Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении

Неумение слушать

Отсутствие концентрации на собеседнике и неумение слушать является серьезным барьером межличностной социальной коммуникации. Чтобы корректно принять устное сообщение, его нужно слышать

В процессе разговора важно принимать информацию от собеседника, правильно ее интерпретировать и дать адекватный ответ, если того требует ситуация

Специалисты приводят несколько советов для повышения эффективности межличностной коммуникации в процессе слушания:

  • не рекомендуется говорить и перебивать своего собеседника;
  • во время разговора задавайте вопросы, поддерживая тем самым интерес партнера;
  • создайте собеседнику благоприятную атмосферу, найдите интересные и общие темы;
  • во время разговора не критикуйте и не спорьте с говорящим, старайтесь оценивать суть, а не слова.
  • дайте понять собеседнику, что вы его слушаете.

Коммуникация и ее параметры

Коммуникации в современной литературе определяются или как действие (в качестве одностороннего процесса передачи сигналов без обратной связи), или как процесс взаимодействия (двусторонний процесс обмена информацией), или как коммуникативный процесс, коммуникаторы в котором непрерывно и поочередно выступают в качестве получателя и источника информации.

В соответствии с точками зрения, представленными в научной литературе, разные модели коммуникации появляются на основании различных задач, стоящих перед исследователем. Исследователи разделяют их по разным параметрам:

  • социологическим;
  • психологическим;
  • семиотическим.

Коммуникации по каналам общения

Формальные коммуникации  

Формальные коммуникации позволяют ограничивать и упорядочивать информационные потоки. Они устанавливаются следующими регламентами:

  • организационными (к примеру, схема организационной структуры организации);
  • функциональными (к примеру, положением о службах и отделах, включающим раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
  • Формальные каналы коммуникации используются широко в компаниях, имеющих иерархическую организационную структуру управления.

Неформальные коммуникации 

Неформальные коммуникации – это социальные взаимодействия между индивидами, которые отражают выражения человеческой потребности в общении. Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальную систему коммуникаций в организации называют «виноградной лозой», так как информация в ней зачастую распространяется при помощи слухов. Согласно данным ряда исследователей, слухи на 75%, по меньшей мере, считаются точными.

Слухи являются одним из самых быстрых способов распространения информации. Руководство часто использует данный канал передачи информации в целях изучения мнения работников, их готовности к изменениям и принятию новых элементов (направлений), выявления «узких» мест в менеджменте компании.

Замечание 1

Интересный факт. На «ты» с руководителем

Среди 747 компаний служба исследований HeadHunter провела опрос, для того чтобы узнать, как сегодня принято строить общение у подчиненных и начальников.

В 58% опрошенных организаций принято обращаться официально к руководителю – на «Вы». Менее формальную форму, на «ты», выбрали 36% организаций. В данных компаниях дистанция между подчиненным и начальником не так ощутима, а в коллективе отношения более близкие. Необходимо заметить, что чем выше количество работников организации, тем чаще отношения приобретают формальный характер. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на информационных технологиях (на «ты» – 70%). С другой стороны, более официальные отношения на производстве и в многопрофильных холдингах (на «Вы» – 86%).

Большинство опрошенных директоров по персоналу отмечают, что руководитель организации может легко пообщаться с подчиненным на различные абстрактные темы. А в 33% компаний рядовой работник может поделиться с начальником своими проблемами, поговорить о наболевшем с ним по душам. В 17% компаний более жесткий формат общения: подчиненный и руководитель не поддерживают никаких неформальных отношений.

44% опрошенных представителей организаций считают, что неформальные контакты должны непременно должны иметь место в корпоративной культуре компании. Иного мнения 16% опрошенных — во время работы никакого неформального общения они не допускают.

Распоряжения должны быть восприняты как приказ, а не просьба, коммуникации должны быть максимально официального формата. Неформальное общение в добывающей отрасли, например, между подчиненным и руководителем не принято в большинстве случаев. С другой стороны, поговорить о своих проблемах с начальником проще всего сотрудникам образовательной, юридической сфер и услуг для населения. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на IT-технологиях (70%). В производстве и многопрофильных холдингах подчиненные с руководством на «ты» практически не общаются (5–10%).

К типичной информации, передаваемой по неформальным каналам можно отнести:

  • грядущие понижения или повышения;
  • изменения в структуре компании;
  • грядущие сокращения и предполагаемая реорганизация;
  • предполагаемые мероприятия по ужесточению контроля за дисциплиной труда;
  • информация о личных делах руководителей и т.п. 

Функции массовой коммуникации

  1. Информационная. Заключается в передаче аудитории информации. Это увеличивает степень познания индивида, расширяет его представления о мире. Эта функция полезна при условии достоверности передаваемой информации и высокой степени критичности людей.
  2. Регулирующая. Состоит в социальном контроле путем манипулирования и управления сознанием людей. Достигается формированием общественного мнения.
  3. Социализация. Человек, как правило, принимает пропагандируемые в средствах массовой коммуникации социальные нормы, принципы этики и эстетики в качестве должного стереотипа образа жизни, стиля одежды, манер общения и т.д. Таким способом формируются нормы, соответствующие данному историческому периоду.
  4. Культурологическая функция связана с передачей следующим поколениям культурных ценностей. Способствует взаимопониманию представителей различных культур и религий, снятию социальной напряженности.

Паравербальные коммуникации

Смысл речи, которую произнес человек, может меняться в зависимости от того, с какой интонацией им была произнесена та или иная фраза, а также какой тембр голоса был использован для передачи звуковых символов. Исходя из этого, становятся понятны эмоции собеседника, его уверенность или неуверенность и т. д. Подобные средства относятся к паравербальным. Они включают в свой перечень совокупность тех звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь и позволяют увидеть в ней дополнительные значения.

Примером паравербальных коммуникаций может служить произнесения фразы с вопросительной интонацией, с сарказмом, с юмором, с отвращением и т. д. То есть в этом случае информация от человека к человеку передается благодаря голосовым оттенкам, которым в языках различных народов придается определенный смысл. При такой речи любое произнесенное слово никогда не станет нейтральным. Причем то, как скажет человек, порой становится более значимо, чем то, что он скажет.

Благодаря чему происходит действие паравербальных коммуникаций? Подобный тип передачи информации использует механизм ассоциаций человека. Именно благодаря ему наш интеллект восстанавливает факты, полученные в прошлом, сравнивая с теми, которые имеются в настоящее время. Эффект произносимой в ходе паравербальный коммуникации фразы достигается благодаря созданию говорящим общего информационного поля взаимодействия. Последнее и позволяет собеседнику понять своего партнера. При этом наибольшего эффекта подобная коммуникация достигает с помощью таких средств:

  1. Скорость речи. При манере разговаривать бойко и оживленно, сохраняя быстрый темп произношения фраз, можно говорить об импульсивном характере собеседника и об его уверенности в собственных силах. И наоборот, медленная и спокойная манера речи укажет на рассудительность, невозмутимость и основательность говорящего. При заметных колебаниях скорости текста можно говорить о легкой возбудимости, неуверенности и неуравновешенности человека.
  2. Громкость. Хорошо слышная речь может свидетельствовать об искренних побуждениях собеседника или о его самодовольстве и кичливости. Тихая речь указывает на скромность, такт и сдержанность или же на недостаток жизненных сил. Значительные изменения громкости произносимых фраз говорят о волнении и эмоциональности собеседника. Исходя из данных коммуникативной практики, усиление эмоциональности речи порой приводит к отсутствию в ней логики.
  3. Артикуляция. При четком и ясном произношении слов можно говорить о внутренней дисциплине человека. Если же речь расплывчата и неясна, то, скорее всего, собеседник уступчив и обладает вялой волей.
  4. Высота голоса. Очень часто фальцет присущ тому человеку, речь и мышление которого более всего опираются на интеллект. Грудной голос служит признаком повышенной эмоциональности. Если человек произносит фразы пронзительно, то это говорит о его волнении и страхе.
  5. Режим речи. При ритмическом повторении произносимых фраз можно говорить о хорошем настроении собеседника, его уравновешенности и богатстве чувств. При угловато-отрывистой манере речи человек выражает имеющуюся у него тревогу.

Все вышеперечисленные средства паравербальной коммуникации призваны вызвать у партнера определенные эмоции, а также ощущения переживания, что и приводит к достижению определенных намерений. Подобные результаты также могут достигаться с применением пауз и кашля, смеха и вздохов, плача и прочих средств общения, для воспроизведения которых используется голос.

Формальные и неформальные коммуникации

И внешние, и внутренние коммуникации делятся на такие виды: формальные и неформальные, которые будут описаны далее. Формальные каналы коммуникации идут через всю иерархию организации, а также распределяют ответственность за выполнение рабочих задач.

Неформальные же коммуникации не имеют связи с «узаконенными» каналами и структурой организации. Неформальное общение существует параллельно с формальным и интегрирует всех сотрудников организации, не завися от должностей и занимаемых постов.

Часто в практике управления можно встретить два типа внутренних неформальных каналов: «управление, которое основано на выходе в народ» и «виноградная лоза».

  • Управление, которое основано на выходах в народ (сокр. «УВН»). В данном случае руководство получает информацию о работе организации и состоянии дел напрямую из общения со своими подчиненными. При этом руководитель посещает отделы и сотрудников на их рабочих местах и из первых уст получает информацию о положении дел, имеющихся проблемах и трудностях. Помимо этого, руководитель организации при данном виде коммуникации может передать людям свои идеи и замыслы. Разговоры с сотрудниками формируют плодотворную почву для хороших человеческих взаимоотношений и последующего сотрудничества.
  • Виноградная лоза. Это неформальная коммуникативная сеть организации, которая объединяет всех ее членов и распространяет информацию по всем векторам. Данная сеть всегда имеет место, а также это каналы движения слухов по организации. Информация, которая передается по сети «виноградная лоза», посвящается организационным проблемам и, зачастую, является довольно достоверной. 

Замечание 1

По ряду данных, около 80% передаваемых данных, так или иначе, связаны с организацией и не имеют ничего общего со сплетнями, более того – 70–90% данных впоследствии подтверждается

Руководству стоит принимать во внимание, что пять из шести значимых сообщений в той или иной степени передается без помощи официальных каналов. Слухи, которые можно назвать вредными, появляются только тогда, когда официальные каналы коммуникации недоступны

.Один из наиболее серьезных промахов, совершаемых руководством – это утаивание правды и уход от ответа при общении с коллективом организации. Даже в случае отсутствия официального взаимодействия, все еще существует потребность в информации. Поэтому нечто непременно заполнит образовавшийся информационный «вакуум» – пересуды в коридорах, шепот за закрытыми дверями офисов, панические электронные письма…

Конечно, данные явления не принесут пользу организации, однако, это неизбежный исход любого обмана и отсутствия достоверной информации. Правдоподобной является лишь правда. Помимо этого, сотрудники всегда являются более умными, нежели их считает руководство, и всегда чувствуют неладное раньше самих менеджеров. Даже, если не делать никаких заявлений, истина все равно будет известной и для клиентов, и для сотрудников, и для поставщиков, и для компаний-партнеров.

Замечание 2

Стоит принимать во внимание, что степень точности слухов зачастую меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Помимо этого, вне зависимости от точности и положительной, либо отрицательной направленности слухов, все является свидетельством их большого влияния на трудовую атмосферу

В связи с тему по каналам распространения слухов информация следует гораздо быстрее, нежели по официальным каналам, руководители используют первый для запланированной утечки и распространения определенной информации вида «только между нами». В таком случае доверенным лицом руководителя становится, как правило, секретарь либо помощник. Данное доверенное лицо в ходе неформального общения (после рабочего дня либо в перерывах, в «курилках») зачастую общается с другими сотрудниками. 

Запланированная утечка информации, как правило, применяется в том случае, когда речь идет о вопросах, которые касаются изменений в организации производственной (управленческой) деятельности либо перемещениях в штате.

Таблица типов общения

Уровни общения Краткая характеристика
Духовный К партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
Деловой На этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
Игровой Присутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
Конвенциональный Возникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
Стандартизованный Взаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
Манипулятивный В общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
Примитивный Партнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Функции и теории

Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:

  1. Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
  2. Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
  3. Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
  4. Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
  5. Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
  6. Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.

По этническому признаку:

  1. Если душа расположена в области разума, то греки.
  2. Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.
  3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.

4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:

1) растительная душа – основная характеристика – ощущения;2) животная душа – основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;3) человеческая душа – основные характеристики – мышление и стремление к развитию.

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать. Манипулятивный уровень общения

Манипулятивный уровень общения

По преднамеренности

Одним из наиболее важных аспектов общения является цель, которую вы хотите достичь с его помощью. В этом разделе мы увидим, какие наиболее распространенные причины мы можем найти за коммуникативным актом.

Информативное общение

Основной причиной большинства коммуникативных обменов является передача информации. Такого рода общение происходит, например, в разговоре группы друзей о том, что произошло в последние дни, а также о том, что происходит при просмотре определенных типов видео на YouTube или чтении романа..

С другой стороны, информативное общение может быть как беспристрастным, так и частичным, в зависимости от степени субъективности, которой обладает эмитент. Однако, если субъективность очень высока, во многих случаях мы можем говорить об убедительном общении.

Развлекательное общение

Наименее формальным типом общения является тот, который включает в себя просто обмен информацией с целью развлечения и развлечения, без более сильной цели. Это дано в контексте, подобном информативному, но обычно является менее формальными вариантами.

Например, при несущественном разговоре с другим человеком, просмотре юмористического видео или посещении шоу главной целью общения обычно является развлечение.

Образовательное общение

Этот тип коммуникации происходит, когда эмитент намеревается помочь своим собеседникам сформировать новые знания. Это может происходить как в формальной (например, в аудитории института или университета), так и в неформальной обстановке (например, конференция, групповой семинар или простой разговор)..

Убедительное общение

Основная цель убедительного общения — изменить мысли, эмоции или отношение человека или группы так, чтобы они были больше похожи на те, которых хочет достичь отправитель. Большая часть информационных обменов, в которых мы участвуем ежедневно, относится к этой категории.

Так, например, дебаты между друзьями могут легко стать убедительной ситуацией общения; но политические митинги, телевизионные новости или статьи из газет или цифровых СМИ также могут быть частью этой категории..

Определение понятия

Что мы подразумеваем под термином «коммуникация»? Если говорить об этом понятии простым языком, то оно означает общение в различных его проявлениях. И если бы этого не было, то невозможно себе представить, как бы жил человек.

Слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communication означает «передача» или «сообщение». То есть под коммуникацией в общем смысле понимают обмен информацией, происходящий между собеседниками. Она же является передачей сообщения от одного человека к другому.

Виды и формы коммуникации бывают самыми различными, речевыми и неречевыми. Люди даже без разговора способны общаться между собой с помощью символов, мимики или жестов. Выделяют еще и письменную коммуникацию.

Становится понятным, что если передача информации между несколькими участниками беседы окажется по каким-либо причинам неэффективной, то в таком случае людям никогда не удастся договориться между собой. Другими словами, различные виды коммуникаций являются базисом для существования и деятельности любой организации.

Понятие и виды общения в психологии

  • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • Единство и взаимосвязь общения и деятельности
  • Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Так как «Общение» в психологии является сложным понятием, можно выделить его структуру, которая включает коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны, а также:

  1. Содержание — передаваемая живыми существами информация. Ее можно охарактеризовать как сигналы опасности, выражение различных потребностей или эмоциональных состояний.
  2. Средства общения — перечень способов, с помощью которых информация не только передается, но и расшифровывается.
  3. Цели — самые разные, в том числе воспитательные, обучающие, развивающие, деловые, служащие удовлетворению культурных и эстетических потребностей.

В зависимости от указанных категорий видов общения в психологии, их можно классифицировать различным образом. Общение может быть межличностным, с постоянным составом участников коммуникации и массовым, отличающимся множественными контактами между незнакомыми людьми.

Общение также подразделяют по:

  • содержанию — материальным, мотивационным, когнитивным, деятельным;
  • целям — биологическим и социальным, подвидов может быть очень много, так же как и потребностей;
  • средствам — непосредственным (с использованием речи, органов чувств и тела) и опосредованным (с помощью письменности, технических средств связи и СМИ);
  • вербальным и невербальным.

Императивное общение

Одним из специфических видов коммуникаций считают императивное общение. Этот вид взаимодействий характеризуется выраженной авторитарной формой. Используется для достижения контроля над поведением, высказываниями и установками партнера, а также вынуждает его поступать определенным образом. Конечной целью императивного общения является открытое принуждение. Средствами могут быть приказы, официальные требования, различные предписания.

Императивный тип общения активно используется в:

  • парах «начальник — подчиненный»;
  • воинских уставных отношениях;
  • организациях, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях.

Коммуникативность

Это способность личности устанавливать контакт с окружающими людьми с целью передачи им сведений.

Основные компоненты коммуникативности: разговорчивость, активность, эмоциональная реактивность, уверенность, доброжелательность, авторитет.

Для личностей с развитой коммуникативностью общение представляет большую ценность и интерес. При помощи перечисленных черт характера человек легко достигает поставленных перед собой целей.

Само общение он рассматривает одновременно как средство достижения желаемого результата и как процесс, доставляющий положительные эмоции.

Каждый межличностный и деловой контакт представляет для него очередную возможность проверить имеющиеся навыки и выработать новые.

В итоге формируется определенный коммуникативный опыт, который повышает эффективность последующих взаимодействий.

У личностей с развитой коммуникативностью присутствуют следующие черты:

  • высокий уровень интеллекта, эрудиции,
  • четкое понимание собственных потребностей,
  • готовность подстраиваться под новые обстоятельства, под предлагаемую ситуацию,
  • уважение и принятие социальных норм, убеждений, интересов других индивидов, групп, организаций,
  • объективная оценка своих способностей,
  • умение контролировать собственные эмоции,
  • умение адекватно оценивать окружающую обстановку, других людей,
  • уверенное владение вербальными, невербальными навыками общения.

Большое значение имеет жизненный опыт, накопленный человеком. Маленькие дети даже в раннем возрасте, общаясь с окружающими, осваивают первые навыки коммуникативного общения. По мере социализации в обществе эти умения совершенствуются.

Чем активнее протекает социальная жизнь человека, тем быстрее вырабатываются и больше накапливаются необходимые навыки.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Двухступенчатая модель коммуникации

Исследования роли масс-медиа выявили, что спустя две недели влияние полученного сообщения не падает, а, совершенно наоборот, растает. Данная ситуация обуславливается обсуждением информации и сообщений получателями с теми, кого принято называть  «лидеры мнений». Так, из одноступенчатой модели коммуникации (СМИ — получатели) появляется двухступенчатая (СМИ — лидеры мнений — получатели). Если в первой модели главным условием является передача информации, то во второй в действие вступает процесс передачи влияния. Отсюда следует вывод о первенстве межличностной коммуникации над массовой при стремлениях убедить аудиторию.

Опора на «лидеров мнения» является опорой на уже существующие в данном сегменте общества коммуникативные и социальные сети, что является более эффективным, чем формирование каких-то новых сетей.

Искусство коммуникации

Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

Но если хотите наладить общение, психология поможетулучшить навыки (что это?).

Чуткость

Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей

Наблюдательность

Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

Память

Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.

Широкий кругозор

Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.

В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.

Постоянная тренировка

Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.

Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.

» alt=»»>

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

  • https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/vidyi-obshheniya/
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-obshheniya-v-psixologii.html
  • https://psy.wikireading.ru/22016
  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/vidy-obshheniya-v-psikhologii/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/obshchenie-chto-ehto-takoe-psihologii-funkcii-vidy-formy-urovni.html

Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса

Информационной стороне общения, т. е

передаче и получению информации, сотрудники правоохранительных органов придают особое значение, о чем свидетельствует тот факт, что 2/3 опрошенных практических работников, а также курсантов и слушателей Московского университета МВД России на вопрос о том, что они понимают под общением, отметили важность информационного обмена. Значимость оперативной информации трудно переоценить

Актуальным является информационный обмен и для следователя, и для оперуполномоченного, и для работника любого подразделения полиции, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные задачи и многие другие

В процессе деятельности люди обмениваются различными представлениями, интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем, каждый стремится быть правильно понятым, желая получить от партнера определенное подтверждение, отклик на переданную ему информацию. Процесс передачи информации от одного партнера другому (или другим) — не односторонний, это всегда отношения общающихся, где очень важную роль приобретает элемент «обратной связи».

В схеме «Кто» — коммуникатор, т. е. человек, направляющий информацию; «Что» — содержание, сама информация; «Кому» — партнер по общению, принимающий информацию; «Эффект» показывает результативность общения, как поняли коммуникатора, сигналит ему об обратной связи. Однако для того, чтобы эта схема «работала», необходимо использование партнерами единых инструментов общения: системы знаков, понимания ситуаций и т. п.

В сущности Код + Контакт — это инструменты общения, средства передачи информации. Код состоит из знаков (символов) и языков. Знаки бывают различные — генетические, химические, тепловые, дорожные и т. п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный) мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т. д. Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно, этим способом достигается надежность передачи информации. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.

Научение знакам (и языкам) происходит в первые годы жизни человека. Известны феноменальные случаи владения 12 языками. Чем шире словесный запас человека, тем больше его мыслительные и понятийные способности. Контекст — это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. В зависимости от социальной сферы и психологических особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания с другими людьми. В любой конкретной ситуации общения мы всегда что-то узнаем от партнера и что-то сообщаем ему. Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным: приказ начальника, призыв мыть руки перед едой, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т. п. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector