Школьная дезадаптация как педагогическое явление

Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде. В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Виды школьной дезадаптации

Перед тем, как описать виды школьной дезадаптации нужно выделить её критерии:

— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;

— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;

— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);

— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных страхов;

— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;

— социальная дезадаптация (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).

Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.

Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Профилактика школьной дезадаптации

Вот ряд рекомендаций для родителей.

Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет

Советуйтесь с детским психологом. 
Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться. 
С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза

В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям. 
Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить. 
Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы. 
Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах. 
Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми. 
Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма. 
Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок. 
Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы. 
На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность. 
Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает

Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям. 
Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить. 
Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы. 
Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах. 
Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми. 
Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма. 
Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок. 
Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы. 
На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность. 
Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите

Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка

Семья — это своего рода микроколлектив, который играет фундаментальную роль в воспитании человека. Доверие и страх, уверенность и застенчивость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противовес отчужденности и холодности — все эти качества приобретаются в семье. Они проявляются и укрепляются в детях задолго до поступления в школу и оказывают длительное влияние на их развитие. Практика показывает, что тревожные матери часто воспитывают тревожных детей. Амбициозные родители часто подавляют своих детей до такой степени, что это приводит к возникновению комплекса неполноценности. Чрезмерные отцы, которые теряют самообладание при малейшей возможности, часто сами того не зная, провоцируют подобное поведение у своих детей. Мать, которая винит себя во всех неудачах и благодарит судьбу и жизненные обстоятельства за все, что удается, скорее всего, будет ожидать, что у ее детей сформируется такая же психологическая установка.

Из всех человеческих отношений, отношения между людьми в семье являются самыми глубокими и крепкими. Они включают четыре основных типа отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические отношения — это биологические родственные и сексуальные отношения.

Психологические отношения включают в себя открытость, доверие, взаимную заботу, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные отношения включают распределение ролей, материальную зависимость внутри семьи, а также статусные отношения: власть, лидерство, подчинение и т.д.

Культурные отношения — это специфический тип связей и отношений в семье, определяемый традициями и обычаями, которые создаются и существуют в контексте определенной культуры (национальной, религиозной и т.д.), в которой создана и существует семья.

Вся эта сложная система взаимоотношений влияет на то, как воспитываются дети в семьях. В каждом типе отношений может быть как согласие, так и несогласие, что может оказать положительное или отрицательное влияние на воспитание детей.

Особыми причинами нарушений в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики семейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Часто причиной таких аномалий является неоднозначность семейных ролей супругов как мужа, жены, хозяина, любовника, главы семьи, завышенные требования супругов друг к другу.

Из своего опыта могу сказать, что тип воспитания оказывает большое влияние на развитие ребенка задолго до поступления в школу, а значит, играет важную роль в процессах дезадаптации личности будущего ученика, будущего первоклассника.

Таким образом, одна из основных причин плохой адаптации к школе в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где у него не было опыта «мы», ему может быть трудно войти в новую социальную общность — школу. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любого сообщества во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации у детей, которые воспитываются в семьях, где не развито чувство «мы» или где стена отвержения и безразличия разделяет родителей и детей.

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки),
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая,
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного,
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест,
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Виды школьной дезадаптации

Виды школьной дезадаптации выделяются по нескольким критериям:

  • Во-первых, это отсутствие элементарной успеваемости в соответствии с требованиями школьной программы.
  • Во-вторых, расстройство эмоционально-личностного восприятия процессов обучения, а также общения с одноклассниками и учителями.
  • В-третьих, периодические нарушения в поведении, которые не поддаются корректировке со стороны учителей и школьных психологов.
  • В-четвертых, патогенная дезадаптация, которая возникает у ученика по причине расстройств нервной системы и нарушений головного мозга.

Социальная дезадаптация также является одним из критериев, который влияет на формирование дезадаптации школьника. Сюда входит подрыв общепринятых порядков, непринятие ценностей, деформация внутренней регуляции, отсутствия дисциплины и самоконтроля.

Исследователи выделяют пять основных видов социальной школьной дезадаптации:

  1. Когнитивная школьная дезадаптация. Она проявляется в отсутствии успеха ребенка в обучающем процессе, а также отставание в развитии (в соответствии с теми критериями и требованиями, которые выдвигает школа);
  2. Эмоционально-оценочная дезадаптация школьника. Сюда входят постоянные нарушения эмоционального состояния, несерьезное восприятия учебного процесса, отсутствие интереса к отдельным предметам по причине того, что ребенок не видит в них никакой необходимости для своего дальнейшего развития. Также сюда могут входить тревожные состояния, которые возникают из-за каких-либо проблем в школе (с учителями или одноклассниками);
  3. Поведенческий вид школьное дезадаптации – проявление таких качеств, как агрессия, пассивно-отказные формы поведения и реакция, намеренное нежелание идти на контакт с одноклассниками и учителями;
  4. Соматический вид социальной школьной адаптации – отклонения в физическом развитии ученика, недостатки в его физическом и психическом здоровье. В этом случае ребенок страдает от большого количества комплексов, что мешает ему ощутить себя полноценным участником школьного процесса;
  5. Коммуникативный вид социальной школьной дезадаптации – выражает затруднения в наращивании контактов, причем это касается и взрослых (учителей), и сверстников (других учащихся школы). Ребенок замыкается в себе, испытывает чувства одиночества, неполноценности.

Причины и проявления школьной дезадаптации

Наиболее распространенной причиной дезадаптации является
минимальная мозговая дисфункция (ММД). В настоящее время ММД рассматривается
как особая форма дизонтогенеза, характеризующаяся возрастной незрелостью
некоторых высших психических функций и их дисгармоничным развитием.

Следует иметь в виду, что высшие психические функции, как
сложные системы, не могут быть локализованы в узких участках коры головного
мозга или в изолированных группах клеток, а должны представлять собой сложные системы
совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в реализацию
сложных психических процессов и может располагаться в совершенно разных, иногда
удаленных друг от друга областях мозга.

При ММД наблюдается задержка в развитии определенных функциональных
систем мозга, обеспечивающих сложные интегративные функции, такие как
поведение, язык, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической
деятельности. С точки зрения общего интеллектуального развития дети с МДД
находятся в нормальном или в некоторых случаях субнормальном диапазоне, но
испытывают значительные трудности при поступлении в школу

Вследствие дефицита определенных высших психических функций
ММД проявляется в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения
(дислексия), арифметики (дискалькулия). Лишь в отдельных случаях дисграфия,
дислексия и дискалькулия встречаются в изолированном, «чистом» виде,
гораздо чаще их признаки сочетаются друг с другом, а также с нарушениями
развития устной речи.

Среди детей с МДД выделяются учащиеся с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот синдром характеризуется чрезмерной
двигательной активностью, нарушениями концентрации внимания, отвлекаемостью,
импульсивным поведением, проблемами во взаимодействии с окружающими и
трудностями в обучении, нехарактерными для нормального возраста. В то же время
дети с СДВГ часто характеризуются своей неуклюжестью, неповоротливостью,
которую часто называют минимальным статико-локомоторным дефицитом.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации
являются неврозы и невротические реакции. Основной причиной невротической
тревоги, различных форм навязчивостей, соматовегетативных расстройств,
истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие
ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильный подход к воспитанию
ребенка, а также трудности в отношениях с учителем и одноклассниками.

Важным предрасполагающим фактором для развития неврозов и
невротических реакций могут быть личностные особенности детей, в частности,
тревожные и гиперчувствительные черты, повышенная утомляемость, склонность к
беспокойству, демонстративное поведение. К категории «дезадаптивных»
школьников относятся дети с определенными отклонениями в психосоматическом развитии,
характеризующиеся следующими особенностями:

  1. существуют отклонения в соматическом здоровье детей.
  2. установлен недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к школьному учебному процессу.
  3. наблюдается несформированность психологических и психофизиологических условий для направленной учебной деятельности студентов.

Обычно рассматриваются 3 основных типа школьной
неуспеваемости (ШУ):

  1. программная неудача, проявляющаяся в хронической неуспеваемости, а также в неадекватной и фрагментарной общеобразовательной информации, лишенной системных знаний и навыков обучения (когнитивный компонент ПД);
  2. стойкие нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, к обучению в целом, к учителям и к перспективам, связанным с обучением (эмоционально-оценочный, личностный компонент ПД);
  3. систематически повторяющиеся поведенческие проблемы в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ПД).

У большинства детей с расстройством часто можно обнаружить
все три вышеперечисленных компонента. Однако преобладание того или иного
компонента среди проявлений БП зависит отчасти от возраста и стадии развития
человека, а отчасти от основных причин БП.

Определение школьной дезадаптации (ШД)

Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях
представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным
изменениям в жизни ребенка

Школа предъявляет новый, усложненный круг
требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать
внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями,
желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно
иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных,
эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные
требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют
так называемую «группу риска» возникновения школьной
дезадаптации.
Школьная дезадаптация — это социально-психологический процесс отклонений
в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями,
навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной
учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с
собой, с другими и с миром.
В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые,
психологические и медицинские факторы

Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом
здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических
закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только
когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально
в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит биологическая
предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического
развития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах
дошкольного образования, ни в программах школьного обучения. Поэтому
медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей
ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается
чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector