Высшие психические функции человека

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  1. Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
  2. Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
  3. Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Формирование и развитие у человека высших психических функций

Овладение способами использования предметов человеческой культуры.

Овладение способами использования и изготовления инструментов, которые расширяют возможности естественных органов и служат средством преобразования объективного мира.

Овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, расширяющих возможности естественных психических функций и обеспечивающих организацию сознания и произвольное управление психическими процессами

Овладение способами волевой организации собственного поведения и психических процессов за счет использования инструментальных и знаково-символических средств.

Овладение способами и средствами реализации межличностных и социальных отношений.

Первоначально новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Таким образом, психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействия с людьми и материальным миром. И чем богаче и разнообразнее условия общения, поведения и действия для ребенка, тем интенсивнее и всестороннее будет его индивидуальное психическое развитие.

Особенности возникновения и развития высших психических функций

Высшие функции имеют ключевое отличие от врожденных, неопосредованных низших психических функций. Они формируются только в условиях социальных, опосредованных, произвольно управляемых и объединенных в систему.

Окружающая среда и общество вокруг выступают для высших психических функций в качестве основного источника развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции берут свое начало в детском возрасте, в качестве формы коллективного поведения ребенка и взаимодействия с окружающими людьми (родителями, воспитателями, ближайшим окружением) и в процессе развития личности ребенка становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Примером может служить речь, которая является основным средством общения людей друг с другом. Первоначально речь ребенка выполняет свою прямо функцию передача информации другому человеку и лишь с течением времени она переходит во внутренний план и выполняет интеллектуальную функцию.

Как происходит формирование ВПФ

Особенностями формирования ВПФ являются два последовательных процесса:

  1. Интерпсихологический — как форма взаимодействия индивидов между собой.
  2. Интрапсихический — как внутренний процесс, происходящий в коре головного мозга отдельного индивида.

Таким образом, при постепенном формировании этих функций осуществляется интериоризация — преобразование внешних средств во внутренние. Вначале осуществляется предметная деятельность, основанная на простейших сенсорных и моторных процессах. Затем, по мере накопления опыта, происходит переход от элементарных внешних психических процессов к автоматизированным умственным действиям.

Высшие психические функции завязаны на физиологических особенностях структуры мозга человека. Психические функции имеют под собой физиологическую основу в виде способных к развитию и взаимной замене звеньев, образующих вместе функциональную систему. Каждое звено является частью структуры мозга и связано с ним определенным образом. Одно и то же звено может быть частью нескольких функциональных систем. А одна и та же система может участвовать в различных психических функциях.

В теории, если одно из звеньев будет повреждено, то произойдет нарушение нейронных связей между ними, что может привести к сбою в работе психических функций с проявлением нейропсихологического синдрома.

Функциональные системы имеют два вида организации: вертикальную и горизонтальную. В первом случае идет взаимодействие между коркой и подкоркой человеческого мозга, во втором — между корками. Каждая из высших функций образуется в результате работы всей системы мозга, а не какого-то определенного его центра.

Свойства высших психических функций

Высшие психические функции представляют собой сложные системные образования, качественно отличающиеся от других психических явлений. Это «психологические системы», которые «возникают в результате наложения новых формаций на старые, при этом старые формации остаются в качестве подчиненных слоев в новом целом».

Основными признаками высших психических функций являются:

  • Сложность;
  • Социальность;
  • Опосредованно;
  • Произвол.

Эти основные черты представляют собой системные качества, которые характеризуют высшие психические функции как «психологические системы».

Давайте рассмотрим их более подробно

Сложность проявляется в том, что высшие психологические функции разнообразны по особенностям своего возникновения и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений между некоторыми результатами филогенетического развития человека (сохранившимися в современной культуре) и результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. В ходе исторического развития человек создал уникальные знаковые системы, позволяющие улавливать, интерпретировать и понимать суть явлений окружающего мира. Эти системы постоянно развиваются и совершенствуются. Их изменение каким-то образом влияет на динамику самих мыслительных процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем и явлений окружающего мира.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основная причина — интернализация, то есть перенос («раскручивание») социальных форм поведения на внутренний план. Интернализация происходит в процессе формирования и развития внешних и внутренних отношений личности. Здесь ERP проходит две стадии развития. Во-первых, как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем, как внутренний феномен (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и думать — яркий пример процесса интернализации.

Опосредованная природа высших психических функций проявляется в том, как они функционируют. Развитие способности к символической деятельности и владению знаком является неотъемлемой частью медиации. Слово, образ, число и другие возможные идентификационные признаки явлений (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют семантическую перспективу понимания сущности на уровне единства абстракции и конкретизации. В этом смысле мышление как операция с символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как операция с образами являются соответствующими примерами функционирования ЭОП. Когнитивный и эмоционально-волевой компоненты сознания: смыслы и значения рождаются в процессе функционирования ВПФ.

Высшие психические функции произвольны в зависимости от способа их выполнения. Благодаря медиации человек может осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвидеть возможный результат, анализировать свой опыт и корректировать поведение и деятельность. Произвольность ERP также определяется тем, что человек способен действовать целенаправленно, преодолевать препятствия и прилагать соответствующие усилия. Сознательное стремление к цели и приложение усилий обуславливают сознательный контроль деятельности и поведения. Можно сказать, что идея волевых механизмов у человека исходит из идеи формирования и развития волевых механизмов у человека.

Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут развиться у одичавшего человека (согласно К. Линнею, одичавшие люди — это особи, выросшие в изоляции от людей и в сообществе животных). Таким людям не хватает основных свойств ЕПР: сложности, социальности, посредничества и произвольности. Конечно, некоторые элементы этих свойств можно найти и в поведении животных. Например, условность действий дрессированной собаки может коррелировать с качеством опосредованных функций.

Однако высшие психические функции развиваются только в контексте формирования интернализованных знаковых систем, а не на уровне рефлекторной деятельности, даже если она принимает обусловленный характер.

«Теория установки» Д. Н. Узнадзе

Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950).

Д.Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях.

Так, оказалось, что установка — не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, но не отражает его сути: специфически человеческим является явление объективации, то есть акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего опять-таки вырабатывается новая готовность к деятельности, то есть установка.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Формирование высших функций психики человека

Изначально каждая высшая функция психики есть форма взаимодействия между людьми. Так объясняется интерпсихический процесс общения. На этом этапе организации понятию высших психических функций соответствует развернутая форма предметной деятельности, которая основана на простых моторных и сенсорных процессах. В процессе формирования внутренних структур психики человека через усвоение внешней социальной деятельности (интериоризации) внешние средства опосредования взаимодействия переходят во внутренние. В результате внешний психический процесс становится внутренним, умственные действия автоматизируются.

Возникновение высших психических функций относится к конкретным структурам головного мозга. Их стоит рассматривать с точки зрения сложных системных образований, формирующихся прижизненно, они имеют произвольный характер и опосредованы речью. Физиологическую основу психических функций составляют функциональные системы, состоящие из динамичных и взаимозаменяемых звеньев. Каждое такое звено связано с определенной мозговой структурой. Различные функциональные системы могут иметь общие звенья, участвовать в сопровождении других психических функций. Нейропсихологические поражения этих звеньев провоцируют возникновение нарушений функций психики, которые могут проявляться как некоторые нейропсихологические синдромы. запросить план своей работы

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Воздействие культуры : — Инструменты интеллектуальной адаптации

Как и Пиаже, Л. С. Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными материалами / способности для интеллектуального развития — Пиаже фокусируется на двигательные рефлексы и сенсорных способностей.

Л. С. Выготский ссылается на элементарных психических функций —

В конце концов, через взаимодействие в социально-культурную среду, они развились в более сложные и эффективные психических процессов / стратегий, которые он называет высших психических функций .

Например, память у детей младшего возраста этом ограничивается биологическими факторами. Тем не менее, культура определяет тип памяти, мы разрабатываем стратегию. Например, в нашей культуре мы узнаем, заметок, чтобы помочь памяти, но в предварительном общества грамотности другие стратегии должны быть разработаны, например, завязывание узлов в строке помнить, или ношение галька, или повторение имена предков до больших чисел повторяется.

Выготский относится к инструментам интеллектуальной адаптации — они позволяют детям использовать основные психические функции более эффективно / адаптивно, а это определяется культурой (например, памяти мнемоника, карты памяти).

Поэтому Выготский видит когнитивные функции, даже те, проводимого отдельно, как пострадавших от убеждений, ценностей и инструментов интеллектуальной адаптации культуры, в которой человек развивается и, следовательно, социально-культурно детерминирована. Инструменты интеллектуальной адаптации варьироваться от культуры к культуре — как в памяти пример.

