Теория свободного воспитания руссо и свободного образования толстого: общее и особенное

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность

Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Педоцентрическая теория воспитания.

В начале XX века выделяется новая система «педоцентрическая дидактика». Ее называют также «прогрессивистской», «реформаторской», «обучением через делание». У ее истоков стоял американский педагог Д. Дьюи. «Педоцентрическая» она потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

основные положения:

1.активизация ученика в процессе учения

2.учеба носит самостоятельный, естественный характер

3.обучение не как преподавание, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности = обучение через делание

Проблемы

Воспитание в условиях современного, стремительного меняющегося мира встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня. Их необходимо учитывать и родителям, и педагогам. Самые частые трудности, с которыми приходится сталкиваться:

  • отсутствие свободного времени, что ограничивает общение между членами семьи;
  • повальное увлечение гаджетами, зависимость от компьютерных игр и телефонов;
  • повсеместное распространение Интернета, который не всегда несёт с собой пользу для неокрепшей детской психики;
  • большое количество разводов, уничтожение семейных ценностей;
  • власть денег;
  • социальное расслоение среди одноклассников, когда одна половина ходит с iPhone последней модели, а вторая — с кнопочными телефонами или вовсе без них.

В таких условиях современной жизни достаточно трудно воспитывать детей правильно, но вполне возможно. Каждая из вышеперечисленных проблем решаема, если только родители не ошибутся с расстановкой приоритетов.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Воспитательные системы

На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):

  • Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
  • Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
  • Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
  • Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.

Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:

Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.

Стили

Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам

Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле

У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

Хаотический (непоследовательный)

Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

Что такое свободное воспитание

Практически все мы выросли в системе оценивания, сравнения друг с другом, важности общественного мнения. Фразы «Я взрослый, я лучше знаю», «Будет так, как я сказала», «Упадешь, будешь плакать, я не буду тебя жалеть», «Я знаю, что для тебя будет лучше» так и норовят слететь с наших уст

Не специально, машинально. Это глубоко зашито в тех, кто слышал их всё свое детство. Похожим образом синдром отличника и сопровождающая его тревожность глубоко въелись в тех, кто всё детство слышал: «Почему 4, а не 5».

Но, к счастью, времена изменились. Теперь у большинства нет задачи «выжить», зато есть потребность прожить жизнь осознанно, в том числе, и в роли родителя. Потому такую популярность набирает концепция свободного воспитания. Свободное воспитание ориентировано на естественное развитие и свободное самоопределение ребёнка. Такой подход дарит детям шанс жить счастливую жизнь, с меньшим, чем у нас, объёмом тревог, зажимов и страхов. И несмотря на то, что свободное воспитание — не открытие XIX века, именно сейчас всё больше людей создают хорошие альтернативные, демократичные садики и школы. Всё больше родителей ищут места, где к их детям будут относиться бережно. 

Педагогические принципы Ж. Руссо

  1. содержание и методы обучения должны способствовать самоопределению и активности ученика. В процессе обучения студент всегда должен быть поставлен в положение исследователя, который сам претендует на открытие научных истин. «Пусть он, — писал Руссо, — приходит к знаниям не через вас, а через себя; пусть он не заучивает науку наизусть, а изобретает ее сам».
  2. Знания нужно получать не из книг, а из жизни. Книжное обучение, оторванное от жизни, от практики, неприемлемо и разрушительно. 3.

Нужно не учить всех одному и тому же, а учить тому, что интересно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям.

  1. необходимо развивать наблюдательность, активность, самостоятельное мышление студента на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо сыграли решающую роль в развитии взглядов на образование в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Его взгляды были противоположностью феодальной педагогики и были полны горячей любви к ребенку. Концепция Руссо о воспитании ребенка была проникнута прежде всего духом гуманизма и демократизма. Он настаивал на связи образования с жизнью, с личным опытом ребенка.

Наследие Ж.Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе прогрессивных педагогов уже в конце XIX — начале XX века против старого консервативного порядка в школе, против жесткого режима, регламентации, ограничений и стеснения свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, уважение к природе ребенка.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали значительное влияние на немецких педагогов-филантропов, на его последователей — И. Г. Песталоцци, русского Л. Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается очень популярной среди домашних воспитателей. Руссо разработал оригинальный метод получения знаний ребенком, основанный на самостоятельном исследовании явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, который открывает научные истины, изобретает компас и т.д.

Пытаясь разработать программу интеллектуального воспитания «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо ставил независимость, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ребенка выше предрассудков систематического знания. Предложенный Руссо скудный запас интеллектуальных знаний, конечно, недостаточен для воспитания «нового человека».

Помимо интеллектуального образования, свободный человек, по мнению Ж.Ж. Руссо, должен овладеть навыками физического труда, различными видами ремесел, различными профессиями труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля — это голова философа, а руки Эмиля — это руки ремесленника». Теперь Эмиль подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период, период нравственного воспитания, и его можно дать только в обществе. Развращенный город больше не боится Эмиля; он достаточно закален против соблазнов и пороков города. Ж.-Ж. Руссо представляет три задачи нравственного воспитания: Воспитание в добрых чувствах, в добрых суждениях и в доброй воле, в которых он представляет себе «идеального человека» — мелкого буржуа.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метод изучения педагогической документации
  2. Структура процесса обучения
  3. Задачи экологического воспитания в доу
  4. Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
  5. Теоретические основы дошкольного образования
  6. Методология и методы психолого-педагогических исследований
  7. Модульное обучение в ВУЗе
  8. Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности
  9. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание
  10. Условия успешного воспитания ребенка в семье

Почему Свободное воспитание хорошо

Я считаю, что детям действительно важно иметь свободу, чтобы могли решать проблемы самостоятельно, иначе как они будут это делать, став взрослыми? Я считаю, что ребенок имеет право некоторое время побыть без присмотра взрослых, чтобы лучше узнать себя. Иногда детям нужно давать свободу

Я бы предпочел, чтобы они впервые почувствовали вкус свободы, когда мама и папа все еще будут самыми важными людьми в их жизни, прежде чем влияние их друзей станет слишком сильным. Научившись самостоятельно управлять меньшими рисками в детстве, я верю, что они будут лучше справляться с большими рисками, с которыми столкнутся в подростковом возрасте.

Ни у одного родителя нет времени/энергии/желания развлекать ребенка, если он все время находится дома, а не в школе. Неудивительно, что им разрешают проводить все больше и больше времени играя в гаджеты. Это, в свою очередь, усугубляет проблему детского ожирения.

Свободное воспитание очень отличается от разрешительного воспитания, хотя и многие люди не понимают этого. Родители со свободным воспитанием по-прежнему имеют очень четкие границы, хотя разрешительное воспитание является более подходящим подходом для детей. Свободное воспитание находится в прямой оппозиции к вертолетным родителям, где они постоянно контролируют и помогают своим детям.

Возрастные особенности

Воспитание должно соответствовать возрасту, учитывать психические новообразования и кризисы, трудности каждого периода. И начинать лучше уже с рождения

Психологи дают родителям советы, на чём акцентировать внимание в зависимости от того, сколько ребёнку лет:

до года — окружить теплом, вниманием и заботой, не шлёпать и не кричать;
в 1 год — знакомить с окружающим миром, учить контактировать с родными;
в 2 года — расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки и моторику;
в 3-4 года — удовлетворять потребность в активной двигательной деятельности и любознательность, прививать навыки общения, формировать индивидуальный контакт;
в 5-6 лет — приобщать к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми.

Именно семейное воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании маленькой личности. Поэтому родители должны проводить с ними как можно больше времени. Исправлять ошибки потом будет слишком поздно.

Начиная с 1 класса и вплоть до подросткового периода — это время активного нравственного воспитания, в котором должны принимать участие и педагоги, и родители, демонстрируя моральные основы собственным примером. Дети постигают взаимосвязи социума, законы развития природы, суть отношений между мужчиной и женщиной. Важная задача на данном этапе — помочь им раскрыть свой творческий потенциал, научить жить в обществе.

С наступлением подросткового кризиса в воспитании возникает ряд проблем. Даже самые послушные дети под влиянием гормонов выходят из-под родительского контроля. Здесь важными аспектами являются терпимость, доброжелательность и восстановление доверия

Эмоциональная поддержка, доброе слово, совет — в этом возрасте всё это имеет для них важное значение. Чаще разговаривайте о смысле жизни и самоопределении, чтобы к моменту выхода из школы не возникло проблем с выбором профессии

Свободное воспитание

Щадящая техника плохо совместима с коллективным воспитанием, которое требует определенного порядка, дисциплины, взаимной поддержки, взаимного контроля. Она имеет индивидуалистическую направленность, которая ближе всего к так называемому свободному образованию.

Идея бесплатного образования была широко распространена в дореволюционной России. Л. Н. Толстой последовательно отстаивал идеи свободного саморазвития ребенка и считал, что школа и образование должны быть абсолютно свободными. Теория бесплатного образования получила дальнейшее развитие в трудах К. Н. Вентцеля (1857-1947), который утверждал, что общественный строй в России может быть улучшен только через бесплатное образование. В начале нового века (1907-1918) в России появился журнал «Свободное воспитание» под редакцией И. И. Горбунова-Посадова. Выдающиеся педагоги и общественные деятели, такие как К. Н. Вентцель, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, Η. Н. Гусев. В журнале публиковались статьи Н. К. Крупской с критикой старой школы.

Примечательно, что советская школа с ее идеологической зашоренностью не принимала бесплатное образование. В «Словаре по педагогике», опубликованном в 1960 году, свободное воспитание описывалось как «мелкобуржуазная педагогическая теория», которая идеализирует ребенка, признает его «прообразом истины, правды и красоты» и предполагает его саморазвитие. Но она направлена против забивания и угнетения детей, против формализма и заучивания, и не может предложить никакого правильного метода обучения.

Эта теория отрицает право взрослых руководить воспитанием ребенка, направлять его, рассматривая такое руководство как насилие над личностью ребенка. Идеологи советской педагогики критиковали теоретические основы свободного воспитания, практику работы учебных заведений, использование соответствующих технологий. Считалось, что все это лишь объяснение, а на практике система бесплатного образования обеспечивает контроль над всеми действиями и поступками ребенка.

В советское время резко критиковали западную школу, отрицали ее учебные планы, программы, учебники. Особенно марксистско-ленинским идеологам не нравилось то, что они ставили на первое место саморазвитие и самовоспитание детей, отрицали ведущую роль учителя. И сегодня идеи и технологии бесплатного образования признаются и даже рекомендуются к внедрению, но лишь наполовину, как благие пожелания, а не как общая стратегия обновления образования.

Определим общие зависимости, которые влияют на применимость гуманистических образовательных технологий.

  1. гуманистическая технология руководствуется гуманистическими ценностями; однако провозглашение этих ценностей — это одно, а их практическое воплощение — совсем другое. Практика служит критерием истины и является первым и очевидным свидетельством того, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.
  2. Гуманистическая технология может применяться только в гуманистически ориентированных образовательных системах, характеризующихся практическим, ценностно-ориентированным подходом к человеку. Акцент делается на жизни студента здесь и сейчас, в настоящем, а не в будущем. Существуют традиции и привычные модели поведения, которые принимаются большинством, роль наказания в них незначительна. В нашей стране школы, в которых система отношений близка к характеристикам гуманистической системы образования, все еще редки и уникальны.
  3. Гуманистическая система образования может существовать только в гуманистическом обществе. Общество, которое не является гуманистически зрелым, не может ни понять, ни принять гуманистическое образование. Вообще говоря, в каждом обществе существует система образования, соответствующая ценностям и уровню развития этого общества.

Особенности Вальдорфской педагогики

В основе вальдорфской методики лежит принцип «неопережения» развития ребенка. То есть, создаются максимально комфортные условия для того, чтобы ребенок мог развиваться исходя из своих индивидуальных и возрастных особенностей. Именно поэтому знания по тому или иному предмету ребенок получает только в тот период, когда он наиболее к этому подготовлен.

Не менее важной отличительной чертой вальдорфских школ является использование при оформлении кабинетов и классных комнат исключительно натуральных материалов и самодельных игрушек, способствующих развитию фантазии и воображения у воспитанников.

Обязательным элементом вальдорфской системы также являются духовное развитие всех участников образовательно-воспитательного процесса и занятия музыкой. К музыкальным занятиям относятся не только обучение игре на музыкальных инструментах, но и художественное музыкальное движение (различные физические упражнения, направленные на совершенствование координации между полушариями головного мозга).

Программа обучения в школе по Вальдорфской педагогике рассчитана на 11 лет, при этом все основные предметы с 1 по 8 класс ведет один преподаватель. Примечательно, что оценки в общепринятом смысле ученики вальдорфских школ не получают. Вместо них выдаются педагогические характеристики, описывающие способности и достижения каждого ученика.

Среди приоритетных направлений Вальдорфской педагогики также можно выделить воспитание ребенка через подражание взрослому. При этом педагоги тщательно следят за тем, чтобы на мыслительные процессы детей младше 7 лет не оказывалось никакого воздействия.

Группы в детских садах, работающих по вальдорфской системе, разновозрастные, что также способствует «подражательному» воспитанию. Дети сами выбирают чем они хотят заниматься, а если воспитатель организует общие занятия, то могут отказаться от участия в них

Большое внимание уделяется:

  • ручному труду: детей учат вышивать, работать на гончарном круге, резать по дереву, плести из бисера и т.д.
  • изобразительному искусству: малышам предлагаются краски, с помощью которых они могут находить свои творческие решения.
  • музыкальному сопровождению: любое занятие сопровождается игрой на музыкальном инструменте или пением.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться

Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.

Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует

Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.

Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм – явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки

Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Как Начать Применять Свободное Воспитание

Хотя мы, думаем о свободном воспитании как о чем-то, что мы можем применить к старшим детям, есть много способов начать, когда дети еще маленькие. Просто сохраняя дистанцию во время игры или наблюдая за ними в саду через окно, вместо того чтобы выходить с ними на улицу.

К сожалению, я не всегда понимал, что мой стиль воспитания иногда наносит ущерб моим усилиям по воспитанию детей. Когда дети были маленькими, у меня не хватало терпения дождаться пока они что-то доделают, и я быстренько помогал, это одно из моих самых больших родительских сожалений.

Как только мальчик подрос, мы начали применять свободное воспитание, предоставив ему небольшую свободу. Мы отпускали его поиграть в мяч около дома, присматривая из дома. Мы отправляли проверять почтовый ящик и выносить мусор. Мы оставляли его дома одного по 10 минут, когда ходили в магазин. Мы также сосредоточены на том, чтобы научить его безопасно переходить дорогу, позволяя ему самому решать, когда это безопасно.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка

А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Суть и принципы концепции

В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector