Краткая история психологии: от античности до наших дней

Бихевиоризм

По прошествии двух лет с момента становления доктором наук Джон Бродес Уотсон получает приглашение возглавить кафедру экспериментальной психологии в Университете Балтимора. Он охотно соглашается, тем самым открывая всё больше возможностей для погружения в собственные исследования и эксперименты. Этот период его жизни связан с разработкой той концепции, благодаря которой имя учёного вошло в анналы истории. Он становится автором и последователем теории бихевиоризма, которую он подробно описывает в своём манифесте под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». Он зачитал его публично 24 февраля 1913 года, в день, который по праву можно считать рождением этого направления. Уотсон заявляет всему миру, что психология является скорее объективной наукой, относящейся к сфере естествознания. Он критикует её современное положение и значение, говоря о том, что её изучение ошибочно опирается на внутренний мир человека, его мысли и чувства

Тогда как правильно было бы сосредоточить внимание на внешнем поведении, а также данных, которые могут быть подтверждены экспериментально

Критика эксперимента и судьба «Альберта»

Эксперимент позволил Уотсону сделать вывод, что реакции страха, тревоги, фобии и антипатии формируются у людей в детстве. Вот только ему не удалось избавить малыша от безотчетного страха перед белыми крысами, кроликами и предметами, имеющими белый мех. Как же сложилась судьба маленького Альберта дальше? По одним данным, он был усыновлен, по другим — уехал с матерью, а вот эксперимент Уотсона, несмотря на пользу его открытия для психологии, был подвергнут жесткой критике.

Несмотря на то, что опыт с маленьким Альбертом является известным в психологии и входит во все классические учебники, его критиковали по двум причинам:

  1. Неэтичность. В наше время такой опыт не мог бы быть проведен повторно.
  2. Субъективность. Эксперимент был проведен с нарушениями процесса, при отсутствии четкого плана. Во многом исследователи полагались на собственные интерпретации, кроме того, судьба подопытного не отслеживалась в дальнейшем. Было также известно, что Уотсон вмешивался в эксперимент, мешая малышу использовать любое защитное поведение, а также способствовал формированию страха. Например, если ребенок начинал сосать палец, Уотсон вынимал палец из его рта.

Судьба малыша Альберта долгое время оставалась тайной. Говорили, что он вырос странным мужчиной, всю жизнь боявшимся белых пушистых предметов. Лишь недавно удалось узнать о нем больше. Группа американских психологов во главе с Hall P. Beck в течение 7 лет занималась исследованием данного эксперимента. По изучению географии проведения опыта и сведений о личности матери мальчика им удалось узнать настоящее имя ребенка – Дуглас Мерритт. Он скончался в возрасте 6 лет 10 мая 1925 года от гидроцефалии. По словам автора исследования, оно продлилось дольше, чем жизнь самого ребенка. В 2012 году Холл П. Бэк и Алан Дж. Фридлунд сделали потрясающее заявление. Оказывается, малыш Альберт вовсе не был здоровым, нормальным ребенком, как заявлял Уотсон в описании своего исследования в 1920 году. Они предоставили убедительные доказательства того, что Уотсон знал о болезни малыша и преднамеренно скрыл этот факт. Увы, эта новая информация не только подвергает сомнению достоверность эксперимента, вошедшего во все классические учебники по психологии, но и делает его еще более неэтичным и жестоким.

Возникает логичный вопрос: но почему?! Зачем было нужно уважаемому, успешному человеку, который добился многого к своим 40 годам, совершать такой глупый поступок — подтасовка исходных данных эксперимента, неэтичный опыт… Утратил ли он критичность к своим действиям, ведомый страстью к науке, или здесь замешана страсть другого рода — к ассистентке Розали, которая, возможно, повлияла на Уотсона и его стремления? Увы, мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  1. Веб-сайт Университета Фурмана. Раздел, посвященный жизни и деятельности Джона Уотсона –
  2. Уотсон Дж. «Психология с точки зрения бихевиориста», Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.
  3. Уотсон Дж. «Психология как наука о поведении». — М., «АСТ-ЛТД», 1998 г.
  4. Fridlund, A. J., Beck, H. P., Goldie, W. D., & Irons, G. (2012). Little Albert: A neurologically impaired child. History of Psychology. doi: 10.1037/a0026720
  5. “Conditioned Emotional Reactions,» by John Watson and Rosalie Rayner, The Journal of Experimental Psychology, February 1920
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Юность

Окончив в 1900 году баптистскую школу при Университете Фермана, он покидает родной город и отправляется в Чикаго за своим следующим образованием. Джон Уотсон поступает на местное отделение философии, однако из-за специфики преподавания он отказывается от научного руководителя и обращает взор на психологию. Спустя всего лишь 3 года он защищает докторскую диссертацию на тему обучения животных, ради которой он провёл множественные эксперименты на крысах. Помимо того, что ему удаётся стать самым молодым студентом в истории учебного заведения, получившим учёную степень, он также является первым, кто посвятил такую масштабную работу опытам именно на этих грызунах. Этот момент определил направления дальнейшей деятельности Джона и очертил границы будущих исследований.

