Что такое компетентность и из чего она состоит?
Содержание:
- Коммуникативные компетенции: определение и предназначение
- Картина компетентности
- Что такое Основные компетенции?
- Вместо вступления
- Слушание и организация
- Виды компетенций
- Что это такое?
- Компетентно-ориентированное образование
- Источники
- Профессиональные компетенции в разных сферах
- Классификация и типы
- Выявление и решение проблем
- Полная клиентоориентированность
- Управленческие и специальные навыки
- Типы коммуникативных компетенций
- Преимущества ключевых компетенций
- Органы специальной компетенции
- Что же такое компетентность?
Коммуникативные компетенции: определение и предназначение
Коммуникативные компетенции можно определить как совокупность навыков, которые позволяют человеку выбирать уместные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. По словам Д. Хаймса, ученого, который ввел в употребление этот концепт, суть коммуникативных компетенций состоит в том, чтобы знать «когда следует говорить, и когда – молчать, о чем следует говорить, с кем, когда, где, в какой форме».
Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.
В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, в независимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.
Все мы знаем, что недопонимание может привести к негативным последствиям
Мы также знаем или можем представить себе неприятное ощущение, вызванное тем, что никто не обращает внимание на нас, когда мы что-то говорим. Это неизбежно, что иногда наше сообщение не представляет интереса для слушателей, или возникают ошибки в процессе коммуникации
Однако, в этой статье мы поделимся с вами некоторыми рекомендациями, которые помогут вам свести эти ситуации к минимуму. Узнайте, как улучшить свои коммуникативные способности!
Картина компетентности
Чтобы разъяснить сказанное выше более наглядно, давайте обратимся к аналогии: всем известно, что картины создаются при помощи использования различных элементов – красок. Если спроецировать это на компетентность, то сама она будет являться изображением, сюжетом, а краски, посредством которых эта картина создаётся, будут индивидуальными качествами конкретного человека.
В какой-то одной картине преобладают жёлтые тона, в какой-то другой – синие, в третьей – зелёные. Ситуация с компетенциями точно такая же: например, то, как понимает руководитель цели, стремления, настроения своих сотрудников (это компетенция), зависит от его особенностей восприятия и способности сопереживать эмоционально (это личностные особенности); чтобы разработать и обозначить стратегию (это компетенция) нужно применять аналитическое мышление и знать особенности своего стиля принятия решений (это личностные особенности) и т.д. и т.п.
Для успешного воплощения в жизнь своей стратегии любая организация нуждается в том, чтобы её сотрудники обладали теми или иными компетенциями: творческими, креативными, аналитическими, стратегическими и т.д.
И если ещё раз обратиться к изобразительному искусству, можно увидеть, что далеко не многие его ценители обладают знаниями, касающимися техники исполнения или нанесения красок на основу, к тому же, многим знать об этом совсем необязательно. Но в то же время, практически каждый способен понять смысл изображённого (не будем брать экспрессионизм, авангардизм и т.п.). И с нашими компетенциями снова всё просто: чтобы понять суть компетенций, никому, начиная рядовыми служащими и заканчивая руководителями высшего звена, не требуется разбираться в тонкостях терминологии психологической науки.
Поэтому мы можем смело говорить о двух вещах: во-первых, осознать смысл и важность компетентности каждого отдельного сотрудника по сравнению с его личностными качествами и характеристиками очень просто, а, во-вторых, для определения того, какими компетенциями должен обладать каждый отдельный сотрудник, достаточно знать специфику и особенности должности, которую он занимает или будет занимать, понимать стратегию компании и использовать справочник компетенций, в котором можно найти любые компетенции, имеющие непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека. P.S
Справочники компетенций (они регулярно дополняются и обновляются) вы можете найти как на страницах интернет-сайтов, так и на полках букинистических магазинов
P.S. Справочники компетенций (они регулярно дополняются и обновляются) вы можете найти как на страницах интернет-сайтов, так и на полках букинистических магазинов.
Что такое Основные компетенции?
Ключевые компетенции – это ресурсы и возможности, составляющие стратегические преимущества бизнеса. Современная теория управления утверждает, что бизнес должен определять, развивать и использовать свои основные компетенции, чтобы добиться успеха в условиях конкуренции.
Один из вариантов принципа, появившийся в последние годы, рекомендует соискателям сосредоточиться на своих основных личных компетенциях, чтобы выделиться из толпы. Эти положительные характеристики могут быть развиты и перечислены в резюме . Некоторые личные ключевые компетенции включают аналитические способности, формирование мышления и навыки решения проблем.
Ключевые моменты
- Ключевые компетенции – это определяющие характеристики, которые выделяют бизнес или отдельного человека среди конкурентов.
- Выявление и использование основных компетенций считается важным для нового бизнеса, который оставляет свой след, или для устоявшейся компании, пытающейся оставаться конкурентоспособной.
- Персонал компании, физические активы, патенты, капитал бренда и капитал – все это может внести свой вклад в ключевые компетенции компании.
Вместо вступления
Создателем основанного на компетенциях подхода к управлению персоналом считается американский психолог Дэвид Макклелланд. В конце 1960-х годов он представил основу понятия компетенции в виде совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность человека в профессиональной сфере. Так, в 1973 году в издании «American Psychologist» была опубликована статья «Тестирование компетентности, а не интеллекта».
Смысл подхода, предложенного Макклелландом, заключался в том, что сравнивались наиболее и наименее успешные сотрудники компаний, чтобы определить факторы, влияющие на эффективную деятельность. Целью было понимание того, какие конкретно поведенческие и психологические особенности служат причинами успеха. Однако наибольшую популярность и актуальность компетентностный подход получил в 1986 году после выхода книги американского психолога Ричарда Бояциса «Компетентный менеджер: модель эффективной деятельности». Так началась интеграция данного подхода в работу специалистов по всему миру.
Слушание и организация
Слушание и организация – это коммуникационные компетенции, касающиеся отношений с людьми в организации. Это способность понимать, организовывать и анализировать то, что человек слышит, чтобы решить, что думать и что делать в ответ на сообщение. Эти компетенции необходимы сотрудникам, имеющим дело с заказчиками, и тем, кто работает в группе в качестве руководителя или члена. В частности, сюда входят такие навыки, как выявление и проверка выводов и предположений, преодоление барьеров к эффективному слушанию, обобщение и реорганизация сообщений для повторных звонков, и приостановка решений, способных повлиять на ответы на сообщения.
Виды компетенций
Перечислять все компетенции долго и довольно нудно, поэтому мы выбрали основные профессиональный компетенции, которые обычно проверяют рекрутеры на собеседовании:
- Лидерство ― ваше умение вести за собой команду, руководить ей и мотивировать ее участников.
- Коммуникация ― способность находить общий язык с разными типажами людей и в разных ситуациях.
- Командная работа ― способность влиться в команду, работать вместе и помогать другим участникам.
- Клиентоориентированность ― умение встать на сторону клиента и поддерживать с ним высокий эмоциональный счет в любых ситуациях.
- Problem solving ― умение решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.
- Ориентация на результат ― способность работать не ради процесса, а ради результата.
Что это такое?
Организационные компетенции – сравнительно новое понятие, которое еще не имеет своего устоявшегося содержания. Традиционно их определяют:
как приобретаемый путем коллективного обучения и накопления опыта специфический ресурс организации,
коллективную способность компании выполнять специфические виды активности,
набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий эффективное решение определенных задач компании.
В самом общем смысле оргкомпетенция – это способность организации решать свои бизнес-задачи.
Организационная компетенция – это способность компании решать свои бизнес-задачи. Например, производить и продавать нефтехимию, разрабатывать и внедрять новые IT-продукты, обеспечивать массовое обслуживание клиентов и т. д.
Компоненты организационных компетенций от BITOBE (компетентностно-ориентированный подход)
Компетентно-ориентированное образование
ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.
Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:
- изучение;
- процесс продумывания;
- поиск;
- сотрудничество;
- адаптация;
- принятие за дело.
Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.
Источники
-
Katz D. — ‘’Review of Handbook of Social Psychology’’, 1955
-
Jameson K., Narens L., Goldfarb K., Nelson T. — ‘’The inluence of near-threshold priming on metamemory and recall’’ — Acta Psychologica 73(1), 1990
-
Batista-Foguet J., Saris R., Boyatzis E., Guillen L., Serlavos R. — ‘’Efect of response scale on assessment of emotional intelligence competencies’’ — Personality and Individual Diferencies vol. 46, 2009
-
Leong F., Wong P. — ‘’Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework’’ — Counseling Psychology’s Focus on Positive Aspects of Human Functioning — T. S. Krieshok Mahwah — NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2012
-
Greeno J. G., Riley M. S., Gelman R. — ‘’Conceptual competence and children’s counting’’ — Cognitive Psychology 16, 1984
-
Elbers E. — ‘’The development of competence and its social context’’ — Educational Psychology Review 3(2), 1991
Профессиональные компетенции в разных сферах
Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.
Профессиональные компетенции юриста
Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:
- знание базовых законов, их грамотное толкование и применение на практике;
- умение квалифицировать события и факты с точки зрения права;
- навыки составления юридических документов, предоставление консультаций и оформление правовых заключений;
- умение принимать правовые решения и действовать в рамках закона;
- навыки установления фактов правонарушений и принятия мер по восстановлению нарушенных прав;
- систематическое повышение профессиональной квалификации;
- глубокое изучение законодательства и практики его применения.
Профессиональные компетенции инженера
Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:
- понимание технологии и принципов организации производства;
- владение аналитическими навыками, использование математических и экономических расчётов;
- ведение деловой и инженерной документации;
- подбор квалифицированных подрядчиков и эффективное взаимодействие с ними;
- знание нормативной документации и ГОСТ;
- продвинутые навыки работы с компьютером и специальным софтом;
- ответственность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях;
- высокие коммуникативные навыки с подчиненными и начальством.
Профессиональные компетенции шеф-повара
Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:
- понимание основ товароведения и техник приготовления блюд национальных кухонь;
- умение грамотно зонировать ресторан в соответствии с санитарными нормами и принципами эргономики;
- ведение финансов, разработка бюджетов и оценка эффективности работы кухни и заведения в целом;
- владение методами отбора персонала, формирование эффективного штата и налаживание коммуникаций с подчиненными;
- знание юридической стороны ресторанного бизнеса, понимание норм и правил ведения внутренней документации.
Корпоративные компетенции
Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.
Разработка корпоративных моделей и компетенций лежит на руководстве. Каждая компания по-своему называет специальные компетенции, применяемые для оценки сотрудников. Примеры корпоративных компетенций выглядят так:
- лидерство;
- навыки командной работы;
- лояльность к компании;
- ориентация на клиента;
- ориентация на результат.
Корпоративные компетенции выбираются руководством компании в соответствии со спецификой деятельности и сводятся, как правило, к определенным моделям мышления, поведения и этики сотрудников. Если компания делает упор на высоком уровне сервиса – ценностные компетенции будут формироваться вокруг клиентоориентированного подхода. Если корпорация ценит сплоченность коллектива и раскрытие индивидуального творческого потенциала – в корпоративных компетенциях будут доминировать коммуникативные и организаторские навыки.
Классификация и типы
В последние годы при приеме нового сотрудника в штат руководство компании комплексно подходит к оценке его качеств. При этом учитываются не только профессиональные способности, но и личностные. Корпоративная политика многих предприятий основана на том, чтобы проанализировать, каковы способности потенциального соискателя, его желание работать, возможность построить карьеру и принести пользу компании.
Простейшая классификация компетенций предполагает их деление в зависимости от способа возникновения. Существуют приобретенные личностью качества с момента рождения, те, что накопились в процессе определенной деятельности, а также те, что вызваны переживаниями в процессе адаптации к новой среде. Кроме того, есть специальная классификация, определяющая, какая бывает компетенция:
- коммуникативная;
- языковая;
- информационная.
Функциональная оценка по уровню коммуникативности предполагает умение взаимодействовать с коллективом, грамотно говорить, налаживать контакты и избегать конфликтных ситуаций. Сюда можно включить и корпоративный этикет, предполагающий соблюдение правил поведения в компании, а также овладение способностью объединять группы людей в соответствии с деловыми и профессиональными интересами. При этом стоит отметить еще и неформализованную компетенцию, которая включает общение в неформальной среде (хобби, семья).
Языковая категория подразумевает организацию высказываний таким образом, чтобы окружающие четко и однозначно воспринимали речь. Это касается как переговоров, так и распоряжений в повседневном рабочем процессе для сотрудников отдела.
Взаимодействие в бытовой и деловой среде имеет ряд различий. Одним из признаков грамотного руководителя или другого лица, занимающего управленческий пост, является способность соблюдать субординацию с персоналом, ограничивать круг тем для общения. Компетентный специалист также должен безупречно владеть разговорным языком, понимать структуру и части речи, систему терминов. Неотъемлемая часть работы — это способность дискутировать и поддерживать беседу.
Информационная компетенция включает непрерывный процесс получения и анализа данных, их дальнейшее использование. При этом учитывается не только устная, услышанная речь, но и современные средства получения информации — компьютеры и интернет.
Выявление и решение проблем
Выявление проблем и поиск их решений охватывает организационные функции и должности. Это способность обнаруживать барьеры, препятствующие достижению целей и стандартов. Сюда входит применение систематичных наборов процедур для устранения и уменьшения причин и истоков проблем. Оно требует таких навыков, как проведение различия между проблемами, симптомами и индикаторами, вводимыми ресурсами и результатами, сбора и оценки данных, относящихся к причинам, построение матрицы решений и окончательного выбора и рекомендации лучших вариантов. Эта компетенция должна быть обязательна для должностей, занятых оценкой, на административных, контролирующих или технических уровнях должностей.
Полная клиентоориентированность
Клиентоориентированность – это в первую очередь восприятие своего клиента как человека: умение разобраться в его личных потребностях и сомнениях, отнестись к покупателю как к личности, а не как к цифрам в отчетности.
Фото: Unsplash
Эта компетенция всегда была важна, но сегодня – в условиях, когда людей в компаниях становится меньше, а значимость каждого отдельного человека только растет – клиентоориентированность выходит на первый план абсолютно во всех взаимоотношениях.
А это значит, что сотрудничество выстраивается по той же схеме, что и общение с клиентом: нужно понять человека на другом конце, почувствовать его стремления и потребности. Только тогда это сотрудничество будет успешным.
Управленческие и специальные навыки
Формирование компетенций — непрерывный процесс, динамика которого зависит от желаний и намерений самой личности. Стратегия саморазвития включает склонность к повышению уровня самообразования, а также к совершенствованию управленческих навыков. Существует ошибочное мнение, что качества руководителя приобретаются человеком от рождения. На самом деле лидерство в себе способен развить каждый. Управленческой компетенцией специалист может овладеть, если приобретет следующие способности:
- умение нести ответственность не только за себя, но и за других;
- способность планировать деятельность и организовывать рабочий процесс;
- мотивация себя и персонала;
- генерация новых идей и стратегий;
- умение делить вопросы и проблемы на категории «личное» и «профессиональное».
При наличии таких качеств человек однозначно становится грамотным и успешным управленцем или неформальным лидером.
В любой профессии выделяются специальные компетенции. Например, в отделе продаж сотрудник должен знать технические характеристики товаров, свойства продукции, овладеть методикой сбыта и выстроить эффективную модель взаимодействия с покупателем.
Во всех отраслях к специалистам предъявляются особые требования, соответствие которым позволяет получить назначение на хорошо оплачиваемую должность.
В настоящее время наблюдается тенденция к максимальному обогащению личности. Это означает, что управление крупной компанией невозможно исключительно при понимании основ ее деятельности. При этом руководитель должен ориентироваться в функционировании целой отрасли, разбираться в принципах конкурентоспособности, ценообразования, обмена опытом. Психологи также выделяют необходимость высокого интеллектуального развития. Это не только способствует расширению кругозора, но и повышает ценность личности.
К интеллектуальным компетенциям профессионала относится способность личности воспринимать и запоминать информацию, осуществлять сбор данных и их анализировать, выстраивать логические суждения и владеть концептуальной гибкостью. В некоторых случаях умозаключения, сделанные на основе имеющихся данных, позволяют принять решение в условиях дефицита информации.
В рамках компетенций происходит их тесное переплетение. Для гармоничного развития человека необходимо овладение различными навыками и способностями.
https://youtube.com/watch?v=yBVeADDpw4w
Типы коммуникативных компетенций
1- Грамматическая или лингвистическая компетенция
Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.
2- Социолингвистическая компетенция
Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.
3- Дискурсивная компетенция
Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.
Преимущества ключевых компетенций
Ключевая компетенция имеет следующие преимущества:
— значима для потребителей, которые готовы платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
— способна изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;
— уникальна, мало вероятно, что ее смогут повторить конкуренты;
— основана на знаниях, а не на стечении обстоятельств;
— связана с несколькими видами деятельности или продуктами;
— актуальна, т.к. соответствует стратегическим устремлениям рынка и компании;
— дает возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;
— ясность и доступность формулировки компетенции дает возможность для однозначного толкования.
Органы специальной компетенции
На успешное развитие страны с точки зрения экономики, политики, экологии, права и других факторов влияет специальная внутренняя компетенция государства. Под этим термином понимают обязанности, полномочия и права, направленные на гармоничное развитие правового регулирования на благо страны и её граждан. Подобная правотворческая компетенция определяется на законодательном уровне, подразумевая неустанное соблюдение установленных требований.
Если рассматривать поверхностно, то компетенция государственного служащего и государственного органа – это практически одно и то же. Только в первом случае, компетентность определяется законодательно и обобщает понятие, а во втором – направлена на выполнение конкретных и индивидуальных обязанностей для достижения цели.
Рассмотрим органы специальной отраслевой компетенции в таблице №1:
Орган | Краткое описание компетенции и полномочий |
Президент РФ | Индивидуальная компетентность, а также общая – это совокупность конституционно определенных полномочий |
Правительство | Определяются Конституцией и включают в себя широкий спектр выполняемых функций |
Совет Федерации | Утверждение границ, указов, назначение выборов и государственных должностей |
Парламент | В зависимости от страны, существует ограниченная, неограниченная или частично ограниченная компетенция |
Государственная дума | Общие компетенции и полномочия, описанные законодательно, а также исключительные – в частности, доверие Правительству |
Европейский Союз | Властные прерогативы по изданию законов, управлению обществом и т. д. |
ФСБ | Решение задач по безопасности для страны и её граждан в пределах назначенных компетенций |
Таможенные органы | Защита государственных границ, проверка товаров и прочее |
Муниципальные образования | Решение вопросов местного значения |
Налоговые органы | Создание и утверждение налоговой политики |
Федеральное собрание РФ | Компетенции и полномочия в сфере законодательного права |
РФ и ее субъекты | Компетенции по распределению полномочий и строгое их выполнение, контролируемое законом |
Правоохранительные органы | Защита безопасности граждан и страны (МВД, полиция и другие организации) |
Министерство финансов | Компетенции по сбору, накоплению и распределению денежных средств |
Совет директоров | Полномочия, определенные уставными документами |
Следственный комитет | Расследование преступлений и выполнение других законодательно определенных задач |
Таким образом, законодательно описаны компетенции в разных сферах деятельности государства, в юриспруденции и других областях. Своими полномочиями наделены не только внутригосударственные, но также международные организации. Кроме того, существуют и профессиональные компетенции, определенные штатными требованиями.
Рассмотрим в таблице №2 компетенции различных профессий и должностей:
Профессия | Описание компетенции и полномочий |
Следователь | Принятие мер по расследованию правонарушений и преступлений в пределах назначенной компетенции |
Психолог | Основополагающие и функциональные компетенции. |
Адвокат | Комплекс законодательных мер, направленных на защиту подсудимых без превышения компетенции |
Врач | Социальные, аналитические, коммуникативные, профессиональные и прочее |
Медицинская сестра | Знания, навыки и умения, а также профессиональные компетенции |
Воспитатель | Образовательные, социально-культурные и др. |
Прокурор | Общая, индивидуальная и компетенция видов прокуратур |
Нотариус | Нотариальные действия и компетенции, установленные законом |
Волонтер | Языковые, информационные и прочие компетенции |
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод – понятие компетенции и компетентность прослеживаются во всех сферах нашей жизни. Начиная с личностного развития и обучения, компетентностные процессы непрерывно расширяются, трансформируясь и изменяясь, что позволяет вести успешную деятельность во многих отраслях.
Опубликовано:
Добавить комментарий
Вам понравится
Что же такое компетентность?
Понятие компетентности разные специалисты интерпретируют по-разному. Согласно самым распространённым мнениям, компетентность – это:
- Характеристика человека, которая лежит в основе его успеха в рамках конкретной деятельности или конкретной ситуации (Лайл Спенсер и Сайн Спенсер)
- То, что представляет собой человек, его знания и умения (Уэйн Брокбэнк)
- Выражающееся в поведенческих понятиях детализированное описание навыков и черт личности, которые необходимы человеку для успеха в своей работе (Дик Мэнсфилд)
- Конкретные способности и характеристики индивида, позволяющие ему совершать действия, которые приводят к успешному выполнению работы (Ричард Бояцис)
- Поведенческие компоненты, отличающиеся от интеллектуальных и личностных особенностей (Дэвид Макклелланд)
- Поведенческие формы, присущие наиболее успешным, а не посредственным сотрудникам (Мелани Кляйн)
Это далеко не все примеры того, как понимают компетентность разные специалисты, однако внимательное рассмотрение каждого из них говорит о том, что компетентность (она же компетенция) представляет собой любое качество человека, способное повлиять на успех в его работе.
Но также мы можем увидеть, что эффективность человека обусловлена самыми разными качествами, например, темпераментом, ценностями, убеждениями, мотивацией, способностями, навыками, особенностями поведения и т.д. И если компетентность трактуется так широко, с какой целью придумывать новые термины? По какой причине не хватает, к примеру, такого понятия как «ПВК (профессионально-важные качества)»? И почему же компетентность так прочно вошла в лексикон и деятельность специалистов по управлению персоналом?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте разберём на конкретных примерах, в чём состоит разница между компетенциями и отдельными качествами человека?