Движущие силы и условия развития личности. развитие как способ существования личности в представлениях отечественных исследователей. личностная зрелось. проблема постоянства и изменчивости личности
Содержание:
- Причины возникновения сложностей
- ТЕМА 2. Движущие силы и источники психического развития
- Сущность педагогического процесса
- Противоречия как движущие силы обучения
- Факторы, влияющие на формирование личности
- Направления
- Психология
- Уровни
- Стратегия эксперимента в исследовании психического развития
- Целостность и функции процесса воспитания
- Теории
- Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека
- Условия
- Педагогика
- Факторы развития личности
Причины возникновения сложностей
Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.
К психологическим причинам относятся:
- неудовлетворенные потребности;
- жизнь против своей природы;
- систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.
Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.
Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».
Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.
К социально-психологическим причинам относятся:
- бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
- безработица;
- нестабильная обстановка в обществе;
- резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).
Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.
ТЕМА 2. Движущие силы и источники психического развития
1. Оральная стадия (0– 1: 5) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище, эрогенная зона – рот, губы, язык. Фазы: а) орально-инкорпоративная фаза (0: 1– 0: 6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удовлетворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя. Ребенок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прообраз или модель процессов: интроекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации. б) орально-садистическая фаза (0: 6– 0: 12) характеризуется началом отлучения ребенка от груди, увеличиваются интервалы между кормлениями, матерью осуществляется регуляция пищевого поведения ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаждения: 1) ребенок уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности; 2) мать начинает оставлять ребенка одного. Оральный характер: 1 а) оральный оптимизм – доверчивость, часто чрезмерная, когда человек – потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответственность, уверенность в том, что всегда найдется «добрый дядя» , который решит все проблемы. 1 б) орального пессимизма – враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности. 2. Анальная стадия (1 -3 года): эрогенная зона – анус, ребенок начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения облегчением, связанным с выделительной функцией. Однако на пути получения удовольствия встает социальный барьер. Впервые в жизни ребенка возникает долженствование как задача управления жизненными функциями. Психологическое значение этого события в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом социальных требований. На анальной стадии ребенок впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. «Эго» приобретает функцию регуляции отношений ребенка с внешним миром. Возникает тестирование реальности в форме изучения возможностей удовлетворения своего желания. Фазы: а) анально-садистическая фаза (1 -1: 5) характеризуется противостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли, что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей, и от сопротивления взрослому. б) анально-ретентивная (удержание) фаза (1: 5 -3) характеризуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции, приобретая контроль над окружением в форме удержания – отпускания. Анальный характер: 2 а) анально-удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование); 2 б) анально-выталкивающий (тенденция к противостоянию, упрямство, негативизм). Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда
Сущность педагогического процесса
Основные принципы – комплексность, общность, единство. Часть теоретиков не различают эти понятия, но отличия есть. Целостность считается объективным фактором, который не будет постоянным. Главным его проявлением считают учебный цикл в школе. Он сжатый во времени, логичный в формировании базы знаний учеников, комплексный, так как ведётся обучение целой системе предметов гуманитарного, точного и других направлений. Но дети не пребывают в школе круглосуточно, поэтому периодически целостность процесса прерывается.
Общность педагогического воздействия (обучения, воспитания) проявляется в его структуре:
- субъект;
- объект;
- средства;
- продукт или результат.
Субъект – это воспитатель детского сада, первый учитель в школе, преподаватели предметов, мастера в училище, лекторы, ведущие семинарских занятий в ВУЗе. Объект – отдельно взятая личность, в отношении которой работает субъект, либо группа личностей примерно одинакового возраста и уровня развития (школьный класс), группа в садике, институте). Педагог применяет специальные средства, не типичные для других сфер труда. Среди них выделяются:
- знания;
- личные навыки;
- жизненный опыт;
- специальные психологические методы поиска подхода к ученику или группе воспитываемых личностей;
- применение специальных методов донесения информации.
Используются технические средства обучения:
- планшеты;
- видеопроекторы;
- компьютерные программы;
- интерактивные доски и т.д.
В качестве средств обучения до сих пор применяются более традиционные материалы – таблицы, атласы, контурные карты.
Результат, то есть продукт – это то, что получается в итоге. Каждый учитель хочет, чтобы дети в будущем стали культурными, знающими, развитыми личностями. Результат процесса воспитания растянутый во времени.
Успешный ход обучения зависит от движущих сил. В основном они внутренние. Главной силой считается противоречие между требованиями учителя, воспитателя познавательного, трудового, продуктивного, общественного значения, а также возможностями учеников выполнить эти требования. Максимальное устранение противоречий – это искусство сотрудника школы.
Педагогический процесс – это структурное явление со своими законами и побуждающими факторами.
Противоречия как движущие силы обучения
В традиционном понимании слова противоречие – это конфликт между сторонами, мыслями, идеями. Преодоление споров, поиск точек для соприкосновения – главные задачи, потому что конфликтность никогда не даст позитивного результата.
В педагогической науке под противоречием подразумевается то, что полностью исключает другое. Классификация противоречий такова:
- объективные;
- субъективные;
- внутренние;
- внешние.
Рассмотрим каждый из видов противоречий по отдельности.
Объективные и субъективные противоречия
Сложности в процессе обучения возникают у каждого ребенка. Одной из главных проблем объективного характера считается несоответствие между уровнем развития, знаниями, умениями подростка и требованиями развивающегося общества. Детям все сложнее осваивать увеличивающийся поток информации по дисциплинам, число которых также растет. Требования школьной программы постоянно идут в ногу со временем, учитывая тенденции развития науки и техники, а детская психика не всегда может выдержать увеличение нагрузок. В результате этого у ребенка:
- создается дефицит времени;
- нет возможности полноценно отдыхать и восстанавливать силы для следующего дня;
- растут моральные, эмоциональные и умственные нагрузки.
Ещё одно противоречие заключается в требованиях трудового, познавательного, практического направлений и возможностями реализации этих догм.
Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать первоклассника заниматься полезной для него деятельностью.
Виды субъективных противоречий
Классификация субъективных проблем следующая:
организация процесса обучения как массового явления (класс, группа) и индивидуальное развитие личности ребенка
Каждый подросток или представитель более младшего возраста желает, чтобы максимальное внимание учителя досталось именно ему, а преподаватель должен уделить внимание всем поровну. Организация обучения на постсоветском пространстве одна из лучших в мире, но решение данного противоречия не достигнуто
Проблема каким-то образом решается с помощью факультативных и дополнительных занятий, которые посещают талантливые ребята, искренне желающие получить новые знания;
рост значимости гуманитарных дисциплин (в частности, языков) и развитие технической составляющей школьного процесса.
Основные способы преодоления противоречий следующие:
- постоянное обучение ребенка;
- организация общественно полезного труда;
- хорошо организованный сплоченный классный коллектив, в котором все участники максимально помогают друг другу;
- творческая, спортивная деятельность за пределами класса (кружки, детско — юношеские центры, спортивные секции).
Позитивный результат в виде постепенного формирования знаний, умений, навыков у каждого ученика достигается только в условиях сплоченного и мотивированного коллектива ровесников, которые помогают друг другу развиваться. Только в таком случае субъективные противоречия не играют серьезной роли.
Факторы, влияющие на формирование личности
Опыт
На протяжении всей жизни человек участвует в разных видах деятельности. Этот опыт называется личным и включает в себя совокупность полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Существует ещё личностный опыт — этот вид опыта связан с психологическими переживаниями субъекта относительно смысла деятельности. Он помогает сформировать убеждения, взгляды, собственные выводы из пережитого.
Наличие опыта помогает человеку познавать и преобразовывать окружающую действительность, реализовать наилучшим образом внутренний потенциал, ставить цели и достигать их. Положительный опыт подталкивает человека продолжать двигаться в том же направлении, а отрицательный тормозит его развитие.
Социальное окружение
С первых дней жизни человек попадает в социальное окружение и включается во взаимодействие с остальными субъектами. Социальное общение начинается с семьи и продолжается в других социальных институтах. Приобретенный в результате опыт постепенно преобразуется во внутренние убеждения, становится частью мировоззрения и неотъемлемой составляющей личности человека. При этом из одинаковых социальных ситуаций разные индивиды могут вынести различный социальный опыт, что служит процессу формирования такого качества личности, как индивидуальность.
Рассмотрим на примере некоторых характеристик окружения, каким образом они могут повлиять на развитие личности отдельного индивида:
- Успешность. Окружая себя успешными людьми, человек мотивирует себя на достижение жизненных целей и реализацию амбиций.
- Уважительность. Находясь среди членов общества, демонстрирующих уважительное отношение к другим, ребенок перенимает эту манеру поведения. Также верно и обратное.
- Наличие высокого интеллекта и уровня культуры. В окружении умных, культурных, образованных людей индивид стремится стать похожим на них.
- Здоровье и физическая форма. Если в окружении человека большинство придерживается здорового образа жизни, наглядно демонстрируя его результат, появляется желание присоединиться к ним. Если же подросток попадает в среду, где поощряется курение и выпивка как символ взрослости, велик шанс попасть под влияние этой среды, чтобы не выделяться из толпы.
Культура
Определенный культурный опыт является достоянием всего человечества и одинаково влияет на формирование личности, независимо от общественного строя. Но в то же время каждое отдельное общество предлагает своим членам особенный культурный опыт, отличный от опыта других культур. Большое значение имеет ее религиозная составляющая. Так, личность, воспитанная на основе христианской культуры кардинально отличается от личности, воспитанной в мусульманской среде.
Каждое общество прививает всем членам свои общекультурные ценности, которые впоследствии становятся отличительными чертами любого из них, хоть и в разной степени. Так создается образ типичного англичанина, среднего американца или исконно русского, который соответствует базису культуры общества.
Физическое окружение
Влияние окружения в физическом (географическом, климатическом) смысле на развитие личности не столь значительно, как социальное. Оно имеет значение большей частью для предпосылок формирования националистического, этнического сознания. Однако нельзя отрицать некоторые факты, подтвержденные многолетним опытом большинства людей. Так, например, жители более северных широт по своему характеру более открыты, гостеприимны, доброжелательны к незнакомым людям, чем жители южных широт.
Генетические особенности
В каждой человеческой особи природой генетически заложены предпосылки для ее индивидуального развития. Люди отличаются друг от друга не только по своим физическим качествам, но и по врожденной склонности к некоторым видам деятельности, дающей им преимущества в быстром и качественном освоении определенных профессий. Биологическая наследственность является одним из факторов, влияющих на индивидуальность личности, объясняющих ее отличие от других особей по темпераменту, характеру, способностям
Направления
Человек может развиваться в личном, то есть духовном направлении и в социальном.
Духовное развитие предполагает совершенствование душевных качеств, особенностей поведения, которые идут во благо человеку и соотносятся с нормами морали и нравственности.
Сюда относит воспитание в себе доброжелательности, скромности, самопожертвования, а также силы воли и характера. К духовному направлению также относят сферу интересов личности.
Расширение кругозора и углубление познаний о мира развивает психику человека и его индивидуальные качества , мышление, критический подход, интеллект.
Также духовное развитие формирует мировоззрение личности и основные психологические установки: политическую позицию, отношение к другим людям, ценности.
Личное развитие реализуется как самим человеком, так и при воздействии общества в коллективах, в период получения образования. Большую роль в этом играют семейные отношения.
Социальное направление характеризуется развитием социальной роли индивида. Каждый человек играет сразу несколько таких ролей:работник, семьянин, друг, коллега.
Во всех этих качествах возможно совершенствование и развитие личности. Сюда относится карьерный рост, создание семьи,рождение детей. Социальное направление тесно связано с духовным и личным, поскольку осуществляется на основании него.
Психология
Процесс самосовершенствования требует огромных усилий от человека. Поэтому прийти к этому шагу можно только осознанно.
Под давлением обстоятельств и мнения общества в человеке происходят такие изменения, которые позволяют ему комфортно находиться среди этих людей в этих условиях.
Однако когда он понимает сам, что ему нужно что-то изменить в себе, начинается путь саморазвития личности. Этот процесс гораздо более сложен, чем нормальное ",взросление", психики, поскольку тут не выделяется никаких этапов или критериев.
Саморазвитие включает в себя:
- профессиональное совершенствование,
- развитие каких-либо положительных качеств (терпение, доброта, сила воли),
- улучшение отношений с окружающими людьми,
- построение новых отношений, знакомства,
- нахождение и развитие интересов и увлечений,
- расширение познаний о мире.
Человек стремится улучшить свое понимание обстановки вокруг себя и в мире в целом.
Сподвигать на такие изменения могут различные причины, однако все они характеризуются наличием собственного выбора личности.
На определенном этапе сомнений и выработки решений какой-либо проблемы перед личностью встает вопрос , решиться на самоизменение или же продолжать пребывать в таком состоянии. Первый выбор требует большой самоотдачи и смелости, поэтому такие люди имеют сильный характер или стремятся к этому.
Уровни
Выделяют несколько классификаций уровней развития. Российские психологи выделяют семь таких уровней:
- Выживание , направлен на сохранение биологической целостности организма, реализация инстинктов.
- Размножение , становление семьи и профессиональной реализации индивида.
- Управление , совершенствование социальной роли, взятие потребностей под контроль.
- Чувственность , развитие способности к сопереживанию и эмоциональному восприятию окружающего мира.
- Совершенствование , творческое направление деятельности, стремление внести какой-либо вклад в сообщество.
- Мудрость , осознание жизненных успехов и неудач, развитие мышления и интеллекта личности.
- Просветление , принятие личности себя, ощущение собственной гармонии.
Стратегия эксперимента в исследовании психического развития
Эксперимент — это стратегия исследования, при которой проводится целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регулируемых изменений определенных его характеристик. В процессе проверяется гипотеза. В психологии, наряду с наблюдением, это один из основных методов получения научного знания в целом и психологического исследования в частности. Оно отличается от наблюдения прежде всего тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство исследователя в ситуацию, систематическое манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и фиксацию возникающих изменений в поведении объекта исследования.
Формирующий эксперимент — используется в возрастной психологии как педагогический метод отслеживания изменений в психике ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы — эксперимент преобразующий, творческий, воспитательный, формирующий, генетически-моделирующий; метод формирования психики действующего. Форма естественного эксперимента, характеризующаяся изучением психических процессов в процессе их целенаправленного возникновения. Она предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого — в ходе формирования его психики. В его основе лежит подход, рассматривающий психическое развитие как явление, контролируемое обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, который определяет это развитие. В данном случае этот метод выявляет не столько существующее состояние знаний, умений и навыков, сколько специфику их формирования. В его рамках субъекту сначала предлагается самостоятельно освоить новое действие или знание (например, сформулировать узор), а если это не получается, то ему предлагается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается формирующим экспериментом, чтобы можно было определить различие между начальным, текущим уровнем и конечным уровнем, соответствующим зоне развития ближайшего будущего. Формирующий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики психического развития в патопсихологии.
Метод срезов (кросс-секционный метод) относится к организационным методам наблюдения психологии старения. Исследование организовано как работа с людьми разных возрастных групп — как с выполнением срезов в разном возрасте. При наличии достаточного количества представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития — этот метод иногда противопоставляют лонгитюдному методу (длительное наблюдение за индивидом).
В отличие от формирующего эксперимента, метод срезов ограничивается регистрацией выявленных фактов, тогда как формирующий эксперимент, создавая специальные ситуации, выявляет закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития и формирования личности, определяет пути оптимизации этого процесса. Поэтому она широко используется в отечественной психологии (с конца 30-х годов) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, что обеспечивает связь психологического исследования с педагогическим поиском и проектированием особо эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Целостность и функции процесса воспитания
Целостность – системное и внутреннее единство процесса, автономность и определенная независимость от внешней среды, влияние индивидуальных функций и характеристик.
Учитель и дети зашли в помещение на урок, то есть 45 минут будут находиться в едином пространстве. Если преподаватель сможет заинтересовать коллектив и завоевать авторитет среди детей, значит на протяжении этого времени будет наблюдаться единство, взаимодействие коллектива детей с учителем.
Основные функции воспитательного и учебного процесса в заведениях всех типов следующие:
- образовательная. Педагоги предоставляют детям знания, учат их применять и доносят информацию о способах приобретения знаний. Книжки, интернет, телевидение, газеты, радио – все эти источники информации помогают общему развитию ребенка;
- развивающая. С помощью взаимодействия с воспитателем, педагогом осуществляется развитие логики, памяти, речи, гибкости, критичности и других качеств ума, познавательных интересов ребенка, сферы движения и сенсорного восприятия;
- воспитательная. В структуре этой функции выделяют воспитание основных нравственных качеств, мотивации получать знания, формирование навыков коллективного взаимодействия;
- организующая.
Педагогический процесс сродни живому организму со своими функциями, законами и движущими силами. Составляющие неизменны, под них можно только подстроиться.
Вся сущность педагогического процесса в следующем видео:
Теории
Психоаналитическая теория Фрейда: единство трех структур , Я, Оно и Сверх Я порождает в человеке гармонию и постоянный внутренний конфликт одновременно. Личность балансирует на равновесии и соподчинении этих элементов.
Теория научения или бихевиоризма гласит о ведущей роли образования и научения в личностном росте.
Когнитивная теория развития выделяет процессы познания мира как ведущие факторы и мотиваторы развития. Человек растет вместе с ростом его интеллекта и мышления.
Гуманистические теории развития выделяют стремление сохранить свой и общественный комфорт в равновесии и выделяет альтруизм и самосознание как ведущие механизмы роста личности.
Деятельностная теория Ухтомского и Выготского рассматривает активность и деятельность личности в различных сферах ведущими элементами роста.
Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека
Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.
Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями
Мотивационный посыл
Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.
Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:
- естественный внутренний источник или «мотор»;
- собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
- посыл других людей или организаций, деятельность.
Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:
1) переход мотива на цель;
2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;
3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.
От рождения до смерти — Психология человека
Условия
Для нормального процесса личностного развития необходимо иметь соответствующие условия.
Первым и одним из самых важных является семья и семейные отношения. В этих условиях начинается развитие личности и до определенного этапа семья является основным фактором влияния.
При этом имеют значение как поощрительные воспитательные меры, так и ограничительные. Не менее важным является образовательный коллектив и сама возможность получения образования.
В этих условиях начинает формироваться социальная роль индивида, и его личность начинает постепенно меняться. Необходимым компонентом роста является наличие трудностей и стрессов.
Эти факторы играют воспитательную и укрепляющую дух роль в росте личности. Без негативных ситуаций и переживаний невозможно гармоничное развитие человека.
Также необходимостью адекватного роста являются некоторые лишения , финансового и духовного характера. В этих условиях человек учится ценить сравнивая.
Для нормального процесса личностного роста необходим баланс положительных, комфортных и негативных, мобилизующих условий.
Общие закономерности личностного роста:
- социальная обусловленность,
- адаптивная направленность,
- реализация наследственного генетического задатка,
- большая роль мотиваций и установок личности,
- динамичность изменений,
- развитие личности в зависимости от окружающих условий,
- отсутствие перемен снижает уровень роста,
- направление развития определяется создавшимися условиями в балансе с личностными качествами (принципы, мировоззрение).
Педагогика
Основными движущими силами развития личности воспитанника являются:
• уровень развития личности и ее идеалы, жизненные ценности и установки; • потребности, мотивы, мотивации личности и моральный долг; • жизненные притязания личности и ее возможности; • наследственные данные и потребности воспитания; • эмоционально-чувственная сфера личности; • особенности протекания нервно-психических процессов личности и тому подобное.
Таким образом, изучить своих воспитанников – значит выявить особенности подструктур психологической структуры личности, определить закономерности их проявления в формировании и развитии личности, выделить движущие силы их развития и формирования, на этой основе прогнозировать процесс воспитания. Поэтому воспитателям следует знать возрастную периодизацию личности – разделение целостного жизненного цикла человека на возрастные отрезки (периоды), измеряемых годами.
Г. С Костюк трактовал возраст в психологии как конкретный относительно ограниченную во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями, одинаковыми для всех людей. Возрастные психические особенности, которые обусловлены историческим развитием, наследственностью, воспитанием, содержанием и характером общения и деятельности человека. При этом общение и деятельность, по его мнению, непосредственно влияют на сроки перехода от одной возрастной стадии к другой.
Д. Б. Эльконин на основе идей Л. С Выготского и А. М. Леонтьева создал общепринятую в отечественной психологии научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности. Он основные периоды психического развития личности определял по следующим психолого-педагогическим критериям:
во-первых, возрастной понимал развитие как общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формированием новых мотивов и ценностных установок;
во-вторых, он придерживался мнения Л.С.Выготского о внутренней детерминированности развития и его целенаправленный, развивающий, скачкообразный характер;
в-третьих, базировался на конкретно-историческом понимании природы ребенка;
в-четвертых, брал за основу развития качественные и существенные признаки в их системной связи
Особое внимание он обращал на деятельностную интерпретацию развития человека
Можно подать такую обобщенную возрастную периодизацию развития личности:
1. Период новорожденного (от рождения до одного года).
2. Период раннего детства (от 1 до 3 лет).
3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
4. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет).
5. Средний школьный, или подростковый возраст (от 10 до 15 лет).
6. Старший школьный, или юношеский возраст (от 15 до 18 лет).
Разумеется, границы возрастных периодов относительно подвижные. Это зависит от природного потенциала детей, характера и содержания ведущего вида деятельности и воспитательного воздействия на них. Каждый возраст имеет свои особенности. Поэтому воспитателю следует учитывать характерные для каждого возрастного периода социальную ситуацию развития, содержание, методы и формы обучения и воспитания, ведущий вид деятельности, уровень развития сознания и самосознания воспитанника. Также имеет место проблема акселерации – ускоренного индивидуального развития ребенка, когда среднефизические и ее психофизиологические константы опережают оптимальные.
Следовательно, формирование и развитие личности воспитанника может быть целеустремленным, самостоятельным или стихийным, в зависимости от педагогически обоснованной деятельности воспитателя, общения, поведения учащихся.
Факторы развития личности
Современной науке личность представляется неделимой совокупностью ее биологической и социальной сущностей. Процесс развития личности завязан на единстве физических и психических особенностей человека, условий его социального окружения и стремления к саморазвитию и совершенствованию. Факторы развития личности — это движущие силы, которые способствуют развитию индивида во всех жизненных сферах.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Опираясь на эти определения, выделяют три основных фактора, от согласованности воздействия которых зависит итоговый результат развития личности:
- наследственность;
- воздействие среды;
- обучение и воспитание.
Наследственность
Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида.
Это могут быть как отличительные черты сложения и внешнего вида, так и психические особенности, генетические заболевания. Также на генном уровне может передаваться предрасположенность к развитию тех или иных способностей. Природные данные человека предопределяют лишь общее направление вектора его развития.
Пример
Хороший музыкальный слух дает человеку возможность стать композитором, музыкальным исполнителем или певцом любого жанра, но не гарантирует, что он будет заниматься музыкой на профессиональном уровне. Выберет ли этот человек музыкальную карьеру, зависит от наличия равноценных способностей в другой области, личного примера близкого окружения (дети музыкантов чаще выбирают тот же путь самореализации), создание оптимальных условий для развития данной способности.
Воздействие среды
Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Личность сама по себе играет важнейшую роль в характере проявления как внутренних, так и внешних воздействий на человека со стороны среды.
Существенные социальные обстоятельства:
- макросоциальная среда (характеризуется уровнем развития общества, его социальным строем, воздействием на индивида общественных институтов);
- микросоциальная среда (социальная группа, коллектив, обеспечивающие взаимодействие и общение субъекта с другими индивидами);
- искусственная среда обитания (современные технологии, техника, информационная среда — телевидение, интернет).
Обучение и воспитание
Воспитание — мощнейший фактор развития личности, способный корректировать в нужную сторону негативное влияние наследственности и среды. В отличие от последних, воспитание воздействует на человека на сознательном уровне и требует его осознанного участия в процессе формирования личности.
Обучение способствует интеллектуальному и творческому развитию, овладению знаниями и полезными навыками, формированию определенного мировоззрения, тяги к познанию.