Теория бихевиоризма

Бихевиоризм — это психологическая теория, которая подчеркивает наблюдаемые, объективные и научные методы исследования. Уотсон разработал ее в отличие от преобладающих теорий своего времени, которые в основном использовали интроспекцию, чтобы попытаться лучше понять работу человеческого разума.

Чтобы избежать субъективного элемента, проистекающего из самоанализа, Уотсон (и остальные психологи, разработавшие это направление) решили сосредоточиться на единственном действительно наблюдаемом элементе психологии: человеческом поведении. Таким образом, он начал изучать его на основе двух явлений, уже известных в его время: классической обусловленности и оперантной обусловленности.

В своей статье «Психология с точки зрения бихевиориста» Джон Б. Уотсон постулировал принципы и допущения, которые управляли развитием этого направления изучения человека. Далее мы увидим самые важные.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

  • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
  • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
  • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
  • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
  • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
  • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
  • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
  • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
  • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
  • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
  • мышление и речь – это навыки;
  • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
  • психические реакции развиваются всю жизнь;
  • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
  • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций

Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях

Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: мотивацию и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Последние годы жизни и смерть

Спустя несколько лет после смерти жены бывший преподаватель принимает решение уйти из рекламного бизнеса и обосноваться на тихой ферме. Там и доживает свои последние дни Джон Уотсон. Биография его жизни обрывается в 1958 году. Несколькими месяцами ранее ассоциация, в которой он некогда состоял президентом, включила его в список своих почётных членов. Однако это не помогло забыть обиду за то, что когда-то его лишили любимой работы и права занимать определённые должности, поэтому в тот же год, в который он покинул этот мир, он устраивает пожар во дворе, отдавая пламени множественные научные труды. Это становится последним отголоском хоть какой-то деятельности Уотсона, однако этот поступок не тронул репутацию, ведь вклад именно Уотсона в психологию сделал его одним из самых выдающихся учёных прошлого столетия.

Бихевиоризм – противовес классической психологии

Уже в 1913 году вышел настоящий манифест бихевиоризма. Уотсон прочел лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста», которая стала программной. Он провел критику традиционных для того времени психологических методов исследования, а именно – самонаблюдение и самоанализ. По его мнению, если психология претендует считаться самостоятельной наукой, ей необходим объективный метод. Значит, необходимо отказаться от изучения сознания (уж слишком оно субъективно и слабо поддается измерению). Лучше заняться исследованием поведения, разработать способы прогнозирования поведения живых организмов и управления ими. Естественно, что ученый был не согласен со структурной моделью сознания Фрейда, отрицал роль наследственности в поведении человека.

Вплоть до 1920 года Джон преподавал в университете, пока скандал не принудил его уйти на другое поприще. Поговаривали о его романе с аспиранткой. Ученый вышел в отставку, ушел применять свои знания и опыт в рекламную индустрию.

Последние пять лет жизни Уотсон отдалился от мира, проживая в одиночестве на ферме в Коннектикуте. Перед смертью он сжег много писем, а также еще не опубликованных работ. Умер в сентябре 1958 года.

В наше время бихевиоризм потерял былую популярность. Однако он все же оказал сильное влияние на некоторые педагогические, а также родительские способы воспитания, на коррекцию асоциального поведения.

Аспирантура

В 1950 году Уотсон начал свою аспирантуру в Копенгагене в качестве члена Национального исследовательского совета Merck. В течение этого времени он работал с биохимиком Германом Калькаром, а затем микробиологом Оле Маале, и изучал бактериальные вирусы, чтобы исследовать структуру ДНК. Весной 1951 года он отправился с Калькаром на Зоологическую станцию в Неаполе, где встретился с Морисом Уилкинсом и впервые увидел рентгеновскую дифракционную картину кристаллической ДНК. Той осенью Лурия и английский биохимик Джон Кендрю помогли Уотсону перенести свои исследования в Кавендишскую лабораторию Кембриджского университета, где он продолжил свою работу с рентгеновскими лучами, изучая методы дифракции. Он также познакомился с молекулярным биологом Фрэнсисом Криком, который разделял его интерес к разгадке структуры ДНК. Вскоре после этого пара начала свою историческую работу.

Характер[]

Джону нравится притворяться, что он здравомыслящий, рациональный и нормальный, но он во всех отношениях безнадёжен в той же мере, что и Шерлок. Он жаждет приключений так же сильно, как и Шерлок, и точно так же раздражается, когда нет новых дел.

Как врач, за плечами которого военные действия, умеет быстро принимать решения, брать на себя ответственность, не терять присутствия духа в любых условиях. В целом, ориентирован на людей – знает, какой кофе любит Грег Лестрейд, любимый сорт пива Майка Стэмфорда, помнит про дни рождения и прочие знаменательные даты. Вежливый и обходительный кавалер и дамский угодник. Любит и ценит женское общество. Умеет создавать атмосферу уюта и комфорта.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду. Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника». По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него. После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг. Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться.

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение. Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде. Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Эксперимент «Маленький Альберт»

В свое время Джон Б. Уотсон был очень противоречивым персонажем в мире психологии. Это прекрасно отражено в одном из его самых известных экспериментов: «Маленький Альберт». В этом исследовании Уотсон с помощью своей ассистентки Розали Рейнер попытался доказать, что источником страха является оперантная обусловленность.

Чтобы добиться этого, Уотсон использовал эту технику, чтобы вызвать фобию у ребенка, которого он назвал «Маленький Альберт». Метод заключался в следующем: исследователи подарили ребенку мягкую игрушку в виде крысы, при этом они издали испугавший его звук. Таким образом, когда это повторялось несколько раз, ребенок проявлял страх, просто увидев чучело.

На втором этапе эксперимента Ватсон и Рейнер смогли обобщить фобию, которую они создали у ребенка, на других млекопитающих и животных, подобных объектам.

Сегодня часто указывают на неэтичный характер этого эксперимента: хотя намерение Уотсона состояло в том, чтобы в дальнейшем вывести ребенка из условий, он никогда этого не делал, потому что вскоре после этого был уволен со своего поста.

В течение многих лет различные исследователи пытались найти Маленького Альберта, чтобы увидеть, какое влияние на него оказало это исследование; но в 2009 году было обнаружено, что он умер вскоре после этого, в возрасте шести лет, в результате тяжелого случая гидроцефалии. Кроме того, было обнаружено, что в детстве у него были неврологические проблемы.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
  2. Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
  4. Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.

Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Детство

Джон Уотсон (1878–1958) родился в Южной Каролине, в небольшом городке Травелерс Рест. Его отец, Пайкенс Уотсон, вёл разгульный образ жизни, из-за чего в доме постоянно происходили разлады и не прекращались скандалы. Это привело к тому, что спустя 13 лет после рождения сына его папа покинул семью. В результате у мальчика осталась глубокая эмоциональная травма. Его мать Эмма была очень религиозной по своей натуре, что привело к строгим методам воспитания ребёнка, а также практически полному отсутствию свободы выбора дальнейших ориентиров. И если бы в 22 года Джон Уотсон не лишился матери, то вполне возможно, что мир не услышал бы о столь выдающемся психологе, так как она страстно желала для сына карьеры священника.

Отставка и последние годы жизни

Уотсон работал в университете Джона Хопкинса до 1920 года. У него был роман с Рейнер, из-за чего он развелся со своей первой женой и вынужден был уйти в отставку. Уотсон и Рейнер поженились и оставались вместе вплоть до её смерти в 1935 году. Оставив академическую должность, Уотсон начал работать в рекламном агентстве, где работал до выхода на пенсию в 1945. В последние годы его жизни и без того плохие отношения Джона Уотсона с детьми ухудшались. Он провел свои последние годы в отчуждении, жил на ферме в Коннектикуте. Незадолго до своей смерти Джон Уотсон сжёг многие из неопубликованных личных документов и писем.

Ранние годы

Джон Уотсон родился в небольшом городе Тревелерс Рест в Южной Калифорнии в верующей семье. Он учился в Южной баптистской школе при Институте Фермана. Еще тогда он заинтересовался психологией. В 1900 году, после года преподавания, он отправился в Чикаго, где продолжил свое обучение. Он работал лаборантом, официантом и дворником. В 1903 году он получил степень доктора наук.

Его теоретические заключения и экспериментальные результаты стали базой нового научного течения в психологии, получившего название «бихевиоризм». Он много работал, публиковался, занимался редактированием академических журналов и в 1915 году был избран президентом Американской психологической ассоциации. Тем не менее, в 1920 году личные причины вынудили Уотсона покинуть науку. В рекламную сферу он пришел, будучи хорошо известным в стране и за границей ученым, тем не менее, ему фактически пришлось строить свою карьеру сначала.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Джон Бродес Уотсон, американский психолог, основатель бихевиоризма, специалист в области психологии рекламы 440 руб.
  • Реферат Джон Бродес Уотсон, американский психолог, основатель бихевиоризма, специалист в области психологии рекламы 230 руб.
  • Контрольная работа Джон Бродес Уотсон, американский психолог, основатель бихевиоризма, специалист в области психологии рекламы 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Отставка и последние годы жизни

Уотсон работал в университете Джона Хопкинса до 1920 года. У него был роман с Рейнер, из-за чего он развелся со своей первой женой и вынужден был уйти в отставку. Уотсон и Рейнер поженились и оставались вместе вплоть до её смерти в 1935 году. Оставив академическую должность, Уотсон начал работать в рекламном агентстве, где работал до выхода на пенсию в 1945. В последние годы его жизни и без того плохие отношения Джона Уотсона с детьми ухудшались. Он провел свои последние годы в отчуждении, жил на ферме в Коннектикуте. Незадолго до своей смерти Джон Уотсон сжёг многие из неопубликованных личных документов и писем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector