Понятие, виды и функции мотивов личности в психологии

Мотив и мотивация

Под мотивацией часто понимают совокупность эмоциональных и физиологических процессов в организме животного или человека, способствующих и подталкивающих к активной работе. Эти процессы и называются мотивами.

Мотивы могут иметь форму материального предмета или идеи. Они вызывают у человека негативные или позитивные эмоции, в зависимости от результата проведенной или не проведенной деятельности. Чтобы четко определить для себя мотив, необходимо провести серьезный самоанализ.

Нередко мотив путают с физиологической потребностью или целью. Для разграничения этих понятий, необходимо усвоить, что потребность — это попытка человека устранить неприятные или болезненные ощущения, а цель — желаемый результат, для достижения которого необходимо провести долгую работу.

Категория образа.

Одной
из первых в психологии появилась
категория образ, ко-торая стала
ведущей при изучении познания. Уже в
античности ученые изучали, как формируется
у человека образ мира, впослед-ствии в
центре внимания психологов оказался
образ себя, само-сознание человека, его
содержание и структура. Если в первых
пси-хологических теорияхобраз себярассматривался преимущественно как
одна из областей сознания, то в современной
науке «образ Я» стал одним из ведущих
понятий психологии личности.

Образ
предмета многие ученые рассматривали
как сигнал, на основе которого зарождается
и начинает функционировать реф-лекс,
поведение человека. Образ как сенсорная
основа мысли счи-тался незыблемым
постулатом учеными, которые рассматривали
психику как сенсорную мозаику, состоящую
из ощущений и пред-ставлений. Безобразный
характер мышления стал в начале XX в.
одним из важнейших открытий Вюрцбургской
школы. Образ как основа восприятия, его
целостный и системный характер стал
ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Рассматривая
развитие образа, психологи пришли к
выводу о взаимосвязи чувственного и
умственного образов. Изучение этой
связи, так же как и сочетания умственного
образа и слова, было и остается одной
из важнейших проблем для психологии.
Достаточ-но сказать, что такие великие
ученые, как Л. С. Вы-готский, Ж.Пиаже,
Д.Брунер и др, посвятили свои наиболее
значительные труды исследованию именно
этой проблемы.

Чувственный
и умственный образы являются содержанием
сознания, поэтому совокупность образов
можно рассматривать как опр-ный аналог
этой философской категории. Для психологии
большое значение имеет и вопрос о степени
осознан-ности образов, т. к. бессознательное
и надсознательное играют не менее важную
роль, чем сознание.

Функции мотива

  1. li>

Побуждающая функция тесно связана с потребностью, которая дает энергию организму для совершения действий – мотивацию. Можно сказать, что мотив существует, благодаря этой энергии.

Направляющая – показывает человеку направление его будущей деятельности. Если нужно похудеть, значит, необходимо заняться плаваньем, бегом, физическими упражнениями и т.д.

Управляющая – действия выстраиваются в связную цепочку, планируются и выполняются последовательно (3 раза отжаться, потом выпить 3 глотка воды, потом 3 раза присесть и никак по-другому!).

Организующая – личность выстраивает схему в голове и реализует ее в реальности (сегодня по плану бег, завтра отжимания – следование определенному режиму).

Смыслообразующая – в процессе тренировки девушка может вдруг понять, что хочет худеть не на зло сопернице, а на радость и пользу себе. И вообще, занятия спортом – это даже приятно и увлекательно.

Отражающая – побуждение показывает дефициты (что это такое?) и ценности личности, «предлагает» ей пробовать новые действия, демонстрирует возможные последствия достигнутых целей.
» alt=»»>

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

существительное

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя мотивация. И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

Как еще трактуются мотивы и мотивация

Определение 2

По-другому понятие «мотив» трактуется как мысли, чувства личности и ее стремления, которые связаны с осознанием своих потребностей, побуждающих к деятельности.

Такая трактовка базируется на латинском слове movere, которое переводится как «приводить в движение» или «толкать». В англо-американской литературе помимо motive (что, собственно, переводится как «мотив») в процессе описания потребностно-мотивационной сферы организмов используются и другие понятия:

  • need — обозначает «потребность/потребностное состояние»: так обозначается состояние объективной нужды в каких-то объектах;
  • drive — точный перевод подобрать сложно, поэтому нередко используется просто «драйв» (особенно у физиологов), примерно же его можно перевести как «стремление», «переживание потребностного состояния» и тому подобное.

Эти понятия (потребность и переживание) не очень привычны при рассмотрении физиологических вопросов, так как считается, что они относятся к индивиду, осознающему свои нужды и состояния, в то время как у животных такого осознания нет.

Однако, более емкое и адекватное определение мотиву дал Н. Н. Обозов.

Определение 3

Мотив — это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением возникшей потребности; также его можно охарактеризовать как причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков.

Основные критерии понятия мотив в деятельности человека

1 Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции.

2 Люди различаются по индивидуальному выражению (характеру и силе) определенных мотивов. У разных людей может быть разная иерархия мотивов.

3 Поведение человека в данный момент времени мотивируется не любым или всеми его мотивами, а самым высоким (т.е. самым сильным) мотивом в иерархии, тем, который ближе всего подходит к перспективе достижения соответствующего состояния цели в данных условиях или достижение которого находится под вопросом. Этот мотив активируется, становится действенным. (Другие мотивы, подчиненные ему или конфликтующие с ним, могут быть активированы одновременно).

4 Мотив остается активным, т.е. участвует в мотивации поведения, пока либо не будет достигнуто целевое состояние соответствующего отношения «индивид-среда», либо индивид не приблизится к нему настолько, насколько позволяют условия ситуации, либо целевое состояние перестанет опасно отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации сделают другой мотив более актуальным, в результате чего последний активизируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, часто прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разрозненные во времени части; в последнем случае оно обычно возобновляется через некоторое время.

5 Мотивация объясняет направленность действия на достижение цели.

6 Мотивация, конечно, не является единым процессом, который равномерно пронизывает поведенческие действия от начала до конца. Скорее, она состоит из разнородных процессов, которые выполняют функцию саморегуляции на различных этапах поведенческого действия, особенно до и после его выполнения. деятельность мотивирована, то есть направлена на достижение цели мотива, но не следует путать ее с мотивацией.

Деятельность состоит из отдельных функциональных компонентов восприятия, мышления, обучения, воспроизведения знаний, речи или моторики, и они имеют свой запас возможностей (способностей, навыков, знаний), накопленных за всю жизнь, с которыми психология мотивации не справляется, принимая их как должное.

Мотивация определяет, как и в каком направлении используются различные функциональные способности. Мотивация также объясняет выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мысли, более того, она объясняет интенсивность и настойчивость в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.

Мотив человеческой деятельности, конечно же, связан с целью. Но мотив может быть отделен от цели и будет двигаться:

1) по самой деятельности, например, человек делает что-то из любви к искусству.

2) к одному из результатов деятельности, т.е. побочный продукт становится целью деятельности.

Социальные мотивы личности

Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и эмоций.

Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.

Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.

Что такое мотив

Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями.

Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью.

Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия.

Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Цели преступлений

Мотивация позволяет определить, почему человек совершил преступление. В то же время цель помогает ответить на вопрос, зачем он это сделал. Цель в уголовном праве – это интеллектуальный продукт психики человека. Выявление цели является важным аспектом следствия. Это обусловлено тем, что ряд целей является отягчающими обстоятельствами. Цели правонарушений могут быть: определенными, неопределенными, досягаемыми, недосягаемыми, основными, начальными, конечными и т. д.

На первый взгляд абстрактные определения вины, мотив и цель не играют особого значения. Но это не так. Чтобы доказать это можно рассмотреть пример одного и того же преступления совершенного по разным мотивам и с различными целями. В качестве примера следует взять убийство:

  • если мотивом убийства человека было неправомерное поведение убитого к убийце, то это смягчающее обстоятельство. Если мотивация была выражена в ненависти, то отягчающее;
  • если целью убийства являлось избавление от издевательств и прочих подобных воздействия, то это смягчающее обстоятельство. А если убийство было совершено с целью завладеть имуществом, то отягчающее;
  • если человек раскаивается в содеянном, срок наказание будет мягче, а если не признает за собой вину, то суровей.

В итоге в одной ситуации виновный в совершении преступления может быть осужден условно или на отбывание наказания в колонии поселении, а другой получить несколько лет строгого режима

Поэтому важно знать понятие вышеописанных значений и разбираться в их природе

Теории мотивации

Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.

Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла

Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.

По Фрейду, таких инстинктов три:

  • жизни;
  • смерти;
  • агрессивности.

Макдугалл говорил о десяти инстинктах:

  • изобретательства;
  • строительства;
  • любопытства;
  • бегства;
  • стадности;
  • драчливости;
  • репродуктивном инстинкте;
  • а также инстинктах отвращения;
  • самоуничижения;
  • самоутверждения.

В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.

Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.

Бихевиористская (поведенческая) теория

В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.

Мотивационная концепция Мюррея

В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.

В перечне потребности:

  • достижения успехов;
  • аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
  • агрессии независимости;
  • противодействия;
  • уважения;
  • унижения;
  • защиты;
  • доминирования;
  • привлечения внимания;
  • избегания вредных воздействий;
  • избегания неудач;
  • покровительства;
  • порядка;
  • игры;
  • неприятия;
  • осмысления;
  • сексуальных отношений;
  • помощи;
  • взаимопонимания.

Пирамида Маслоу

Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления

Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах

Теория деятельности Леонтьева

Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).

Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.

Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.

Понятие и значение мотива преступления

Что такое мотив в уголовном праве? В данном контексте мотив является побудительной причиной к действию

Он, как и вышеописанная вина, является важной составляющей субъективной стороны нарушения права. Правильное распознавание его сущности имеет значение для юридической ответственности. Мотив позволяет раскрыть истинную сущность причин, побудивших совершить уголовно наказуемое деяние

Правильное установление мотива иногда становится причиной резкой смены юридической оценки совершенного преступления. Различают следующие виды мотивов в уголовном праве:

Мотив позволяет раскрыть истинную сущность причин, побудивших совершить уголовно наказуемое деяние. Правильное установление мотива иногда становится причиной резкой смены юридической оценки совершенного преступления. Различают следующие виды мотивов в уголовном праве:

  • негативный, характеризующийся антиобщественной окраской. Сюда можно отнести злобу корысть, месть и т. д. Подобный мотив является отягчающим обстоятельством;
  • безразличный, характеризующийся состоянием апатии и скукой. Чаще всего подобный мотив присущ преступлениям, выраженным в бездействие;
  • положительный, характеризующийся альтруизмом и добротой. Подобные мотивы не отменяют уголовную ответственность, но смягчают ее. Примером правонарушений с таким мотивом может послужить эвтаназия. С одной стороны, правонарушитель хотел сделать как лучше, но все же совершил убийство.

Любое нарушение правил, установленных в обществе, в том числе и на законодательном уровне, имеет мотив. Но в некоторых случаях истинный мотив очень трудно установить, ведь правонарушитель может умышленно по разным причинам скрывать его.

Функции мотивов

Для объяснения подоплеки любой манеры поведения, реакций на изменения условий или поступка в психологии применяют экстринсинвые (внешние) либо интринсивные (внутренние) причины. Они тесно связаны с базовыми функциями мотивов. Таковых насчитывается 3 – побуждение, направление, регуляция.

К внешним определяющим поведение индивида факторам причисляют психоэмоциональные качества:

  • удовлетворение естественных потребностей;
  • достижение поставленных целей;
  • реализацию собственных желаний;
  • следование своим интересам или увлечениям.

Руководящие поведением стимулы базируются на функциях мотивов. Побуждение провоцирует на совершение определенных действий, придает психоэмоциональным импульсам или душевным порывам актуальность.

Направляющая функция помогает избрать верный путь решения задачи. Регулирующая заставляет придерживаться царящих в социальной среде или общественной группе нравов, норм и правил. Она придает внутренним мотивам легитимность.

Аналогичным образом функции влияют на внешние стимулы. При руководстве экстринсивными мотивами они активируют другие характеристики индивида. Поэтому мотивационные функции в психологии рассматриваются в двойственном контексте.

Некоторые относятся к категории биологических, считаются врожденными и обеспечивают выживание. Такие функции побуждающих к действию факторов направлены на удовлетворение базовых физиологических потребностей – утоление голода, жажды, сон.

Они присущи любому биологическому организму, поскольку продиктованы природой. Материнский инстинкт считается одним из мощнейших побуждающих факторов. К биологическим функциям мотивов причисляют терморегулирующую, выделительную, стремление избежать боли или дискомфорта.

Людям свойственные вторичные стимулирующие факторы, приобретенные в процессе жизни, продиктованные сложившимися внешними условиями, социальным окружением. Интерпретации функций мотивов приведены в таблице.

Функция Характеристика
Баланс Активируется, когда индивид испытывает дефицит в чем-либо и действует до восстановления утраченного равновесия.
Потребности Служит ответом на желание удовлетворить физиологические, психоэмоциональные, эстетические или другие потребности.
Когнитивная Побуждает к выполнению действий, направленных на достижение поставленной цели или решение текущей задачи.
Поведенческая Диктуется социальными правилами и нормами, может меняться в зависимости от внешних условий.

Мотив имеет избирательные функции и индивидуальные свойства, меняющиеся с течением времени. В психологии это называют адаптивной способностью. Побуждающие факторы и их функции неодинаковы по силе воздействия на личность.

— Первичная мотивация

Это относится к способности человека поддерживать состояние гомеостаза или баланса в организме. Он врожденный, помогает выживанию и присутствует во всех живых существах.

В качестве триггеров поведения с первичной мотивацией будут входить голод, жажда, секс и бегство от боли. Другие даже ввели потребность в кислороде для регулирования температуры тела, отдыха или сна, удаления отходов и т. Д.

В любом случае, у людей это более сложно, на самом деле они критиковали теорию, которая поддерживает этот тип мотивации, поскольку иногда люди наслаждаются подверженностью риску или вызывают дисбаланс во внутреннем состоянии (например, просмотр фильмов действие или страх или походы в парки развлечений).

Разновидности мотивов

Классификация мотивов очень широка: их разделяют на группы, соотнося с различными их свойствами и характеристиками – по направленности и содержанию, уровням и видам.

Для общего ознакомления с этим явлением достаточно знания их видов:

  1. Осознанный мотив проявляется в виде установок, стереотипов, убеждений (я помогаю нуждающимся, потому что считаю милосердие (что это?) ценным качеством и поэтому развиваю его в себе).
  2. Неосознанные – это влечения, смысл которых человек не понимает (я делаю что-то, но не понимаю зачем. Например, пью воду, но при этом не осознаю, что хочу пить).
  3. Социальные – связаны с коммуникацией в обществе (что это?), самореализацией.
  4. Познавательные – получение знаний, развитие.
  5. Побудительные – побуждают личность к деятельности (если вы захотите есть, но не будете ничего предпринимать, чтобы утолить голод, то умрете дней через 10).
  6. Смыслообразующие – придают деятельности смысл.
  7. Внешние – кто-то подталкивает человека на некую деятельность («Учись, сынок, хорошо, президентом станешь»).
  8. Внутренние – истинные побуждения – то, чего хочет сам индивид («Не хочу быть президентом, в хипстеры пойду»).
  9. Реальные – осознаваемые и адекватные ситуации.
  10. Мнимые – надуманные, не относящиеся к реальности (желание взрослой личности похудеть при весе 40 кг).

Система мотивов личности

Исходя из того, что у человека постоянно возникают те или другие потребности, можно говорить о том, что человеком постоянно движут какие-нибудь мотивы. В психологической науке, считается, что на протяжении жизни у людей формируются устойчивые мотивы. Как уже упоминалось, они могут порождать поведение людей, быть относительно независимыми от ситуации или даже формировать личностные черты. Именно эти устойчивые мотивы человека, которые определяют его деятельность, в совокупности представляют собой направленность личности.

Направленность личности обусловливается родительским воспитанием и социумом. В своей жизни человек познает мир, в котором живет и формирует свои мысли относительно вещей и людей, которые его окружают. Эти мысли стают установками индивида, которые оказывают очень сильное влияние на направленность личности. Установки, которые стают свойствами личности, образуют разные формы направленности личности, в основе их лежит система мотивов.

Среди форм направленности личности выделяют: влечения, идеал, желания, интерес, стремления, склонность, мировоззрение и убеждение, как наивысшую из форм.

Влечение являет собой неосознанную надобность в чем-то. Эта надобность не является необходимой для личности и вскоре, может просто исчезнуть. Это самая простая форма направленности личности. Но если влечение осознается человеком, оно может перерасти в желание.

Желание характеризуется нуждой человека в чем-то определенном, например, в каком-нибудь объекте. Зачастую желание имеет побуждающий эффект, заставляющий человека действовать, проявляя силу воли, четко определяя для себя желание и пути достижения целей. В этом случае желание превращается в стремление.

Важной формой направленности личности является интерес. Собственно интерес определяет желание человека, а также придает смысл его деятельности и самим целям

Если человек проявляет интерес в определенной сфере, подключает силу воли, а также  направляет свои усилия и действия в эту сферу, то такое явление будет рассматриваться, как стремление.

На протяжении жизни люди строят свои идеалы. У каждого имеется мнение о том, каким должен быть человек, и, безусловно, люди судят других людей, руководствуясь собственными идеалами. Направленность личности состоит из постоянных действий со стремлением достичь своего идеала. Эта форма направленности порождает мировоззрение.

Все вышеперечисленные формы направленности личности могут не связываться друг с другом. Но мировоззрение определяется целостностью. Это как план всего мира в голове человека. Мировоззрение позволяет объединить мысли в одну картину и построить свое, индивидуальное представление о мире и о людях. Это дает возможность человеку увидеть свое место в мире, а также прогнозировать свою будущую деятельность, строить планы и добиваться целей.

Система мотивов личности, которые определяют деятельность человека с учетом его принципов, интересов, взглядов на мир называется убеждением. Когда перед человеком стоит осознанная потребность, он будет действовать в зависимости от своих убеждений, в основе которых лежат мотивы, которые движут человеком и способствуют достижению успехов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Самомотивация

Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.

Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:

  • аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
  • самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
  • биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
  • формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
  • визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.

Самовнушение

Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.

Биографии успешных людей

Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.

Визуализация

Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться

Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей

Общая характеристика мотивационной сферы человека

Одним из важнейших понятий мотивационной психологии является понятие «мотивационной сферы» личности (точнее — мотивационной системы).

Мотивация — система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Другими словами, мотивация — это совокупность причин психологического характера, которые вызывают активность индивида, определяют ее направленность и объясняют поведение человека. Мотивацию можно рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования ситуации индивидом, результатом которого является его фактическое наблюдаемое поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

Мотивация объясняет целенаправленность действий, упорядоченность и устойчивость целостной деятельности для достижения определенной цели.

Как и любая другая система, мотивационный мир человека включает в себя определенный набор ее компонентов, а также регулярные и устойчивые связи между ними.

Основными компонентами мотивационной сферы личности являются следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Все эти компоненты имеют основную общую черту: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический.

Содержательный аспект заключается в представлении внешней — отраженной — реальности и обычно возникает в форме определенных знаний.

Динамический аспект связан с тем, что каждый из перечисленных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом инициировать, поддерживать и изменять активность субъекта. Исходя из этого, все перечисленные компоненты объединяются в мотивационной сфере личности.

Мотивационная сфера человека может быть оценена в своем развитии по следующим параметрам:

1) Широта — параметр, отражающий разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем более развита его мотивационная сфера;

2) Гибкость — более гибкой является область мотивации, где для удовлетворения потребности используется больше мотивационных стимулов (например, один человек учится только по телевизору, а другой — по книгам, телевизору, газетам);

3) Иерархизация — чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований данного уровня, тем выше иерархизация мотивационной сферы.

Различают следующие 2 типа мотивации:

1) Ситуативная мотивация — включает в себя мотивирующие факторы, которые заставляют человека действовать из внешней среды. К этим факторам относятся определенные ситуационные характеристики, поступки и действия окружающих людей, культура, социальное положение, занимаемое человеком, и т.д;

2) Диспозиционная мотивация — внутренняя мотивация человека.

Она включает в себя цель — осознанное представление об ожидаемом результате, на достижение которого направлены действия человека. Основой формирования целей у человека является его субъективно-материальная трудовая деятельность, направленная на преобразование внешнего мира. Процесс постановки и достижения целей включает следующие шаги:

a) формирование ворот;

б) осуществление действий для достижения цели;

в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода действий и их конечного результата.

Образ ожидаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных путей реализации цели. Формирование цели, возникновение цели является центральным моментом в процессе реализации действия и основным механизмом формирования новых действий человека. Психофизиологической основой цели является закодированная в мозгу «картина требуемого будущего» (Н.А. Бернштейн), акцептор результатов действия (П.К. Анохин), который регулирует программу физиологического выполнения действия с помощью предвосхищающих и авторитарных (предоставляющих информацию о соответствии достигнутого результата желаемому) команд.

Мотив может быть не один

В планировании и достижении цели индивидуумом движет несколько мотивов. Их разновидность позволяет психологам говорить об одной или по нескольку сразу. Определение критерия мотивов является сложной задачей в психологии. Иногда человек не замечает, по какой причине были совершенны те или иные поступки.

Подобная ситуация появляется из скрытых подсознанием страхов, психических травм или забытых моментов. Мотив порождённый психикой подсознания не может быть осознан человеком. Индивидуум внезапно чувствует напряжение, дискомфорт и чтобы устранить неприятные ощущения, особа подсознательно совершает определённое действие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector