Коммуникативная сторона общения
Содержание:
- Разделение структуры общения на уровни
- Виды коммуникации и особенности невербальной коммуникации
- Функции социальной перцепции
- Интерактивная сторона общения
- Средства коммуникации
- Возникновение психологии как науки
- Функции и предназначение
- Коммуникативная сторона общения
- Сторона
- Примеры коммуникативной стороны общения
- Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
- Современный подход к структуре общения психологии
- Коммуникативный процесс и организация пространства
- Дополнительная литература
- Основные свойства восприятия
- Коммуникативная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Итог
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
- Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
- Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
- Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
- Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
- Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
- Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
- Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
- Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
- Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
- Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Виды коммуникации и особенности невербальной коммуникации
Принято различать вербальную и невербальную коммуникации. Первая из них в качестве знаковой системы использует звуковой язык (лексику и синтаксис). Здесь большое значение имеет обратная связь, которая может быть без оценок (что-то переспрашивается) и с оценками (позитивными или негативными).
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Определение 2
Невербальная коммуникация представляет собой обмен сведениями между людьми посредством неречевых средств общения.
Среди особенностей невербальной коммуникации можно выделить:
- Ситуативность, то есть обмен сообщениями о том, что происходит в настоящий момент в рамках конкретной ситуации с людьми, которые вступили в непосредственный контакт;
- Синтетичность, когда экспрессивное сообщение сложно раскладывается на отдельные составляющие;
- Непроизвольность (спонтанность), характерная для большей части невербальных действий.
В последнем случае, даже если человек пытается скрыть собственные намерения или эмоции, у него могут заявить о себе «экспрессивные привычки», ускользающие из-под контроля.
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
-
Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.
Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.
Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).
Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.
Интерактивная сторона общения
Целью любого общения является изменение поведения другого человека, другими словами, влияние. И чтобы это произошло, необходима совместная деятельность во время общения. Люди не просто используют слова, чтобы передать свои мысли, а наполняют их смыслом, эмоциями, нагрузкой, деятельностью. Все это должно повлиять на собеседников, переубедить их и направить в другое русло.
Интерактивную сторону общения часто регулируют общественные нормы, то есть этикет и правила приличия. Вот почему человек при соблюдении определенного стиля общения должен придерживаться ее правил, которые помогают ему достичь желаемого. Будь то деловое общение или прохождение собеседования, у каждого стиля есть свой регламент, который показывает, что нужно сделать для достижения того или иного результата.
Необходимость придерживаться определенных рамок заставляет людей отвечать за собственное поведение. Те, кто не придерживается рамок, тоже несут ответственность за те результаты, которых они достигают. Так, каждый человек играет определенную роль по определенным правилам. И каждый человек в той или иной ситуации занимает различные роли.
Причинами конфликтов между людьми является неспособность соответствовать общественным правилам, правильно играть роли, придерживаться норм. Порой люди конфликтуют, поскольку не желают вступать в ту деятельность, которая им предлагается. Каждый старается занять роль другого, а не ту, которая ему предлагается. Каждый предлагает свои виды деятельности, которые противоречат с потребностями и желаниями оппонентов.
Средства коммуникации
Передача какой-либо информации возможна лишь при помощи знаков или знаковых систем. Выделяют несколько знаковых систем, которые применяются в процессе коммуникации, в соответствии с ними можно выстроить классификацию процессов коммуникации. Выделяют невербальную и вербальную коммуникации, которые используют в процессе коммуникации разные системы знаков.
Замечание 2
На вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется речь человека.
Часто высказывается мнение, что речь скрывает подлинное лицо человека, но вместе с тем, речь может показывать его, вопреки воли говорящего. Речь является одним из условий становления личности.
Невербальные средства общения представляются дополнением речевого общения. Психологи утверждают, что от 60 до 80% получаемой человеком информации, была получена используя невербальные (неречевые) средства общения.
Определение 3
Невербальная коммуникация – это комплекс неязыковых средств, знаков и символов, которые применяются для передачи сообщений и информации в ходе процесса общения.
Возникновение психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «0 душе» выделил психологию как своеобразную область знания, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.
Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году — основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
Функции и предназначение
Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:
- создает почву для восприятия чужой личности;
- благотворно влияет на создание взаимопонимания;
- в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.
Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей. Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.
Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Давайте более подробно ознакомимся с каждым из этих инструментов.
Характеристика механизмов перцепции:
- Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором мнение о внутреннем мире человека основывается на своеобразной попытке представить себя на месте партнера.
- Аттракция – механизм познания человека, подразумевающий привлечение. Определенное отношение к оппоненту строится на возникновении устойчивых позитивных чувств.
- Эмпатия – механизм эмоционального и чувственного сопереживания к окружающим людям.
Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия. Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.
Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира
Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт. Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей. Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.
Коммуникативная сторона общения
Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:
- Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
- Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.
В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.
Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.
Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.
Сторона
Что предполагает коммуникативная сторона общения?
Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.
Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.
Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на «,одном языке»,.
Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.
Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.
Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.
Примеры коммуникативной стороны общения
Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:
- Свидание. При наличии романтического интереса все три аспекта проявляются в максимальной степени. И парень, и девушка стараются произвести друг на друга впечатление своим внешним видом, запахом и манерами – это перцептивная сторона их общения. Они рассказывают друг другу о себе, своих вкусах и интересах – это коммуникативная составляющая. Кроме того, они занимаются различными видами совместной деятельности: гуляют по парку, едят мороженое, катаются на роликах – это интерактивная сторона.
- Общение в магазине. Подходя к прилавку, вы первым делом улыбаетесь продавцу и здороваетесь с ним – это перцептивная сторона. Потом вы говорите, что хотите купить, а продавец считает сумму и называет её вам – это коммуникативная сторона. Далее продавец передаёт вам покупки, а вы их оплачиваете – это интерактивная составляющая общения.
- Рекламный ролик. Предположим, нам показывают чашку горячего «дымящегося» кофе и аппетитный чизкейк, политый сиропом. Визуальный ряд возбуждает аппетит – это перцептивный аспект (формирует доверие к заведению). Параллельно нам объясняют, как и где можно попробовать все эти вкусности – это коммуникативная составляющая рекламного сообщения.
В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Определение 1 Общение ‒ это коммуникация, т.е. обмен мнениями, настроениями, переживаниями, желаниями и т.д.
Специфика межличностной коммуникации выявляется в ряде феноменов и процессов: психологической обратной связи, присутствии барьеров коммуникации, коммуникативном воздействии и наличии разных уровней передачи информации (к примеру, невербального и вербального).
Определение 2
Коммуникация (лат. communicatio) – слово, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В плане практическом ‒ это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который приводит к взаимному пониманию.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Коммуникативная сторона общения в психологии 470 ₽ Реферат Коммуникативная сторона общения в психологии 240 ₽ Контрольная работа Коммуникативная сторона общения в психологии 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Для исполнения процесса коммуникации нужны четыре ключевых элемента:
- отправитель, лицо, которое собирает информацию и передает ее;
- сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
- средства или канал для передачи информации;
- получатель, или лицо, которому направлена информация и который интерпретирует ее.
В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:
- начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
- выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
- передача информации через применение избранных каналов связи;
- реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
- фаза обратной связи ‒ отклик реципиента на полученную информацию.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Следует отметить, что на всех этапах процесса коммуникации могут быть преграды, которые искажают смысл информации, которая была передана.
Замечание 1
Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация проявляется в форме приказа, просьбы, совета. Она предназначена для того, чтобы инициировать какое-то действие. В свою очередь стимуляция может быть разной. Это может быть побуждение к действию в установленном направлении. Это может быть побуждение, которое не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. В конечном счете, это может быть рассогласование или нарушение определенных автономных форм деятельности или поведения.
Констатирующая информация представляется в форме сообщения, она не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя содействует этому косвенно. Характер сообщения при этом может быть разным: критерий объективности может варьироваться от подчеркнуто «безразличного» тона изложения до введения в текст сообщения довольно очевидных компонентов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. тем лицом, от которого исходит информация.
В процессе коммуникации коммуникатор может занимать одну из трех позиций:
- открытую ‒ коммуникатор объявляет открыто себя сторонником предлагаемой точки зрения, дает оценку разных фактов в подтверждение данной точки зрения;
- отстраненную ‒ коммуникатор придерживается нарочито нейтрально, сопоставляет различные точки зрения, не исключая направленности на одну из них, но не объявленную открыто;
- закрытую ‒ коммуникатор замалчивает свою точку зрения, порой даже может прибегать к особым действиям для того чтобы ее скрыть
Современный подход к структуре общения психологии
Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:
- коммуникативная;
- интерактивная;
- перцептивная.
Рисунок 1. Психологическая структура общения
Коммуникативный компонент
Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.
Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Интерактивный компонент
Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.
Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:
- пристройка свысока;
- пристройка на равных;
- пристройка снизу;
- отстраненная позиция.
Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.
Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.
Перцептивная сторона
Отвечает за восприятие и познание собеседников. Контакт между людьми устанавливается на основе взаимопонимания. Сюда входит термин «социальная перцепция», которая обозначает восприятие друг друга. Впервые в оборот понятие ввел Брунер Дж. в 1947 году в момент разработки Нового взгляда, или New Look на восприятие. В процессе развития направления под «социальной перцепцией» подразумевали восприятие социальных объектов:
- люди;
- группы;
- общности.
Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:
- умении понять контекст встречи;
- понимании настроения собеседника;
- понимании психологических аффектов.
Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.
Коммуникативный процесс и организация пространства
Психологи выделяют несколько дистанций для общения:
- Интимная — подразумевает расстояние между собеседниками менее половины метра. Так общаются только люди, которые доверяют друг другу, они разговаривают тихо и спокойно.
- Межличностная коммуникация происходит на расстоянии около 1 метра. Так общаются друзья.
- Деловая или социальная коммуникация может происходить на расстоянии до 3 метров. Ее используют для делового общения.
- Публичная коммуникация происходит на большом расстоянии, более 3 метров. Так принято выступать перед зрителями. Слушатели могут отслеживать речь и ее правильность.
Необходимо отметить, что при человеческой коммуникации люди могут столкнуться с барьерами. Они могут быть социальными и психологическими. Например, люди не могут понять друг друга. если разговаривают на разных языках и живут в разных странах.
Дополнительная литература
-
Андреев,
В.И.
Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров и разрешения конфликтов
/ В. И. Андреев. – Казань : СКАМ,
1992. — С. 81-139. -
Берн,
Э. Игры, в
которые играют люди. Психология
человеческих взаимоотношений. Вы
сказали «здравствуйте». Что дальше?
Психология человеческой судьбы /
Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005.
— С. 7-53. -
Варданян,
Ю. В.
Психология общения : учеб.
пособие / Ю. В. Варданян,
Т. В. Савинова. –
Саранск, 2003. – С. 15-29. -
Корнелиус,
Х. Выиграть
может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр.
– М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210. -
Руденский,
Е.В. Основы
психотехнологии общения менеджера /
Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.
Основные свойства восприятия
Большой теоретический труд посвящен детальному анализу сенсорно-перцептивной организации у человека, автором является известный советский психолог Б. Г. Ананьев. С точки зрения специалистов в этой области, можно выделить следующие характерные особенности восприятия:
- Предметность: наше восприятие направлено на выделение определенного объекта из окружающего пространства и его изучение.
- Структурность. Например, мы легко можем понять текст, даже если в нем переставлены буквы. Это происходит благодаря тому, что отражается именно состав написанного, который остался прежним.
- Целостность, то есть перцепция всего предмета или человека целиком, а не разрозненными частями.
- Осмысленность – способность понять значение образа восприятия, определить его специфику и отнести к какой-либо категории.
- Постоянство свойств вещей, несмотря на обстановку и физические условия, в которых человек их воспринимает.
- Активность и избирательность восприятия – предпочтение в познании одних объектов другим.
Коммуникативная сторона общения
Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:
- Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
- Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.
В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.
Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.
Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.
Перцептивная сторона общения
Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.
Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга
При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия
Восприятию мешает множество факторов; среди них:
- Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
- Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
- Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов. Познакомившись с этим человеком, ты воспринимаешь его, исходя из этой установки, не давая ему шанс продемонстрировать свои способности.
- Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.
Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения
Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее
Итог
Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.
В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.