Сознание с точки зрения философии и науки

Свойства

У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.

Активность

Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.

Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.

Интенциональность

Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.

Что Гуссерль мог сделать, но не сделал

В конце XIX века Гуссерль написал книгу «Философия математики». Фреге прочел ее и сочинил на нее рецензию, в которой обвинил Гуссерля в психологизме. Обвинить кого-либо в психологизме — значило обвинить в ненаучности, в измене науке. А Гуссерль очень хотел быть ученым и очень не хотел быть психологом. Гуссерля интересует сознание. Фреге интересует язык.

В чем состоял психологизм Гуссерля? В том, что он попытался свести математику к актам сознания. А что хотел Фреге? Он хотел математику свести к логике. Гуссерль об этом знал, ибо читал его статью «Значение и смысл». Что говорит Фреге в этой статье? То, что смыслы объективны, но объективны они не так, как значения. Значения приписаны пространству, протяженности, на них можно указать пальцем. Например, это — Наполеон. А на смысл пальцем не укажешь. Но тогда в чем состоит его объективность? В том, говорит Фреге, что смысл не зависит от человека. Но как может быть смысл объективен, если он устанавливается человеком? Фреге говорит, что смысл устанавливается не человеком, а языком. Но кому принадлежит язык? Этот вопрос должен был задать логику Фреге математик Гуссерль. Но Гуссерль его не задал, и поэтому развитие философии сознания пошло, благодаря Гуссерлю, по антиантропологическому пути. Что это значит? Это значит, что на место сознания встанет язык. При этом нужно понимать, что мысли в языке не от языка, а от человека.

Сознание, говорит Гуссерль, это не часть мира, не вещь в ряду других вещей. Изобретение смыслов — единственное, что сознание умеет делать. Язык, говорит Фреге, — это часть мира, вещь среди вещей. Но откуда тогда в нем смыслы? На этот вопрос Фреге не отвечает.

Правота Гуссерля состояла в его убеждении, что сознание для того и существует, чтобы придавать смыслы бессмысленному. Иными словами, сознание — это субъективность. Но если сознание — это субъективность, то учреждаемые им смыслы никак не могут быть объектами, независимыми от человека. В субъективности можно обосновать объективность объекта, но не смысла. Ранний Гуссерль всё это знал и выдвинул одну из своих самых гениальных идей. В чем она заключалась? В том, что если мы вычеркнем сознание, то мы одновременно вычеркнем и весь мир. То есть если мы согласимся с тем, что нет никакого сознания, а есть только язык (интеллект), то мы согласимся и с тем, что нет никакого мира.

Но ученики Гуссерля, услышав его сокровенную мысль, возмутились. Они подняли бунт и потребовали объяснений. Что сделал Гуссерль? Он не стал настаивать на своем. Он сдался, уступил. Он один, а их много. И еще: а вдруг Фреге прав? И он, Гуссерль, принял идею Фреге о том, что смыслы объективны и не зависят от человека. Согласившись с Фреге и учениками, Гуссерль должен быть отказаться от безумной идеи о том, что если нет сознания, то нет и мира. Он согласился, что он не субъективный идеалист, и отделил субъективность от человека. И это была его ошибка.

Образованная публика требовала от философии конкретности. Она требовала отказа от надоевшей всем абстрактности. И Гуссерль пошел ей навстречу. Он стал убеждать всех в том, что его философия хочет вернуться назад, к вещам. Конечно, всякая философия есть личное дело философствующего. Если бы философия была культурным жестом или социальной манифестацией, то она была бы средоточием не смыслов, а всяких предрассудков.

Что же значит вернуться к вещам? Это значит, что нужно решить, что ты выбираешь — вещи или знания о них? Если ты выбираешь вещи, то вместе с ними ты выбираешь и очевидность. Но при этом ты вычеркиваешь знания о вещах. Если ты выбираешь знания, то ты теряешь очевидность. Что дает очевидность?

Функции

Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

Основные функции сознания:

  1. Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности. Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.
  2. Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было. Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
  3. Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами. Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.
  4. Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.

Самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении. Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.
  4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  5. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Обыденное и научное представление о сознании

Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.

С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.

Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.

Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.

Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:

  • узнавание себя в зеркале,
  • узнавание себя на фотографиях,
  • использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
  • складывание первых воспоминаний.

В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.

Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Трудная проблема

Если бы мне без анестезии вырывали зуб мудрости, скорее всего, я бы кричал и пытался двигать конечностями — но по этому описанию трудно сказать, чтó со мной происходит, если не знать, что я при этом испытываю жуткую боль

То есть когда я нахожусь в сознании и происходит что-то с моим телом, важно подчеркнуть: чтобы сказать, что я нахожусь в сознании, я добавляю в историю своего организма какие-то внутренние приватные характеристики

Это подводит нас к так называемой трудной проблеме сознания (hard problem of consciousness, термин ввел Дэвид Чалмерс). Она заключается в следующем:

Нейроученому неважно, есть ли у сознательных состояний субъективная, приватная сторона: он ищет неврологическое выражение этих процессов. Однако даже если это неврологическое выражение найдено, оно все равно каким-то образом испытывается. Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным

Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук

Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным. Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук.

davestrick / Giphy

Особенности работы сознания

Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет. 

То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.

Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом. 

Философские теории

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Виды и свойства ощущений

Определение

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей, к общим свойствам которых относится их качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Свойство качества является специфической особенностью данного ощущения,
которое отличает его от других видов. Слуховые ощущения, например, отличаются по тембру, высоте, громкости. Зрительные ощущения отличает насыщенность и цветовой тон. Вкусовые ощущения отличаются по модальности – сладкое, кислое, соленое, горькое;
Количественной характеристикой ощущений является его интенсивность, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов;
Длительность ощущения. Она зависит от времени, поэтому является его временной характеристикой и определяется во многом функциональным состоянием органов чувств. Но, главным выступает время действия раздражителя и его интенсивность

Здесь важно иметь в виду то, что ощущение возникает не сразу при воздействии раздражителя, а через какое-то время. Это время называется латентным периодом, который будет неодинаков для различных видов ощущений. Не возникая одновременно с действием раздражителя, они не исчезают с его прекращением;
Характер ощущений определяет также их пространственная локализация, сведения о локализации дают дистантные рецепторы.

Не возникая одновременно с действием раздражителя, они не исчезают с его прекращением;
Характер ощущений определяет также их пространственная локализация, сведения о локализации дают дистантные рецепторы.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
    человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Что понял Кант, но не поняли его критики

Кант придумал теорию продуктивного воображения априори. Что это за теория? Она говорит об особенностях человеческого тела. Наше тело устроено так, что ведет себя как художник, который смотрит на свою картину со стороны. Чтобы смотреть со стороны, нужно создать себя. Создать себя, но как? Каждый человек может создать априори, то есть до встречи с животным, фигуру животного. Сначала создаваемый нами параллельный мир существует только в нас как способность к галлюцинированию. Затем мы вступаем в коммуникацию с учрежденными образами вне нас. Мы начинаем, как говорит Кант, воображать. Для чего нам это воображение? Для того чтобы создать себя. Но как можно создать себя, если нас нет? Кант говорит, что, когда мы воздействуем на себя, мы есть. Воображать — значит воздействовать на себя. Мы воздействуем на себя даже тогда, когда просто, как животное, воспринимаем предмет.

Этот кантовский ход мысли был никак не понят и не принят общественностью. Почему его не принимали? Потому что считалось, что человек разумен, а разум объективен. А Кант говорит, что человек разумен, но только разум у него субъективен. Почему? Потому что есть три ствола познания. Два из них — это чувственность и рассудок, но оба они коренятся в третьем — в воображении. Но воображение — это ведь некая сомнительная субъективная способность. Где же здесь разум? Разве может такой разум быть основой наших действий, если сам он основан на зыбкой и субъективной почве воображения?

Может быть интересно

Кант попытался исправить свою теорию. Для чего? Для того чтобы никто не мог сказать ему, что он, Кант, ведет в дебри субъективности. И Кант во втором издании «Критики чистого разума» заменил продуктивную способность воображения априори на . Но указание на единство сознания ничего не давало Канту для разъяснения того, откуда берется знание.

Кант — это всё-таки не Гуссерль. Позднее в «Критике практического разума» и в «Критике способности суждения» он вернулся к своей мысли о воображении, без понимания которой сегодня ничего нельзя сказать ни о сознании человека, ни о человеке.

Но Кант спрятал мысль о продуктивном воображении априори в своей теории способности желания.

За что осуждали? За то, что Кант пытается из ничего сделать что-то. Какую же он предложил дефиницию? Способность желания Кант понимает «как способность быть посредством своих представлений причиной действительности предметов этих представлений…». Что из этой дефиниции следует? Что посредством своих грез я делаю действительными объекты этих грез. Вернее, делание объектов грез действительностью делает нас теми, кто мы есть. Оно создает нас, людей. Создает нас благодаря чему? Благодаря пустым желаниям и энергии неудержимых стремлений заполнить эту пустоту. Если бы не было пустых желаний, то не было бы у человека и разума, каузальность которого проявляется в искусстве и морали. Пустые желания обманом переводят нас из мира природы в мир сверхчувственных объектов, в мир свободы.

Природная жизнь в разуме не нуждается. Ей достаточно рассудка.

Только эта параллельная реальность относится к миру свободы, только она является человеческой. Для чего человеку практические идеи? Вот ответ Канта:

Проблема в изучении сознания человека

Для того, чтобы изучить сознание не подходят способы применяемые, например, в естествознании. Сознание – это не предмет или вещь, даже не процесс, который можно описать. Определить сознание принципиально нельзя.

Сознание – это то, что присутствует в каждом человеке, и никто не сомневается в его существовании.

Пример 1

Р. Декарт утверждал: » Сознание – это самый достоверный факт на свете.

Проявления сознания общедоступны, здесь мы говорим о представлениях, суждениях, сомнениях, радости и т.п. Проявления сознания находятся в непосредственном контрасте с неуловимостью самого сознания. П. Черчленд – американский философ, специализирующийся на нейронауке, говорил о том, что сознание подобно эфиру, флогистону. При этом уточняя, что последние помогают объяснить, но не раскрыть понятия сознания.

Проблема изучения сознания также заключается в том, что у человека нет подобных ему существ, наделённых сознанием. Эта уникальная способность присущая только человеку, делает его исключительным, но в силу этого он не может сделать сравнительный анализ феномена человеческой психики или особенностей своего сознания.

Пример 2

К. Г. Юнг говорил: «При решении вопроса о сознании человек обречён на отшельничество».

Изучение вопроса сознания в области философии опирается на знания в области психологии. Однако следует понимать отличия, что понимание сознания в психологии и философии разнятся. Говоря о философском понимании сознания, следует отметить, что проблемы сознания и бытия связаны между собой. Это происходит вследствие того, что бытие раскрывается в его собственной сущности и в бытие человека.

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением

Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector