Социальная адаптация

Характеристика адаптивного спорта

• Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий

потребности личности в самоактуализации, в максимально

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их

со способностями других людей; потребности в коммуникативной

деятельности и в социализации (С.П. Евсеев).

• Спорт инвалидов (адаптивный спорт) — вид спортивной

деятельности, направленный на социальную адаптацию и

физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ОВЗ

основывается на принципах приоритетности, массового

распространения и доступности занятий спортом (Закон РФ «О

физической культуре и спорте в Российской Федерации»)

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ

Адаптивный спорт в значительной мере содействует интеграции инвалида в

общественную жизнь. Он позволяет включиться в социальные контакты с

другими людьми: спортсменами, тренерами, врачами и др.

2. В процессе занятий спортом инвалид получает возможность для

самореализации, самосовершенствования, самоутверждения,

самоопределения.

3. Адаптивный спорт может выступать как средство достижения совершенно

• Средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе.

• Способ укрепить здоровье, скорректировать двигательные функции, улучшить

самочувствие.

• Средство социальной и психологической адаптации и реабилитации

(расширение круга общения, борьба со стеснительностью и др.).

• Спорт как тяжелая профессиональная деятельность, главный способ добычи

материальных средств.

Направления адаптивного спорта

Паралимпийский спорт

Специальная Олимпиада

Сурдлимпийский спорт

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления. Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным

Социальная дезадаптация в психологии

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде

Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Технология и виды социальной адаптации

Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.

Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.

Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:

Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.

Получает удовольствие от жизни и работы

  • Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
  • Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
  • Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.

Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.

Успешная адаптация к социуму

Что такое социальная адаптация

Каждый человек является частью общества, которое его окружает. С детства он осваивает его правила и ценности, взаимодействует с остальными членами и выстраивает свою жизнь в согласии с принятыми нормами. Этот процесс проходит в рамках адаптационного развития и продолжается в течение всей жизни индивида. Адаптация имеет три формы: физиологическую, психологическую и социальную.

Определение

Социальная адаптация — это непрерывный процесс активной интеграции индивида или группы в общество и приспособление к условиям и требованиям социальной среды.

В результате социальной адаптации развивается самосознание личности, формируются паттерны поведения, приобретаются способности к самореализации. Человек учится выстраивать гармоничное взаимодействие с другими индивидами, природой и социальной средой. Индивид на протяжении своей жизни не просто осваивает и принимает социально значимые нормы и установки, но также передает их другим членам общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В зависимости от личных качеств человека, его ценностных ориентаций, индивидуально-психологических особенностей, целей и возможностей их достижения, формируются способности индивида к адаптации. Отсутствие у индивида навыков социального привыкания и приспособления приводит к дезадаптации, то есть к частичной или полной утрате способности взаимодействовать с окружающей средой.

Основные формы социальной адаптации

Социальная адаптация может функционировать в нескольких формах. Разные авторы по-разному представляют себе эту дифференциацию. В первом случае мы рассмотрим самую известную типологию форм в теориях постмодернизма: имитация-подражание и имитация-симулякр. Определение 1

Имитация – тот термин, который в русском языке имеет прямой аналог – подражание( воспроизведение). В этом смысле и в этом значении понятие «имитация» используется как социологами, так и психологами для определения основного механизма освоение ролевых моделей и норм поведения, а также адаптации к ним в первичный период социализации.

Например, восприятие ролевых функций и норм ребенком происходит именно через непосредственное копирование им моделей поведения старших (по З. Фрейду). Тем не менее, имитация-подражание является скорее психологическим, чем социальным процессом, и напрямую связан с гендерной идентификацией личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Формы социальной адаптации 490 ₽ Реферат Формы социальной адаптации 220 ₽ Контрольная работа Формы социальной адаптации 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В социологии имитация-подражание рассматривалась в работах Э. Дюркгейма, который интерпретировал его в рамках функционализма. Он рассматривал ролевое подражание как первичный и основной механизм социализации.

Также, в трактовке Э. Дюркгейма имитация-подражание – это основной механизм освоения и глубинной интериоризации индивидом всех норм и ценностей, которые функционируют в обществе.

Социолог утверждает, что через имитацию-подражание осуществляется единственная возможная связь общества и формирующегося индивида. Благодаря подражанию индивид имеет возможность научиться подчинять свои индивидуальные желания, учитывая коллективные цели. Это и есть культурным измерением человека.

Имитация-симулякр предполагает наличие двух сторон и двух аспектов языка:

  1. Чувственный аспект – основан на эмоциональной составляющей каждого живого организма (в первую очередь, человека);
  2. Умопостигаемый – тот, что отвечает за целеполагание.

Оба эти аспекта, несмотря на разную направленность, неразрывно связаны друг с другом.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Определение 2

Для исследователей эпохи постмодерна симуляция и имитация-симулякр – это универсальные характеристики современной культуры. Они отражают культурную идентичность, а также взаимозависимость эмоционального и рационального компонентов, в результате которых создаются новые социальные условия.

Имитация-симулякр представлена в тех сакральных ценностях культуры, которые сохраняются на протяжение очень долгого времени. Они являются укоренившимися, и когда новый человек оказывается среди них, то у него появляется необходимость в адаптации.

Поскольку эти культурные ценности имеют свои специфические особенности, то индивиду приходится искать похожие знаки и символы в своей родной культуре, проводить сравнительный анализ. Именно благодаря этому адаптация становится возможной.

Причины адаптации

Замечание 1 Социальная адаптация выступает в качестве очень сложного и многоуровневого процесса. Ее основная и ключевая причина – это стремление индивида приобщиться к социальным, культурным, экономическим и политическим условиям общества, в котором он ранее не был.

Желание познать что-то новое, получить новые знания, умения и навыки также считаются причинами социальной адаптации человека. На протяжение всего нашего существования мы постоянно меняем свои социальные роли, меняем статусы один на другой, стремимся облегчить свою жизнь, но вместе с тем сделать ее интереснее, насыщеннее. Каждому хочется жить в достатке, при этом имея крепкую семью, независимость и возможность самореализоваться. В связи с этим нам постоянно приходится сталкиваться с новыми социальными сферами, знакомиться с большим количеством людей, которые могут быть проводниками на новый жизненный этап, трансляторами ценностей и норм, правил поведения и традиций, которые царят в общественной группе.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Причины и признаки социальной адаптации 400 руб.
  • Реферат Причины и признаки социальной адаптации 260 руб.
  • Контрольная работа Причины и признаки социальной адаптации 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Причины адаптации кроются также в нашем образовании. Жизнь делится на несколько этапов в плане профессионально-трудовой реализации. Изначально мы социализируемся дома, в семье. Благодаря родителям мы узнаем элементарные правила поведения, этикета, историю семьи, общества и нашего государства. Затем нам помещают в дошкольные заведения, где кроме родителей с нами работают педагоги. В детском саду мы постигаем азы коммуникаций, причем не только со взрослыми, но и со своими ровесниками. Таким образом, еще ребенком мы начинаем процессы адаптации к новым условиям: выходя за пределы семьи, мы сталкиваемся с ясельной группой, а также группой сверстников в детском саду.

Закончив этап социализации в дошкольных учреждениях, мы переходим на ступень выше – в школу. К ней мы адаптируемся, исходя из особенностей нашего интеллектуального, физического и психологического развития. На данном этапе с детьми работают психологи, которые помогают сглаживать негативные моменты адаптации: боязнь нового коллектива, стеснительность, отсутствие мотивации и активности. Причины нашей адаптации в школьных заведениях заключаются в том, что это – самый продолжительный этап обучения в одном и том же коллективе (9-11 лет), и одноклассники со временем должны восприниматься не просто как незнакомые посторонние люди, но и как семья.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Оканчивая школу, следующим этапом идет поступление в вуз. Причина адаптации к вузовской среде – это комфорт пребывания в образовательном учреждении. Если человек чувствует себя уверенно, то его не будет беспокоить его неустроенность в коллективе. Эти мысли и негативные моменты не будут мешать ему заниматься самым главным – получать высшее образование, навыки и умения по выбранной профессии и специальности. Нередко говорят, что студенческая пора – самая прекрасная, поскольку человек реализует себя не только в образовательном процессе, но еще и во внеучебной деятельности: он принимает участие в организации важных мероприятий, становится частью общественных объединений. Его возраст и полученные навыки позволяют сформулировать свою общественную и гражданскую идею и продвигать ее в массы.

Причины, по которым индивид адаптируется к новым трудовым условиям, заключаются в необходимости реализации своего внутреннего капитала. Это значит, что человек осознает желание показать то, чему он обучался в течение получения высшего образования, желание продемонстрировать свои практические, эмпирические и творческие навыки.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Определение социальной адаптации

Определение 1 Социальная адаптация играет для социологии одну из значимых ролей за счёт её значения для каждого члена общества. Она представляет собой способность индивида приспосабливаться к происходящим изменениям и корректировать свои представления, взгляды, способы взаимодействия и так далее. Наличие такого навыка позволяет человеку даже при изменении среды обитания, условий и окружения оставаться собой, не испытывая стресса при перестройке на новый уклад. Современный мир – это постоянная, динамичная смена обстоятельств и ролей, с чем и связано особое значение такого навыка. Проще говоря, социальная адаптация – это приспособление человека к изменяющимся условиям для гармоничного функционирования в обществе.

Если адаптация проходит успешно, то человек может с лёгкостью найти своё место как в межличностном, так и в профессиональном плане, раскрыть свой потенциал и гармонично сосуществовать. Навыки коммуникации в этом случае также получают развитие, такой человек быстро реализовывается и добивается целей, несмотря на то, что попадает в новую, незнакомую среду. Он имеет возможность выстраивать крепкие связи, умеет находить выгодные предложения и заинтересовывать других людей во взаимодействии. Такой человек очень быстро понимает какова структура системы, как она работает и что нужно для поддержания баланса.

Новые условия могут подразумевать не только смену окружения или ролей, но и смену институциональных основ – там могут работать другие законы, а институты функционируют на основе других принципов. Неведение не избавляет индивида от необходимости соблюдать новые нормы и законы, тем более что для него самого их незнание будет служить препятствием. Усвоение новых стратегий позволяет пересмотреть свои взгляды, сформировать лояльность к системе и понимание её алгоритмов, уйти от дихотомии «свой-чужой». Предполагается, что если человек хочет стать частью какой-либо общности, то он должен быть готов к исполнению новых обязательств.

Примечание Адаптация – это не единовременный процесс, он является продолжительным и имеет свои особенности, в том числе временные. Даже если человек не осознаёт потребности к солидаризации с обществом и принятыми нормами, он всё равно, будучи его частью, перенимает правила взаимодействия. Это связано с быстрой сменой окружения, условий существования, собственных представлений. Чтобы иметь вес в обществе, адаптацию невозможно игнорировать и пресекать. Но нельзя сказать, что она самостоятельна, ведь человеку всё же придётся узнавать что-то о новом укладе, наблюдать, перестраивать свои представления. В этой связи возникает несколько вопросов: как найти своё место в новых условиях? Как найти смысл жизни в новой реальности?

Примеры поведения:

Общий

  • готов изменить свой распорядок
  • не является жестким
  • не смущается приспосабливаться, отказываясь от своей индивидуальности

Оперативный

  • адаптирует свои методы, когда требуется
  • не требует большого количества времени для адаптации к новой задаче
  • продолжает работать эффективно, когда задачи внезапно меняются
  • легко приспосабливается к новым условиям работы с другими правилами
  • легко переключается на другие стандарты и ценности

Тактический

  • легко приспосабливается к различным задачам и требованиям после слияния или поглощения
  • способен развивать профессиональные отношения с коллегами и клиентами из разных культур, религий и с разными особенностями характера
  • корректирует свои планы и цели, если это выгодно
  • приводит свой стиль поведения к определенной норме в другой среде; старается не выделяться
  • легко адаптирует планы и схемы, когда это необходимо

Статегический

  • следует правилам и воззрениям, соответствующим его/её новой позиции, как внутри организации, так и за её пределами
  • действует в соответствии с особенностями культуры и следует установленным правилам
  • корректирует собственное мнение и цели для достижения общих целей
  • открыт для различных норм, ценностей и правил, без потери чувства идентичности
  • легко выделяет в различных ситуациях и контекстах важные культурные составляющие и действует в соответствии с ними

Понятие и задачи

Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

Проблемы социальной адаптации

Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.

В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.

Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.

Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.

С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.

Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.

Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

Адаптивный механизм

Адаптивный механизм представляет собой средства, с помощью которых самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в структуре «адаптант — адаптирующая среда».  Важным условием, влияющим на адаптивный механизм,  является адаптивная потребность.  

Определение 2

Адаптивная потребность — это настройка индивида на преодоление адаптивной ситуации, выражающаяся в стремлении изменить среду для достижения целей или привести свои  модели поведения в соответствие с изменившимися требованиями социальной среды для достижения целей.

Адаптивный механизм имеет три составляющие:

  • деятельность;
  • общение;
  • самосознание.

Воздействие на деятельность в адаптивном механизме предусматривает помощь человеку  в овладении умениями по выполнению конкретных действий, которые позволяют создавать вокруг себя новые элементы среды, играющие значимую роль во всем адаптационном процессе.

Воздействие на общение заключается в изменении  коммуникативного пространства (появление новых партнеров, обновление тематики общения) и выработке коммуникативных способностей. Т.е. любые действия индивида, которые позволят ему  обновлять каналы коммуникации.

Воздействие на самосознание – самый сложный процесс, включающий в себя усиленную работу индивида над собой и деятельность социального окружения этого  индивида.

Новое социальное самосознание включает осмысление своей социальной роли и связано с выработкой самостоятельной жизненной позицией индивида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector