Потребности человека по пирамиде маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте

Содержание:

Авраам Маслоу(1908 — 1970) был американским психологом и философом, известным своим вкладом в гуманистическое направление науки о человеческом поведении. Его самые известные теории включают в себя теорию самоактуализации и пирамиду человеческих потребностей.

Авраам Маслоу изучал психологию в то время, когда господствующим направлением были гештальт и поведенческая психология. Однако Маслоу считал, что теории обоих не могут правильно объяснить человеческое поведение, поскольку они почти не учитывают эмоциональный и субъективный фактор.

Под влиянием всевозможных философов-экзистенциалистов и литературных деятелей Абрахам Маслоу стал одним из главных пропагандистов гуманистической психологии, которую иногда называют «третьей силой» этой дисциплины. Его теории направлены на объединение наиболее субъективных аспектов человеческого разума в единую модель.

На протяжении своей карьеры Маслоу создавал различные теории, которые легли в основу гуманистической психологии. Кроме того, он опубликовал множество работ, таких какМотивация и личность(1954) иК психологии бытия(1962). В этой статье мы подробно рассмотрим различные аспекты его жизни и работы.

B значения

Изучая пиковые переживания, Маслоу определил образ мышления, общий для людей, у которых они были. Он назвал этот образ мышления «познание Б» (от англ.быть познаниемили «познание бытия»). Его наиболее важная характеристика состоит в том, что он будет целостным и будет принимать настоящее, в отличие от «познания D» или «познания дефицита».

Исходя из этого образа мышления, Маслоу определил определенные ценности, связанные с людьми с познанием B, названные «ценностями B». Все они будут сосредоточены на положительных элементах человеческого существования и разделены на такие категории, как «правда», «добро», «красота», «союз» или «справедливость».

Видение Маслоу психологии человека

Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой. В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать. В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.

7 уровней пирамиды Маслоу

Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.

Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок с пояснениями

1. Биологические (физиологические) потребности.

► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.

2. Потребности в безопасности и комфорте.

► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.

3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.

► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.

4. Потребность в уважении других и самоуважении.

► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.

5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.

► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.

6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.

► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.

7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».

► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.

8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу

В этой модели к семи ступеням добавляется ещё одна (см выше):

► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.

How Did Abraham Maslow Contribute to Psychology?

Abraham Maslow’s early life may have been marked by pain and difficulty, but he was able to turn that pain into a positive force in psychology. His hierarchy of needs contributed to our understanding of how and why people engage in different actions. It was his focus on the goodness of people that led to the emergence of humanism as a powerful force within psychology. From this approach emerged new ways of treating people who were struggling with mental health issues and psychological distress. His work also contributed immensely to the development of positive psychology, a branch of psychology centered on understanding what makes people happy.

You can learn more about your own levels of self-actualization by taking our self-actualization test.

References

Hall, M. H. (1968). A conversation with Abraham Maslow. Psychology Today, pp. 35-37, 54-57. 

King, D.B., Woody, W.D., & Viney, W. (2015). History of Psychology: Ideas and Context. New York: Routledge.

Maslow, A.H. (1943). A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 50, 370-396.

Maslow, A.H. (1987). Motivation and Personality. (3rd ed.). New York, NY: Harper & Row.

Tay L, and Diener E. (2011). Needs and subjective well-being around the world. Journal of Personal Social Psychology, 101, 2, 354-65.

Legacy

In 1967, Abraham Maslow was named humanist of the year by the American Humanist Association. That same year he was elected president of the American Psychological Association. Maslow played a major role in organizing both the Journal of Humanistic Psychology and the Journal of Transpersonal Psychology. In 1969, Abraham Maslow, Stanislav Grof and Anthony Sutich were the initiators behind the publication of the first issue of the Journal of Transpersonal Psychology.

Did you know?
Abraham Maslow had a vision of a table where people sat talking about human nature, brotherhood, war and peace, and he devoted himself to developing a psychology for the «peace table»

This outgrowth of Maslow’s work, Transpersonal psychology, is one in which the focus is on the spiritual well-being of individuals. Transpersonal psychologists seek to blend Eastern religion (Buddhism, Hinduism, and others) and Western (Christian, Jewish or Moslem) mysticism to create a form of modern psychology. Frequently, the transpersonal psychologist rejects psychology’s adoption of various scientific methods used in the natural sciences.

At the time of his death, Maslow was a resident fellow at the Laughlin Foundation in California. Like the early humanists, he emphasized the inherent goodness in people. Maslow viewed humans as exercising a high degree of conscious control over their lives and as having a high resistance to pressures from the environment. In this sense, he was one of the early pioneers of the «resiliency research» now used to develop prevention strategies in the field of Positive Youth Development and the strengths-based approach of many schools of social work today. Maslow was probably the first to study «healthy self-actualizers» rather than to focus on «abnormal» psychology as was the norm for his times.

The Esalen Institute, one of the best-known centers for practicing group-encounter psychotherapy, mind-body modalities, and spiritual healing, continues to make use of Maslow’s ideas.

Maslow’s last interview in Psychology Today was a major opportunity to outline his «comprehensive human psychology» and the best way to actualize it. At 60, he knew that time permitted him only to plant seeds (in his own metaphor) of research and theory and hope that later generations would live to see the flowering of human betterment. Perhaps most prophetic at a time of global unrest (soon after the attack on Pearl Harbor in 1941) is Maslow’s stirring vision of «building a psychology for the peace table.» It was his hope that through psychological research, we might learn how to unify peoples of differing racial and ethnic origins, and thereby create a world of peace. In the interview he said:

Личная жизнь

О личной жизни Маслоу обществу известно немного, в юном возрасте он влюбился в младшую двоюродную сестру. В семье родственников, дяди и тети, воспитывавших Берту Гудман, молодой человек сразу пришелся ко двору.

Абрахам Маслоу и жена Берта

В юности Абрахам боялся сделать избраннице предложение, несмотря на это, официальная свадьба состоялась в 1928 году. Переполненный счастьем студент университета понял, что великое будущее будет обеспечено благодаря чувствам, поддержке супруги и труду.

С появлением жены американский психолог внутренне и внешне преобразился, эмоции многократно усилились после рождения дочерей. Наследницы интеллектуального состояния, повзрослев и получив образование, стали отцовскими коллегами и продолжательницами идей.

İhtiyaçlar Hiyerarşisine Yönelik Ek Bilgiler

Her yeni ihtiyacın giderilmesi yeni bir ihtiyacın da doğması anlamına gelir. Bu durumda, sürekli bir gerilim vardır aslında ve bir dengeye kavuşmak hem olası değildir hem de kişi tarafından istenmez. Maslow’a göre “yoksunluk güdüleri” (açlık, susuzluk, cinsiyet vb.) gerilimi azaltmaya yöneliktir, yani bu ihtiyaçlar giderildiğinde kişi dengeyi kurabilir. Fakat, gelişme güdülerinin ise başarılması daha zordur, çoğu kez erişilemez hedeflerdir ve bu ihtiyaç dengede olan kişinin aynı zamanda sürekli bir gerilime sahip olmasına neden olur.

Bir ihtiyacın belirmesi için, bir önceki ihtiyacın %100 giderilmiş olmasına gerek yoktur. Örneğin, bir kişi fizyolojik gereksinimlerini %70, sevgi gereksinimlerini %50, saygınlık gereksinimlerini %40, kendini gerçekleştirme gereksinimini %10 gidermiş olabilir.

Maslow bu beş temel ihtiyacın dışında iki tane daha ihtiyaç belirtmiştir. Bunlar, bilişsel gereksinimler ve güzelduyusal (esthetic) gereksinimleridir. Fakat, kendini gerçekleştirme ihtiyacının bu ihtiyaçları kapsadığı düşüncesi ile bu ihtiyaçlar ayrı ayrı incelenmemiştir. Değişen yaşam koşulları dolayısıyla, Maslow’a ait bu ihtiyaçlar hiyerarşisi gözden geçirilmektedir. Özellikle teknolojinin gelişmesi ve kişilerin hayatında önemli bir yere sahip olması bu hiyerarşinin gözden geçirilmesi gerektiğinin kanıtı olarak düşünülmektedir.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

[править] Источники

  1. Википедия
Разделы Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психология 
Прикладная Инженерная психология • Клиническая психология • Музыкальная психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология денег • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительства • Психографика 
Направления (школы) Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психология • Трансакционный анализ • Киберакмеология 
Выдающиеся психологи Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн

Знаменательное открытие ученого

Но давайте поговорим о наиболее выдающихся достижениях этого великого человека. К примеру, о том, что такое пирамида Маслоу и каков принцип ее формирования. В начале своей активной деятельности американский ученый смог выделить и описать пять основных потребностей индивида, без которых тот не может представить своего дальнейшего существования

По мнению Абрахама, в таблицу самых важных жизненных ценностей должны быть включены главные насущные потребности человека, которые следует разместить сверху вниз по степени важности каждой из них. Таким образом была составлена пирамида потребностей Абрахама Маслоу, в которой нужды физического характера выступали основой, а ближе к вершине располагались моральные и духовные потребности человека

Рекомендуем: Потребности человека

Если представить ее не в виде таблицы, то пирамида Маслоу будет включать следующие позиции:

  • Потребности, связанные с жизнедеятельностью человека. Это пища и вода, сексуальное удовлетворение и различные материальные ресурсы.
  • Безопасность. Каждый индивид стремится к ощущению защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
  • Взаимодействие с социумом. К этому пункту пирамиды можно отнести необходимость принадлежать к какому-то социальному сообществу, поддерживать дружбу, создавать отношения и семью.
  • Признание в узких кругах. Одной из главных для человека потребностей Маслоу считал необходимость чувствовать уважение к своей персоне со стороны окружающих его людей.
  • Самореализация/самоактуализация. Человек чувствует желание развиваться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать и оттачивать свои навыки, знания.

Предложенная Маслоу пирамида, которая олицетворяет собой модель главных, по мнению американского ученого, потребностей человека, прекрасно отражает смысл систематизированных положений о мотивации в рамках изучения природы человека.

Первоначальным источником, откуда впервые можно было узнать о теории иерархии потребностей, стала книга американского идеолога Маслоу «A Theory of Human Motivation» (изданная в 1943 г.). Спустя 11 лет вышла очередная написанная профессором книга, где в деталях была рассмотрена теория мотивации. Маслоу назвал ее «Motivation and Personality» («Теория человеческой мотивации»).

К слову, идеи психолога и мыслителя А. Х. Маслоу, изложенные в рамках исследования роли и значимости мотивации в жизни человека, получили свое широкое применение в теории менеджмента.

Самореализованные люди

Помимо своих самых известных теорий, Абрахам Маслоу также посвятил большую часть своей жизни изучению людей, которые достигли нижнего уровня его иерархии потребностей: самоактуализирующихся людей.

По мнению автора, люди этого уровня будут иметь большое влияние на мир и обладают рядом характеристик, которые позволят им оказывать положительное влияние на окружающую их среду.

Маслоу начал проводить исследования в этом направлении, когда понял, что у большинства влиятельных людей в его жизни были очень похожие черты характера. Вскоре он понял, что некоторые из самых выдающихся личностей в истории, такие как Альберт Эйнштейн, также обладают этими характеристиками.

Некоторые более поздние исследователи определили самоактуализирующихся людей как имеющих здоровый нарциссизм. Это потому, что они будут ценить свое собственное мнение больше, чем мнение других, и они будут очень уверены в своих силах, зная свои пределы и сильные стороны.

С другой стороны, люди из этой категории были бы в высшей степени реалистичными и обладали бы большой способностью отличать то, что правда, от того, что нет. Кроме того, они будут рассматривать все трудности, которые им преподносятся, как проблемы, которые необходимо решить, что поможет им преодолеть их быстрее, чем большинству людей.

Как правило, самореализующиеся люди в значительной степени игнорируют социальные условности и не имеют проблем с одиночеством.Однако их характеристики также помогут им создать глубокие и прочные отношения с другими подобными людьми, так что они будут иметь небольшой, но удовлетворительный круг общения.

В конечном счете, самореализованные люди будут единственными, кто способен регулярно получать пиковые переживания, и будут в значительной степени руководствоваться познаниями B и ценностями B. Для Маслоу достижение этого состояния будет конечной целью всех людей.

Список уровней

Как мы уже видели, потребности человека распределяются по Маслоу на несколько уровней, которые часто представлены в виде пирамиды. Хотя есть некоторые вариации этой теории, наиболее распространенные различают следующие уровни:

– Физиологические потребности. Все они связаны с физическим выживанием и включают такие элементы, как еда, питье, сон, секс или гомеостаз.

– Уровень безопасности. Они связаны с защитой от явлений окружающей среды. Это будет включать некоторые предметы первой необходимости, такие как поиск убежища и создание некоторой стабильности.

– Любовь и принадлежность (принадлежность). Как только человеку уже гарантировано выживание, он начнет искать связь с другими людьми и создание стабильных отношений.

– Самоуважение и признание. Когда человек уже установил отношения с другими, он может начать ценить себя и ценить то, чего он достиг. Обычно стремится к признанию со стороны других и к достижению определенного уровня статуса.

– Познавательные потребности. На этом уровне человек стремится к умственной стимуляции, а также к пониманию и исследованию своего окружения.

– Гармония. Предпоследний уровень включает в себя цели, связанные с стремлением к красоте, порядку и гармонии.

– Самореализация. Наконец, люди, которые выполнили потребности предыдущих уровней, будут стремиться достичь состояния гармонии и понимания, которое будет связано с раскрытием их полного потенциала.

В этом коротком интервью мы можем увидеть, как Маслоу рассказывает о некоторых своих учениях:

Личная жизнь и наследие

В 1928 г., когда ему едва исполнилось 20 лет, Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте. И этот брак становится для него началом счастливой семейной жизни. Их жизнь в любви и согласии продолжалась до самой смерти Абрахама. От этого союза на свет появилось две дочери.

На протяжении многих лет Маслоу имел проблемы с сердцем, и в 1967 г. пережил серьёзный приступ. Три года спустя, в 1970 г., после второго удара, он умирает.

Американская психологическая ассоциация ежегодно вручает премию Абрахама Маслоу за значительный вклад, вносимый в реализацию перспективных исследований в область дальнейших изучений человеческой души.

Встречи на высшем уровне и плато

Еще одно важное понятие в теориях Маслоу — пиковые переживания. По словам этого автора, в дополнение к рутинным моментам, посвященным основным человеческим потребностям, мы также можем пережить определенные моменты, когда нас охватывают всевозможные сильные положительные чувства

Во время этих пиковых переживаний человека могут переполнять такие чувства, как любовь, понимание, счастье или экстаз. Кроме того, часто проявляются такие симптомы, как чувство связи с миром или идея, что все в порядке.

По мнению Абрахама Маслоу, пиковые переживания будут представлять наивысшую точку в жизни человека и могут быть достигнуты только людьми, достигшими необычайного уровня самореализации.

Остальные люди могут испытать нечто подобное в так называемых переживаниях плато, которые будут характеризоваться меньшей интенсивностью и продолжительностью, с безмятежным и спокойным чувством благополучия.

Иерархия потребностей – 5 ступеней

Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.

5 уровней пирамиды Маслоу

Физиологические потребности

Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.

Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.

Потребность в безопасности

Здесь играет роль инстинкт самосохранения

Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”

Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…

Потребность в любви, дружбе, принадлежности

С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет

Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями

В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.

Потребность в самореализации

На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.

Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.

Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.

Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:

  1. Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
  3. Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
  4. Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
  5. Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
  6. Эстетические – красота, вкус.
  7. Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.

Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.

Рисунок пирамиды Маслоу из 7 уровней

Личная жизнь и наследие

В 1928 г., когда ему едва исполнилось 20 лет, Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте. И этот брак становится для него началом счастливой семейной жизни. Их жизнь в любви и согласии продолжалась до самой смерти Абрахама. От этого союза на свет появилось две дочери.

На протяжении многих лет Маслоу имел проблемы с сердцем, и в 1967 г. пережил серьёзный приступ. Три года спустя, в 1970 г., после второго удара, он умирает.

Американская психологическая ассоциация ежегодно вручает премию Абрахама Маслоу за значительный вклад, вносимый в реализацию перспективных исследований в область дальнейших изучений человеческой души.

Спорные моменты в теории Маслоу

Автор подробно описал каждую ступень пирамиды потребностей. Проверить и оценить предложенную теорию можно самостоятельно, отыскивая подтверждения актуальности в современных реалиях или, напротив, несоответствия. Теории известного психолога присущи несколько спорных моментов.

Авторство

Абрахам Маслоу признан автором теории потребностей, но саму пирамиду он не создавал. В трудах автора нет ни одного графического изображения. Первая визуализация пирамиды Маслоу была опубликована в учебнике У. Стоппа (1975 г.). По другим сведениям пирамиду изобразил Ф. Котлер – автор настольной книги маркетологов «Основы маркетинга».

Актуальность

В реалиях современного мира пирамида Маслоу в чистом виде представляется несовершенной. В 2010 году ученые Канады и США обновили пирамиду, поскольку исследователи пришли к выводу, что базовые нужды человека остались прежними, но нравственные и духовные изменились. Люди по-прежнему нуждаются в пище, жилье, отдыхе, безопасности и любви. Но относительно верхних ступеней пирамиды, на первый план выходят репродуктивные цели. Вопрос о выживании не стоит, а потребности в престиже, карьерном росте, ценности дела и коллектива часто превалируют над признанием и стремлением к любви.

Отклонения от предложенной иерархи допустимы, что признавал и сам автор теории. Люди не всегда ожидают реализации надобности в семейных отношениях и воспитании детей, чтобы потом стремиться к карьерному успеху, личностному росту и самовыражению. Теория Маслоу строится на принципе, что сначала человек удовлетворяет низшие нужды, а потом начинает тянуться к желаниям более высокого порядка. По мнению автора, должны быть полностью реализованы потребности одного типа, чтобы потребность следующего уровня проявилась и стала действовать. Но Маслоу не исключал, что часто происходят замещения ступеней в пирамиде иерархии. Некоторым людям важнее самоактуализация, чем престиж, другим больше нужна пища и кров, чем карьера и признание, третьим – любовь. Исключения из закономерностей психолог считал следствием неблагоприятных внешних обстоятельств, особенностей личности или развития невроза.

Теория и практика

Пирамида Маслоу – четко структурированная модель, но ее практическое применение затруднительно по нескольким причинам:

  • высокая вероятность неверных обобщений;
  • риск недостоверности статистических данных;
  • потеря актуальности потребности для человека.

В истории есть множество примеров, когда люди с неудовлетворенными потребностями добивались колоссальных успехов. Возникает ряд вопросов, касающихся самой личности. Если человек недоедает и недосыпает, он не всегда безнадежен – так складываются обстоятельства, которые в любой момент могут измениться

Некоторым людям совершенно все равно, что о них думают окружающие, их признание заслуг и достижения не важно. Для кого-то карьера превыше семейных ценностей и эстетических потребностей, поэтому в пирамиде успех на работе будет занимать доминирующую позицию

Согласно некоторым сведениям, Маслоу отказался от своей теории, а затем существенно доработал концепцию мотивации личности. Это следует из работ «К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год).

Educational applications

Maslow’s (1962) hierarchy of needs theory has made a major contribution to teaching and classroom management in schools. Rather than reducing behavior to a response in the environment, Maslow (1970a) adopts a holistic approach to education and learning.

Maslow looks at the complete physical, emotional, social, and intellectual qualities of an individual and how they impact on learning.

Applications of Maslow’s hierarchy theory to the work of the classroom teacher are obvious. Before a student’s cognitive needs can be met, they must first fulfill their basic physiological needs.

For example, a tired and hungry student will find it difficult to focus on learning. Students need to feel emotionally and physically safe and accepted within the classroom to progress and reach their full potential.

Maslow suggests students must be shown that they are valued and respected in the classroom, and the teacher should create a supportive environment. Students with a low self-esteem will not progress academically at an optimum rate until their self-esteem is strengthened.

Значение для психологии

Одним из наиболее важных вкладов Авраама Маслоу в область психологии была его склонность исследовать самые положительные аспекты человеческой природы в то время, когда большинство мыслителей были сосредоточены на понимании проблем разума.

Его интерес к человеческому потенциалу и его развитию, описание этапов, необходимых для его достижения, и его исследования выдающихся людей позволили ему открыть новые пути к изучению таких явлений, как самооценка, рост, мотивация или личные цели.

Маслоу умер в Калифорнии 8 июня 1970 года из-за сердечного приступа, который он перенес во время тренировки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector