Перцептивная сторона общения: психологическое содержание
Содержание:
- Перцептивный компонент
- Интерактивная сторона общения
- Механизмы
- Перцептивная сторона общения
- Феномены (эффекты) межличностного восприятия
- Механизмы социальной перцепции
- Функции и предназначение
- Дополнительная литература
- Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
- Модель коммуникационного процесса
- Ошибки первого впечатления
- Механизмы социальной перцепции
- Как происходит передача сообщения?
- Аспекты
- Особенности перцептивной стороны общения
- Функции социальной перцепции
Перцептивный компонент
Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.
На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.
Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.
Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время. Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях
Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.
Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.
Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.
Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.
Интерактивная сторона общения
заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.
Межличностное взаимодействие
1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок;
2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кот корой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Структура любого взаимодействия, по мнению Н.В. Казариновой, включает в себя следующие элементы:
- роли участников взаимодействия;
- набор и порядок действий;
- правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников.
Поведенческая гибкость
— наличие ассортимента способов для реагирования, возможность выбора способа действий. Она дает больше возможностей повлиять на ситуацию.
Ситуации использования поведенческой гибкости
- при планировании действия – позволяет определить ряд возможных подходов;
- при возникновении трудностей или факторов, которые не были учтены заранее;
- когда возникает ситуация, с которой успешно справлялись другие люди — использование их опыта.
Механизмы
Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:
- Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий. Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия.
- Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
- Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
- Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
- Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
- Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности. Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности.
- Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
- Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.
Перцептивная сторона общения
В чем заключается перцептивная сторона общения?
Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.
Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.
Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.
С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.
Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.
Феномены (эффекты) межличностного восприятия
Первичности. Заключается в том, что при наличии противоречивой информации после знакомства с индивидом, как более значимые воспринимаются факты, полученные раньше. Именно они оказывают влияние на формирование общего представления о личности незнакомца.
- Крайностей. Объекты, находящиеся с краю, запоминаются лучше, чем те, что расположены посередине.
- Новизны. В случае с восприятием знакомого человека большее значение обретают данные, полученные позднее.
- Ореола. Представляет собой формирование своеобразного убеждения, связанного с наблюдаемым посредством целенаправленного приписывания ему ряда характеристик, то есть узнанные факты накладываются на существующий первоначально образ. Так, общее положительное впечатление способствует позитивному оцениванию известных и неизвестных качеств объекта, в то время как негативное отношение к нему порождает заведомо отрицательные оценки.
- Первой встречи. Предполагает устойчивый вывод о человеке, возникший после первичной коммуникации. Особенно актуален, когда в дальнейшем мнения об индивиде противоречат существующему первообразу.
- Проекции. В целом приятному собеседнику люди склонны присваивать свои положительные качества, а неприятному – собственные отрицательные стороны.
- Средней ошибки. Склонность смягчать оценивание самых ярких характеристик индивидуума до среднестатистического.
- Барнума. Восприятие оценок своей идентичности как истинно верных, если они представлены через призму научного, ритуального или магического контекста.
- Бумеранга. Информация, которая преподносится аудитории, вызывает эффект, противоположный ожидаемому. Такое возможно, когда сам субъект, доносящий факт, неприятен группе или когда ее члены не доверяют источнику данных.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.
Рефлексия
Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.
Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.
Идентификация
Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.
Эмпатияp
Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.
Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация
На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия
Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность
Аттракция
Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.
Казуальная атрибуция
Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.
Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос
Функции и предназначение
Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.
Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:
- содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
- процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).
Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).
Дополнительная литература
- Андреев, В.И.
Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. — С. 81-139.
- Берн, Э.
Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. — С. 7-53.
- Варданян, Ю. В.
Психология общения : учеб. пособие / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова. – Саранск, 2003. – С. 15-29.
- Корнелиус, Х.
Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.
- Руденский, Е.В.
Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.
Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:
- Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
- Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
- Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.
Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.
Задайте вопрос
При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:
- употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
- наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
- отсутствие интереса к предмету разговора;
- отличия в точке зрения;
- физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
- невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
- языковые или диалектические различия;
- стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
- отличающиеся культурные нормы;
- разница в миропонимании и мировоззрении.
Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».
Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.
Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:
- В плоскости какого социального события он происходит?
- Это формальное или неформальное общение?
- Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
- Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?
Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:
- Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
- Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
- Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.
Наладить контакт поможет и трансакционный анализ. Это способ организации коммуникативного взаимодействия, основанный на регулировании позиций оппонентов. Личность каждого человека включает в себя три роли: родителя (говорит о том, что нужно делать), взрослого (гармонично сочетает желание и необходимость) и ребенка (опирается исключительно на эмоциональное «хотение»). Чтобы результативно общаться с людьми, нужно добиться того, чтобы эти категории совпадали. В противном случае есть риск невозможности правильно воспринять сказанное.
Разобравшись в контексте и выбрав подходящую манеру ведения беседы, вы можете направить разговор в нужное русло.
Модель коммуникационного процесса
Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.
Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:
- Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
- Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
- По какому каналу? (способ передачи информации).
- Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
- С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).
Дополненная модель:
- Кто? (коммуникатор).
- С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
- В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
- С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
- Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
- На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).
Ошибки первого впечатления
Информация поступает в сознание человека по трем источникам:
- Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
- Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
- Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.
Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний. Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально
Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.
Неравенство
Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.
Фактор привлекательности
Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.
Искаженное восприятие собеседника
Фактор отношения
Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.
Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.
Механизмы социальной перцепции
Основными механизмами социальной перцепции являются:
Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером
В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное
Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.
Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.
Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.
Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.
Как происходит передача сообщения?
Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:
- Побудительная: выражается в просьбе, совете, приказе, то есть рассчитана на то, чтобы побудить кого-нибудь к действию. Это побуждение может быть активизацией, когда вы хотите, чтобы собеседник выполнил действие. Или интердикцией – когда вы хотите оградить человека от выполнения нежелательного действия.
- Констатирующая: такое сообщение косвенно способствует выполнению какого-либо действия, однако не предполагает непосредственного изменения поведения. При этом интенсивность убеждения может сильно варьироваться: от нейтрального до очень эмоционального тона.
Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.
Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.
Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:
(Коммуникатор): Интенция – Смысл – Кодирование – Текст (сообщение) – Декодирование: раскрытие смысла (Реципиент)
Прежде чем коммуникатор передаст сообщение, ему нужно осознать смысл, который он хочет донести, после чего кодировать эту информацию в словесные и невербальные сигналы.
Но как при этом коммуникатор удостоверится, что его сообщение воспринято правильно? Это случится, когда произойдет смена коммуникативных ролей, то есть коммуникатор станет реципиентом, а реципиент – коммуникатором.
Реципиент становится коммуникатором и при помощи своей речи дает понять, что уловил смысл сообщения. Диалог в этом смысле похож на пинг-понг, то есть смену ролей. Это можно представить следующим образом:
Сообщение коммуникатора – Обратная связь (интерпретация смысла) – Уточнение, дополнение – Приращение информации – Принятие или непринятие приращения – Обратная связь
Таким образом, роли постоянно меняются, чтобы коммуникатор удостоверился в том, что его сообщение собеседник понял правильно.
Аспекты
Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.
Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.
Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.
Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.
Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта , при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.
Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.
Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.
Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.
Особенности перцептивной стороны общения
Социальная перцепция — это основная и самая важная часть межличностной коммуникации между двумя людьми или в группе. Это психологический процесс, ответственный за то, насколько эффективным будет общение индивидов, к каким результатом оно приведет
Мы узнаем о чувствах и эмоциях людей в процессе обмена информацией, принимая во внимание их внешние признаки, элементы словесного и невербального общения
Перцептивное общение имеет ряд особенностей:
- активность всех участников коммуникации;
- мотивированность;
- соотнесение внешних признаков человека с его индивидуальными чертами характера;
- интерпретация и прогнозирование его поступков и слов;
- наблюдение за невербальными формами коммуникации и их оценка (жесты, мимика, поза, интонация и т.д.);
- умение принимать обратную связь;
- способность анализировать и трактовать реакции собеседника и т.д.
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
- Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо. Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.
Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).
Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.