Методы воспитания от известного педагога макаренко

Основная идея книги

Авторы решили по фактам воссоздать работу Макаренко в колонии несовершеннолетних преступников, которых он невольно подверг экспериментальным путем уникальным воспитательным процессам. Когда мы с вами пытаемся общими словами выразить вклад Антона Семеновича в развитие своих подопечных индивидуально, это одно. Совершенно другое восприятие, когда читаешь очерки, письма и статьи о конкретных делах, которые происходили в колонии.

Художественный вымысел в «Педагогической поэме» — книге, а уж тем более фильме, присутствует. Трудовая школа Макаренко не миф, а реально свершившийся прорыв в сфере воспитания на глазах у, пусть не российского, но советского общества. Мне видится, что подобный успех на территории нынешней России был маловероятен, украинские деятели всячески защищали Антона Семеновича, Харьков и Полтава были на его стороне до последнего. В книге раскрыты не только плюсы работы колонии, были моменты и весьма спорные, но судить не мне – читайте материалы и делайте выводы самостоятельно.

Кто такой Макаренко?

Антон Семенович был рожден весной 1888-го года, в семье рядовых трудовых людей. Через тринадцать лет после рождения переехал в Полтаву, работал с юных лет преподавателем в железнодорожном училище. В 1917-м году защитил диплом в учительском университете на тему «Кризис современной педагогики». Это был первый вызов всему педагогическому сообществу.

По поручению властей Полтавы организовал в 1921 году трудовую колонию для нарушителей несовершеннолетнего возраста. С этого момента и начинается его золотая десятилетняя карьера в лице преподавателя и писателя. Макаренко награжден Орденом Трудового Красного Знамени и вошел в четверку лучших педагогов мира, по мнению ЮНЕСКО, которые изменили в двадцатом веке мышление внутри этой сферы. Скончался скоропостижно в пригородном поезде в 1939-м году.

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».

  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».

  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».

  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.

    Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».

  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»

  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Самоуправление

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Макаренко педагог

Обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление были основами педагогической философии Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания и образования.

Это слова русского учителя и социального педагога Антона Макаренко после того, как он решил создать детский дом для детей-преступников и детей-сирот. Он сам был знамением времени — активным учителем до, во время и после русской революции. Он был последователем марксизма и руководства Ленина и сильно вдохновлен верой писателя Горького в человечество.

Его целью было — как он выразился — создать «нового человека». Советский гражданин, который построил бы новый мир без использования трости. Он провел большую часть своей жизни, выясняя, как это сделать.

Малолетние воры и хулиганы

Все знают А. С. Макаренко как организатора и руководителя колоний, где воспитывались беспризорники и несовершеннолетние нарушители. Это хулиганы, воры, девочки, занимавшиеся проституцией. Их испорченность уже не позволяла им быть нормальными членами общества. Привозили туда своих трудных детей и, казалось бы, благополучные родители, которые не могли справиться с их воспитанием, у которых опускались руки.

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

Стадии развития коллектива по Макаренко

«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.

Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив.

Этапы развития коллектива по Макаренко

По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста

В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание. Последнее подразумевает, что профессионал должен уметь применять несколько методов

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России. Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции. В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Ценности

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.

Индивидуализм, считал Макаренко, только мешает образовательному процессу. Тем не менее, наша цель — воспитание человека деятельного и самостоятельного

Для Макаренко было важно, чтобы у ребёнка были любимые предметы, увлечения и «посильный» уровень освоения тех дисциплин, к которым у него нет способностей или стремления

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Трудовое воспитание

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство — для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Подборка книг Макаренко для родителей

Невозможно изучить автора, прочитав лишь одно из произведений великого учителя. Это произведение так и называется Макаренко «Книга для родителей». Чтобы воспитать с ранних лет личность в своем маленьком ребенке рекомендуется читать все произведения Антона Семеновича. Ведь попытки строительства социального общества и тогда велись активно, а плоды технического прогресса заменяли юные течения и кружки умельцев на все руки. Среди ключевых произведений Макаренко о воспитании – книга «Педагогическая поэма» и работа «Методика организации воспитательного процесса». Также советую прочитать «Лекции по воспитанию детей».

ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Перспективные линии

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий — это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Немного истории…

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения. Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой. Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.

История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Кто такой Макаренко?

Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию

Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.

История написания книги «Школа жизни, труда и воспитания»

Ученые лаборатории имени Минина решились и собрали в один мощный литературный кулак все письма, очерки, статьи и авторские материалы Антона Семеновича, которые не вошли в его основные произведения. Фролов и Илатдинова подготовили уникальную первую часть творения Макаренко «Школа жизни, труда и воспитания», составленную из документальных материалов. Прочитать письма Антона Семеновичу Максиму Горькому, чиновникам, друзьям и соратникам будет полезно не только поклонникам творчества великого педагога, но и всем читателям, которые стремятся стать образованнее и сделать жизнь вокруг себя лучше.

Вклад Макаренко в педагогику

Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.

Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.

Основание трудовой колонии им. М. Горького

В 1920 году Губернский отдел народного образования поручает Антону Семеновичу создать в селе Ковалевка, расположенном недалеко от Полтавы, колонию для несовершеннолетних подростков с криминальным прошлым.

Ранее обучавший обычных детей, Антон Макаренко берется за перевоспитание подопечных-воришек, не желающих работать и учиться. Педагогу удается наладить отношения с бывшими беспризорниками.

Постепенно талантливый воспитатель убеждает ребят в том, что колония может быть для них не тюрьмой, а домом, в котором они станут полноправными хозяевами и сами будут распоряжаться плодами своего труда.

Колонию называют трудовой, поскольку одним из методов воспитания ее учащихся является совместный труд на общее благо для обозримой и конкретной цели.

С 1921 года колония носит имя Максима Горького, активно интересующегося воспитательно-педагогической системой увлеченного своим делом энтузиаста. Известный уже к тому времени писатель сыграл значительную роль в педагогической биографии Макаренко.

Через шесть лет после основания трудовую колонию вместе с ее руководителем переводят из Ковалевки в Куряжский монастырь под Харьковом и объединяют с колонией, в которой живут неисправимые, казалось бы, беспризорники-воры.

Макаренко и здесь удается доказать действенность своего метода, основанного на доверии и требовательности, сочетающего в себе школьное обучение и производительный труд (воспитанники колонии учились и вели сельское хозяйство).

Методика «взрыва»

Мастерство педагога должно быть абсолютным при использовании следующей любопытной методики от мастера и учителя Антона Семеновича Макаренко. Воспитание не всегда бывает систематизированным и закрытым в рамки, нередко приходится воздействовать на психологию детей неожиданными ходами. Сама техника «взрыва» подразумевает снос шаблона за счет нестандартного решения от педагога или воспитателя.

К примеру, в ожидании уже логичного наказания, ребенок неожиданно получает поддержку и похвалу от учителя, но с намеком, чтобы так больше не повторялось. Важен в методике не столько краткосрочный результат, сколько впечатление, которое закладывает в ребенке фундамент дальнейшего восприятия подобных ситуаций и подталкивает его поступить единственно верным способом.

Организация процесса выглядит слишком просто, поэтому нам даже во взрослой жизни становится скучно и неинтересно заниматься рядовыми трудовыми делами. Попробуйте внести в монотонные дела искру новых эмоций и впечатлений за счет позитивного настроя, похвалы коллегам, улыбки подчиненным или поддержки начальству. Вам станет интереснее работать, станет выше производительность труда, так и с воспитанием детей. Когда им надоедает привычный алгоритм воспитательного процесса – удивите их и заставьте развиваться и обучаться жизни на качественно новом уровне восприятия.

Заключение

Учение А. С. Макаренко о коллективе, воспитании и обучении были переведены на многие языки и распространены по всему миру. В то время, когда он преподавал, его основные идеи были довольно радикальными. Он не использовал традиционные подходы к образованию, к которым привыкло советское правительство. Сначала они оказывали поддержку, потому что видели влияние, которое оказывает Антон Семёнович на молодёжь. Однако вскоре власти забеспокоились, что те свободолюбивые личности, которых воспитывал Макаренко, станут угрозой для правительства.

Советское правительство не поддерживало индивидуализм — людей трудно контролировать. Поэтому, когда они заметили, что, казалось бы, коллективное общество Макаренко устремляется к индивидуализму, они забеспокоились. Кроме того, его колония выращивала собственные культуры, производила собственные товары и продавала их в близлежащие деревни. Это были спекулятивные действия, определенные советским уголовным кодексом и являющиеся незаконными в Советском Союзе.

Антон Семёнович, который вложил всю душу в свою работу, вскоре после увольнения умер. Его педагогические взгляды, однако, затронули сотни советских сирот и дали им возможность вырасти в успешных взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector