Управленческие компетенции
Содержание:
- Причины смены управленческих компетенций
- Гибкое лидерство
- Ключевые компетенции
- Управленческие компетенции руководителей
- Виды
- Прочие стандарты и практики в области управления проектами
- Индивидуальные компетенции персонала в системе корпоративных компетенций
- Уровни управленческих компетенций
- Аналитические способности руководителя
- Полная клиентоориентированность
- Эффективное обучение менеджеров
- Методы повышения компетенций
Причины смены управленческих компетенций
Как работали менеджеры раньше? Они просто накапливали необходимые знания и использовали их в решении определенной ситуации. Сегодня же все немного поменялось и профессиональная сфера требует от менеджеров большего количества знаний и умений.
Одной из причин таких глобальных изменений является мотивация, которая устарела. Современное поколение живет не по принципу заработать как можно больше денег, они хотят оставаться счастливыми. Такие сотрудники на практике могут легко не прийти на работу, потому что у них просто не было настроения. В скором времени можно ожидать того, что такие сотрудники будут составлять большую часть от всего коллектива.
Гибкое лидерство
С каждым годом все большую долю работы выполняют роботы. Программы для расчетов, цифровые помощники, умные сервисы: задача, на которую раньше уходил целый день, решается в один клик мышкой.
На работе с кадрами такое развитие сказалось самым кардинальным образом: если раньше условная «средняя компания» нуждалась в большом количестве людей, но к большинству из них предъявлялись не слишком высокие требования, теперь ситуация развернулась на 180 градусов. Нам нужно не так много специалистов, но каждый из них должен быть разносторонне развитым профи, способным к творческому подходу.
Рынок меняется настолько быстро и динамично, что у CEO буквально нет возможностей разобраться в каждой мелочи – пусть этим занимаются люди, которым управленец будет доверять. И нанимают современные СЕО людей, оценивая в первую очередь их универсальные человеческие качества, и уже во вторую узкоспециализированные навыки.
То же самое и в повседневной работе: мы рекомендуем верить в себя и команду, давать право сотрудникам на ошибку. А если человек ошибся, советуем предоставить ему обратную связь в коучинговой манере – то есть просто задавая вопросы: «Что он понял из этой ситуации? Какие выводы сделал? Как можно было бы поступить иначе?».
Фото: Unsplash
Когда человек осознает и сделает сам выводы из собственного опыта, только тогда он сможет развиваться и не повторять ошибок. В этой связи ультимативные советы – «это плохо, это хорошо» – не работают.
При этом и для себя, и для коллектива важно разбираться в стрессе: какой будет созидательным, какой – разрушительным. Без стресса вообще обойтись нельзя, так как в точке полного покоя нет никакого развития
Но стресс должен быть не деструктивным, не разрушающим людей. Тогда – в результате конструктивного напряжения, здоровых конфликтов – люди выходят на новый виток развития.
Например, поменять местами бухгалтера и менеджера по продажам. Такая смена рождает новые идеи, выводит из зоны комфорта, поднимает на новую ступень.
Но важно помнить, что руководителю нельзя прибегать к разрушительному стрессу. Это как с детьми: если говорить ребенку, что он не закончит школу, то он оправдает твои худшие ожидания
Так же может поступить и коллектив. Ставьте правильно внутренние задачи: коллектив должен видеть ценность совместной работы и результата, не чувствуя при этом конкуренцию.
Ключевые компетенции
В таблице 2 сгруппированы все профессиональные (относящиеся к управлению проектами, например, “управление сроками”, и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие компетенции (относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз).
Таблица 2. Частота появления компетенций в стандартах
Профессиональные компетенции | |
Название компетенции | Частота появления в стандартах |
Мониторинг и контроль проекта | 15 |
Интеграция и Управление содержанием | 13 |
Управление заинтересованными лицами | 10 |
Управление человеческими ресурсами | 8 |
Управление коммуникациями | 7 |
Планирование проекта | 6 |
Закрытие проекта | 6 |
Управление стоимостью | 5 |
Управление закупками | 5 |
Инициация проекта | 4 |
Управление сроками | 3 |
Управление изменениями | 3 |
Управление качеством | 3 |
Управление рисками | 3 |
Поведенческие компетенции | |
Название компетенции | Частота появления в стандартах |
Эффективность | 5 |
Лидерство | 4 |
Обучение и развитие | 2 |
Переговоры | 2 |
Профессионализм | 2 |
Управление конфликтами | 2 |
Этика | 2 |
Существующие стандарты в области проектных компетенций требуют от Руководителя проекта умений контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания), а также умений взаимодействовать с людьми, вовлеченными в проект, или имеющих влияние на него. Поведенческие компетенции стандартны для любого управленца, и здесь мировые стандарты подтверждают эту тенденцию, выделяя эффективность и лидерство как главенствующие компетенции.
Далее мы рассмотрим каждый из существующих стандартов подробно на предмет того, какие компетенции, уровни их измерения и уровни компетентности специалистов они выделяют.
Управленческие компетенции руководителей
Профессиональный менеджер – это специалист, который должен владеть и применять в своей работе базовые управленческие компетенции. В то время как, к примеру, профессиональные компетенции продавца электроники не требуют серьезных организационных навыков, для руководителя умение управлять бизнес-процессами и подчиненными – основа основ. Руководящая должность имеет свою специфику, которая отражается и на компетенциях. Эта специфика представлена ниже в виде тезисов:
- Работа управленца, в отличие от других видов интеллектуальной трудовой деятельности, не имеет конкретных временных рамок. Поэтому уровень и индикаторы достижения промежуточных результатов являются главными ориентирами в оценке руководителя.
- Стратегии и оперативные действия руководителя непрерывно корректируются под влиянием внешних рыночных условий. Умение действовать в нестандартных ситуациях занимает в списке компетенций руководителя далеко не последнее место.
- Управленец несет ответственность за действия своих подчиненных, учитывает риски и использует возможности. Профессиональные компетенции руководителя предполагают умение собрать сильную команду и организовать эффективный рабочий процесс.
- Корпоративная культура руководства и практикуемый им стиль управления формирует деловую репутацию компании. Менеджер любого звена является носителем корпоративных ценностей, которые прямо влияют на специальные компетенции.
Все эти факторы определяют спектр компетенций, которыми должен владеть руководитель. Контроль за тем, насколько специалист владеет теми или иными профессиональными навыками, осуществляет непосредственный начальник и специалисты HR-отдела, которые в специальные таблицы вносят параметры работника и отслеживают прогресс. Такой формат позволяет быстро выявить слабые стороны менеджера и выработать программу для их устранения.
Базовые и специальные управленческие компетенции
К базовым компетенциям управленца относится:
- Системное стратегическое мышление. Руководитель, который не мыслит наперед и не отслеживает глобальные тенденции, не в состоянии быть эффективным в долгосрочной перспективе.
- Владение основами маркетинга. Понимание рынка и места компании на рынке, умение анализировать информацию и синтезировать эффективные маркетинговые решения при ограниченном бюджете – краткое описание компетенций маркетинга.
- Навыки управления финансами. Руководитель должен уметь грамотно распределять ограниченные ресурсы компании и использовать эффективные инвестиционные механизмы для увеличения доходов.
- Знание производственных, коммерческих и логистических процессов.
- Навыки развития новых продуктов и услуг.
- Знание делопроизводства и администрирования.
- Понимание и применение профильной законодательной базы, регулирующей конкретную отрасль бизнеса.
- Развитые навыки коммуникаций и управления персоналом.
- Понимание и применение основ информационной, коммерческой и экономической безопасности.
Что касается специальных управленческих компетенций, то они зависят от конкретной отрасли и специфики занимаемой должности. К примеру, компетенции главного бухгалтера, который фактически занимает руководящую должность, существенно отличаются от компетенций коммерческого директора или PR-менеджера.
Управленческие компетенции можно рассмотреть не только в разрезе базовых и специальных навыков. Альтернативной классификацией является распределение управленческих компетенций по характеру действий руководителя. Сюда относится:
- Видение – способность прогнозировать и мыслить на тактическом и стратегическом уровнях, просчитывая риски и используя возникающие возможности.
- Действие – умение целенаправленно и эффективно организовывать свои действия и действия своей команды для достижения конкретного результата.
- Взаимодействие – умение формировать эффективные и комфортные отношения с партнерами, высшим руководством, подчиненными и другими людьми.
Виды
Для качественного выполнения работы человек должен обладать полным набором характеристик:
- ключевых;
- управленческих;
- специальных;
- личностных.
Для активного движения по карьерной лестнице нужно развивать все виды компетенций. Обладать профессиональными компетенциями значит иметь достаточный уровень знаний в своей деятельности, а также практический опыт.
Ключевые
Это целостная система знаний, умений, навыков и опыта. Некоторые авторы считают, что сюда включаются показатели личной ответственности работников, а наибольшее значение они отводят образовательному процессу и личному опыту ученика.
Включают:
- общее содержание образования;
- предметные;
- общепредметные характеристики.
Также список ключевых параметров составляют ценностные понятия личности, общекультурные, познавательные интересы, коммуникативные и информационные, понятия о личностном самосовершенствовании.
Конечно, список должен определяться по возрастным ступеням обучения. Образовательные стандарты нового поколения, внедренные с 2011 года, предполагают комплексный подход в преподавании отдельных предметов.
Управленческие
Управленческие компетенции специалист может иметь и до получения знаний и навыков. Эти характеристики позволяют руководителям справляться с решением задач управления и эффективно руководить коллективом. Основные компетенции:
- умение отвечать за себя и за других;
- умение планировать свою деятельность;
- способность к организации рабочего процесса с учетом максимальной эффективности;
- умение мотивировать себя и других;
- способность вникать в ситуацию, не упуская из виду детали;
- умение предлагать новые идеи.
Если у человека есть эти качества, то рано или поздно он станет руководителем либо неформальным лидером коллектива.
Специальные
Относятся к определенным профессиям. Примером может быть представитель отдела продаж, который компетентен в вопросах:
- знания продукции;
- знания методики продаж;
- умения бороться с возражениями;
- высоких коммуникативных навыков и т.д.
То есть это те качества, благодаря которым специалист может эффективно выполнять свои обязанности и поддерживать нужный план продаж.
Качества руководителя характеризуются:
- умением ставить и добиваться целей;
- умением принимать управленческие решения;
- умением планировать работу отдела.
Если руководитель принимается в отдел продаж, то он должен обладать и умениями специалиста отдела продаж, знать продукты и обладать коммуникативными способностями.
Личностные
Это качества личности, воспитанные родителями или самой личностью через посещение психолога или тренингов.
Личность лидера
К ним относятся:
- лидерские характеристики;
- толерантность;
- умение слышать чужую точку зрения;
- человечность и т.д.
Если какой-то характеристики не хватает, то можно обратиться к коуч-тренеру и освоить ее. Этот специалист с легкостью их сформирует.
Прочие стандарты и практики в области управления проектами
Британская торговая палата, входящая в состав Группы по эффективности и реформированию (Efficiency and Reform Group) в рамках Офиса кабинета министров Соединенного Королевства в 2009 году выпустила пятую версию стандарта PRINCE2TM, разделив его на две книги: Managing Successful Projects UsingPRINCE2TM (“Управление успешными проектами на основеPRINCE2TM“) и Directing Successful Projects UsingPRINCE2TM (“Руководство успешными проектами на основеPRINCE2TM“). Первая книга ориентирована на руководителей, непосредственно управляющих проектами (компетенции руководителя проекта приведены на рис. 4), а вторая — на руководителей проектных комитетов, членов правления и спонсоров проектов. Стоит также отметить, что вторая книга определяет требования к квалификации спонсоров проектов.
Для каждой из входящих в состав команды управления проектом ролей, PRINCE2TM в разделе Appendix C: Roles and responsibilities устанавливает требования к общим обязанностям (General Responsibilities) на разных этапах выполнения проекта и умениям (Competencies), необходимые для того, чтобы успешно выполнять функции соответствующей проектной роли.
Project Management Associationof Japan (PMAJ) — Ассоциация по управлению проектами Японии. К 2001 году был разработан стандарт по управлению проектами — The Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M) — Руководство по управлению проектами и программами для внедрения инноваций на предприятиях.
Стандарт P2M в настоящее время является базовым стандартом PMAJ для управления проектами и программами. На его основе было разработано руководство для оценки способностей и сертификации специалистов по управлению проектами — Capability Based Professional Certification Guidelines (CPC Guidelines).
Японская ассоциация управления проектами создала четырехуровневую систему сертификации руководителей проектов по модели P2M. Уровни, в модели сертификации, распределяются следующим образом:
- Координатор проекта (КП) – требуется освоение ограниченного объема знаний по P2M;
- Специалист в управлении проектами (СУП) – требует освоение полного объема знаний P2M;
- Сертифицированный менеджер проекта (СМП) – требует демонстрации способностей и подтверждения практического опыта;
- Архитектор управления программой (АУП) – признание высших способностей и практического опыта менеджера.
Модель компетенций в Р2М состоит из 10 элементов:
- Целостное мышление;
- Стратегическое мышление;
- Интегральное мышление;
- Лидерство;
- Способность планирования (компетенция планирования);
- Способность выполнения (компетенция выполнения);
- Координация;
- Навыки взаимоотношений;
- Нацеленность на достижение результата;
- Самореализация.
“Guidance on project management”
На сегодняшний день, организация ISO – International Organization for Standardization, является самой крупной международной организацией, разрабатывающей стандарты, в состав которой входят множество национальных организаций по стандартизации, а работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты.
3 сентября 2012 года был издан стандарт ISO 21500:2012 «Guidance on project management», обеспечивающий общее руководство по процессам управления проектами, которые представляют особую важность и влияют на достижение проектами результатов
- Технические компетенции, для реализации проектов структурированным образом, что включает использование терминологии, понятий и процессов управления проектами, определенных в стандарте ISO 21500;
- Поведенческие компетенции, связанные с личными взаимоотношениями внутри определенных границ проекта;
- Контекстуальные компетенции, связанные с управлением проектом в рамках организационного и внешнего окружения.
Таким образом, стандарт устанавливает только общие рамки для разработки модели компетенций участников проектной деятельности, не детализируя каждую из указанных групп.
Данное разделение похоже на то, которое приводится в стандартах ICB 3.0, APM Competence Framework и НТК 3.0. Это объясняется тем, что рабочие группы учитывали наработанный опыт национальных организаций по управлению проектами: Института управления проектами PMI, Британского института стандартов BSI и Международной ассоциации управления проектами IPMA.
Индивидуальные компетенции персонала в системе корпоративных компетенций
Традиционное представление компетенций персонала встроено в концепцию ключевых компетенций. Классическое представление УЧР о корпоративной компетенции как рациональном сочетании знаний и способностей работников организации (Каннак Г.) дополняется социальной компетенцией (корпоративная культура, внутренний климат и т.д.), а также организационными системами и структурами, поддерживающими компетенции организации (Снелл С., Райт П.). При этом ключевая роль в создании системы корпоративных компетенций, включая индивидуальные компетенции персонала, а также в создании системы управления этими компетенциями отводится управленческому персоналу: управленческая деятельность выступает связующим звеном между индивидуальными компетенциями сотрудников и достигнутыми корпоративными компетенциями.
Данные обстоятельства высвечивают необходимость интеграции стратегического менеджмента и УЧР как на общетеоретическом, методологическом, так и на прикладном уровнях. Мы выделяем следующие направления развития механизма интеграции индивидуальных и корпоративных компетенций.
Во-первых, формирование компетенций персонала должно быть согласовано с политикой организации в области создания ключевых компетенций. К ключевым компетенциям относятся редкие, некопируемые, уникальные, незаменимые ресурсы, именно они выступают источником конкурентных преимуществ. В этой связи необходимо определить, какие характеристики человеческих ресурсов относятся или поддерживают создание конкурентных преимуществ.
Во-вторых, практики УЧР в сфере формирования компетенций персонала должны помимо традиционного обучения сотрудников распространяться на создание структур и систем, поддерживающих формирование компетенций персонала. Это предполагает постановку новых задач в системе УЧР.
В-третьих, ключевая роль в формировании как индивидуальных, так и корпоративных компетенций отводится управленческому персоналу. Организационно УЧР объединяет не только топ-менеджеров и функциональных специалистов, но и вовлекает линейных руководителей всех уровней в процесс кадровой работы.
Создание и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ означает прежде всего развитие человеческих ресурсов: создание и развитие базы навыков и умений персонала, интеллектуального капитала организации, формирование и поддержание соответствующей среды, налаживание коммуникаций, развитие культуры взаимного доверия руководителей и их подчиненных. Появляется необходимость исследования управленческих компетенций и, в частности, особой управленческой компетенции — «компетенции в формировании компетенций».
Ключевая роль управления и управленческого труда в организационном развитии и соответствующих изменениях в практике управления человеческими ресурсами обусловила потребность в изучении специфики управления как вида профессиональной деятельности, определяющей особенности управленческих компетенций.
Уровни управленческих компетенций
Как на собеседовании понять, что перед вами хороший управленец? Давайте рассмотрим каждый уровень, отражающий степень управленческой компетенции у кандидата.
Уровень | Опыт | Владение знаниями |
Нулевой уровень | Без знаний и опыта | Кандидат не владеет никакими структурированными знаниями. |
Первый уровень | Знания | Кандидат в теории имеет общее представление о компетенциях / функциях руководителя. |
Второй уровень | Базовый опыт | Соискатель умеет использовать компетенцию на практике в несложных задачах. |
Третий уровень | Большой опыт | Кандидат имеет опыт использования компетенций на практике в крупных или сложных проектах. |
Четвертый уровень | Навык | Кандидат постоянно использует компетенцию для всех проектов (и простых, и сложных). Он развивал и обучал других сотрудников. |
Пятый уровень | Развитие | Соискатель выстраивал и развивал компетенцию в компании и достиг положительных результатов. |
Аналитические способности руководителя
Обладать аналитическими способностями — это значит уметь докопаться до сути проблемы, которая не всегда очевидна. Умение избавиться от ограничивающих убеждений, которые закрывают путь к развитию. Например, бывает проскакивает в голове такая фраза: «Просто я такой человек». Ну вот и всё, человек сам себя успокоил, и до сути не дошёл.
В нашем случае нужно понять, почему вы не можете настоять на своём, то есть истинную проблему вашей психики. Потому что, если это часто проявляется где нужно и не нужно, это уже психическая проблема вашего характера, и прятать голову в песок, а зад оставлять снаружи — это не достойно руководителя. Подробно про проблему мягкого характера можно почитать здесь.
Полная клиентоориентированность
Клиентоориентированность – это в первую очередь восприятие своего клиента как человека: умение разобраться в его личных потребностях и сомнениях, отнестись к покупателю как к личности, а не как к цифрам в отчетности.
Фото: Unsplash
Эта компетенция всегда была важна, но сегодня – в условиях, когда людей в компаниях становится меньше, а значимость каждого отдельного человека только растет – клиентоориентированность выходит на первый план абсолютно во всех взаимоотношениях.
А это значит, что сотрудничество выстраивается по той же схеме, что и общение с клиентом: нужно понять человека на другом конце, почувствовать его стремления и потребности. Только тогда это сотрудничество будет успешным.
Эффективное обучение менеджеров
Стоит отметить, что компетентность руководитель может получить только в следующих случаях:
- когда нет возможности и ресурсов долго обрабатывать информацию, при этом сделать все необходимо достаточно быстро;
- подчиненные могут приспосабливаться;
- необходимо принимать решения интуитивно.
Сложность в развитии управленческих компетенций заключается в том, что если с первой группой людей удалось выстроить хорошие отношения, то на установление контакта с другими придется потратить время. Таким образом, под управленческой компетенцией подразумеваются навыки менеджера, коллектива и организации.
Для приобретения управленческих компетенций необходимо обладать знаниями, уметь анализировать и показывать себя на практике.
Поиск решений будет эффективным, если:
- каждый сотрудник будет лично заинтересован в том, что он делает;
- все знания применяются на практике, благодаря чему образуются навыки совместной деятельности;
- весь свой профессиональный путь менеджеры обучаются;
- развиваются не менеджерские навыки, а организация в целом;
- создаются условия, которые помогают приобрести опыт.
Менеджеры получают новые знания, чтобы решить определенные управленческие задачи. Благодаря оценке происходящего на основании опыта, а также новых возможностей, полученные знания применяются на практике у руководителей. Все сотрудники компании являются связанными между собой, поэтому полученный опыт является собственностью организации и делает ее конкурентоспособной.
Благодаря управленческой компетенции появляется возможность развиваться, предлагать новые идеи, вводить инновационные методики и добиваться поставленных целей. А научиться эффективно общаться с коллективом любой руководитель может с помощью курса Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив«.
Методы повышения компетенций
Успешный управленец системно совершенствует базовые и специальные компетенции. Повышение профессионального уровня осуществляется несколькими путями, которые условно разделяют на:
- Традиционные методы обучения;
- Методы активного обучения;
- Обучение на рабочем месте.
Традиционные методы обучения применяются в том случае, когда специалисту необходимо передать объем знаний и помочь усвоить их в короткий срок. К традиционным методам обучения относят:
- лекции – односторонняя подача учебного материала преимущественно в виде теории с минимальной обратной связью;
- семинары – формат обучения, при котором происходит активная коммуникация преподавателя с аудиторией;
- обучающие фильмы – удобный формат, предполагающий возможность удаленного освоения новых компетенций.
Активные методы обучения, по сравнению с традиционными методами, отличаются большей эффективностью и индивидуальным подходом, позволяющим повысить уровень компетенций в сжатые сроки. В эту категорию входят:
- тренинги – сжатая теоретическая подготовка с максимальной практической отработкой умений;
- компьютерное обучение – программный способ подачи и отработки полученных знаний и навыков;
- групповые дискуссии – устный обмен опытом в контексте решения конкретной задачи;
- бизнес-игры – моделирование и отработка ситуаций, возникающих в профессиональной практике;
- ролевые игры – обучение межличностным коммуникациям путем моделирования обучающих ситуаций.
Методы обучения на рабочем месте – полноценная практика с получением реальных навыков и обменом опыта. Эти методы включают:
- временную стажировку в других отделах компании для укрепления горизонтальных корпоративных связей;
- составление индивидуальной программы обучения по результатам стороннего наблюдения за рабочим процессом тестируемого специалиста;
- равноправный коучинг с элементами неформального наставничества для обмена опытом между специалистами разных направлений;
- вертикальное прямое наставничество под контролем вышестоящего руководства;
- коучинг с самостоятельным поиском решений с помощью тренера;
- знакомство с корпоративной культурой и ценностными компетенциями руководителя.
Существует множество методов повышения компетенций
Для эффективного обучения важно, чтобы освоение новых знаний и навыков происходило с небольшим опережением актуальных трендов, ориентировалось на всестороннее развитие компании и эффективные межличностные коммуникации