Социального влияния на когнитивное развитие

Как и Пиаже , Л. С. Выготский считает, что маленькие дети любопытны и активно участвует в их собственное обучение и открытие и развитие нового понимания / схемы

Тем не менее, Выготский уделять большее внимание социальным вклад в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал собственной инициативе открытия

По словам Л. С

Выготского (1978), много важной обучение на ребенка происходит через социальные взаимодействия с умелым наставником. Репетитор мая модель поведения и / или предоставлять устные инструкции для ребенка.Выготский называет это кооперативная или совместного диалога

Ребенок стремится понять действия или указаний наставника (часто родитель или учитель), то усваивает информацию, используя его, чтобы вести или регулировать свою производительность.

Шаффер (1996) приводит пример молодой девушке, которая дала ей первую головоломку. Одна, она работает плохо при попытке решить головоломку.Тогда отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех встречному / EDGE частей и обеспечивает несколько частей для ребенка, чтобы собрать себя и дает надежду на то, когда она это делает. Когда ребенок становится более компетентным, отец позволяет ребенку работать более независимо. По словам Л. С. Выготского, этот тип социального взаимодействия с участием кооперативных или совместного диалога способствует когнитивного развития.

Для того, чтобы получить представление о теории Выготского на развитие когнитивных, надо понимать, двумя основными принципами работы Выготского: более знающими Другое (МКО) и зону ближайшего развития (ЗБР).

Другие более знающими

Более осведомлены другие (МКО) несколько пояснений, он относится к тому, кто имеет лучшее понимание или более высокого уровня, чем способности ученика, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.

Хотя подразумевается, что МКО является учителем или пожилого возраста, это не обязательно так. Много раз, сверстники ребенка или детей взрослых могут быть люди с более знаний или опыта. Например, кто, скорее всего, узнать больше о новейших подростковых музыкальных групп, как выиграть на последних PlayStation игры, или, как правильно выполнять новейшие танцы увлечение — ребенок или их родители?

В самом деле, МКО не нужно быть человеком вообще. Некоторые компании, для поддержки сотрудников в процесс обучения, в настоящее время с использованием электронных систем поддержки производительности.Электронные репетиторы были также использованы в учебных заведениях, чтобы облегчить и направлять студентов в процессе обучения. Ключ к MKOs том, что они должны быть (или быть запрограммирована) больше знаний по данной теме изучается, чем ученик делает.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.

Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения.Необихевиорист Б. Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.

Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен. 

Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения.Необихевиорист Б. Скиннер  разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.

Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Основные свойства ВПФ

Высшие психические функции по своему существу являются социальными. Они формируются исключительно как результат общения нескольких субъектов и разделяются между отдельными личностями. Отдельному индивиду они не нужны, он не сможет ими воспользоваться вне социума. Таким примером является речь. 

По своему характеру эти функции опосредованы, то есть используют внешние средства — символы, знаки, интегрируя полученную с их помощью информацию во внутренний процесс, осуществляя интериоризацию. Такими средствами, как в устной, так и в письменной речи служат слова.

По процессу своего формирования функции являются произвольными, то есть зависящими от воли субъекта. Произвольность возникает как результат внутренней обработки, осмысления информации, полученной в процессе опосредованности.

Человек, стремясь прийти к определенному итогу, ставит перед собой задачи и, и принимая во внимание приобретенный опыт, вносит коррективы в свои действия. Таким образом он регулирует психические процессы

Все высшие функции психики по своему строению являются системными. Их происхождение основывается на комплексе натуральных функций. Они не возникают по отдельности и вне зависимости друг от друга. Системные образования на основе ВПФ являются более сложными, на порядок выше, чем другие психические явления.

Стадии развития психики при использовании знаков

Развитие психики, опираясь на знаки, проходит разные стадии. Первая стадия называется примитивной. Ребенок воспринимает знак натурально. Если рассматривать развитие речи, то здесь можно говорить только о доинтеллектуальном развитии речи и о доречевом мышлении. Вторая стадия называется «стадией наивной психологии». Ребенок использует знак, но неадекватно. В речевом развитии это проявляется, как использование форм придаточных предложений, но освоение логических операций, которые соответствуют этим формам произойдет значительно позднее. Третья стадия носит название «стадии внешнего знака» и примечательна тем, что ребенок использует знак внешне: счет на пальцах, эгоцентрическая речь, когда ребенок разговаривает сам с собой, тем самым планируя свое поведение. Четвертая стадия называется «стадией вращивания», когда внешние операции приобретают внутренний характер: счет в уме, логическая память, внутренняя речь.

Замечание 1

Развитие высших психических функций у человека определяет развитие сознания. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция становится лидирующей и организует смысловую систему всего сознания ребенка, особенности значений слов очень хорошо демонстрируют это.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector