии, сновидения, оговорки и т.п. — то он научится лучше справляться со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут.

Такова в самых общих чертах идея аналитической терапии. Однако, в отличие от Фрейда Юнг не имел склонности излагать свои мысли в форме научных теорий. Его всегда больше интересовали непосредственные переживания людей — их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он пошел на то, чтобы отказаться от сложного теоретизирования и догматических утверждений, подчеркивая эмпирический характер психологической науки. Он стремился описывать различные психологические явления такими, каковы они есть.

Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна — все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. — то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний.

Конечно, Юнг вслед за Фрейдом признавал, что на текущие проблемы человека повлияла вся его история жизни, пережитые стрессы и психологические травмы, и особенно ранние отношения в семье. Но однозначной обусловленности прошлым у нас нет, как раз из-за того, что многие наши душевные процессы свойственны и всем людям в целом.

В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий, как это делал Фрейд.

Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности. Например, психологическая ситуация одного человека может напоминать борьбу героя с многочисленными препятствиями, а проблемы другого вращаются вокруг темы несчастной любви. Можно сказать, что какая-то фантазия словно держит людей в плену, заставляя их страдать, часто очень долгий период времени. Эта фантазия упорно остается бессознательной. Рациональные объяснения в терминах подавленных влечений мало бы дали подобным пациентам. Как часто мы говорим себе: все понимаю, но изменить не могу.И мы не знаем, существует ли вообще некое абсолютно реалистическое видение, которое избавило бы нас от заблуждений и освободило бы душу от страданий. Возможно, никакой мудрец на свете не скажет нам, как правильно жить и что делать. Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение — в нем как будто живут два человека. Один — мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой – вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина — небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,и вот вы кричите сотнями голосов,погибшие, но живые,во мне: последнем, бедном,но имеющем язык за вас,и каждая капля кровиблизка вам, слышит вас,любит вас…

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг — доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра — тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед — Самуэль Прайсверк — был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом — это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Причины обращения к психоаналитику, психологу-психотерапевту

   — сложности во взаимоотношениях с близкими и в профессиональной среде, трудности в общении

   — последствия перенесенных травм любого рода

   — невозможность вступить в брак

   — отсутствие любви, понимания

   — проблемы адаптации в коллективе, неудачи в карьере

   — проблемы во взаимоотношениях с детьми

   — потеря смысла в жизни

   — страдания любви и взаимопонимания

   — неуверенность, скованность

   — сложности характера: застенчивость, обидчивость, мнительность,

   — страх публичных выступлений, стыд

   — общая неудовлетворенность жизнью

   — возрастные кризисы: подростковый, среднего возраста, старение

   — тревожность, панические атаки

   — вина   — измена   — ревность   — развод и (или) его последствия   — депрессия, апатия- страхи, фобии   — навязчивости   — раздражительность, нарушение сна  — ощущение одиночества   — затянувшееся горевание   — психосоматика   — нарушение пищевого поведенияВажно помнить, что  наши симптомы и проблемы — это способ, выбранный ранее нашей психикой, чтобы спасти нас от другой более невыносимой или казавшейся невыносимой боли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector