Структура общения
Содержание:
- Перцептивная сторона общения
- Функции и предназначение
- Интерактивное общение в современном мире
- Коммуникативный процесс и организация пространства
- Модель коммуникационного процесса
- Классификация
- Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса
- Ошибки первого впечатления
- Механизмы социальной перцепции
- Функции социальной перцепции
- Средства коммуникации
- Механизмы социальной перцепции
- Примеры сторон общения в повседневной жизни
- Разделение структуры общения на уровни
- Основные стороны общения
- Тема 1.4. Виды и уровни общения
- Коммуникативная сторона общения
- Общение это…
- Итог
- Заключение
Перцептивная сторона общения
Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.
Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов. Замечание 2
Замечание 2
Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.
Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:
- Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
- Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
- Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
- Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.
Замечание 3
В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.
Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.
Коммуницирование – важная составляющая жизни людей. Именно возможность разнообразно общаться отличает человека от животных. Речь и обмен информацией позволили людям стать социальными и культурными. Эффективный контакт с окружающим миром возможен только в том случае, если индивид успешно сочетает и реализует три стороны общения.
Взаимодействие людей
Функции и предназначение
Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.
Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:
- содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
- процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).
Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).
Интерактивное общение в современном мире
В наши дни возможность быть на связи и всегда владеть новой информацией огромна. Если ещё пол века назад такие слова как: интернет, мобильный телефон, скайп, гугл, ввели бы в ступор. На сегодня эти инновации играют важную роль в нашей жизни и используются как для работы так и для бытового общения. Благодаря этим новинками мы всегда поддерживаем связь с нужными людьми и при необходимости решаем все вопросы одним видео звонком, даже если собеседник находится на другом краю света
Это даёт нам преимущества в работе, интерактивное общение с клиентами очень важно, и даёт вам возможность привлекать клиентов сервисом. Например, получить информацию о препарате онлайн, это облегчает жизнь больному , отпадает надобность идти в аптеку тратить своё время, и даёт вам возможность проинформировать клиентов о ближайших акция
Коммуникативный процесс и организация пространства
Психологи выделяют несколько дистанций для общения:
- Интимная — подразумевает расстояние между собеседниками менее половины метра. Так общаются только люди, которые доверяют друг другу, они разговаривают тихо и спокойно.
- Межличностная коммуникация происходит на расстоянии около 1 метра. Так общаются друзья.
- Деловая или социальная коммуникация может происходить на расстоянии до 3 метров. Ее используют для делового общения.
- Публичная коммуникация происходит на большом расстоянии, более 3 метров. Так принято выступать перед зрителями. Слушатели могут отслеживать речь и ее правильность.
Необходимо отметить, что при человеческой коммуникации люди могут столкнуться с барьерами. Они могут быть социальными и психологическими. Например, люди не могут понять друг друга. если разговаривают на разных языках и живут в разных странах.
Модель коммуникационного процесса
Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.
Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:
- Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
- Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
- По какому каналу? (способ передачи информации).
- Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
- С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).
Дополненная модель:
- Кто? (коммуникатор).
- С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
- В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
- С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
- Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
- На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
- Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
- Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
- Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
- «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
- Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
- Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
- Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
- Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
- Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
- Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.
Также известны следующие виды коммуникации:
- Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
- Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
- Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
- Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
- Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
- Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса
Информационной стороне общения, т. е
передаче и получению информации, сотрудники правоохранительных органов придают особое значение, о чем свидетельствует тот факт, что 2/3 опрошенных практических работников, а также курсантов и слушателей Московского университета МВД России на вопрос о том, что они понимают под общением, отметили важность информационного обмена. Значимость оперативной информации трудно переоценить
Актуальным является информационный обмен и для следователя, и для оперуполномоченного, и для работника любого подразделения полиции, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные задачи и многие другие
В процессе деятельности люди обмениваются различными представлениями, интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем, каждый стремится быть правильно понятым, желая получить от партнера определенное подтверждение, отклик на переданную ему информацию. Процесс передачи информации от одного партнера другому (или другим) — не односторонний, это всегда отношения общающихся, где очень важную роль приобретает элемент «обратной связи».
В схеме «Кто» — коммуникатор, т. е. человек, направляющий информацию; «Что» — содержание, сама информация; «Кому» — партнер по общению, принимающий информацию; «Эффект» показывает результативность общения, как поняли коммуникатора, сигналит ему об обратной связи. Однако для того, чтобы эта схема «работала», необходимо использование партнерами единых инструментов общения: системы знаков, понимания ситуаций и т. п.
В сущности Код + Контакт — это инструменты общения, средства передачи информации. Код состоит из знаков (символов) и языков. Знаки бывают различные — генетические, химические, тепловые, дорожные и т. п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный) мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т. д. Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно, этим способом достигается надежность передачи информации. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.
Научение знакам (и языкам) происходит в первые годы жизни человека. Известны феноменальные случаи владения 12 языками. Чем шире словесный запас человека, тем больше его мыслительные и понятийные способности. Контекст — это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. В зависимости от социальной сферы и психологических особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания с другими людьми. В любой конкретной ситуации общения мы всегда что-то узнаем от партнера и что-то сообщаем ему. Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным: приказ начальника, призыв мыть руки перед едой, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т. п. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.
Ошибки первого впечатления
Информация поступает в сознание человека по трем источникам:
- Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
- Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
- Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.
Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний. Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально
Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.
Неравенство
Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.
Фактор привлекательности
Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.
Искаженное восприятие собеседника
Фактор отношения
Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.
Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.
Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник
В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку
Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.
Функции социальной перцепции
Определение 3
Социальная перцепция ‒ это сложный процесс, во время которого происходит процесс понимания, оценивания людьми объектов социального окружения (людей, общностей, групп).
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Вследствие такого процесса в сознании индивида складываются определенные устойчивые образы.
Рассмотрим кратко основные функции перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Как раз во время социального взаимодействия человек приобретает информацию о самом себе, пищу для рассуждений. Часто восприятие личности собеседника может помочь установить те характерные ему аспекты, которые обретают отзыв в своем сознании. В результате человек обнаруживает собственные скрытые сомнения, потребности, желания,
- Познание партнера. Узнать человека, понять его убеждения и взгляды можно исключительно с помощью коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ приобретения правдивой информации о ком-либо.
- Организация совместной деятельности. Принятие и понимание субъектами социальных отношений друг друга считается основанием последующего выстраивания совместной деятельности. Отчетливое осознание мотивов, ценностей и установок партнера дает возможность сформировать модель действенного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции лишь увеличивается. Совместная деятельность членов группы делается успешной исключительно в том случае, когда все они способны понять или принять установки друг друга.
- Формирование взаимопонимания. В ходе общения люди добиваются взаимопонимания, которое считается консолидирующим условием любых социальных отношений (романтических, семейных, деловых и т.д.).
- Становление эмоциональных взаимоотношений. Человек представляется существом эмоциональным, потому любое социальное взаимодействие инициирует у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них складываются определенные отношения на эмоциональном уровне: симпатия, вражда, непризнание, радость и т.д.
Средства коммуникации
Передача какой-либо информации возможна лишь при помощи знаков или знаковых систем. Выделяют несколько знаковых систем, которые применяются в процессе коммуникации, в соответствии с ними можно выстроить классификацию процессов коммуникации. Выделяют невербальную и вербальную коммуникации, которые используют в процессе коммуникации разные системы знаков.
Замечание 2
На вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется речь человека.
Часто высказывается мнение, что речь скрывает подлинное лицо человека, но вместе с тем, речь может показывать его, вопреки воли говорящего. Речь является одним из условий становления личности.
Невербальные средства общения представляются дополнением речевого общения. Психологи утверждают, что от 60 до 80% получаемой человеком информации, была получена используя невербальные (неречевые) средства общения.
Определение 3
Невербальная коммуникация – это комплекс неязыковых средств, знаков и символов, которые применяются для передачи сообщений и информации в ходе процесса общения.
Механизмы социальной перцепции
Основными механизмами социальной перцепции являются:
Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером
В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное
Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.
Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.
Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.
Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.
Примеры сторон общения в повседневной жизни
Рассмотрим все стороны общения на примере взаимодействия с друзьями. Так, коммуникационная сторона общения — обмен новостями и последними событиями, обсуждение книг, музыки, погоды, совместная подготовка какого-либо проекта.
Перцептивная сторона коммуникации в данном случае проявляется в зарождении дружбы, когда индивиды занимались взаимопознанием, а также принимали установки, убеждения, поведение друг друга. Также все дальнейшие акты общения будут включать в себя перцептивную сторону, так как дружба является высоким уровнем взаимоотношений, который включает в себя эмоциональный аспект.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
- Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
- Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
- Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
- Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
- Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
- Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
- Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
- Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
- Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
- Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Основные стороны общения
Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:
- коммуникативная — передача информации между людьми;
- интерактивная — взаимодействие между субъектами;
- перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.
В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
- информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
- побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
- координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
- функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
- амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
- функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
- функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.
Коммуникативная сторона общения
Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.
Коммуникативная сторона общения отвечает за:
- передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
- обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
- правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.
Перцептивная сторона общения
Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.
Перцептивная сторона общения отвечает за:
- познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
- познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
- организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
- формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
- становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.
Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:
- восприятие физических характеристик собеседника;
- оценка вербальной и невербальной информации;
- составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
- формирование восприятия на эмоциональном уровне;
- развитие эффективного взаимодействия.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия
То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности
Существует три основных вида взаимодействия:
- кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
- конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
- конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.
Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:
- учет планов всех сторон;
- анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
- осмысление степени включенности все субъектов.
Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:
- соблюдать нормы этикета и морали;
- придерживаться установленным правилам взаимодействия.
Тема 1.4. Виды и уровни общения
План:
-
Виды, уровни и функции общения
-
Стороны общения
-
Способы влияния одного человека на
другого
Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.
Вопросы к обсуждению:
-
Стратегии общения: открытое — закрытое,
личностное — ролевое, монологическое
— диалогическое. -
Виды общения и их характеристика:
«контакт масок», примитивное,
формально-ролевое, деловое, духовное
или межличностное, манипулятивное,
светское общение.
Коммуникативная сторона общения
Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.
Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.
Коммуникация в психологии также предполагает использование понятий вербальной и невербальной коммуникации. Первая из них характеризуется использование человеческой речи. Она может включать 2 принципа: лексика и синтактика. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения, но вербальная сторона коммуникации в определенной мере считается культурно детерминированной.
Если рассматривать речь в форме основного коммуникативного инструмента, то часто речевую коммуникацию рассматривают в соответствии со схемой (рис. 1).
Рисунок 1. Передача и восприятие информации
В процессе говорения коммуникатором кодируется информация, а реципиентом в ходе слушания она декодируется.
Коммуникация в качестве динамического процесса не понимается без ввода понятия «обратная связь», которая представляет собой сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого (рис. 2).
Рисунок 2. Схема диалога
Невербальная коммуникация в качестве аспекта общения использует другие системы знаков, помимо речи. Можно выделить несколько схем невербальной коммуникации:
- Оптико-кинетическую систему в виде жестов, мимики, пантомимики. РАзвитие этой сферы происходит в рамках кинесики.
- Пара- и экстралингвистическую схему, которые дополняют вербальную коммуникацию, используя в своем анализе качество голоса, диапазон, тон, а также паузы, темп говорения, смех и др.
- Организацию пространства и времени коммуникации в виде процесса, как контекстную знаковую систему, определяемую местоположением коммуницирующих субъектов. В общем виде проксемику задают пространственной характеристикой общения.
- Визуальный контакт, который относится к влиянию контакта глаз в коммуникации.
Коммуникация, которая определяется в качестве передачи информации, можно рассматривать через изменение установок с помощью передачи информации
Важно отметить, что структура и цель сообщения являются культурно детерминированными
Общение это…
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то
Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.)
Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
- Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
-
– это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
- Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Итог
Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.
В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.
Заключение
Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
Перцепция в общении это – оценка людей на основе чувств, эмоций, их поступков и прогнозирование поведения партнера по взаимодействию. Последнее способствует созданию собственной стратегии в общении: близости, привязанности, которая может выражаться в дружбе, симпатии, любви или альтернативном восприятии (конфронтации, соперничестве, неприязни).
Общение как инструмент познания людей
Перцептивная сторона общения – эмоциональное восприятие и познание индивидуумов, социальных групп. Согласно высказываниям С. Л. Рубинштейна (2000), восприятие человека происходит за счет оценки внешних данных, их соотношения к личностным характеристикам, прогнозирования поступков. Возникающие в процессе общения впечатления определяют дальнейшее согласование действий.