Семейное воспитание

Либеральный (попустительский) стиль воспитания

В данном случае лучше всего ситуацию описать можно так: «Отсутствие требований в сочетании с удовлетворением абсолютно всех потребностей».

В семьях с либеральным типом воспитания господствуют теплые, дружеские отношения, но практика наказаний за серьезные проступки часто отсутствует, вследствие чего начинает хромать дисциплина.

Родители в данной ситуации часто очень добродушны, позволяют детям все, чего они хотят. Это большая проблема вопреки тому, что кажется, что попустительский стиль – это рай для любых детей. Это не так

Если родители пускают на самотек их развитие, пренебрегают важностью участия в делах, это на практике может привести к возникновению ряда негативных последствий

Каковы последствия либерального воспитания?

Развитие личности детей хоть и проходит в ключе, при котором они становятся в большинстве вопросов самостоятельными и уверенными в себе, может развиться синдром одиночки. Им может начать казаться, что они противостоят целому миру и не имеют права рассчитывать на поддержку. Это характерно для случая, когда родители не просто попустительствуют, но и не стремятся проявлять участие в жизни детей.

Вот к чему еще может привести либеральный стиль воспитания:

  • безответственность. Когда маленький член семьи с детства привыкает не отвечать за свои поступки, чувство ответственности как таковое буквально атрофируется;
  • эгоизм. Ребенок, растущий в либеральной семье, считающий, что ему все дозволено, перестает заботиться об окружающих, он часто не думает о других, когда делает что-либо. Его заботят только собственные интересы.

Дети, воспитывающиеся в рамках попустительского стиля, часто считают, что им все можно. И ведут себя соответствующе. Из этого и вытекает впоследствии эгоизм, который в случае с неразвитой способностью отвечать за поступки начинает сочетаться с безответственностью.

Как сгладить либеральный стиль?

То, что не способствует росту и развитию детей как полноценных личностей, можно без труда убрать из модели либерального воспитания.

Вот 3 совета, которые позволят сгладить негативные черты попустительского стиля:

  1. Добавьте в модель взаимоотношений с детьми элемент контроля. В крайности бросаться не стоит, потому что, например, контроль в авторитарном формате еще хуже попустительства.
  2. Научите детей отвечать за дела и поступки. Поручите им, например, какую-то работу по дому, но в мягкой манере, без принуждения. Покажите, что это делаете и вы. Укажите на вероятные исходы: выполнение – поощрение и похвала; невыполнение – ответственность (в виде мягкого наказания, в виде отсутствия одобрения).
  3. Покажите, что все люди заслуживают уважения и имеют одинаковые права. Вне зависимости от выбранного способа, что следует понимать, это позволит маленькому члену семьи осознать, что эгоизм – негативное качество. Попробуйте научить его проявлять тепло, ласку и заботу сначала в семье, а потом вне ее. Научите его благодарить людей за то, что они делают ему. Покажите, что это не их обязанность, а часто просто жест доброй воли. Примеры: «Бабушка сделала подарок, потому что любит тебя, а не потому что должна»; «Папа работает, чтобы купить тебе игрушку, не потому что обязан, а потому что хочет радовать тебя».

Характерно ли для вас сочетание разных стилей?
Да, я иногда замечаю, что в зависимости от ситуации использую отличающиеся друг от друга стили. 50%

Нет, я стараюсь придерживаться одного. 0%

Не могу ответить, потому что недавно начала (начала) задаваться вопросами воспитания. 50%

У меня уникальная манера, это не сочетание чего-то. Я воспитываю детей вне рамок описанных вами моделей. 0%
Проголосовало: 2

Воспитание ребёнка до года

Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.

В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие

Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.


Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.


Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.


В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.


Развивающие игрушки для малышей

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем

Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу

Поэтому так важно правильно критиковать малыша

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится

Но важно не забывать про мотивацию

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровень Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровень Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровень Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Авторитарный стиль воспитания

Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.

Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.

Какие могут быть последствия такого рода воспитания?

По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.

Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:

  • он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
  • у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
  • у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».

Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.

Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.

Как смягчить авторитарный стиль?

Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.

Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:

  1. Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
  2. Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
  3. Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.

Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 50%

Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 0%

Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 50%
Проголосовало: 2

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

Так правильно

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.

Это ненормально

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания

Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.

Я плохой родитель

На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.

Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.

Зияющая пустота внутри

Некоторые из опрошенных мной мужчин и женщин описывали отсутствие отца в их жизни с помощью схожих метафор. Например, дочь алкоголика Лена, мама которой выгнала ее отца из семьи, говорит об «огромной дыре в груди». «Папина дочка лежит посреди пустоты и истошно вопит, чтобы хоть кто-то услышал, чтобы кто-то пришел, помог, забрал, успокоил. Полюбил. Но никто не приходил и уже никогда не придет. Папа никогда меня не любил и уже не полюбит», — пишет она в одном из многочисленных терапевтических писем отцу.

А герой этого материала Федор, рассуждая о естественности наличия обоих родителей, упоминает, что отсутствие одного из них похоже на слепоту: «будто ты не видишь большой части этого мира».

Этапы взросления

Воспитание детей до 3 лет. Воспитание детей от 0 до 3 лет в основном ложится на маму. Находясь в декретном отпуске, она занимается домашним хозяйством и следит за малышами. Папа, бабушки и дедушки выполняют временные вспомогательные роли. Ребенка 2 лет начинают готовить к поступлению в садик.

Воспитание ребенка в 3 года предполагает развитие самостоятельности, ответственности, навыков общения и взаимопомощи. В некоторых семьях, например, в знаменитой семье Никитиных отец и мать выполняли равнозначные роли, и воспитание детей с рождения проводилось с максимальной отдачей и слаженностью с обеих сторон.

О том, как воспитать самостоятельность у ребенка, пример этой семьи может рассказать лучше всего. Для малышей по всему дому были развешены спортивные снаряды, стояли турники и лестницы, на стенах были укреплены доски, на которых можно было рисовать мелом, висели большие географические карты. Интеллектуальное воспитание ребенка в год неразрывно связывалось с физическим воспитанием и закаливанием.

Воспитание ребенка 4 лет предполагает начало подготовительного этапа на пути к школе. Писать в прописях еще рано, но необходимо выучить все цифры в пределах десяти и научить малыша сложению и вычитанию. Если есть проблема в правильности произношения, которую нужно отрабатывать, необходимо разучивать скороговорки и чистоговорки.

Подсказать, как воспитывать маленьких детей, если есть серьезные проблемы с задержкой речевого развития могут логопеды и детские психологи. Воспитание ребенка 4 года жизни уже не будет таким сложным, если родители не теряли времени в раннем возрасте и проводили регулярные занятия с ним.

https://youtube.com/watch?v=RM6Y3oOKtGI

Принципы семейно-нравственного воспитания

Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:


Методы стимулирования детей

  1. Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок  будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
  2. Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
  3. Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
  4. Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.


Недопустимые наказания – побои и оскорбления

Очень важно строго «дозировать» и то, и другое. Слишком частые поощрения сместят акценты морально-нравственного воспитания, заставляя ребенка действовать, преследуя исключительно корыстные цели

Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.

Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.

Центр Вселенной

Единственный ребенок окружен постоянной заботой, и постепенно привыкает воспринимать помощь взрослых как само собой разумеющееся, начинает в своей слабости ощущать силу и понемногу он учится искусно манипулировать родителями. Родители такого ребенка проявляют больше чуткости к его внутреннему миру и, таким образом, у них больше возможностей оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка. Но привычка использовать для своей выгоды свое положение слабого и ранимого человека может в дальнейшем стать причиной неврозов, постоянной зависимости от окружающих, неспособности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Чтобы не стать заложниками маленького манипулятора, пресекайте попытки ребенка манипулировать вами, игнорируйте злобу, слезы, истерики, четко определяйте границы дозволенного и правила поведения в семье. А поведение ребенка, говорящее о попытках преодоления своих страхов, старайтесь поощрять.

Волшебная таблетка

Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.

А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли?
Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector