Нарративный подход в психологии. часть 1
Содержание:
- Современное состояние нарративного подхода
- Методы работы в нарративном подходе
- Что такое реверсивная психология
- Как работает нарративная психотерапия
- С чем работает нарративный подход в психологии
- Суть подхода
- Нарративная психотерапия.
- Этапы проведения интервью
- Круг героя
- ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
- Экспозиция
- Мероприятия в других городах
- Заключение
Современное состояние нарративного подхода
В настоящее время нарративный подход активно развивается. Сообщества нарративных терапевтов уже появились более чем в 40 странах мира, и распространение идей нарративных практиков только набирает свои обороты. Так, опубликовано уже более 1000 статей; регулярно в свет выходят книги, посвященные этой теме; проводятся международные и национальные конференции; разыгрываются гранты на проведение программ в логике нарративного подхода, и т. д.
Нарративные идеи и методики задействованы в различных сферах консультирования: это и работа с семьями, и работа в школах, и примирительные программы с подростками и взрослыми, и работа с пострадавшими от насилия, и экстремальные ситуации. Сфера применения нарративного подхода постоянно расширяется.
Если же рассматривать более частные случаи, то нарративная практика эффективно применяется в работе с людьми и сообществами, пережившими любого рода травму, например: оккупация, геноцид, лагеря беженцев и т. д. Также ведется работа с любыми меньшинствами, с заключенными в тюрьмах или с людьми, для кого традиционная психотерапия является недоступной в силу культурных или религиозных особенностей. Например, иранские жёны наркоманов в результате групповой нарративной терапии улучшили качество жизни.
Методы работы в нарративном подходе
В качестве основных методов нарративного подхода выделяют следующие:
Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) представляет собой представление проблемы в качестве некого антагониста в рамках нарративной метафоры
При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данной проблеме, выясняет почему она такова.
Деконструкция — поиск оснований для идей и позиций клиента
Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в том числе кто влияет на них и то, кому выгодно существование подобных предписаний.
Восстановление участия (re-membering) — к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории.
Работа с внешними свидетелями — человек обратившийся за помощью, рассказывает свою историю не только терапевту, но и другим людям (свидетелям), которых после рассказа спрашивают о том, какой посыл они получили, каким теперь видят образ человека, какими видят его ценности и принципы. Свидетели подробно рассказывают, почему их привлекли те или иные слова, какой их личный опыт откликается, какие знания они приобрели за счет этой истории. Этот приём входит в церемонию признания самоопределения человека.
Что такое реверсивная психология
Яркие примеры реверсивной психологии были у нас перед глазами с самого детства: в одной сказке Братец Кролик очень «не хотел», чтобы Братец Лис бросал его в терновый куст, и долго уговаривал не делать этого; в другой – непослушного мальчика заставили помочь по хозяйству, запретив ему выполнять то, что было нужно выполнить. И подобных историй можно вспомнить достаточно много. Итак, реверсивная психология, или психология от обратного, или обратная психология, –
Иногда это получается неосознанно
: вы что-то советуете, просите или приказываете, а ваш собеседник воспринимает все по-своему и поступает иначе. Но ни вы, ни он не планировали прибегать к реверсивной психологии в своих целях – так вышло спонтанно. Однако иногда она применяется сознательно, чтобы заставить кого-либо поступить определенным образом.
Например, данный прием используется в психологии, психотерапии или психиатрии
. Скажем, в фильмах и книгах встречаются примеры, когда человека отговаривают от самоубийства, настойчиво предлагая ему спрыгнуть с крыши или засунуть голову в духовку. При этом, правда, считается, что в жизни подобный прием применяется не столь часто, как говорят художественные произведения. Также обратная психология используется в быту, в повседневной жизни –как манипулятивный прием , задача которого – подтолкнуть собеседника к принятию «нужного» решения. Предлагаем разобрать данный аспект более подробно.
Как работает нарративная психотерапия
Методика берет начало с 80-х годов прошлого века. Его создателями считаются австралийские специалисты Майкл Вайт и Девид Эпстон.
Процесс лечения происходит при помощи беседы, в ходе которой пациент рассказывает свою историю
Взрослый человек имеет свои сложившиеся стереотипы, и в ходе рассказа уделяет особое внимание тем доминирующим эпизодам, которые отражают их представление о мире. Другие же случаи и ситуации не принимаются во внимание или полностью игнорируются. Психотерапевт во время разговора при помощи задавания определенных вопросов помогает придать несущественным, как кажется клиенту, деталям новый смысл и окраску
Психотерапевт во время разговора при помощи задавания определенных вопросов помогает придать несущественным, как кажется клиенту, деталям новый смысл и окраску.
Консультант в ходе такой беседы помогает выявить основные мыслительные стереотипы. Такие техники учат клиента проанализировать их влияние на свою жизнь, и отделить свои собственные убеждения от тех, которые ему были навязаны извне.
С чем работает нарративный подход в психологии
Большая часть проблем, даже «неизлечимых» можно решить с помощью нарративного подхода:
— Семейные: отношение в паре, между супругами и их детьми, родственниками.
— Внутриличностные: нарушение самооценки, низкой эффективности, наличие стыда, обид, отсутствие смысла жизни.
— Организационные: создание хороших отношений в сообществах и организациях, обучение избегать конфликты.
— Социальные: работа с несоблюдением и притеснением прав человека, с насилием, с пострадавшими в автокатастрофах и стихийных бедствиях, поддержка родных и близких пострадавших. Также нарративная терапия оказывается людям со смертельными заболеваниями. И результаты потрясают! Люди обретают внутреннюю свободу, даже если сама болезнь не исчезает. Они учатся с ней не выживать, а жить!
Новый подход не имеет противопоказаний и ограничений. К специалистам могут обращаться люди разных возрастных категорий и конфессий, с разными профессиями и взглядами на жизнь. От подростка до пожилого. Каждый найдет решение своих проблем. Каждый из них увидит свет в конце туннеля. И уже проблемы с выбором профессии, первой любви, неуспеваемости, взаимоотношений с родителями и друзьями, страх жизни или смерти не будут проблемами.
Нарративный подход. Практическая часть
Практика в нарративной терапии местами забавная, смешная, комичная, местами очень веселая и легкая, именно поэтому проблемы клиента растворяются, лопаются ка мыльные пузыри.
Так каким же образом происходит решение сложных жизненых ситуаций? Как события переписываются? И откуда берет начало новая история? Вот пример из практики нарративного подхода.
На консультацию к нарративному терапевту пришла мама с шестилетним мальчиком. Мама жаловалась, что ребенок не хочет оставаться дома один. Она воспринимала это, как каприз, проявление своего эго. По ее словам, малыш требует слишком большого внимания к себе. По причине боязни остаться без мамы с папой, ребенок не общался не только с другими взрослыми, но даже со сверстниками.
Мама и ранее обращалась к психологам, но все в один голос утверждали, что у ребенка недостаток внимания и неумение сдерживать свои эмоции. Своими диагнозами специалисты помочь не могли.
В надежде хоть на малейшую помощь, мама обратилась к нарративному практику.
Специалист начал разговор с малышом. Он задавал простые вопросы, отделяя ребенка и его эмоции: « Похоже Нетерпение и Истерика берут верх над тобой. Тебе тяжело справиться с Ними. Особенно когда все идет не так как тебе хочется». Терапевт понимает, что эмоции доставляют дискомфорт мальчику, потому что родители недовольны им. Он не дает свою оценку и в особенности не ставит диагноз, а располагает к себе. Далее терапевт задает вопрос о том, хочет ли малыш справиться с этой ситуацией. И мальчик сказал «да». Малыш понимает, что если он научиться играть один без мамы с папой, то сможет играть с другими детьми. Мальчик даже вспомнил, что были моменты, когда он оставался в комнате один после прочтения мамой сказки на ночь, и ему становилось очень страшно, но он храбрился, убеждал себя что все хорошо. И ему удавалось заснуть.
Как же переписываются истории? Какие вопросы помогают взглянуть на ситуации по-другому?
Нарративный практик уточняет, что происходит сейчас и что человек выберет делать после. Самое первое рассматривается действие. Затем намерения, цели, ценности и добирается до важных принципов, из которых строится собственно жизнь. Задаются вопросы относительно новых убеждений: на что клиент надеется, что собирается делать в дальнейшем, какие убеждения были раньше и что изменилось.
Вопросы, которые задает нарративный практик:
— выясняется ОТНОШЕНИЕ человека к проблеме: Как тебе это?
— находится ОБОСНОВАНИЕ недовольства: Почему ты так к этому относишься?
— сам человек находит РЕШЕНИЕ проблемы: Как бы ты хотел реагировать?
— поддерживает клиента, вселяет уверенность, что его НАВЫКИ И УМЕНИЯ достаточны, чтобы справиться с проблемой: Какие твои навыки и умения могут тебе в этом помочь?
Суть подхода
Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много — у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.
Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов — историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.
Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.
Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.
Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:
- Отделение жизни человека от его проблем.
- Вызов тем «проблемным» историям жизни, которые люди воспринимают как доминирующие, подчиняющие.
- Переписывание истории в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми человеком способами жизни.
Люди — это люди. Проблемы — это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке
Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды
Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества
Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье 10 популярных направлений в психологии). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют
Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться — ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.
Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.
Нарративный практик — это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он — не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.
Нарративная психотерапия.
Используя вопросы, приведенные выше, можно самому себе помочь, не обращаясь к специалисту.
Противопоказание к использованию этой техники: серьезные психологические травмы и клинические диагнозы.
В остальных вопросах смело можно приступать к данному методу.
Нарративные практики
Подход в нарративной психотерапии помогает клиенту занять активную позицию в решении проблемы. Он не смиряется с плохим собой, а рассматривает ситуацию в альтернативном мире. Он сам ищет выход из сложившегося положения, что побуждает его отвечать за свои действия и последствия.
P. S. Нарративный подход очень молодой метод в психологии. Но, не смотря на это, его уже используют в 47 странах мира, а это 50 тысяч практиков. В Росии нарративщиков больше 1000, но число специалистов с каждым годом растет. Каждый год проводятся конференции. На Facebook и других сайтах постоянно предоставляется новая информация, издаются книги и журналы, а также переводятся материалы с зарубежных источников. Начинающим специалистам и просто заинтересованным лицам рекомендуется для прочтения книга Майкла Уайта «Карты нарративной практики».
Этапы проведения интервью
Все интервью записываются на диктофон для дальнейшей процедуры транскрибирования записей, после которой появляется стенограмма проведённого интервью. В общем виде этапы нарративного интервью выглядят следующим образом:
- Формулирование основного запроса со стороны интервьюера. На этом этапе респондента вводят в ситуацию интервью, возникает «нарративный импульс» в виде просьбы поделиться историей на заданную тему.
- Свободный рассказ респондента. В течение этого этапа интервьюер не должен перебивать рассказчика. Он должен лишь невербально или с использованием междометий поддерживать поток речи говорящего. Сигналом завершения данного этапа служит высказывание самого респондента (например, «Вот и все на этом») или логическая завершённость всего рассказа.
- Фаза нарративных расспросов. На данном этапе интервьюер вправе задать любые вопросы респонденту, цель которых состоит в прояснении деталей, получении более подробного описания или оценки всего пережитого опыта, влияния его на жизнь человека в целом. На данной стадии сбора информации используются описательные вопросы «широкого круга», целью которых является получение от оппонент более объемного и богатого нарратива . Интервью становится эпизодическим, выявляя не только последовательность действий в отдельно взятом событии, но и интерпретацию всего произошедшего. С другой стороны, могут использоваться вопросы «малого круга», сфокусированные на небольшой единица опыта . В таком случае нарративное интервью приобретает черты полуструктурированного интервью. Завершается этот этап вопросами, имеющими отношение к настоящему времени. Это делается, чтобы «вывести» человека из ситуации интервью, отвлечь его от воспоминаний.
Возможность повлиять на тему рассказа (например, направить её в другое русло) является одним из показателей уровня коммуникативной инициативы
. Это понятие используется в лингвистике, подразумевая «ведущую роль в коммуникативной деятельности на определённом этапе диалога» . В случае с нарративным интервью инициатива должна принадлежать рассказчику, однако роль интервьюера также остается значимой . В его задачи входит добиться максимальной заинтересованности со стороны респондента.
Круг героя
Сценарный прием «путь героя» — это универсальная схема построения сюжета. Так называют маршрут, который должен пройти герой любой истории: детектива, хоррора, ромкома или космооперы.
Гуру сценаристики описали путь героя много раз: мономиф (структура сюжета любого мифа) у Кэмпбела состоял из 17 этапов, а у Воглера — из 12. эту схему Дэн Хармон, один из соавторов «Рика и Морти», закруглив траекторию движения.
Версия Хармона — «круг героя» — стала суперпопулярной, потому что она понятная, достаточная и, главное, рабочая. На круге Хармона всего восемь ключевых точек:
#1. Ты (герой в зоне комфорта)
#2. Хочешь (тебе чего-то не хватает)
#3. Идти (попадаешь в неизвестное)
#4. Искать (осматриваешься и адаптируешься)
#5. Найти (находишь то, чего тебе не хватало)
#6. Присвоить (расплачиваешься за это)
#7. Вернуться (возвращаешься назад)
#8. Измениться (ты уже не тот, что был)
Если разделить круг пополам, точки 1, 2 и 8 окажутся в верхней его части (понятной, комфортной). Точки 3 и 7 будут на линии разделения — они переходные. А точки 4, 5, 6 попадут в нижнюю часть (темную, неизведанную, новую).
ВОПРОС. Старик живет в доме престарелых и очень хочет сбежать. Он вылезает в окно, доходит до автобусной станции и берет билет, на какой хватает денег. Приезжает в какую-то глушь и заходит в первый попавшийся дом, где его кормят и расспрашивают о жизни.
Все бы хорошо, но старику снова приходится скрываться — от мафиози, чей денежный чемоданчик он прихватил на станции. Через время герой находит новое убежище — и отдает часть денег тем, кто его прикрывает, помогая запутать следы. Теперь старик свободен и с чемоданом рулит на солнечные острова.
Где в этой истории четвертая точка круга героя — «искать»?
Там, где старика кормят и расспрашивают, — он уже в новом мире, но не знает, что его ждет.
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
(Лат. narrare — языковый акт, то есть вербальное изложение, в отличие от представления.) Рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии — рассказы пациентов о личной истории. (Словарь психологических терминов)
Повествование в виде устного рассказа во всём разнообразии своих проявлений: случаи из жизни, страшные и смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни. (Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз)
Понятие, фиксирующее способ бытия повествовательного текста, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки)
Экспозиция
Экспозиция — та часть рассказа, которая вводит аудиторию в мир истории: объясняет, кто такие герои и кем они приходятся друг другу. Она обозначает сеттинг и сообщает о событиях, случившихся до начала основного сюжета.
Экспозиция, которая раскрывается к середине или к концу, способна перевернуть историю: добавить напряжения, интриги, экспрессии. В пиксаровском «ВАЛЛ-И» только на 50-й минуте становится понятно, что случилось с Землей и людьми. Если бы об этом рассказали в самом начале, история превратилась бы в скучное эко-назидание или антиутопию.
ВОПРОС: В рекламе отложенная экспозиция играет ту же роль, что и в кино или литературе — создает напряжение и нужные смыслы. В культовом ролике Always Like a Girl режиссер Лорен Гринфилд использует этот прием.
В какой момент и как появляется отложенная экспозиция?
Она раскрывается в тексте, которым прерывается видео: одна фраза — о сути эксперимента, еще одна — о том, зачем он нужен.
Мероприятия в других городах
12 января |
Семинар «Песочная терапия. Знакомство» 1 день Москва |
|
1 февраля |
Сибирский Фестиваль #2.4 психологии, психотерапии и консультирования «Погружение в жизнь» 5 дней Новосибирск |
Ещё 12 тренеров… |
Заключение
Каков же научный и прикладной смысл полученных результатов? В ходе психотерапевтического процесса огромное значение имеет своевременность и уместность комментариев, которые делает психотерапевт. Опытный специалист, как правило, интуитивно выбирает оптимальный момент для терапевтического вмешательства;
ни в одном учебнике по психотерапии не найти конкретных указаний, когда и что следует говорить. Начинающему психотерапевту трудно решить, в какой момент ему следует высказаться. Если бы удалось разработать всестороннюю модель психотерапевтического процесса, то процесс обучения психотерапии можно было бы существенно облегчить. Компьютеризованные методы контент-анализа предназначены для разработки такой модели (см. ), которая, с одной стороны, позволит глубже понять внутри- и межличностные процессы, происходящие в ходе психотерапевтического диалога, а с другой — даст возможность продвинуть методы обучения психотерапии и уменьшить число неизбежных ошибок и промахов начинающих терапевтов.
Подводя итог и возвращаясь к теоретической части статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала, мы можем констатировать, что не все рассказы пациентов равнозначны в плане продуктивного развития психотерапевтического процесса. В нашем исследовании это проявилось весьма отчетливо: Патриция с самого начала умеет это делать, она рассказывает много нарративов и достигает существенного улучшения; Студент научается рассказывать нарративы слишком поздно, после «ключевого» — 20-го сеанса, — и его терапевтическое изменение оставляет желать лучшего
Следовательно, не будет ошибкой сказать, что для «хорошего процесса» важно, чтобы пациент умел рассказывать нарративы, а терапевт мог своевременно реагировать на них