Общение: функции, структура, средства

Тема 1.4. Виды и уровни общения

План:

  1. Виды, уровни и функции общения

  2. Стороны общения

  3. Способы влияния одного человека на
    другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

  1. Стратегии общения: открытое — закрытое,
    личностное — ролевое, монологическое
    — диалогическое.

  2. Виды общения и их характеристика:
    «контакт масок», примитивное,
    формально-ролевое, деловое, духовное
    или межличностное, манипулятивное,
    светское общение.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

  1. Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
  2. Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
  3. Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
  4. Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
  5. Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
  6. Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
  7. Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.

Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.

Методы изучения и совершенствования

Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:

  • исследования межличностного взаимодействия;
  • измерения особенностей коммуникации;
  • изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
  • исследования социальной мотивации.

Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:

  1. Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
  2. Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
  3. Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
  4. Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
  5. Общаться с малышом через игру.

С самого детства ребенка нужно обучать правилам этикета. Например, необходимо научить его не повышать голос, не использовать грубые выражения, слова. При желании получить что-то он должен научиться просить это, а не настаивать или требовать.

Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.

Уровни общения

Специалист выделил 7 основных уровней:

  1. Примитивный. Его особенность заключается в том, что к собеседнику относятся не как к отдельной единице, а оценивают как объект, с позиции «полезный — бесполезный». Если объект полезен, то во время разговора выбирается позиция доминаны, если же объект бесполезен, то пытаются как можно скорее прекратить беседу.
  2. Манипулятивный. На данном ярусе собеседник идентифицируется как игрушка, которой необходимо управлять. Здесь присутствуют все признаки инструментального общения, при котором сам факт беседы не является потребностью, а преследует любую другую цель, кроме получения удовольствия от самого процесса беседы.
  3. Стандартизированный. На этой ступени люди общаются формально, не вникая в суть, и чужие проблемы.
  4. Конвенционный. В этом случае люди относятся друг к другу уважительно, открыто, искренне, даже если являются противниками. Тут нет понятия «доминировать», но есть понятие «быть на равных». По определению это нормальное, цивилизованное общение между людьми.
  5. Игровой. На этой ступени могут общаться лишь друзья, мужчины и женщины, находящиеся на начальном этапе отношений и люди, имеющие значение друг для друга. Обычно партнёры демонстрируют свои лучшие качества, стараются относиться друг к другу галантно, тактично и доброжелательно.
  6. Деловой. На эту ступень общения переходят люди, продолжительное время работающие бок о бок, или супружеские пары, пережившие период страсти и бурной влюблённости. На этом уровне нет ролевой составляющей, нет игры, но присутствует уважение, доверие и преданность.
  7. Духовный. Высший уровень характеризуется свободой выражения и полным принятием себя и собеседника. На этот уровень способны попасть лишь по-настоящему влюблённые люди или родственные души.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Примеры:Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
  • женщина не может быть руководителем;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • все мужья изменяют женам и др.

Возрастные стереотипы:

  • все дети — чисты душой;
  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны и др.

Этнические стереотипы:

  • американцы — честолюбивы;
  • прибалтийцы — медлительны;
  • англичане — консервативны;
  • французы — любвеобильны;
  • китайцы — предприимчивы и др.

Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Пример:

Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.

Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.

Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.

Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.

Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.

В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).

2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.

6. http://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.

Функции связи

Коммуникативная вербальная невербальная информация

Функции связи как деятельности:

  1. функция контакта — ее целью является
    установление контакта как состояния взаимной готовности принимать и передавать
    сообщение и поддерживать отношения в виде постоянной взаимной ориентации;
  2. Обмен информационными сообщениями, т.е.
    получение и отправка информации в ответ на запрос, а также обмен мнениями,
    планами, решениями и др.
  3. Стимулирование деятельности партнера с целью
    побуждения его к выполнению определенных действий.
  4. Координация — взаимная направленность и
    координация действий по организации совместной деятельности.
  5. Понимание — не только адекватное восприятие
    смысла послания, но и понимание партнеров друг от друга (их намерений,
    установок, опыта, состояния и т.д.).
  6. Эмоциональное возбуждение у партнера необходимых
    эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение
    собственных переживаний и состояний с его помощью
  7. Построение отношений — осознание и обеспечение
    своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и иных
    отношений сообщества, в котором человек должен действовать;
  8. Влияние — изменение состояния, поведения,
    личностных и смысловых образований партнера, в том числе его намерений,
    установок, мнений, решений, восприятий, потребностей, действий, деятельности и
    т.д.

Функции коммуникации разнообразны, соответствуют
разнообразным практическим задачам, которые решаются в ходе деловых
переговоров, бесед, диалогов и т.д. Обобщенная группировка функций позволяет
обозначить три их разновидности.

Коммуникативная функция реализуется как передача и прием
сообщений, знаний (от человека к человеку, от поколения к поколению, от
культуры к культуре и т.д.).

Регулирующая функция «контролирует» процесс
межличностного общения, в ходе которого устанавливаются цели, мотивы, ориентиры
для будущих совместных или индивидуальных действий (а иногда и формируются!).
Эта функция постоянно поддерживает обратную связь с заявлениями, сделанными
собеседниками. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ,
постоянное ожидание ответа от собеседника (т.е. стимулирование разговора) — в
этих двух формах реализуется обратная связь, которая регулирует весь процесс
общения.

Эмоционально-психологическая функция проявляется как формирование
комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в процессе
общения. Эмоции способны придать дополнительный смысл и вес самым обычным
словам. Любой диалог, любая беседа, воспринимаемая собеседниками как
необходимость «отвести», выразить себя и т.д., в конечном итоге
приводит к особой эмоциональной возвышенности (катарсису), то есть
удовлетворенности общением. И наоборот, негативные эмоции, возникающие в ходе
разговора, могут закончиться деловым контактом «преждевременно».

Единство функций, синхронность их проявления в процессе
коммуникации активизирует все психические (эмоциональные) и интеллектуальные
силы собеседников, делает коммуникацию событием личной (и, возможно, не только
личной) жизни людей.

Коммуникация — это процесс взаимодействия между людьми, в
котором формируются, проявляются и формируются межличностные отношения.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность

Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой. Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте

Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Невербальные средства общения. Часть 1

В настоящее время в Интернете имеется огромное количество информации по теме «Невербальные средства общения». При желании можно  прочесть специальные статьи и научиться определять значение той или иной позы, смысл того или иного жеста. Если вы внимательны, язык тела скажет вам о вашем собеседнике намного больше, чем он сам.

Но одно дело – распознавать невербальный язык окружающих, и совсем другое – управлять своими невербальными средствами для создания желательного для нас образа.

Известно, что невербальное общение занимает важное место в нашей жизни. Мы очень часто используем язык жестов и телодвижений при взаимодействии с родственниками, коллегами, друзьями, деловыми партнерами, да и вообще, просто с незнакомыми людьми.

Невербальные средства общения помогают и в ситуациях публичного выступления, усиливая нашу речь и помогая скорейшему восприятию материала.

Невербальные средства общения помогают и в ситуациях публичного выступления, усиливая нашу речь и помогая скорейшему восприятию материала.

Как с помощью языка жестов и телодвижений усилить свое выступление?

Как правильно и эффективно управлять своим невербальным языком?

Об этом вы найдете материал в рубрике “Невербальные средства общения”.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Вербальное общение – это общение при помощи слов или речевое общение.

Невербальное общение – это общение без слов, но с помощью языка тела.

Невербальные средства общения – это  система знаков, дополняющая, усиливающая, а иногда и заменяющая нашу речь.

ПЯТЬ СПОСОБОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

  • Оптико-кинестетический – основан на передаче информации с помощью движений: мимика, жесты, поза человека, его перемещение в пространстве во время общения.
  • Паралингвистический – основан на громкости, тембре, тональности, на интонациях голоса человека.
  • Экстралингвистический – основан на темпе речи, использовании пауз, включает в себя вздохи, смех, плач и т.д.
  • Ситуативный – это место, в котором происходит общение.
  • Визуальный – основан на взаимодействии собеседников на уровне взглядов.

О  важности таких способов невербального общения, как паралингвистический и экстралингвистический, вы найдете информацию в рубрике “Техника речи”. Там же вашему вниманию предложено большое количество упражнений для развития голоса и всех его составляющих. В рубрике «Невербальные средства общения» мы сделаем акцент на наиболее обширную группу знаков нашего тела, которая непременно поможет каждому из вас усилить взаимодействие с аудиторией

А именно…

В рубрике «Невербальные средства общения» мы сделаем акцент на наиболее обширную группу знаков нашего тела, которая непременно поможет каждому из вас усилить взаимодействие с аудиторией. А именно…

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

  • Экспрессивно-выразительные движения – поза тела, походка, жесты, мимика.
  • Визуально-контактный взгляд – направление взгляда, его длительность, частота зрительного контакта.
  • Пространственные движения – ориентация в помещении, размещение за столом, дистанция.
  • Тактильные движения – прикосновения, рукопожатие, похлопывания.

О важности невербального общения в нашей жизни мы поговорим в следующей статье. А пока…

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Жесты рук при разговоре

В целом жесты рук можно разделить на открытые и закрытые:

  • Открытые жесты свидетельствуют о доверии и доброжелательном отношении собеседника. Дополнением может служить немного выдвинутый вперед корпус.
  • Закрытые жесты рук практически во всех случаях указывают на некий дискомфорт и желание человека «закрыться». К примеру, руки, расположенные на локтях и «сцепленные в замок» говорят о неготовности собеседника к прямому разговору и принятия решения в данный момент. Если у человека на пальце имеется кольцо, и он его периодически трогает и прокручивает, то данный жест говорит о нервном напряжении.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector