Органическое расстройство личности

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность

Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство (F06.6).

Этиология

Чаще возникает в связи с цереброваскулярными заболеваниями, так называемые дисциркуляторные энцефалопатии, а также в отдаленном периоде (после года) черепно-мозговых травм. Астения также отмечается в катамнезе лиц, совершавших суицидальные попытки, после продолжительных наркозов, энцефалитов и всех продолжительных и тяжелых соматических и инфекционных заболеваний, при опухолях головного мозга.

Распространенность

Практически все тяжелые соматические и инфекционные заболевания завершаются реконвалесценцией с астенией.

Клиника

Основой клиники является астенический синдром, который характеризуется: слабостью, гиперсензитивностью (гипеальгезией, гиперестезией, гиперакузией, часто фотобоязнью), головокружениями, снижением моторной активности, быстрой утомляемостью, раздражительностью, нарушением концентрации внимания, слезливостью.

Диагностика

Основана на выявлении в анамнезе вероятных причин эмоциональной лабильности.

Дифференциальная диагностика

Чаще следует дифференцировать с невротическими расстройствами (неврастения, другие специфические невротические расстройства), при которых нет характерного анамнеза и которые связаны с психологическими причинами и стрессом. Значительные физические и интеллектуальные нагрузки могут привести к клинике неврастении, которую можно отличить от органической астении только после выявления причин расстройства.

Терапия

Заключается в приеме неспецифических стимуляторов (алоэ, женьшень, фибс, элеутерококк), ноотропов (ноотропил, фенибут, глютаминовая кислота, энцефабол, аминалон) в течение нескольких курсов витаминотерапии большими дозами, физиотерапии.

Легкое когнитивное расстройство (F06.7).

Этиология

Расстройство рассматривается как предсимптом атрофических деменций, как симптом отдаленных последствий черепно-мозговой травмы, энцефалитов, системных расстройств, включая ВИЧ.

Распространенность

При тщательном обследовании легкие когнитивные расстройства удается выявить на ранних этапах болезни Альцгеймера, сосудистой деменций. Это позволяет рано начать терапию.

Клиника

Снижение когнитивной продуктивности проявляется в сферах памяти, мышлении, речи, поведении. В памяти оно проявляется в затруднениях запоминания и воспроизведения нового материала, в мышлении — в затруднении формулировки общих и абстрактных идей, в речи — в затрудненном поиске слов, в поведении — в некоторой растерянности и аффекте недоумения.

Расстройство отмечается на протяжении не менее двух недель после развития основного заболевания.

Диагностика

Основана на данных экспериментально-психологического исследования и клинического исследования. Когнитивный дефицит обычно переживается самим пациентом. Диагноз может рассматриваться как этапный при деменциях, например, ВИЧ, органических амнестических нарушениях, но может быть самостоятельным при преходящих динамических нарушениях мозгового кровообращения.

Дифференциальная диагностика

Легкое когнитивное расстройство от органических расстройств личности отличается тем, что когнитивные нарушения не сочетаются с эмоциональными (дисфории, аффективная неустойчивость, эйфория), поведенческими расстройствами (расторможенность, неадекватность) и продуктивными расстройствами (паранойяльность), типичными для органических расстройств личности.

Терапия

Основана на лечении основной патологии, применении курсов ноотропов (ноотропил, фенибут, глютаминовая кислота, энцефабол, аминалон), мелатонин (0,3 мг в сутки), стимуляции обучаемости.

Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга (F07).

Причиной расстройств чаще является черепно-мозговая травма, эпилепсия, чаще всего височная, энцефалиты и энцефаломенингиты. Расстройства личности и поведения могут быть сопутствующими или резидуальными. Расстройства зависят от локализации повреждения, продолжительности воздействия повреждения и общемозговых изменений. Постэнцефалитический и посткоммоционный синдромы являются часто лишь этапными для диагноза органических расстройств личности.

Органическое поражение личности и психики

Любое изменение, возникающее в головном мозге, не проходит для человека бесследно. Нарушается структура нервной ткани, уменьшается количество нейронов и межнейронных связей. Разумеется, если повреждения мозговой ткани невелики, то она может частично восстановиться, а функции погибших нейронов берут на себя другие. Однако если очаг поражения слишком велик, то нарушается работа мозга как слаженной системы.

Все изменения в нервной ткани отражаются на поведении человека и на его психике. Во многом изменение поведения зависит от того, какие именно участки мозга поражены. Наибольшее влияние на поведение оказывает поражение лобных долей мозга.

Симптомы Органического расстройства личности:

Шесть и более месяцев отмечаются характерологические изменения, которые либо выражаются в целом в заострении преморбидных черт личности, либо в возникновении торпидности, вязкости, брадифрении (глишроидия). В эмоциональном фоне — либо непродуктивная эйфория (мория), либо дисфории. Часто на поздних этапах — эмоциональная лабильность или апатия. Порог аффекта низкий, и незначительный стимул может вызвать вспышку агрессии. В целом утрачивается контроль над импульсами и побуждениями. Отсутствует прогноз собственного поведения по отношению к окружающим, характерны подозрительность, паранойяльность. Высказывания стереотипны, характерны плоские и однообразные шутки. Хотя на первых этапах расстройства памяти не характерны, они могут прогрессировать, и в этом случае следует говорить о деменции.

Клинический пример: Пациентка С., 36 лет, страдает параплектической формой детского церебрального паралича. Тем не менее окончила среднюю школу и техникум. Работала дома. Характер начал меняться после возникновения шесть лет назад редких эпилептических абсансов. Стала замечать, что к ней плохо относятся родители, недостаточно ее любят, лучшую еду оставляют себе. Иногда целый день оставалась агрессивной и беспричинно на всех злилась. Это состояние сменялось безразличием, также на протяжении нескольких дней, переставала за собой следить и бессмысленно смотрела в пространство. В другие периоды требовала соблюдения чистоты в ее комнате и заставляла мать убирать несколько раз в день. Забросила работу, совершенно не читала и развлекалась тем, что зло шутила по телефону над своим знакомым измененным голосом, распространяя нелепые слухи.

Методики лечения расстройств личности

Терапия расстройств, связанных с характерологическими отклонениями, сугубо индивидуальна

При выборе лечебного воздействия, как правило, принимаются во внимание не только диагностические и типологические характеристики, но также структура расстройства личности, возможности самоанализа и субъективное опосредование психопатологии, особенности поведения и реакций (агрессивные и аутоагрессивные тенденции), наличие коморбидной личностной и психической патологии, готовность к сотрудничеству и достаточно продолжительному терапевтическому альянсу с врачом (что особенно важно у личностей избегающих, жаждущих признания и диссоциальных). В многочисленных исследованиях указывается на эффективность психотерапии расстройств личности, а также социально-средовых и педагогических воздействий, гармонизирующих поведение и способствующих достижению стабильной адаптации. Психофармакологические средства как метод коррекции расстройств личности – относительно новая концепция

Психофармакотерапия в данном случае не преследует цели полного купирования симптоматики, формирующейся в рамках динамики расстройств личности, ее задачи ограничиваются коррекцией гипертрофирующихся до уровня психопатологических образований патохарактерологических проявлений. Соответственно, лечение расстройства личности проводится в амбулаторных условиях, имеет поддерживающий характер. Например, SSRI применяется при депрессивных расстройствах и возбужденных состояниях, употребление противосудорожных средств позволяет уменьшить возбуждение и проявления гнева. В частности, такой препарат, как «Рисперидон» может быть назначен пациентам при депрессии, а также тем, у кого наблюдается начальная стадия расстройства личности.

Психофармакологические средства как метод коррекции расстройств личности – относительно новая концепция. Психофармакотерапия в данном случае не преследует цели полного купирования симптоматики, формирующейся в рамках динамики расстройств личности, ее задачи ограничиваются коррекцией гипертрофирующихся до уровня психопатологических образований патохарактерологических проявлений. Соответственно, лечение расстройства личности проводится в амбулаторных условиях, имеет поддерживающий характер.
Например, SSRI применяется при депрессивных расстройствах и возбужденных состояниях, употребление противосудорожных средств позволяет уменьшить возбуждение и проявления гнева. В частности, такой препарат, как «Рисперидон» может быть назначен пациентам при депрессии, а также тем, у кого наблюдается начальная стадия расстройства личности.

В психотерапии при лечении различных расстройств личности главной задачей является снятие стресса и изоляция пациента от источника стрессовых ситуаций. Это впоследствии уменьшает другие проявления симптоматики – уменьшается тревожность, подозрительность, вспышки гнева и депрессию. Тем не менее, наиболее сложной задачей для специалиста при подобных расстройствах является установление доверительных отношений между пациентом и врачом. Именно успешная интеракция может принести результат, так как лечение расстройств личности – это длительный процесс.
Вовремя и правильно подобранное психотерапевтическое и фармакологическое лечение повышает качество жизни человека с такой трудной судьбой и «не оставляет места для терапевтического пессимизма».

Симптомы Специфических расстройств личности:

Общие диагностические указания для аномалий личности определяются как состояния, которые нельзя объяснить прямо обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством. Они должны соответствовать следующим критериям:

  • а) дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям;
  • б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;
  • в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;
  • г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости, часто в позднем возрасте отмечается заострение личностных свойств;
  • д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения;
  • е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом

Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.

В эту категорию расстройств входят:

1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.

2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.

4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.

К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно  отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.

Диагностические критерии

Для постановки диагноза «Органическая деменция» больному следует пройти консультацию невролога и психиатра. Данные о болезни собираются в процессе сбора анамнеза и осмотра пациента. Может быть назначено психологическое обследование.

Для детей обязательным является консультация психолога-клинициста. Он подбирает ряд методик для оценки когнитивных функций ребенка, способности к обучению, анализа масштабности поражения.

Чтобы определить, какой патологический процесс стал причиной слабоумия, назначаются инструментальные методы исследования:

  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ;
  • МРТ – магнитно-резонансная терапия;
  • КТ – компьютерная томография;
  • ЭЭГ – электроэнцефалография.

Органическая деменция нуждается в проведении дифдиагностики с другими заболеваниями. У детей проводят ее сравнительную характеристику с врожденным слабоумием. Для него больше характерно снижение умственных способностей при сохранении нормальной памяти и внимания.

У взрослых деменцию дифференцируют с псевдодеменцией – тяжелой формой депрессии, симптомы которой маскируются под слабоумие.

Признаки

Деменция

Депрессия

Начало

Снижение интеллекта

Снижение настроения

Осознание симптомов

Отрицает их наличие, пытается скрыть

Заявляет о снижении памяти, мышления

Фиксирует на этом свое внимание.

Внешность

Неряшливость, беззаботное поведение

Подавленное настроение, замедленность реакций

Реакция на вопросы

Агрессия, уходит от ответа или игнорирует их

Ответ происходит с запозданием. Односложность высказывания.

Нарушения настроения

Нечасто

Часто

Развитие болезни

Постепенное

Более прогрессирует

 Кроме этого, органическое слабоумие стоит отличать от физиологического старения. При нем возможны некоторые снижения мышления и памяти, но они не ограничивают человека в его повседневной жизни.

Острый период

Сразу после получения травмы наступает острый ее период, который может сопровождаться самой разнообразной психопатологической симптоматикой. Общим для органических посттравматических психических расстройств является то, что в остром периоде они склонны к уменьшению проявлений с течением времени.

В остром периоде черепно-мозговой травмы наблюдаются астения, помрачение сознания, онейроид (больной находится в мире красочных иллюзий), галлюциноз, корсаковский синдром (неспособность запоминать текущие события, нарушения ориентировки в окружающем, ложные воспоминания), депрессия с раздражительностью, эйфория с ложными воспоминаниями. Если больной долго находился в коме, после выхода из нее может возникнуть так называемый апаллический синдром (отсутствие контакта с больным при сохранности рефлексов и способности глотать).

В процессе выздоровления симптоматика острого посттравматического психоза, как правило, уменьшается вплоть до полного исчезновения. Остаточные знаки перенесенной травмы — повышенная раздражительность и эмоциональная лабильность, а также нарушение переносимости алкоголя.

F05 Делирий, не обусловленный алкоголем и другими психоактивными веществами.

   А. Расстройство сознания, т. е

снижение ясности осознавания окружающего с уменьшением способности направлять, концентрировать, поддерживать или переводить внимание

   Б. Нарушение когинитивной деятельности, проявляющееся обеими признаками:

1) нарушение непоредственного воспроизведения и памяти на недавние события с относительно сохранной памятью на отделенные события

2) дезориентировка во времени, в месте или собстенной личности

   В. Минимум одно из следующих психомоторных расстройств:

1) быстрые непредсказуемые переходы от гиперактивности к гипоактивности

2) замедление реакций;

3) ускорение или заторможенность речи;

4) повышенный рефлекс четверохолмия.

   Г. Расстройство цикла сон-бодрствование, определяемое минимум по одному из следующих признаков:

1) бессонница, которая в тяжелых случаях заключается в полной потере сна, с наличием или отсутствием сонливости в дневное время или инверсия цикла сон-бодрствование;

2) утяжеление симптоматики в ночное время;

3) беспокойные сны и кошмары, которые после пробуждения могут продолжаться в форме галлюцинаций и иллюзий.

   Д. Быстрое развитие и суточные колебания симптоматики.

   Е. Объективные данные физического и неврологического обследования и лабораторных тестов (например, аномальная энцефалограмма, показывающая характерное, но не обязательное замедление основной активности) и (или) анамнестические сведения о лежащем в основе расстройства церебральном или системном заболевании (кроме обусловленного психоактивными веществами), которое обоснованно могло бы считаться причиной клинического синдрома, описанного в А-Г.

Примечание:

Эмоциональные расстройства, такие как депрессия, тревога или страх, раздражительность, эйфория, апатия или удивленная растерянность, нарушения восприятия (иллюзии или галлюцинации, часто зрительные) и транзиторные бредовые расстройства типичны, но они не являются специфическим подтверждением диагноза.

Для указания на возникновение делирия на фоне деменции можно использовать четвертый знак: 

Как лечить и предотвратить болезнь

К сожалению, полностью избавиться от заболевания вряд ли удастся, но приостановить процесс и убрать негативную симптоматику вполне возможно. Для этого применяют комплексную терапию:

  • лечение основного заболевания, если деменция стала следствием патологии внутренних органов;
  • назначение препаратов, замедляющих распад нейромедиатора ацетилхолина. Это вещество, помогающее проводить нервные импульсы, и, следовательно, улучшающее проводимость нервной ткани;
  • средства для улучшения обмена веществ и кровообращения в головном мозге;
  • ноотропы, витамины для улучшения когнитивных способностей;
  • антидепрессанты, нейролептики для нормализации психического фона;
  • физиотерапия;
  • консультации психотерапевта.

Для того чтобы предотвратить развитие приобретенного слабоумия, следует проводить профилактику различных заболеваний. В частности, таких, как сахарный диабет, гипертония, ожирение, депрессия и другие.

А чтобы уберечь себя от атрофической деменции в преклонном возрасте, необходимо соблюдать элементарные правила:

  • отказаться от вредных привычек:
  • заниматься спортом;
  • правильно питаться.

Очень важным фактором является тренировка своих мыслительных способностей. Нужно систематически напрягать мозг, подвергая его умственным нагрузкам, конечно, в дозированной форме. Учеными было установлено, что среди людей с высшим образованием деменция встречается намного реже. Ее профилактике также способствует изучение и разговор на иностранных языках.

И еще один интересный факт: расстройство чаще настигает одиночек, нежели семейных людей.

Деменция – это тяжелое расстройство, обусловленное не только опасностью для здоровья, но и теми мучениями и ограничениями, которые вынуждены переносить больные, а также их родственники

Поэтому очень важно уделять достойное внимание профилактике данного состояния, чтобы не вовлекать себя в череду мучений протяженностью несколько десятков лет

Органические расстройства личности и поведения

Все органические расстройства в поведении возникают после травмы головы, инфекций (энцефалит) или в результате заболевания головного мозга (множественный склероз). В поведении человека отмечаются значительные изменения. Зачастую оказывается пораженной эмоциональная сфера, а также у человека снижается способность в контролировании импульсивности в поведении

Внимание судебных психиатров к органическому расстройству человека в поведении вызвано отсутствием механизмов контроля, повышением эгоцентричности, а также потерей социальной нормальной чувствительности

Неожиданно для всех, ранее доброжелательные личности начинают совершать преступления, которые никак не вписываются в их характер. Со временем у этих людей развивается органическое церебральное состояние. Зачастую эта картина наблюдается у больных с травмой передней доли головного мозга.

Органическое расстройство личности берется во внимание судом как психическое заболевание. Эта болезнь принимается как смягчающее обстоятельство и является основой для направления на лечение

Нередко проблемы возникают у антисоциальных лиц с травмами головного мозга, обостряющими их поведение. Такой больной из-за антисоциального устойчивого отношения к ситуациям и людям, безразличия к последствиям и повышенной импульсивности может предстать очень сложным для психиатрических больниц. Дело также способно осложняться депрессией, гневом субъекта, которые связанны с фактом заболевания.

В 70-х годах 20-го века исследователями был предложен термин «синдром эпизодической потери контроля». Было выдвинуто предположение о существовании личностей, не страдающих поражением головного мозга, эпилепсией, психозами, но которые агрессивны вследствие глубокого органического расстройства личности. При этом агрессивность – это единственный симптом данного расстройства. Большая часть лиц, наделенных этим диагнозом — это мужчины. У них отмечаются длительные агрессивные проявления, уходящие в детство, с неблагоприятным семейным фоном. Единственным свидетельством в пользу такого синдрома выступают ЭЭГ-аномалии, особенно в области висков.

Высказано также предположение о наличии ненормальности функциональной нервной системы, ведущей к повышенной агрессивности. Врачами было выдвинуто предположение, что тяжелые формы этого состояния выступают вследствие поражения головного мозга, и они способны оставаться во взрослом возрасте, а также обнаруживать себя в расстройствах, связанных с раздражительностью, импульсивностью, лабильностью, насилием и взрывчатостью. Согласно статистике у третей части этой категории в детстве наблюдалось антисоциальное расстройство, а во взрослом возрасте большинство из них стало преступниками.

ДЕМЕНЦИЯ

   1) Ухудшение памяти, наиболее заметное в области усвоения новой информации, хотя в более тяжелых случаях может нарушаться и воспроизведение ранее усвоенной информации. Расстройство касается как вербального, так и невербального материала. Снижение памяти должно подтверждаться объективно надежным анамнезом от информанта и, по возможности,дополняться данными нейропсихологического тестирования или количественной оценки когнитивных способностей. Уровни выраженности ухудшения памяти следует оценивать следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение памяти):

Легкое расстройство памяти. Повседневная деятельность затруднена, хотя все же возможно независимое проживание. Нарушено главным образом усвоение нового, материала. Например, могут отмечаться трудности в повседневной жизни в фиксации, хранении и воспроизведении, касающиеся местонахождения бытовых предметов, социальных договоренностей или информации, полученной от родственников.

Умеренное расстройство. Нарушение памяти представляет собой серьезное препятствие для повседневной жизни. Удерживается только очень хорошо усвоенный или очень знакомый материал. Новая информация удерживается лишь случайно или на очень короткое время. Больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он живет, что он недавно делал или как зовут его знакомых.

Тяжелое расстройство. Эта степень нарушения памяти характеризуется полной неспособностью усвоенной информации. Больной не в состоянии узнать даже близких родственников.

   2) Снижение других когнитивных способностей характеризуется ослаблением критики и мышления, например в планировании и организации, а также ухудшением общей обработки информации.

Подтверждение этому должно основываться, если возможно, на данных объективного анамнеза и по возможности дополняться нейропсихологическими тестами или количественными объективными оценками. Должно устанавливаться ухудшение по сравнению с предыдущим более высоким уровнем продуктивности. Степень снижения должна оцениваться следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение):

Легкое нарушение. Снижение когнитивных способностей вызывает нарушение продуктивности в повседневной жизни, не обуславливая однако зависимости больного от других. Невозможны более сложные повседневные задачи и формы досуга.

Умеренное нарушение. Снижение интеллектуальных способностей делает невозможным функционирование в повседневной жизни без посторонней помощи, включая покупки в магазинах и обращение с деньгами. В пределах дома может выполняться лишь простая работа. Интересы очень ограничены и поддерживаются плохо.

Тяжелое нарушение. Ухудшение характеризуется отсутствием или фактическим отсутствием разумного мышления.

Общая тяжесть деменции лучше всего определяется уровнем нарушения памяти ИЛИ интеллекта, в зависимости от того, что более выражено (например, при легком расстройстве памяти и умеренном интеллектуальном нарушении деменция оценивается как деменция умеренной тяжести).

Примечание:

   Диагноз подтверждается также данными о поражении других высших корковых функций, например, афазией, апраксией, агнозией.

Оценка независимости проживания или развития зависимости (от других лиц) должна учитывать культуральные особенности. 

Деменция определяется здесь с минимальной продолжительностью в 6 месяцев для дифференциации от обратимых состояний с идентичными поведенческими синдромами, такими как травматическое субдуральное кровоизлияние (S06.5), гидроцефалия с нормальным внутричерепным давлением (G91.2) и диффузная или очаговая травма мозга (S06.2 и S06.3).

   Для указания на наличие дополнительных симптомов в категориях F00-F03 (F00 — деменция при болезни Альцгеймера:

F01- сосудистая деменция;

F02- деменция при болезнях, классифицированных в других разделах

F03.- неуточненная деменция 

можно использовать пятый знак:

.x0 без дополнительной симптоматики
.x1 с другой симптоматикой, преимущественно бредовой
.x2 с другой симптоматикой, преимущественно депрессивной

.x4 с другой смешанной симптоматикой

Шестой знак может использоваться для указания тяжести деменции:

.хх0 легкая

.хх1 умеренной тяжести

.xх2 тяжелая

Типы и симптомы расстройств личности

Человек, постоянно сталкивающийся с проблемами общения и социальной адаптации в силу своего непростого характера, от которых страдает он и его близкие, имеет расстройство личности. На научную классификацию этих расстройств ушло более ста лет.

Можно выделить три группы расстройств личности:

  • В I группу входят люди, которые ведут себя странно, эксцентрично – параноидальные, шизоидные, шизотипические личности. Хотя эти термины похожи на названия психических заболеваний, на самом деле это только внешнее сходство. Ключевое отличие состоит в том, что люди с этими расстройствами личности не больны психически.
  • Группа II состоит из людей, которые в силу своего расстройства личности ведут очень драматичную эмоциональную жизнь. Это антисоциальные, театральные (артистичные) и нарциссические (самолюбивые) личности. К этой группе принадлежат и пограничные типы.
  • В III группу входят люди, страдающие постоянным беспокойством и страхом. Это избегающие реальности, аддиктивные и обсессивно-компульсивные (терзаемые непреодолимым желанием что-то делать) личности.

Симптомы расстройства личности:

  • Демонстрация, театральность;
  • Педантизм;
  • Боязнь критики;
  • Эмоциональная нестабильность;
  • Склонность обвинять других;
  • Отсутствие ответственности;
  • Безразличие;
  • Погружение в фантазии;
  • Склонность к отказу;
  • Подозрительность.

Безразличие

Не следует думать, что каждый человек, чей характер отличается одной из вышеперечисленных странностей или особенностей, уже страдает расстройством личности. Обычно это совершенно нормально. Например, у человека есть шизоидные черты – он замкнут, одинок, избегает общения с другими людьми, безразлично реагирует на похвалу или критику окружающих. Однако он смог хорошо адаптироваться в жизни, продуктивно работая на любимой работе. Расстройство личности диагностируется только тогда, когда оно затрагивает всю личность и существенно ухудшает социальную адаптацию.

Общая профилактика

К сожалению, не существует определенного стандарта по профилактике различных личностных расстройств, поскольку каждый человек индивидуален. Однако предотвратить развитие психических нарушений у ребенка все-таки возможно. Для этого сегодня разработано множество программ по охране психического здоровья, которые помогают решить семейные проблемы родителям и детям.

Подобного рода программы носят в основном образовательный характер – они предполагают лекции и дискуссии, направленные на понимание психологии развития.

Взрослым же индивидам, страдающим расстройством личности, не стоит пренебрегать услугами врача-психиатра. При отсутствии возможности контролировать свои эмоции и реакции, желательно проконсультироваться с грамотным специалистом, который назначит подходящую терапию.

Несмотря на то, что подобного рода личностное нарушение не относится к числу психических заболеваний, в период декомпенсации человек не в состоянии самостоятельно побороть болезненную симптоматику. Поэтому во избежание нежелательных последствий следует обязательно обратиться за врачебной помощью.

Лечение психических расстройств

в остром периоде черепно-мозговой травмы врач психиатр проводит в неврологическом или нейрохирургическом стационаре параллельно с тем, как нейрохирург, реаниматолог или невролог лечит основное заболевание (черепно-мозговую травму). Терапию отдаленных последствий травматического поражения головного мозга врач психиатр осуществляет самостоятельно, в амбулаторном или стационарном режиме, в зависимости от тяжести проявлений и компенсации состояния пациента.

Все  материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом  диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector