Эпистемология в научной философии — это часть общих знаний

А. Эйнштейн «Почему социализм?» (1949 г.)

Статья Эйнштейна – «Почему социализм?», была подготовлена им по просьбе Пола Суизи, основателя и главного редактора журнала «Monthly Review», для первого номера этого журнала в 1949 г., но впервые была опубликована в СССР только в 1989 г. в журнале «Коммунист», № 17, с.96.
Как и многие деятели науки, наблюдавшие за успехами социалистических стран со стороны, Эйнштейн являлся сторонником демократических и левых взглядов на протяжение всей своей жизни. После первого использования ядерного оружия в 1945 году он стал участником движения за мир, и вместе с группой ученых подписал антивоенное воззвание, получившее наименование «Манифест Рассела – Эйнштейна», написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных, выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой ядерной войны и научное сотрудничество.
Изложенные в этой небольшой статье мысли Эйнштейна по социально-экономическим проблемам развития общества остаются актуальны и по настоящее время.

А. Рябченко

 
Стоит ли излагать свои взгляды по такому вопросу, как «социализм», человеку, не являющемуся специалистом, ни в экономической, ни в социальной областях? Я полагаю, что по ряду причин стоит.

Давайте в первую очередь рассмотрим этот вопрос с точки зрения научного знания. Может показаться, что нет существенных методологических различий между астрономией и экономикой: ученые в обеих сферах пытаются открыть законы, общеприменимые к определенным группам явлений, с тем чтобы сделать взаимосвязь этих явлений как можно более понятной. Но в действительности такие методологические различия существуют. Открытие общих законов в области экономики затруднено тем обстоятельством, что на наблюдаемые экономические явления часто влияет множество факторов, которые весьма трудно оценивать по отдельности. Кроме того, опыт, накопленный с начала так называемого цивилизованного периода человеческой истории, как известно, подвергался и подвергается серьезным влияниям и ограничениям не только экономического характера. Например, большинство великих держав в истории обязаны своим существованием завоеваниям. Народы-завоеватели утверждали себя юридически и экономически как привилегированный класс завоеванной страны. Они захватывали монопольное право владеть землей, назначали священнослужителей из своей среды. Священники, контролируя образование, превратили классовое деление общества в постоянный институт, создали систему ценностей, которой люди с тех пор, в основном неосознанно, руководствуются в своем социальном поведении. Но историческая традиция, так сказать, дело вчерашнего дня; нигде мы по-настоящему не преодолели то, что Т. Веблен называет «грабительской фазой» развития человечества. Некоторые экономические факты, которые мы наблюдаем, относятся к этой фазе, и даже законы, которые мы можем вывести из них, не применимы ни к одной другой фазе. Поскольку действительная цель социализма состоит именно в том, чтобы преодолеть «грабительскую фазу» в развитии человечества и пойти вперед, экономическая наука в ее нынешнем состоянии может пролить лишь очень незначительный свет на социалистическое общество будущего.

|

Суть понятия

Значение данного, казалось бы, сложного термина легко раскрывается уже в его лингвистической структуре. Не нужно быть выдающимся филологом для того, чтобы понять, что «эпистемология» — это слово, включающее сразу две основы.

Первая из них — episteme, означает «знание» как таковое. Вторая же составляюшая данного термина более известна современному человечеству. Наиболее популярной трактовкой части logos принято считать «слово», однако, согласно другим концепциям, значение ее определяется несколько иначе – «учение».

Таким образом, можно определить, что эпистемология – это наука о знании как таковом.

использованная литература

  • Берлин, Джеймс А. Риторика, поэтика и культуры: переоснащение изучения английского языка в колледже , Индиана: Parlor Press, 2003. ISBN  0-9724772-8-4
  • Иган, Маргарет и Джесси Шера . 1952. «Основы теории библиографии». Библиотека ежеквартально 44: 125-37.
  • Гольдман, Элвин ; Бланшар, Томас (01.01.2016). Залта, Эдвард Н., изд. Стэнфордская энциклопедия философии (зима 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  • Гольдман, Элвин ,. «Социальная эпистемология». stanford.library.sydney.edu.au. Проверено 22 февраля 2017.
  • Лонгино, Хелен . 1990. Наука как социальное знание . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-02051-5
  • Лонгино, Хелен. 2001. Судьба знаний . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-08876-4
  • Ремедиос, Фрэнсис. 2003. Узаконивание научного знания: Введение в социальную эпистемологию Стива Фуллера . Lexington Books. ISBN  0-7391-0667-8
  • Римкуте, Аудроне (28.09.2014). «Проблема социального знания в современной социальной эпистемологии: два подхода». Problemos (на литовском языке). 0 (65): 4–19. DOI: 10.15388 / Problemos.2004.65.6645. ISSN 1392-1126.
  • Шмитт, Фредерик Ф. 1994. Социальная эпистемология . Роуман и Литтлфилд. ISBN  0-8476-7959-4
  • Шмитт, Фредерик Ф .; Шольц, Оливер Р. (01.02.2010). «Введение: история социальной эпистемологии». Эпистема. 7 (1): 1–6. DOI: 10.3366 / E174236000900077X. ISSN 1750-0117.
  • Соломон, Мириам. 2001. Социальный эмпризм . Кембридж: MIT Press. ISBN  0-262-19461-9

Эпистемология, как предмет изучения в философии

В философии представлено множество различных концепций, предлагающих свою теорию развития науки и сознания. Эпистемологический принцип сознания внедрился в философскую мысль давно, но в полную меру заявил о себе лишь в середине 20 века. Как и любой предмет философии эпистемологическая наука имеет собственные интересы и объекты исследований. Все основополагающие составные части мира — это предмет интереса теории познания. Постоянное взаимодействие с философией позволяет двум наукам дополнять друг друга. Казалось бы, забытая на какое-то время философия, ныне достигла больших высот благодаря эпистемологии.

Эпистемологическая наука в философии лишь часть общих знаний. Она не может существовать отдельно от других философских значений. Специфичность такой науки в предмете изучения объекта на основе развития знания. Общечеловеческий подход эпистемологии к знаниям, философия рассматривает как связь между знанием и языком. Исследователь Карл Р

Поппер, изучая эпистемологический подход в философии, первым обратил внимание на связь языка и знания. Карл Р

Поппер привязал свои исследования к эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть проблемы обозначена в отношении к возникновению и развитию языка, а также в его роли по влиянию на человеческое сознание. Так возникло ответвление в науке, названное как эволюционная эпистемология.

Есть ещё и такой раздел в философии, как связь с биологией. В связи с этим выделяется генетическая эпистемология, базирующаяся на психологии. В этой ветви науки знание представляется в виде совокупности механизмов, движимых при помощи реакций и раздражителей. Авторы попытались объединить точные науки данные с экспериментальными исследованиями онтогенетики.

Социальная эпистемология стала ответственной за отношения индивидуумов общества. Предмет интереса в этой научной ветви представляет коллективное знание. В жизни это выглядит как социологические исследования и наблюдения за группами (религиозными, политическими, научными). Проблема такого рода в философии как раз и базируется на таких принципах.

Эти виды эпистемологических связей в философии требуют своего особого выделения также как классические и неклассические особенности.

External links and references[]

Stanford Encyclopedia of Philosophy articles:

  • Bayesian Epistemology — by William Talbott.
  • Epistemology — by Matthias Steup.
  • Evolutionary Epistemology — by Michael Bradie & William Harms.
  • Feminist Epistemology and Philosophy of Science — by Elizabeth Anderson.
  • Naturalized Epistemology — by Richard Feldman.
  • Sense Data — by Michael Huemer.
  • Social Epistemology — by Alvin Goldman.
  • Virtue Epistemology — by John Greco.

Other links:

  • What Is Epistemology? — a brief introduction to the topic by Keith DeRose.
  • Certain Doubts — a group blog run by Jonathan Kvanvig, with many leading epistemologists as contributors.
  • The Epistemology Page — by Keith DeRose.
  • Epistemology Papers a collection of Michael Huemer’s.
  • Epistemology Introduction, Part 1 and Part 2 — by Paul Newall at the Galilean Library.
  • Teaching Theory of Knowledge (1986) — Marjorie Clay (ed.), an electronic publication from The Council for Philosophical Studies.
  • Epistemology: The Philosophy of Knowledge — an introduction at Groovyweb.
  • Introduction to Theory of Knowledge — from PhilosophyOnline.
  • Theory of Knowledge — an introduction to epistemology, exploring the various theories of knowledge, justification, and belief.
  • A Theory of Knowledge by Clóvis Juarez Kemmerich, on the Social Science Research Network, 2006.
  • An Introduction to Epistemology — by Paul Newall, aimed at beginners.
  • Reformed Epistemology — by Tim Holt.
  • Articles on Christian Epistemology — from solagratia.org.
  • Contextualism in Epistemology — an article by Tim Black on the Internet Encyclopedia of Philosophy.
  • Bibliography of papers on contextualism in epistemology — by Keith DeRose.
  • Insensitive Semantics (2005) — a book by Herman Cappelen and Ernie Lepore, arguing against contextualism.

Предмет философии, её основные функции

Философия (любовь к мудрости) — это особая форма познания мира, которая развивает систему знаний о наиболее общих свойствах и основных принципах действительности (бытия) и знания, о человеческом существовании, о взаимоотношениях между человеком и миром.

Первоначально «философия» относилась ко всем существующим знаниям о причинах возникновения вещей, о структуре мира, о космосе и природе. Темой философии был весь мир. В средние века философия была тесно связана с христианским богословием, предметом которого было богословие духовного мира человека и его отношения к Богу. В эпоху Возрождения, с другой стороны, объектом философских знаний была природа, которая придавала знаниям научный характер. До эпохи Просвещения слово «философия» оставалось синонимом науки как таковой. Все научные дисциплины считались отраслями философии. Однако со временем наука постепенно отделилась от него.

Представители позитивистской философии утверждают, что философия уже не имеет своего личного предмета, а должна лишь собирать готовые открытия других наук и строить из них «универсальную картину мира». В современных философских течениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как познание мира в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мысли, как производство понятий, как нерациональное восприятие мира. В настоящее время философия рассматривается с точки зрения социальных и культурных аспектов ее развития. Поскольку область объективных знаний осталась за наукой, философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженным в знаково-символических формах действия.

Основные функции философии (основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение):

Функция мировоззрения способствует формированию целостного образа мира, представлений о его структуре, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция состоит в том, что философия разрабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Теоретическая и концептуальная функция состоит в том, что философия учит мыслить и теоретически осмысливать, то есть до предела обобщать окружающую действительность, создавать логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеология — одна из основных функций философии — имеет своей целью правильное и достоверное знание окружающей действительности (т.е. механизма знания).

Задача критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующий смысл, искать его новые свойства, качества, находить противоречия. Конечной задачей этой функции является расширение границ знания, уничтожение догм и окостенения знания, его модернизация, повышение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого — ценная) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — моральных, этических, социальных, идеологических и др. — чтобы оценить. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое проходит все необходимое, ценное и полезное, а то, что осталось позади и устарело, отбрасывается. Аксиологическая функция особенно усиливается в критические периоды истории (начало средневековья — поиск новых (богословских) ценностей после распада Рима; Ренессанс; Реформация; кризис капитализма в конце 19-го и начале 20-го веков).

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, развитие нынешнего состояния, его структуру, элементы, движущие силы; выявить противоречия, указать пути их устранения или смягчения, улучшения общества.

Педагого-гуманитарная функция философии — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их людям и обществу, пропагандировать нравственность, помогать людям адаптироваться к окружающему миру и находить смысл жизни.

Настоящие и будущие проблемы [ править ]

Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки . Пожалуйста, помогите , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. ( Июнь 2020 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

На обоих этапах обе разновидности социальной эпистемологии остаются в основном «академическими» или «теоретическими» проектами. Однако оба подчеркивают социальную значимость знания и, следовательно, культурную ценность самой социальной эпистемологии. Ряд журналов, публикующих социальную эпистемологию, приветствуют статьи, которые включают политическое измерение.

Более практические приложения социальной эпистемологии можно найти в областях библиотековедения , академических публикаций , руководящих принципов научного авторства и сотрудничества, политики в области знаний и дискуссий о роли Интернета в передаче и создании знаний.

Социальная эпистемология по-прежнему считается относительно новым дополнением к философии, ее проблемы и теории все еще свежи и быстро развиваются. большее значение приобретают разработки социальной эпистемологии в рамках трансдисциплинарности, что проявляется в медиаэкологии.

Связь с Чарльзом Дарвином (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Как уже говорилось, эпистемология в философии — это отдельная дисциплина, неразрывно связанная с остальными. В силу специфики объекта и предмета изучения границы ее расширяются до общечеловеческих, что и обуславливает заимствование не только терминологии, но и самих представлений из других наук.

Говоря о данном разделе философии, нельзя забывать о таком научном комплексе, как эволюционная эпистемология. Чаще всего данное явление принято связывать с именем Карла Р

Поппера, который одним из первых обратил внимание на соотношение знания и языка

В своих научных трудах исследователь подошел к изучению знания и становления представлений о нем в языковой системе с точки зрения дарвиновской теории эволюции, естественного отбора.

Эволюционная эпистемология Карла Р. Поппера заключается, по сути, в том, что основными ее проблемами следует считать изменение, совершенствование языка и роль, которую он играет в формировании человеческого знания как такового. Другой же проблемой ученый называет определение способа, при помощи которого сознанием человечества отбираются основные языковые явления, определяющие знание о реальности.

Заметки [ править ]

  1. ^ Голдман, Alvin; Бланшар, Томас (2015). . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  2. Сравнение Голдмана и Фуллера можно найти в «Легитимации научного знания: введение в социальную эпистемологию Стива Фуллера», Фрэнсис Ремедиос, Lexington Books, 2003. pp. 106–112.
  3. ^ [ мертвая ссылка ]
  4. Rimkutė, Аудроне (2014). . Problemos (на литовском языке). (65): 4–19. DOI . ISSN .
  5. Фуллер, Стив (2012). «Социальная эпистемология: маршрут четверти века». Социальная эпистемология . 26 (3–4): 267–283. DOI .
  6. Шмитт, Фредерик Ф .; Шольц, Оливер Р. (2010). . Эпистема . 7 (1): 1–6. DOI . ISSN .

Эпистемология с точки зрения простого человека

Философия — сложная наука и разобраться в ней подчас трудно даже профессионалам. Тем более это трудно сделать когда исследуемая часть науки претерпевает изменения на протяжении всего своего существования. Как разобраться, например, в эпистемологической философии, если наука тем более нова для многих.

Дело в том, что все процессы нашей действительности основаны на многочисленных экспериментах, действиях, явлениях. Ещё в школе мы учимся проводить эксперименты, в высших учебных заведениях делаем лабораторные работы. Именно поэтому прогресс во всех современных достижениях человечества обязан такой ценной для нас науке как эпистемология.

Механизмы научных знаний важны для философии, так благодаря этим механизмам человечество движется вперёд. Круг интересов эпистемологии постоянно расширяется и лабораторные исследования становятся больше и больше нам понятны. А расширение круга интересов ведёт к тому, что этот процесс становится интересным философии. И, таким образом, происходит познание окружающего мира.

https://youtube.com/watch?v=iGamJl7666I

Соотношение и взаимовлияние

Эпистемология и философия (науки) достаточно тесно взаимосвязаны, просто в силу предмета интересов первой. Любая составляющая реального или идеального мира познается нами посредством осмысления, получения знания о ней. А знание, как уже говорилось ранее, является основным объектом интереса эпистемологии. Наиболее же она связана с гносеологией, что и послужило причиной их отождествления отдельными учеными.

Эпистемология и философия — науки, которые находятся в постоянном взаимодействии, дополняя и совершенствуя друг друга. Возможно, именно поэтому философия достигла к нашему времени таких высот.

Классические представления

Современные исследователи различают традиционную и неклассическую эпистемологию. Данное разграничение и противопоставление базируется прежде всего на различии подходах к изучению знания.

Классическая эпистемология базируется на своего рода фундаментализме, а знание, являющееся основным объектом исследования, она разделяет на два основных типа. К первому приверженцы классического варианта данного философского раздела относят понятия и взгляды, основанные на базе других представлений, явлений объективной реальности. Знания такого рода совершенно несложно доказать или опровергнуть, обратившись к простому анализу.

Ко второму же классу знаний относятся те, достоверность, истинность которых никак не соотносится с представлениями, являющимися гносеологической базой. Они рассматриваются во взаимодействии, однако не привязываются друг к другу.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Метанормативность

Эпистемический язык часто включает предложения с нормативным видом; например, «вы должны верить в доказательства» или «хорошо быть непредубежденным исследователем». Этот нормативный вид эпистемического языка порождает множество метанормативных вопросов, например, является ли эпистемическая семантика действительно нормативной, существуют ли объективные эпистемологические факты о том, во что мы должны верить, как мы можем когда-либо получить знания о таких фактах, а также то, действительно ли не могли они вписаться в натуралистическую философию и отношения между эпистемологией и этикой как нормативными дисциплинами.

Как и в метаэтике , взгляды на семантику эпистемологии можно разделить на когнитивизм и некогнитивизм . Эпистемический когнитивизм утверждает, что такие эпистемологические суждения, как «вы должны верить свидетельствам», выражают убеждения относительно фактов о мире и, таким образом, обычно направлены на истину. Эпистемический некогнитивизм, с другой стороны, считает, что такие суждения не выражают убеждений, а вместо этого выражают желания или установки говорящего, и поэтому не соответствуют истине .

Точно так же взгляды на метафизику эпистемологии можно разделить на эпистемический реализм и антиреализм . Эпистемический реализм — это взгляд на существование независимых от разума эпистемических фактов , причин и свойств . Эпистемический реализм обычно также считает, что эпистемологические факты предоставляют категориальные основания для веры (т. Е. Причины, которые применимы к агентам независимо от их желаний или целей). Эпистемический антиреализм отрицает существование таких эпистемических фактов, причин и свойств, вместо этого характеризуя их как зависящие от разума, и утверждает, что зависящие от разума факты предоставляют нам только инструментальные причины (то есть причины, которые применимы только к агентам в зависимости от их желаний. и цели). Обычно считается, что антиреалистические теории хорошо вписываются в натуралистическую философию, потому что они основывают нормативные эпистемологические факты на описательных естественных фактах, таких как факты о человеческой психологии. Точка зрения, которая стремится найти золотую середину между реализмом и антиреализмом, — это конструктивизм (также известный как конститутивизм ), который утверждает, что нормативные истины конструируются агентами таким образом, что эпистемологические факты основаны на фактах об агентах (например, фактах об агентах) или являются их конститутивными. их желания или предварительные условия их агентства ).

В целом существует две позиции относительно отношений между метаэпистемологией и метаэтикой: тезис о паритете и тезис о несоответствии. Тезис о паритете утверждает, что, поскольку метаэтика и метаэпистемология имеют важные структурные сходства друг с другом, их ответы на метанормативные вопросы, такие как наличие каких-либо нормативных фактов, будут одинаковыми. Например, согласно тезису о паритете, если эпистемический реализм истинен, то моральный реализм также должен быть истинным. Тезис о паритете использовался в аргументах «соучастников в вине», направленных на распространение аргументов за или против реализма в метаэпистемологии на метаэтику и наоборот. Например, Теренс Кунео утверждал, что отрицание существования эпистемических фактов обречено на провал, поскольку требует аргументов в пользу того, что мы должны верить в отсутствие фактов о том, во что мы должны верить. Согласно этому аргументу, должны существовать эпистемологические факты, а с учетом посылки паритета — также и моральные факты. Аналогичным образом, используя предпосылку паритета, Шэрон Стрит , Аллан Гиббард и Мэтью Крисман утверждали, что причины, по которым они являются моральными антиреалистами, распространяются на эпистемический антиреализм

В отличие от тезиса о паритете, тезис о несоответствии утверждает, что существует некоторое важное несоответствие между метаэтикой и метаэпистемологией, что означает, что их ответы на метанормативные вопросы могут сильно отличаться друг от друга. Например, Крис Хитвуд утверждает, что моральные факты несводимо нормативны, в то время как эпистемические факты сводятся к описательным фактам, таким как факты об очевидности и вероятности

В результате он думает, что у нас есть основания быть моральными реалистами, но не обязательно эпистемическими реалистами.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Библиография

  • Альмедер, Роберт (1998) Безвредный натурализм: пределы науки и природа философии, Перу, Иллинойс: Открытый суд.
  • BonJour, Лоуренс (1994) «Против натурализованной эпистемологии», Исследования Среднего Запада по философии, XIX: 283-300.
  • Чисхолм, Родерик (1966) Теория познания, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • Чисхолм, Родерик (1982) Основы познания, Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
  • Чисхолм, Родерик (1989) Теория познания, 3-е изд., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Фельдман, Ричард (1999), «Методологический натурализм в эпистемологии», в «Руководстве Блэквелла по эпистемологии» под редакцией Джона Греко и Эрнеста Соса, Мальден, Ма: Блэквелл, стр. 170–186.
  • Фоли, Ричард (1994) «Куайн и натурализованная эпистемология», Исследования Среднего Запада в философии, XIX: 243-260.
  • Фумертон, Ричард (1994) «Скептицизм и натуралистическая эпистемология», Исследования Среднего Запада в философии, XIX: 321-340.
  • Фумертон, Ричард (1995) Метаэпистемология и скептицизм, Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
  • Гиббард, Аллан (1990) Wise Feelings, Apt Choices, Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Голдман, Элвин (1979) «Что такое обоснованная вера?», В издании Г. Паппаса, «Обоснование и знание: новые исследования в эпистемологии», Dordrecht, Reidel: 1-23.
  • Голдман, Элвин (1992), Связи: философия встречает когнитивные и социальные науки, Кембридж: MIT Press.
  • Хаак, Сьюзан (1993) Свидетельства и расследование: На пути к реконструкции в эпистемологии, Оксфорд: Блэквелл.
  • Харман, Гилберт (1977) Мысль, Принстон: Издательство Принстонского университета.
  • Ким, Джэгвон (1988) «Что такое натурализованная эпистемология?» Философские перспективы 2 под редакцией Джеймса Э. Томберлина, Asascadero, CA: Ridgeview Publishing Co: 381-406.
  • Китчер, Филип (1992) «Возвращение натуралистов», Philosophical Review, 101: 53-114.
  • Корнблит, Хилари (1994) Натурализация эпистемологии, 2-е издание, Кембридж: MIT Press.
  • Корнблит, Хилари (1999) «В защиту натурализованной эпистемологии» в «Руководстве по эпистемологии Блэквелла» под редакцией Джона Греко и Эрнеста Соса, Малден, Ма: Блэквелл, стр. 158–169.
  • Корнблит, Хилари (1988) «Как вы можете проникнуть внутрь?», Synthese, 74: 313-327.
  • Лерер, Кейт (1997) Самоуверенность: исследование разума, знания и автономии, Оксфорд: Clarendon Press.
  • Ликан, Уильям (1988) Суждение и оправдание, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Мафффи, Джеймс (1990) «Недавняя работа по натурализации эпистемологии», American Philosophical Quarterly 27: 281-293.
  • Поллок, Джон (1986) Современные теории познания, Тотава, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд.
  • Куайн, WVO (1969) Онтологическая теория относительности и другие очерки, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
  • Куайн, WVO (1990) «Нормы и цели» в поисках истины, Кембридж: издательство Гарвардского университета.
  • Стеуп, Матиас, Введение в современную эпистемологию, Прентис-Холл, 1996.
  • Стич, Стивен и Ричард Нисбетт (1980), «Обоснование и психология человеческого мышления», Philosophy of Science 47: 188-202.
  • Стич, Стивен (1990) Фрагментация разума, Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Стросон, Питер (1952) Введение в логическую теорию, Нью-Йорк: Wiley.
  • ван Клив, Джеймс (1985) «Эпистемическая супервентность и круг веры» Monist 68: 90-104.

Ссылки[править]

  • Онтология и теория познания на портале «Философия в России»
  • Онтология и гносеология в Электронной библиотеке по философии
  • Тематическая страница: «Теория познания (гносеология)» в библиотеке журнала «Скепсис»
Метафилософия Разделы философии П о р т а л
Философия познания теоретическая практическая
Дисциплины Эпистемология • Логика Онтология • Метафизика Аксиология • Этика • Эстетика
Философия предметной области науки • математики • техники • сознания • языка природы • человека • духа • теология искусства • истории • культуры • образования • общества • политики • права • религии • экономики

Понятия и вопросы эпистемологии

  • Понятия: знание
  • познание
  • сознание
  • чувство
  • разум
  • рассудок
  • истина

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:

  • гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.

агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Модели теории познания[править]

Реалистические доктрины

Реалистические доктрины | | | —————————————— | | | | | | | | | Наивный реализм Натурализм Праксиологические концепции | | | | | | Нативизм <—| |—> Прагматический материализм | | Редукционизм <—| |—> Диалектический материализм | | Эволюционная эпистемология <—| | | | | | | | |—> Генетическая эпистемология <——| | |—> Натуралистическая эпистемология | |—> Социальная эпистемология

Имманентная теория познания

Имманентная теория познания | | | —————————————— | | | | | | | | | Имманентный позитивизм | Платонический имманизм (Авенариус) | (Соловьёв) | | Имманентный объективизм (Беркли)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector