Рассмотрение деятельностного подхода в психологии и видов, структуры деятельности

Факторы понимания психологии личности

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

  • чего хочет личность, что для нее  привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
  • что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
  • что есть личность, что из тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделяя эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В конкретной деятельности каждого человека они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в похожих ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Воззрения А. Леонтьева

А. Леонтьев до конца своей жизни был верен идеям марксизма. Он является ярким примером неуклонного сторонника деятельностной психологии. Его теория заключалась в основных положениях:

  • Деятельность – это молярная, а не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта.
  • Деятельность невозможно рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. Общество является тем, что производит деятельность индивидов, из которых оно состоит.
  • Предметность – основная характерная особенность теории.
  • Потребности управляют деятельностью со стороны субъекта, при это они могут выполнять данную функцию только в случае, если они предметные.
  • Особый смысл для психологии составляет то, что внешняя деятельность – это основная форма человеческой деятельности, она же генетически исходная.

Явления развиваются следующим образом: деятельность людей посредством их взаимодействия с предметами, превращает природное в социальное, а оно, оказываясь на уровне сознания, становится психическим. Такая интерпретация не выглядит впечатляющей, в случае, если в исходном нет психического, то его образуется вопрос, как его получить внутри личности? Дорога от предметной деятельности на выходит за границы натурализма. Если опираться на предметную деятельность человека, то никаким образом нельзя найти, к примеру, ценности, а ведь они есть. Деятельность человека, определённо, составляет предмет психологии.

Замечание 2

Все предпринимаемые попытки в отношении определения концепта «деятельность» с точки зрения марксизма, не привели ни к какому успеху.

Решающим в данном вопросе является то, что деятельность не относится к конституирующим детерминирующим факторам. Сложность в том, что любая деятельность под определённым углом может рассматриваться как психологический феномен. В силу этого, нет ничего такого, что она могла бы определить.

Вполне логично говорить о деятельностной психологии и выделять два основных обстоятельства:

  • Субъект теории – человек.
  • Человек – это процессуальность.

Динамическим началом всего происходящего выступают принципы, которые отвечают за аксиологию теории, взятую как основание ценностей. Суть происходящего устанавливается принципами. В экономике это принцип максимизации нормы прибыли на авансированный капитал. В психологии – желаемая цель. В качестве примера, избавление от болезненных неврозов личности.

Интерпретировать смену одних психологических ориентиров другими можно, а вот их зарождение за счёт каких-то природных или предметных артефактов нет. Полагать иначе, значит, культивировать редукционизм, а он не является состоятельным.

Относительно сознания можно говорить о том, что его судьба не совсем радостная, как и в бихевиоризме, например, и в марксистской деятельностной психологии. Последователи бихевиоризма напрочь отказались от сознания, а марксисты сводили его к предметным факторам. Оба направления подразумевало использование представлений о состоятельности выражения процессуальности психических явлений. Однако абсолютизация и поведенческого, и деятельностного представления неправомерна, поскольку серьёзно искажается в данном случае концептуальное устройство психологической теории.

И бихевиоризм, и активизм не предусматривают наличие должной метанаучной базы. Правильность подхода заключается в выделении основополагающих концептов психологической теории, в первую очередь её принципов и законов. Заменять их на поведенческое или деятельностное неправильно.

Этот фильм поможет разобраться в теме

«В погоне за счастьем»

В погоне за счастьем

Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте. 

Кинопоиск 8.2IMDb 8.20

Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем» kinopoisk.ru

Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев…

Смотреть фильм «В погоне за счастьем» на ivi

Другие материалы блога:Разбор фильма Регины Тодоренко о домашнем насилииСтатья о токсичных отношенияхПодкаст о панических атакахВсе статьи здесь

Деятельность и деятельностный подход

Деятельность является способом преобразования окружающей действительности силами человека, а деятельный подход — это особый метод в педагогике, который использует деятельность для достижения поставленной цели. Изначальной формой такого способа можно назвать труд. Любая материальная или же духовная деятельность, совершаемая человеком, является производной от труда, что можно заметить по наличию его характерной черты – творческому изменению окружающей реальности.

В процессе преобразования своего окружения человек тем самым меняет и самого себя, становясь в процессе субъектом своего развития. В условиях деятельностного подхода подверженный исследованиям объект рассматривается в границах системы деятельности: ее зарождения, эволюции и развития. Деятельность как форма человеческой активности представляет собой главный аспект деятельностного подхода. А

Н.Леонтьев достаточно убедительно аргументировал важность деятельностного подхода в своих трудах. В них он писал о том, что для овладения достижениями культуры новому поколению необходимо осуществить деятельность, похожую на ту, при которой эти достижения появились

По этой причине с целью подготовки детей к самостоятельной жизни и деятельности, не лишним будет вовлечь их в такие виды деятельности, организовав полноценную в нравственном и социальном плане жизнедеятельность.

Мотивационная система

С точки зрения представителей деятельностного подхода, мотивационная система человека состоит из целей, мотивов, потребностей, ценностей. Это – основное, что заставляет его совершать действия, развиваться, взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому, если, например, у ребенка возникают проблемы, разбираться нужно именно с мотивационной сферой и, прежде всего, с мотивами.


Фото автора @thiszun (follow me on IG, FB): Pexels

Но что такое мотив?

Это может быть неудовлетворенная потребность. Она существует в настоящее время и заставляет человека действовать, совершать те или иные поступки. В этом понимании мотив отличается динамизмом и изменчивостью, он направлен на удовлетворение нужды.

В процессе достижения потребности, если она возникала неоднократно, закрепляется алгоритм действий. Он может стать частью мотива. Но другое его воплощение – превращение в устойчивое свойство личности. К примеру, у тебя болит спина. Врач посоветовал каждый день делать зарядку. Ты действительно начала заниматься, но однажды осознала, что тебе нравится это делать. Со временем ты стала сильнее, упорнее, научилась разрабатывать новые комплексы.

Больная спина тебя уже не беспокоит, но каждый день ты выделяешь время для упражнений, используешь его и для того, чтобы успокоиться, возможно, преодолеть какие-то препятствия. Стремление к преодолению однажды может стать чертой характера и сделать из тебя настоящего борца. Но постоянные занятия могут дать тебе и работу. Так, ты можешь стать тренером, коучем или преподавателем ЛФК.

Положительное развитие мотивации происходит на фоне усвоения внешних ценностей. В какой-то момент времени они сами могут стать мотивом.


Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Интересное свойство мотива – его способность превращаться в цель. Об этом писал А. Н. Леонтьев. Ребенок читает учебник, чтобы получить хорошую оценку. Но в какой-то момент времени он стал читать просто потому, что ему это нравится. Чтение превратилось в хобби.

Из этих свойств мотивов можно действительно вывести причины нарушения поведения. Ребенок, который живет в социально-неблагоприятной среде, не может воспринять ценности уважения к личности, искусству. Не получая от родителей понимания о том, что необязательно иметь айфон, как у одноклассника, он всеми способами стремится им завладеть. Потребность становится мотивом и целью, но с отрицательным оттенком, и может привести к преступлению.

Для исправления поведенческих проблем необходимо работать с мотивацией, ранжированием потребностей, определением личностных ценностей и формированием целей.

Основные представители деятельностной психологии и их идеи

Первым из тех, кто сформулировал и дал определение данному термину был М. Басов. Чуть позднее его конкретизировал С. Рубинштейн в работе «Проблемы психологии в трудах К. Маркса. Он предложил тезис о том, что деятельность формируется сознанием. Спустя год его идеи подхватил А. Леонтьев и Л. Выготский, с которым его некоторые воззрения практически совпадали.

Перечень этих фамилий здесь по причине того, что Л. Выготский, С. Рубинштейн и А. Леонтьев увлекались и активно использовали в своих трудах творческое наследие К. Маркса. Но, несмотря на это, все они вполне самостоятельные исследователи, которые внесли свою лепту в развитие науки и философии. Например, Л. Выготский стал основателем культурно-исторического направления в философии, С. Рубинштейн представлял деятельностную психологию, А. Леонтьев также активно занимался развитием этого направления психологии.

Мыслители А. Огурцов и Э. Юдин деятельностную психологию понимают иначе и дают ей другое определение.

Определение 2

Деятельностная психология – это деятельность, которая имеет специфическую форму человеческого активного отношения в окружающему миру, в основе которой лежит целесообразное изменение и преобразование.

В то же время они довольно справедливо говорят о то, что «если основанием деятельности выступает сознательно сформулированная цель, то основание самой цели не может составлять саму деятельность, а находится за её пределами, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые в определённой степени и детерминируются деятельностью, но в целом остаются в её границах». Открытым в данном контексте остаётся вопрос соотношения деятельности и того, что противостоит ей в качестве основной цели.

Философы, по природе своей много рассуждают о деятельности в целом, подразумевая, что она существует в некоторых разновидностях. Психологи располагают психологической деятельностью, которую никак нельзя отождествлять с экономической, политической или какими-то подобными. Психологи, которые работают в направлении развития деятельностной психологии, основывали свои исследования на «Капитале» К

Маркса, где говорилась об экономической деятельности, не принимая во внимание психологическую

Замечание 1

Никто из последователей деятельностной психологии не смог адекватно объяснить отличия разновидностей деятельности.

Важнейшей составляющей теории К. Маркса был концепт абстрактного труда, который поставил психологов марксистской направленности в тяжёлое положение. Абстрактный труд скорее экономический, но не психологический феномен. Видимо, из-за этого его перенос в психологию из экономики невозможен.

Сложно представить и психологический аналог абстрактного труда. Не совсем понятно, насколько глубоко психологи понимали данную трудность. Они всего лишь придумали мнимый выход из данной ситуации, когда начали рассуждать об общественной деятельности, не принимая ко вниманию различия конкретной и абстрактной деятельности, которая ведётся по аналогии с различием К. Маркса конкретного и абстрактного труда. Но, согласно мнению К. Маркса, «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Все последователи и приверженцы идей марксизма следовали этому положению неукоснительно.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Подразумевалось, что само упоминание сознания является свидетельством психологического смысла его утверждения. На самом деле К. Маркс был уверен, что экономическое бытие является определяющим в экономическом сознании.

Деятельностный подход в обучении

Деятельностный подход в образовании – система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное усвоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни.

Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения , а разрабатывает сам в соответствии с поставленными це­лями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последователь­ность организующих действий учителя и действий учащихся, кото­рые составляют содержание видов деятельности, указанных в це­лях развития. Эта программа может быть представлена кратко (свернуто) в виде структуры урока и отдельных его частей и раз­вернуто в виде сценария урока с достаточно подробными рассуж­дениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся. В ре­зультате педагогических исследований установлены процедуры разработки структуры и сценария уроков разных типов.

Деятельностный подход к разработке структуры урока.

Поскольку знания и опыт приобретаются человеком только через собственную деятельность, основными этапами урока есте­ственно являются этапы, каждый из которых посвящается усвое­нию одного видадеятельности, указанного в целях развития. Урок при этом должен, кроме того, содержать как минимум два вспомогательных этапа. Во-первых, в начале урока проводится актуализацияранее усвоенных знаний и действий, на которые опирается изучение нового материала. Во-вторых, завершается урок контролем усвоения нового материала, осознанием учащи­мися собственных достижений.

Каждый из основных этапов урока имеет свою структуру — ряд подэтапов. Обязательными подэтапами являются мотивация ус­воения нового (осознается только то, что является целью деятель­ности) и организация деятельности учащихся.

Кроме традиционных средств, при деятельностном подходе применяются специальные средства для управления процессом усвоения знаний и действий. Необходимость использования та­ких средств сводится к следующему. Если при традиционном обучении учитель предпочитает объяснять материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие средства поддержки, которые позволят учащимся выполнить запланированные действия самостоятельно. Например, при обучении учащихся решению задач по той или иной теме школьного курса существенную помощь им оказывают обобщенные методы решения. На начальных этапах обучения для организации деятельности учащихся по составлению метода решения задач можно использовать набор карточек, на которых выписаны от­дельные действия, составляющие метод. Учащимся предлагается установить последовательность действий, разложив карточки по порядку.

Учебник является необходимым условием и средством прочного усвоения учебного материала. Учеб­ник создает для ребят возможность возвращаться к данному ма­териалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Вопросы использования учеб­ника на уроке еще недостаточно исследованы. И факты показывают, что некоторые учащиеся не готовят домашние задания по учебнику, а отвечают на уроке, пользуясь только тем, что они узнали со слов учителя.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков рабо­ты с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий.

Что такое деятельность

Фото автора Alena Darmel: Pexels

С точки зрения психоанализа, важнейшим элементом в развитии психики являются инстинкты. Бихевиоризм сконцентрировался на взаимосвязи между стимулом и реакцией. Когнитивные психологи добавляю к этой схеме установки. Экзистенциалисты ищут смысл, а последователи клиенториентированной психологии ставят во главе угла личность с ее тревогами и переживанием вины.

Абсолютно другой подход у деятельностного подхода. Для них ядро, вокруг которого строится формирование и изучение личности, это человеческая деятельность. Кто-то понимает под ней любую активность, процесс, порядок действий.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, это процесс, посредством которого человек выражает свое отношение к реальности, достигает удовлетворения потребностей, позволяет ему ориентироваться в мире. Это основа развития и никоим образом не обычная реакция на события или явления окружающего мира.

Подобное видение дополняется мыслями С. Л. Рубинштейна. Цель деятельности для него – это изменение действительности через целенаправленное воздействие на нее, в частности, через поступки. Они представляют собой действия, регулируемые и осознаваемые человеком, причем это осознание формируется через восприятие общественных норм и в процессе их усвоения.

Теория деятельности Леонтьева

Пример: ребенок учится читать. Он делает это, поскольку так хочет мама, и все дети должны уметь читать. Собственного горячего желания заниматься этим у него нет. Он просто совершает действие. Научившись читать, ребенок под влиянием учителей в школе и родителей начинает читать учебники. Действие превратилось в умение, операцию, однако, все еще обладает внешней мотивацией.

Но как только ребенок сам захотел читать, начал делать это для того, чтобы узнать что-то новое, совершить открытие, чтение превратилось в деятельность. Из объекта обучения он стал субъектом, направляющим свою жизнь.

В этом процессе он получил навык, но, что самое важное, его поступки обрели смысл понятный для него. Они стали отражением внутренних мотивов, которые, в свою очередь, ведут к формированию новых целей, устремлений, образов, навыков

Именно деятельность является ключевым моментом деятельностного направления. Через ее призму они рассматривают мотивацию, общение, сознание, обучение. Все это составляет одну систему, которая формируется под влиянием событий, общества, истории, культуры.

Анализ деятельности с точки зрения системного подхода и является тем инструментов, который помогает справиться с нарушениями поведения, личностными проблемами.

Общение

Еще один важный момент, вокруг которого концентрируется деятельностная психология, – это общение.  И аспект рассматривается с нескольких позиций:


Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

  • Общение – это вид деятельности. Через него человек влияет на других людей, создает новый мир, познает его. Как и у любого другого вида деятельности, у него есть цель.
  • С другой стороны, общение развивается в рамках других видов деятельности – учебной, трудовой.
  • Изначально ребенок может жить только в коллективе. Его кормят родители, учат учителя. Со временем, через общение и получение опыта и знаний он становится способным на индивидуальную деятельность, вырастает в личность.

То, как общается человек, какой мотив общения и коммуникации с другими людьми им движет, в большой степени определяет его образ жизни. Следовательно, способы и характер взаимодействия определяют и многие проблемы, с которыми сталкиваются люди.

Небольшой пример: семья – мама, папа, ребенок 4 лет. Рядом живут бабушки и дедушки, которые не работают и хотят все время заниматься с малышом. Ребенок еще не говорит, он вообще не обращает особого внимания на людей, которые находятся вокруг.

Связано это с тем, что все его потребности удовлетворяются еще до того, как они появились. Ему не нужно обращаться за помощью, не нужно ничего просить. Достаточно повернуть голову, и к нему уже несется бабушка, дедушка, или мама. Общение в этом случае не имеет цели, оно не удовлетворяет потребности.


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Исправить проблему не сможет логопед. Не поможет и индивидуальная работа психолога с ребенком. Чтобы он начал общаться, нужно использовать системный подход, работать с родителями и всеми членами семьи.

Деятельностный подход использует уникальный подход к рассмотрению мотивационно-ценностной сферы человека

Представители этого направления обосновали важность деятельности, предложили рассматривать человеческую личность, как систему

Деятельностный подход в психологии

Совокупность теоретико-методологических и конкретноэмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали:

1. необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20-е гг.;

2. сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;

3. исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности — одна из центральных.

В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

Большую роль в методологическом обосновании Д. п. сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип Д. п. — единства сознания и деятельности принцип. Параллельно А. Н. Леонтьевым и др. членами Харьковской психологической школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности, в известной степени в оппозиции «словоцентристской» концепции Л. С. Выготского определенного периода его творчества. Различия между двумя вариантами Д. п. отчетливо формулируются в 40 — 50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем.

Во-первых, это проблема предмета психологической науки. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т.ч. через исследование деятельности. А. Н. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешне практической деятельности и сознания. По С. Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. А. Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недосказываемое. А. Н. Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (напр., обобщения формируются в процессе реального практического «переноса» одного способа действия в др. условия). Отсюда введение А. Н. Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми еще во многом дело будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector