Воспитание детей по системе макаренко

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Коллективизм

Воспитание в коллективе и посредством коллектива – это основная идея системы Макаренко. Он не рассматривал коллектив как случайное скопление людей. Это объединение, созданное для общего труда, в процессе которого достигаются общие цели. Антон Семенович считал, что на отдельную личность можно воздействовать, влияя на коллектив, называя этот прием «принцип параллельного действия». В нем реализуется такое требование, как «один отвечает за всех, а все – за одного».

Колонистов Макаренко воспитывали не воспитатели, а ядро коллектива. Воспитанники, которые пользовались особым авторитетом, разделяли и исповедовали принципы колонии, выступали в роли «закваски», пропитывающей вновь прибывающих колонистов. Последние как будто оказывались в мясорубке, которая, перемалывая новичков, превращала их в часть системы. Новые правила жизни одни дети доносили до других на своем языке. Макаренко оставалось только сдерживать их, направляя их поведение в цивилизованные рамки.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем

Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало

Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину

Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Метод психологического взрыва в психике человека

Что такое «взрыв в человеческой психике»? Впервые поставил этот вопрос и оценил его значение великий советский педагог Антон Семенович Макаренко. Применим ли взрыв внутри объекта воспитательной деятельности в качестве метода оказания педагогического влияния? С точки зрения воспитания, которое направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, данными обществом, да.

Однако в силу строгой индивидуальной направленности устойчивость динамического стереотипа, данный метод нельзя считать обязательным средством осуществления воспитательного воздействия. Метод «взрыва» имеет свою специфику воздействия.

Во многих случаях педагогической практики этот метод оказывается наиболее эффективным. Поэтому его рассмотрение в достаточной степени актуально в наше время. В «методе взрыва» заложен большой психологический смысл. Мгновенное воздействие, категорическое, гневное, рассчитано на то, чтобы привести объекта воздействия в смятение, выбить из колеи привычного ему течения жизни, при которой он свыкся с опытом отрицательного поведения, заставить почувствовать непреклонное намерение воспитателя любой ценой заставить его стать другим и в то же время понять, что своими действиями и поступками он позорит не только себя, но и коллектив.

Чтобы психологический эффект служил педагогическим целям, воспитатель должен до мелочей предусмотреть дальнейшее развитие событий, сделать все, чтобы коренным образом изменить условия жизни воспитуемого, — создать обстановку и установить режим, усилить контроль, дать новые поручения и организовать совместную с коллективом деятельность и т. д. Современной науке известны три вида «психических взрывов», которые могут возникнуть в педагогическом процессе.

Это взрыв объекта педагогического воздействия, взрыв субъекта педагогического воздействия, а также взрыв коллектива. Рассмотрим первый вид взрыва — это взрыв в психике объекта. Это явление чаще всего вызывается воздействием со стороны коллектива или воспитателя на объект педагогического воздействия. Последний предел, крайний конфликт, порождающий взрыв в психике личности может выражаться в самых разнообразных формах: в формах отношения коллектива, в формах коллективного гнета, осуждения, бойкота, отвращения.

При этом важно, чтобы все эти формы были выразительны, чтобы они создавали впечатления крайнего сопротивления общества. Коллектив должен предложить личности свод неотложных требований

Чрезвычайно важно, чтобы эти выражения сопровождались проявлениями общественных или личных эмоций, чтобы они не были просто бумажными формулами. Также взрыв в психике воспитуемого может быть вызван воздействием воспитателя.

Методика «взрыва»

Мастерство педагога должно быть абсолютным при использовании следующей любопытной методики от мастера и учителя Антона Семеновича Макаренко. Воспитание не всегда бывает систематизированным и закрытым в рамки, нередко приходится воздействовать на психологию детей неожиданными ходами. Сама техника «взрыва» подразумевает снос шаблона за счет нестандартного решения от педагога или воспитателя.

К примеру, в ожидании уже логичного наказания, ребенок неожиданно получает поддержку и похвалу от учителя, но с намеком, чтобы так больше не повторялось. Важен в методике не столько краткосрочный результат, сколько впечатление, которое закладывает в ребенке фундамент дальнейшего восприятия подобных ситуаций и подталкивает его поступить единственно верным способом.

Организация процесса выглядит слишком просто, поэтому нам даже во взрослой жизни становится скучно и неинтересно заниматься рядовыми трудовыми делами. Попробуйте внести в монотонные дела искру новых эмоций и впечатлений за счет позитивного настроя, похвалы коллегам, улыбки подчиненным или поддержки начальству. Вам станет интереснее работать, станет выше производительность труда, так и с воспитанием детей. Когда им надоедает привычный алгоритм воспитательного процесса – удивите их и заставьте развиваться и обучаться жизни на качественно новом уровне восприятия.

Основные принципы системы Макаренко

В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.

Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы

По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко. Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад

Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:

Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад. Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие общей цели;
  • единая деятельность;
  • тесное взаимодействие с обществом;
  • строгая дисциплина.

Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия:

  • Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
  • Организация постоянных и временных групп (отрядов). При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
  • Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
  • Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников.
  • Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.

В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах:

  • ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
  • основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
  • коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.

Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:

Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.

Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест.

После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

https://vk.com/video_ext.php

Примет метода «взрыва»

Учительница с 35-летним стажем в начале учебного года взяла под свое педагогическое крыло учеников 5-го класса. В его составе были дети из разных школ. Коллектив только складывался и учительница прилагала много усилий, чтобы он как можно скорее сформировался. Учился в этом классе Дмитрий В. Он жил в пригородном селе. Там окончил начальную школу. Отец оставил семью, когда Диме было шесть лет. В семье была еще пятилетняя сестренка Леся. Мама работала дояркой в местном сельскохозяйственном предприятии.

Мальчик тяжело приспосабливался к новому для него коллектива, часто ссорился с одноклассниками, нарушал дисциплину на уроках, небрежно относился к выполнению домашних заданий. Классный руководитель доброжелательно относилась к Дмитрию, встречалась с его матерью, улаживала конфликт. Но потом она заболела, долго лечилась. Вернулась только через четыре месяца. За это время у Дмитрия совсем разладились отношения с одноклассниками и учителями.

К концу уроков пятиклассники узнали, что их классный руководитель уже в школе и решили дождаться ее. Дима притих, как-то сник, мигал глазами по сторонам, будто боялся чего-то. Вот учительница зашла в класс. Доброжелательно поздоровалась с детьми. Ученики также выразили свою радость по поводу появления учительницы. Только Дима сидел молча, потупился, опустив глаза.

— Дети, я рада вас всех видеть. Завтра вы мне расскажете обо всем и всех — сказала классный руководитель и подошла к Диме. Он встал. Учительница по-матерински обняла мальчика, поцеловала его, обласкала. И вышли вместе из класса …

На второй день Дима заранее пришел в школу: подтянутый, аккуратно одетый. Учительницу встретил еще при входе во дворе школы. А после уроков учителя делились догадками: «И что это вдруг случилось сегодня с нашим сорванцом Дмитрием?»

В процессе воспитания не может быть стандартных ситуаций и стандартных подходов к применению способов воспитательного воздействия. Здесь педагогика должна быть творческой, художественной. Поэтому справедливым и сейчас остается мнение А.С. Макаренко: «… Я убежден, что никакого средства нельзя рассматривать отдельно от системы. Никакого средства вообще, какой бы мы ни взяли, нельзя признать ни хорошим, ни плохим, если мы будем рассматривать его отдельно от других средств, от целой системы , от целого комплекса воздействий «.

В подходе к использованию методов воспитания нельзя давать каких рецептов. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы психических явлений, которыми вы хотите управлять, и делайте, руководствуясь этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применить. Не только обстоятельства эти без края разнообразны, но и сами характера воспитанников не похожи друг на друга. Можно же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых индивидуумов вызывать которые-нибудь общие воспитательные рецепты? «.

Когда к польскому педагога Я. Корчака обращались за советом, как воспитывать детей, он отвечал: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных для меня условиях могут воспитывать неизвестную мне ребенка».

И все же следует учитывать определенные педагогические условия использования методов воспитания. В частности:

• зависимость выбора методов от цели и задач воспитания;

• учет возрастных особенностей воспитанников;

• учет индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития воспитанников;

• учет социальной среды, в которой развивается личность;

• наличие и действенность средств воспитательного воздействия;

• уровень сформированности профессионализма педагога.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитательная работа в вузе
  2. Теоретическое, эмпирическое и нормативное знание в педагогике
  3. Внедрение образовательных технологий в образовательный процесс
  4. Виды педагогической диагностики в доо
  5. Наглядность как принцип обучения
  6. Графические модели как средство формирования у младших школьников знаний о приспособлении растений к условиям среды
  7. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
  8. Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольников
  9. Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи
  10. Самообразование экологическое воспитание дошкольников

Роль воспитателя

По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.

Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.

Тематический материал:

  • Методы воспитания в педагогике
  • Методика Монтессори

При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.

Литературная деятельность

Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.

Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.

Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Практическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).

В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.

Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разрабатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.

В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.

«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.

Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».

Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.

Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

А. Макаренко и «братва» — как пример метода взрыва

Психоанализ показывает: для этой «братвы» главным в тот период был авторитет силы, которую А. Макаренко продемонстрировал, и заслужил их первоначальное «уважение». Он показал свое превосходство над их лидером, который хоть и был физически сильнее, но момент внезапности, сила гнева и напора ошеломили всех настолько, что привели в состояние замешательства и паники. В дальнейшем этот авторитет силы был подкреплен сноровкой и умелостью, которую продемонстрировал педагог во время работы. Кроме того, они восприняли этот эмоциональный взрыв и возмущение А. Макаренко как справедливое возмездие: за ними ухаживали, их кормили с одного стола с воспитателями; его просьба была связана с их же благополучием и т.д. Педагог проявил мужество: он не дрогнул, когда нужно было выдать топоры и пилы тем, кого он побил и обидел; если бы это произошло, начавшийся процесс принципиальных изменений в их отношениях был бы разрушен, и все пришло бы на «круги своя», если не в полный тупик, так как трус не может пользоваться авторитетом у «пацанов».

А. Макаренко, как С. Шацкий и В. Сорока-Росинский, был уверен: преступниками не рождаются, ими их делают обстоятельства; все они стали беспризорниками и правонарушителями в условиях войны и разрухи. Все они в детстве были детьми с нормальными проблемами. Человеческое начало в них было загнано глубоко внутрь, а сверху все было покрыто метастазами приобретенной животной грубости и жестокости. Однако это едва дышащее человеческое начало, мгновенно откликнулось под яростью эмоционального натиска педагога и точно сработало — откликнулось: память о нормальной прошлой семейной жизни пробудилась. В принципе, они хотели бы вернуться в ту жизнь, куда их звал А. Макаренко, быть людьми, как все, но прошлое накрепко вцепилось в них и никак не отпускало, да и воровская солидарность не позволяла слушаться начальника — «фрайера», тем более еще и работать. Наконец, этот первоначальный успех был закреплен совместной дружной работой. А. Макаренко работал со всеми наравне, отдавал полезные распоряжения, брал на себя потяжелее. Его авторитет лидера был признан и закреплен. Все эти обстоятельства в совокупности и развернули их взаимоотношения с педагогом на 180°.

Его «пацаны» были хорошими философами и психологами: когда они на перекуре потянулись к кисету А. Макаренко, и он «отсыпал махры» всем, они увидели — незлопамятный, добрый, открытый, то есть жить с ним можно. Самое главное, что произошло с подростками в тот момент, — физический труд, которым они длительное время не занимались, который они презирали и считали проклятием (недаром одним из главных требований при избрании «вора в законе» является полное отсутствие у него трудового стажа), — этот труд придал им бодрость и создал хорошее настроение, наконец, он вселил в них надежду в возможность возвращения к «новой жизни»: внутренне они почувствовали: они могут работать, значит, они могут вернуться к нормальной человеческой жизни!

Педагог сделал из этой ситуации решающий вывод: характер отношений изменяется в процессе коллективных — совместных дел; характер отношений между воспитанниками и педагогами формируется на деловой основе; именно отношения между участниками коллективных дел, а не слова и даже не конкретные результаты, влияют на личность, изменяют их участников, делают их единомышленниками, закладывают основы доверия и дружбы — гуманистически социализируют их. Из этих ребят сложится ядро будущего актива, вырастут самые надежные его помощники и даже друзья.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка

Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения

Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания. Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни

Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем

Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса

Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»

Роль воспитателя

По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.

Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.

Тематический материал:

  • Методы воспитания в педагогике
  • Методика Монтессори

При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.

Самоуправление

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector