Эмоционально неустойчивое расстройство личности

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Симптомы эмоциональной нестабильности

Неустойчивость эмоций бывает двух вариаций: импульсивной и пограничной. Пограничному типу присуще довольно развитое воображение, чрезмерная впечатлительность, подвижность восприятия, неумение адекватно воспринимать обыденные трудности, аффективная лабильность. Любое препятствие на стези таких людей воспринимается ими мучительно и нездорово.

Подобное состояние также именуют неустойчивой психопатией. Оно граничит с шизофренией. Психическая лабильность рассматриваемого типа зарождается в пубертате. Поскольку именно данный период характеризуется превалированием собственных желаний над общепринятыми поведенческими нормами.

Эмоциональная нестабильность подростков здесь обнаруживается в неусидчивости, сменах настроения, фрустрации и невнимательности. Человек, имеющий эмоционально-лабильное расстройство данного типа, часто адекватно воспринимать жизненные испытания не может. Поэтому нередко данные особенности отношения к бытию приводят индивидов к алкоголизму либо наркомании, также могут толкать на преступление. У лиц с рассматриваемым типом отклонения сильно развито ощущение привязанности, что порождает отсутствие самостоятельности. Такие люди склонны шантажировать близких собственным самоубийством. Они довольно конфликты и любят закатывать скандалы из-за ревности.

Людям с эмоционально-неустойчивым отклонением импульсивного типа свойственная чрезмерная возбудимость. Эмоциональная нестабильность у ребенка здесь характеризуется детской капризностью, обидчивостью. Такие малыши склонные к истерикам, агрессии. Взрослым лицам, помимо приведённых симптомов, присуща распущенность и высокая половая активность.

Такие индивиды часто совершают публичные эмоциональные действия, которые нередко сопровождаются вспышками ярости.

Окружающих людей страшит подобное поведение, у них отсутствует понимание поступков индивидов, страдающих лабильностью эмоций. Поэтому они стремятся минимизировать взаимодействие с подобными лицами. Индивиды, страдающие описываемым типом отклонения, выделяются бескомпромиссностью и жестокостью.

Люди с лабильностью эмоций характеризуются нарушением самооценки, невозможностью построения адекватных взаимоотношений с социумом. Они ощущают одиночество, вследствие чего совершают яростные попытки, дабы избежать его. Им свойственны резкие смены настроения. Такие люди ощущают всеобъемлющий страх из-за необходимости внесения корректив в планы.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Диагностика и лечение

диагностика проводится в специализированной клиник

  • Сниженное настроение
  • Апатия
  • Снижение концентрации и внимания
  • Потеря интереса к ранее любимым делам
  • Ограничение социальных контактов
  • Иногда – психосоматические проявления (боли различной локализации)
  • Этап 1. Купирование острой симптоматики. Достигается путем применения фармакотерапии.
  • Этап 2. Стабилизирующая терапия. Прием медикаментов в поддерживающей дозировке и курс психотерапии.
  • Этап 3. Профилактика депрессивных эмоциональных расстройств. Достигается с помощью поддерживающей психотерапии и психообразовательных бесед.

Чувства и дружба

Столь резкая переменчивость скорее характеризует только внешние проявления, определенный период восприятия. Но для большинства людей это достаточный повод воспринимать лабильных, как несерьезных, легкомысленных личностей. Это категорически неверно. Их чувства глубоки и искренны. Если по отношению к посторонним это проявляется слабо, то родные и близкие не сомневаются в преданной любви и участии.

Они становятся очень хорошими друзьями. Особенности характера одновременно привлекают и отпугивают людей. На подсознательном уровне способны осознавать свои недостатки, поэтому трепетно относятся к немногочисленным друзьям.

Коррекция

В случае когда лабильность психики выражается вторым вариантом, то есть импульсивным типом, её проявления могут постепенно, с возрастом, затухать. Но тем не менее при любом проявлении лабильности личность нуждается в помощи специалистов. Самолечение при этом заболевании бесполезно, особенно в тех случаях, когда оно вызвано соматическими проблемами. Помимо медицинской или психологической терапии, таким людям необходимо исключить из своего повседневного рациона возбуждающие нервную систему продукты, отказаться от вредных привычек, а также избегать стрессовых ситуаций.

Особенности лабильности

У детей

Эмоциональная нестабильность в детстве является следствием тяжелых родов, инфекций в раннем возрасте, неблагополучного семейного окружения или психологической травмы. Ослабленная нервная система ребенка бурно реагирует на каждый внешний раздражитель, и физиологически он не в состоянии контролировать этот поток эмоций. Легко заметить отклонения от нормы по частому плачу, истерикам, гиперактивности, капризности. Такие дети требуют постоянного внимания со стороны окружающих, физического контакта (давят не только родители, но и учителя в школе, друзья), они неблагодарно смотрят в глаза, ищут поддержки и участия.

В подростковом возрасте заболевание может обостриться, поскольку оно усугубляется гормональным дисбалансом. Клиническая картина усугубляется негативным компонентом: радостные проявления становятся реже и сменяются гневом, агрессией и постоянной неудовлетворенностью. Если родители не замечают такого ребенка и вовремя не помогают ему, то в момент эмоционального всплеска подросток может обидеть других и себя (не только психически, но и физически) и даже совершить самоубийство.

У взрослых

Эмоциональная нестабильность у взрослых относится к целому ряду симптомов, сочетающих в себе психические и физиологические признаки девиантности. Их можно узнать по постоянному потоотделению на лбу, дрожанию конечностей, горящему взгляду, нервной и неровной речи, тяжелому дыханию и яркой мимике. Они ловят каждое слово других, не оставляют без внимания ни одно событие, бурно обсуждают все, энергично размахивая руками.

Эмоциональная нестабильность у взрослых может быть сносной, когда проявления периодичны, и невыносимой, когда человеку постоянно приходится терпеть эти необъяснимые вспышки. У таких людей возникают проблемы на работе, потому что ни коллеги, ни начальство не могут подстроиться под их перепады настроения. Личная жизнь тоже имеет тенденцию рушиться, не каждый супруг будет терпеть его настроение и истерики под малейшим предлогом.

К сожалению, большинство людей объясняют такое поведение неумением контролировать свои эмоции, отсутствием такта и склонностями. Мужчины любят объяснять такие вспышки своих женщин ПМС. В действительности все гораздо серьезнее. Эта патология нервной системы требует консультации со специалистом и соответствующего лечения.

У женщин

Эмоциональная нестабильность часто возникает у женщин в определенные периоды ее жизни — предменструальный синдром или менопауза. В этом случае необходимо принимать лекарства для нормализации гормонального баланса.

Функции нервной системы человека

Оба отдела действуют слаженно. Например, если мы касаемся шероховатой поверхности, рецепторы на коже передают сигнал через периферические нервы, которые формируют нервные пучки, и направляются к грудному отделу спинного мозга. Последний перенаправляет сигнал в головной мозг. Тот доходит до области коры, отвечающей за тактильную чувствительность. Благодаря этому мы оцениваем поверхность, которую пробуем наощупь.

Если же мы хотим сделать что-то своими руками, например, переложить ручку с одного места на другое, происходит следующее. Область коры головного мозга, отвечающая за сокращение мышц верхних конечностей, дает сигнал нижележащим структурам, который передается на спинной мозг. Последний посылает импульс грудному сплетению.
Далее сигнал идет на кисти рук по локтевому и лучевому нервам, двигая мышцы.

Следует сказать, что не все действия проходят с участием головного мозга
. Например, безусловные рефлексы замыкаются на уровне спинного мозга. Так, если мы касаемся горячей поверхности, импульс идет к чувствительным нейронам спинного мозга, которые связываются с двигательным клетками, а они посылают сигнал на мышцы рук, чтобы мы как можно быстрее отреагировали на опасность и не травмировались.

Также относительной автономности спинного мозга мы обязаны нашими умениями ездить на велосипеде, танцевать, выполнять тонкие физические движения и даже ходить. Когда человек впервые сталкивается с этими занятиями, в формировании рефлексов активно участвует головной мозг. Поэтому мы обдумываем каждое движение, каждую тонкость (нажим педали, место постановки ноги и т.д.). Затем рефлекс полноценно формируется, доходя до автоматизма, после чего его выполнение уже не требует нашего внимания. Ведь велосипедист не обдумывает, какой ногой крутить педаль, а взрослый человек (в отличие от малыша) не следит за каждым положением своей стопы при ходьбе.

Симптомы психологической лабильности

Основные симптомы — чрезмерная эмоциональность, частые перепады настроения. Наиболее заметным симптомом является повышенная плаксивость. Плач вызывают грустные и приятные события — просмотр мелодрамы, наблюдение за игрой ребенка, сердечный разговор. Реакции такого типа характерны для сосудистых нарушений, органических заболеваний головного мозга и астенического синдрома. Вспышки гнева и ярости неконтролируемы, но быстро проходят. Они возникают в повседневных жизненных ситуациях, сопровождающихся фрустрацией и неудовлетворенностью. Они часто приводят к импульсивному агрессивному и самоагрессивному поведению, при котором пациенты кричат на детей, стучат кулаками по столам, наносят себе раны или кричат в приступе ярости.

Другим распространенным симптомом является чувствительность к опровержению, критике, грубости и нетерпимость к чужому мнению. Существует неконтролируемая потребность доказать свою правоту, установить справедливость, поспорить. На пике аффекта гнев может внезапно смениться смехом или плачем. Характерны усталость, слабость и снижение трудоспособности. Сон неглубокий и беспокойный, с частыми пробуждениями. Трудности с концентрацией внимания, быстрая смена настроения влияют на способность к активным действиям и достижению целей. Пациенты часто ищут свое призвание и пробуют разные виды деятельности. Им не хватает настойчивости и сосредоточенности. Эмоциональная нестабильность характеризуется частыми перепадами настроения

Физиологические признаки

Если человек лабилен, то в ответ на стрессовую ситуацию вместе со своими эмоциями он почувствует, как его тело запускает защитные реакции, которые могут быть совершенно ненужными:

  • Их кровяное давление повышается или понижается так же быстро;
  • Земля ускользает из-под ног из-за головокружения и мелькания перед глазами;
  • Может наблюдаться тремор или онемение конечностей;
  • Тахикардия до звона в ушах, кажется, что сердце вот-вот выпрыгнет из груди;
  • одышка;
  • вы начинаете потеть (лоб потеет, подмышки потеют, руки мокрые);
  • Чувствительность повышается: звуки бьют по ушам, свет слепит глаза, малейшее прикосновение причиняет боль;
  • развивается тяжелая мигрень;
  • слышны слуховые галлюцинации.

Однако вне этих ситуаций человек совершенно здоров. Когда вегетативная нервная система убеждается в отсутствии опасности, возбуждающие синапсы ослабевают, и буквально в течение 5 минут состояние приходит в норму, как будто ничего не произошло. Слишком частые приступы этого типа могут привести к снижению либидо, синдрому раздраженного кишечника, ослаблению иммунной системы, цисталгии и другим серьезным заболеваниям.

Психоэмоциональные признаки

Лабильная психика может реагировать на стрессовые ситуации следующим образом:

  • раздражительность, импульсивность;
  • громкий, безудержный, истерический смех;
  • приступы истерии;
  • безрассудное поведение;
  • раздражительность, гнев, агрессия;
  • резкие перепады настроения;
  • нарушения речи (например, заикание);
  • слезливость, плаксивость, угрюмость;
  • спонтанные, неожиданные реакции;
  • чрезмерная эмоциональность.

В долгосрочной перспективе частые срывы приводят к бессоннице, невротическим фобиям и паническим атакам. При возникновении проблемной ситуации все может закончиться еще хуже: если пациент не в состоянии контролировать свои эмоции, он представляет опасность для окружающих и для себя (возможно самоубийство).

Эти состояния следует отличать от психических расстройств. Главное отличие — изменчивость настроения. Это означает, что вне этих ситуаций человек полностью достаточен. И почти всегда на это накладывается набор физиологических симптомов.

Особенности лабильности проявляются в разном возрасте по-разному

Патогенез проблемы

Неадекватное проявление эмоций случается вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения, которые происходят в нервной системе. При этом, возбуждение превалирует: нейронная передача сигналов мозгу усиливается, а их целенаправленность, наоборот, замедляется.

Получается, что мозг правильно улавливает суть ситуации, но не успевает взять контроль над динамичностью и выраженностью эмоционального фона. Проявляется это так: в грустной ситуации, где был бы уместен сочувственный кивок головой или молчаливо опущенный взгляд, ты плачешь в три ручья, выжимая носовой платок, пропитанный слезами. Помнишь, как гайдаевский Шурик жалел птичку? В тот момент он выказывал эмоциональную лабильность.

Симптоматика патологического состояния

Главный лабильный признак – мгновенная перемена настроения касательно кого-то или чего-то. При этом слёзы с лёгкостью сменяются непонятным смехом, а благодушие переходит в явную агрессию.

Вместе с этим эмоциональная лабильность может выражаться во вспышки аффективного генеза. Люди с такой патологией не могут отвечать за свои поступки, а также притупляется основной инстинкт – самосохранение. Из-за чего такие индивидуумы способны на необдуманные поступки.

Лабильное эмоциональное отклонение органического свойства в основном стыкуют с наличием чувства растроганности на фоне слезливого состояния.

Со стороны физиологии помимо обострения вегетативных отклонений для людей с эмоциональной лабильностью может случиться кратковременная (вазовагальная) потеря сознания, присутствующая под воздействием эмоциональных проявлений, при которых мгновенно расширяются сосуды, но отмечается значительное замедление частоты сокращений сердечной мышцы.

Но патогенность эмоциональной лабильности может проявляться в слабодушии импульсивного и пограничного характера.

Лабильное импульсивное слабодушие характеризуется негативными проявлениями.

Симптомами такой патологии являются:

  • Дисфория (мрачность).
  • Раздражительность.
  • Обидчивость.
  • Мстительность.
  • Патологическое упрямство.

По причине присутствия подобных признаков человеку затруднительно работать или учиться в коллективе, а также ему проблематично создать и удержать семейные отношения.

Помимо этого, человеку с импульсивным складом лабильной патологии нелегко даётся и быт из-за чего нередко происходят аффективные вспышки. Агрессивное состояние может концентрироваться внутрь себя, доводящее до саморазрушения, так и в окружающую среду, выливаясь в асоциальное поведение.

Пограничное слабодушие обуславливается впечатлительностью, беспомощностью в трудных ситуациях, колебаниями между интересами, ярким эмоциональным поведением, эмоциональным и физическим истощением, утратой продолжительности одного рабочего процесса и пренебрежением родительскими наставлениями в детском возрасте.

Помощь на дому

После выписки из стационара или при условии легкого течения заболевания пациент может получать терапию дома.

Амбулаторное лечение включает в себя два варианта:

  • консультативно-лечебную помощь;
  • диспансерный учет.

Консультативно-лечебная форма является добровольной и оказывается пациентам в случае, когда они сами обратились за помощью. Больные имеют на это право всегда, когда чувствуют потребность. Такой формат отношений устанавливается при легком расстройстве и благоприятном прогнозе. В эту также группу могут попасть пациенты со стойкой ремиссией.

Больные при консультативно-лечебной форме помощи имеют минимальные ограничения. У них отсутствует возможность поступить на контракт в армию, работать в силовых структурах или состоять на государственной службе.

Диспансерный учет – это принудительная форма амбулаторной помощи. Человек обязан регулярно посещать участкового врача-психиатра или же медик приходит к нему. Как правило, такому наблюдению подлежат пациенты с хроническими расстройствами, сопровождающиеся тяжелыми проявлениями. Чаще всего это нарушения с бредом и галлюцинациями. А также те расстройства, которые дезадаптируют человека в обществе.

Такие больные лишены возможности получить водительские права или разрешение на хранение оружия. Им противопоказана работа с детьми, особо опасные профессии и материально ответственные должности, госслужба. Трудовые ограничения устанавливаются на 5 лет, после чего могут быть пересмотрены.

Если у пациента 3 года наблюдается стойкая ремиссия, с него снимают диспансерное наблюдение, но при условии, что он на протяжении всех этих лет регулярно посещал врача.

Психические расстройства затрагивают самые разные структуры нашей психики. И ее лечение – длительный и трудоемкий процесс. Он требует немалых усилий и терпения. Но, подходя к вопросу комплексно и со всей ответственностью, это наверняка позволит достичь положительных результатов или обрести полную гармонию с самим собой.

Нарушение выраженности и силы эмоций

  • Сензитивность. Характеризуется чрезмерной чувствительностью к эмоциональному событию и ранимостью. Например, человек может расплакаться, если у него из рук выпало яблоко. Сензитивность может быть врожденным качеством или сопровождать расстройство личности.
  • Эмоциональная холодность. Характеризуется притуплением эмоций. События не вызывают адекватной реакции. Явления и объекты встречаются холодным отношением, независимо от их значимости. Например, смерть близкого человека не вызывает грусти или печали у человека. Обычно встречается при шизофрении и шизоидном расстройстве личности.
  • Эмоциональная тупость. Это абсолютная эмоциональная холодность. Любое событие, независимо от эмоциональной значимости, не вызывает реакцию. Эмоциональная тупость возникает при шизофреническом дефекте – конечном состоянии шизофрении.
  • Апатия. Характеризуется безразличием и безучастием к событиям внешнего мира. Они не вызывают интерес или побуждение.

Причины

Так как лабильность — пограничное явление, касающееся и психики, и физиологии, то и факторы, провоцирующие её появление, лежат именно в этих плоскостях.

Физиологические (вегетативные)

  • Болезнь Бюргера;
  • гормональная дисфункция;
  • дефицит полезных веществ, необходимых для нормального функционирования нервной системы;
  • интоксикация (медикаментозная, наркотическая, алкогольная, ядохимикатная);
  • нестабильное давление, его постоянные скачки;
  • осложнения во время или после беременности и родов;
  • перенесённые инсульт или инфаркт;
  • последствия неудачного наркоза;
  • раковые опухоли мозга, черепно-мозговые травмы;
  • тиреотоксикоз, гипотиреоз;
  • тяжёлые нейроинфекции: менингит, энцефалит, миелит, полиомиелит, столбняк, ВИЧ-инфекция, церебральная малярия и др.;
  • эпилепсия.

Вегетативная лабильность нередко развивается на фоне таких заболеваний, как:

  • болезнь Крона;
  • диабет;
  • кифосколиоз;
  • красная волчанка;
  • лимфогранулематоз;
  • рак на последних стадиях;
  • язва.

Психологические

  • Дистресс;
  • избалованность;
  • недостаток воспитания (человека с детства не учат держать в себя в руках, и со временем тормозные синапсы у него ослабевают до такой степени, что впоследствии, даже если он захочет остановиться в проявлении своих эмоций, он не сможет этого сделать);
  • психотравмы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Интеллектуальная лабильность, по мнению специалистов, определяется в большей степени наследственностью. Некоторые даже считают, что по этой причине она не поддаётся коррекции, так как заложена на генетическом уровне. Однако тренинги и постоянное развитие памяти и внимания приводят к повышению показателей, что опровергает данную точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector