Зависимость от мобильного телефона: как не пропустить опасные проявления

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании

Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента

В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Результаты исследования: как отучить ребенка от смартфона

Поитогамисследования Фондаразвитияинтернетабыловыявлено, что 26 % детей подростковоговозрастаимеютзависимость от сети и мобильныхгаджетов. Данные не предвещают ничего хорошего, ведь подростки – это будущая молодежь, на плечах которых будет находиться ответственность за новое общество.

Изучаявозможныепричиныподобныхрезультатов, специалистывыяснили, чтороссийскимдетямоченьранопозволяютиграть с телефоном. К примеру, детям до 2-х лет категорически не рекомендуется пользоватьсятелефоном, ведь структура ихтела и внутренние органы еще не успелисформироваться. Но, правила постоянно нарушаются, ведь ребенкалегкоотвлечь с помощьютакойигрушки, а мамы успеют выполнить свои срочныедела.

Как возникает зависимость от гаджетов

С каждым годом тема детской зависимости от гаджетов становится всё более актуальной. Большинство специалистов сходятся во мнении, что гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. То есть, чтобы ребёнок не мешал взрослым, ему дают в руки планшет, включают мультики и на этом всё.

Как можно узнать степень зависимости ребёнка от гаджетов? Прежде всего, это пренебрежение общением с друзьями и семьёй, раздражительность, расстройство сна, проблемы с учёбой. Если эту ситуацию своевременно не взять под контроль, то появляются физические симптомы – сухость в глазах, боли в спине, головные боли, проблемы с пищеварением. И всё это только начальные признаки, которые затем усугубятся. Стоит понимать, что предотвратить появление зависимости намного легче, чем потом бороться с этим состоянием.

Как понять, что ребёнок зависим от смартфона или планшета? В этом поможет небольшой тест. Нужно честно ответить на ряд вопросов, начисляя по 1 баллу за каждый положительный ответ. Чем больше баллов, тем тяжелее степень зависимости.

  1. Не может провести без компьютера или смартфона даже день.
  2. Когда подросток не использует гаджет, он становится раздражительным.
  3. Ребёнок не может ограничивать время, проводимое в смартфоне, он сидит в нём почти весь день.
  4. Подросток обманывает родителей, относительно того, сколько времени он поводит в телефоне или планшете.
  5. Уроки и другие важные дела постоянно откладываются.
  6. Часто от родителей требуют установки новых версий игр или покупки новых технических устройств.
  7. После времени проведённого за смартфоном у ребёнка болит голова или ощущается резь в глазах.
  8. Подросток предпочитает играм на компьютере или смартфоне встрече со сверстниками или прогулке на свежем воздухе.

Наверняка, каждый родитель сразу заметит, что поведение ребёнка изменилось. Чаще всего возникает немотивированная агрессия, особенно когда родители пытаются забрать мобильное устройство.

Причины

На сегодняшний день телефонная зависимость проявляется чаще всего у подростков, они не выпускают его из рук, даже в случае посещения ванной комнаты и туалета. Из многочисленных исследований стало известно, что подобная зависимость не появляется сама по себе, существуют определенные причины.

  1. Чрезмерное воздействие на детскую психику рекламы.
  2. Страх быть отдаленным от друзей и близких людей.
  3. Иллюзорные представления о беззаконности.
  4. Страх остаться в одиночестве без постоянного общения.

Многие специалисты были уверены в том, что зависимость пропала, когда на улицах начали убирать телефонные будки. Но так как необходимость держать связь с людьми на расстоянии не исчезла, были разработаны мобильные телефоны, которые человек может носить с собой. Можно говорить о том, что зависимость не исчезла, а усугубилась — длительное отсутствие гаджета заставляет каждого человека нервничать и переживать.Задаваясь вопросом, почему телефонная зависимость появляется у детей и подростков, можно с уверенностью сказать, что в этом отчасти виновато общество. Взрослый человек в силах осознанно и трезво оценить информацию, которую он получает из средств массовой информации, и отсеять то, что ему не нужно или же не интересно. Дети же впитывают абсолютно всю информацию, даже ту, которая им не нужна. Это приводит еще не полностью сформировавшуюся личность к телефонной зависимости.Подобная проблема у подростков может появляться в уверенности, что состоятельность человека выражается большим количеством имеющихся гаджетов. Постоянно находящийся в руках подростка телефон, планшет или другой гаджет является своеобразным показателем крутости. Несмотря на то, что является основным фактором появления мобильной зависимости, с этим нужно бороться.

Мешает ли компьютер развиться личности?

Вас страшит то, что он не реализуется как личность? А откуда вы имеете представление о том, как именно в нашем новорожденном многомерном мире, где отмирают устаревшие модули взаимоотношений и начинают цениться абсолютно другие качества характера, реализуется гармоничная личность?

Вы являетесь гармоничной личностью? Нет. То откуда вы знаете, как это душевное состояние достигается и формируется сейчас? Тем более в свете новых условий, новых энергий. Когда речь идёт о детях, обладающих заведомо более высоким уровнем чувствительности и иным набором качеств, чем все наши предыдущие поколения.

Новое время, иные дети

Гарантирую, что вы и малейшего представления не имеете, откуда что берётся в наши дни и чем станет спустя время. Современные высокочастотные дети приходят в заведомо неподходящую им среду с тем, чтобы преобразовать её в будущем в совершенно другой мир. Многим нужно приспособиться, кому-то банально «дозреть», до формироваться, чтобы свыкнуться, приспособиться.

Они отличаются от тех, кто им предшествовал, всем. Это для предыдущих поколений было нормально идти строем и подчиняться. Радоваться предопределённости и расписанности по пунктам их жизни.

В Новых детях этого попросту не заложено. Попытки выстраивать жизнь из старых модулей разрушат их действительность. Именно свобода, самостоятельное несение ответственности. Радость от того, что они делают и безкомпромиссность в выборе своего ежедневного «хорошо», сделают их полноценными Творцами.

Нужен ли психолог?

Я считаю, что сам по себе психолог ничего не решит — кроме вопроса своего заработка. Если вы уже покаялись, ввели правила, всеми силами пытаетесь сами бороться с этой зависимостью, а вместе с вами дети, и ничего не получается — конечно, надо привлекать опытного духовника и психологов. Духовная помощь от молитвы, постов, воздержания будет, потому что это средства борьбы со всеми страстями, мы в этой аскезе учимся преодолевать их. Что касается психологической помощи, то многие специалисты говорят: должен быть временной зазор между «хочу», «дай» и «получил». Чем он больше, тем меньше шансов, что ребёнок подсядет на что-то нехорошее.

Прежде, чем обращаться к психологу, надо попытаться решить проблемы самим. Хороший психолог понимает: чтобы решить локальную проблему, надо в первую очередь решить проблему окружения. Мы всё равно к этому придём. Так что, как ни крути, начинать придётся с себя.

Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело

— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется. 

Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.

Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?

— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать. 

Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь». 

Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому». 

— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».

— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением. 

Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия. 

— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность. 

Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.

Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера

Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения. 

Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться

Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр

РЕБЕНОК ПОСТОЯННО В ТЕЛЕФОНЕ

Эра интернета подарила нам потрясающие возможности, но вместе с ними в нашу жизнь пришли такие понятия, как кибербуллинг, троллинг, хейтерство, секстинг, виртуальная дружба и любовь, киберсуицид, интернет-зависимость, цифровое слабоумие, синдром отмены, синдром фантомного звука и многое другое. Вот несколько фактов о влиянии гаджетов для детей. Факт 1. У детей происходит изменение высших психических функций: памяти, восприятия, внимания, мышления, речи. Например, дети запоминают не содержание, а путь к искомой информации. Клиповое мышление приводит к тому, что в памяти остаются лишь обрывистые поверхностные знания, утрачивается способность к аналитическому мышлению, выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Факт 2. Семи детям из десяти родители разрешают использовать гаджеты в спальне. Но мальчики и девочки часто теряются во времени, когда сидят в соцсетях или играют. В итоге дети 6-12 лет спят значительно меньше, чем нужно их организму, что приводит к низким оценкам в школе и плохому самочувствию. «Я Ася, мне 11 лет. Обычно, когда мама просит меня перестать сидеть за компьютером и заняться другими делами, я ей отвечаю: «Ну еще 10 минут…». Но потом эти 10 минут затягиваются на часы. Я понимаю, что так неправильно, но ничего не могу с этим поделать. Из-за этого я все время поздно ложусь спать, не успеваю выполнять домашние дела, мама меня ругает» Факт 3. Изобилие гаджетов «убивает» самостоятельную игру. Вместо фантазии и воображения бурным цветом расцветает инфантилизм и потребительство: меня должны развлекать, потому что я не могу занять себя сам. Злоупотребление гаджетами провоцирует ухудшение здоровья. Здравствуйте, проблемы со зрением, сколиоз, ожирение и т.д. Без комментариев. Факт 5. Данные «на поверхности». К четырем школьникам из 100 можно зайти в гости, потому что они оставляют в соцсетях даже адрес. Дети готовы делиться с незнакомцами в сети информацией о регистрационных данных, хронике личных событий, образом жизни, материальным положением, физическими характеристиками. Все это может привести к тому, что дети станут жертвами преступников. Факт 6. Контентный риск. Дети в сети не защищены от порнографии, сцен насилия, пугающего контента, информации о наркотических веществах, самоубийствах, оправдании противоправного поведения, отрицании семейных ценностей, азартных играх. Благодаря такому контенту возникают: новые образцы опасного поведения, новые формы социального поощрения искаженных представлений о мире, девальвация традиционных ценностей, формирование нездорового интереса и увлечённости, совращение несовершеннолетних. Факт 7. Интернет-зависимость. Ключевые симптомы: потеря контроля, синдром отмены, замена реальности. Малыши устраивают истерику, когда мама выключает мультик. Дети школьного возраста психуют, ведут себя агрессивно или, наоборот, подавлено.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Личный пример. Разве можно требовать того, чего не выполняете сами? Вы не расстаетесь со смартфоном, вечера проводите перед телевизором или ноутбуком, но хотите, чтобы ребенок читал полезные книги или собирал конструктор?

Это вселенская несправедливость. Хотите изменить мир – начинайте с себя. Покажите, что есть жизнь за пределами Всемирной паутины.

Предложите чаду альтернативу: совместные походы, игры, развлекательные мероприятия (кино, выставка, зоопарк).

Да, вам неинтересно смотреть мультики или десятый раз рассказывать про слона – зато вы своего добились: ребенок не прилип к экрану, а с удовольствием гуляет и открыт общению.

Если чадо мечтает о собаке или хомячке – пойдите навстречу. Хотя бы часть времени отвоюете у компьютера.

Общение. Да, у нынешнего поколения другое детство! Вместо друзей – компьютер, вместо «Казаков-Разбойников» виртуальные «Танчики».

Гулять без гаджетов никто не выходит, потому что не модно

Но постарайтесь донести до ребенка, что общение вживую тоже важно

Разрешите ему приглашать друзей домой, запишите на кружок или спортивную секцию, интересуйтесь его жизнью.

Ужасно, когда тинейджер в онлайне пишет философские трактаты, а в реальной жизни не может связать двух слов.

Лимит времени. Постарайтесь обойтись без демонстративных запретов. Некоторые родители отключат роутер или повесят на кабинет амбарный замок – и считают, что миссия выполнена.

Ребенок должен понимать, почему за компьютером нельзя сидеть сутками. Даже если очень хочется!

Составьте график и повесьте над рабочим столом. Тогда не будет истерик по поводу: «Мама, не выключай! Я же пять минут назад сел!».

Не стоит думать, что ребенок эту зависимость «перерастет». В 20 или 40 лет он точно так же будет зависать у компьютера, просто приоритеты изменятся.

Помощь психолога. Если ваши уговоры не действуют, нужно обратиться к специалисту.

Только прежде убедитесь, что выбранный психолог действительно понимает, с какой проблемой имеет дело и признает существование интернет-зависимости.

Квалифицированная помощь необходима, если из-за ограничений ребенок впал в депрессию, ведет себя беспокойно, не может наладить отношения со сверстниками.

Особый способ восприятия мира

У детей из поколения Z свой тип восприятия мира. Это не
значит, что они стали глупее, как раз напротив – среднестатистичекий подросток
цифровой эры умнее и эрудированнее своего предшественника, родившегося на пару
десятилетий ранее. Они просто по-другому воспринимают информацию. Например, им
удобно получать новые знания порционно, через наглядность – инфографику,
смайлики, иконки, в идеале – видеоролик, но не слишком длинный, иначе они могут
потерять интерес.

По данным исследований, современные дети не способны сконцентрироваться на одном объекте дольше 8 секунд (средний показатель). Динамика и наглядность – вот ключи к успешному познанию.  Из минусов, связанных с мышлением  – сокращение объема памяти. Мозг перестает запоминать информацию: а зачем, если карманный справочник с онлайн доступом всегда под рукой. 

Как у ребенка зависимость от телефона: симптомы номофобии

Мобильная зависимость – это, прежде всего, психологическое отклонение, которое не стоит оставлять без внимания. Нельзя легкомысленно смотреть на то, как твой ребенок осознанно уходит от реальности и вместо активного отдыха на улице выбирает вечерние посиделки со смартфоном в руках.

Для того, чтобы распознать наличие мобильной зависимости у подростка, достаточно обратить внимание на следующие ее симптомы:

  • Вся жизнь подростка крутится вокруг смартфона, он просто ничем другим уже и не интересуется.
  • Потеря мобильника ведет к панике, истерике и вспышкам агрессии.
  • Каждые 10-15 минут ребенок тянется к смартфону.
  • Постоянное стремление ребенка проверить мобильную почту или личные сообщения.
  • Подросток постоянно обновляет контент на своем смартфоне.
  • Подросток старается не расставаться с девайсом ни на минуту.

Важно

Зависимость от смартфона (номофобия) характерна для детей в возрасте от 12 до 16 лет. Именно в этот период у ребенка идет активное формирование личностных ценностей.

Последствия компьютерной зависимости

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений

Замените гаджеты на реальные занятия

Общение

Если ребёнку трудно ладить со сверстниками, помогите ему выбрать клуб, кружок или групповые спортивные занятия по интересу. Будьте готовы, что компанию и преподавателя удастся найти не сразу. Не торопите ребёнка, дайте ему время прислушаться к себе. Поддерживайте, но не позволяйте сбегать при первых трудностях — обсуждайте содержание занятий и стиль работы педагога.

Если поблизости нет интересных мест, рассмотрите компромиссный вариант — онлайн-занятия. Это не снизит количество экранного времени, но научит ребёнка пользоваться гаджетом в образовательных целях. В мини-группах онлайн можно изучать иностранные языки или готовиться к олимпиадам по разным предметам.

Досуг и обязанности

Чтобы ребёнок не маялся от скуки без гаджета, продумайте его распорядок дня. Составьте список обязательных дел и активностей, включите в него домашние задания, помощь по дому, прогулку, чтение книг, спортивные и творческие занятия. Установите, что именно ребёнок должен выполнить каждый день. Пусть это будет условием для игры в планшет, просмотра видео или онлайн-общения. В качестве ответственности за невыполнение условий можно на один день выдавать ребёнку вместо смартфона обычный кнопочный телефон для связи с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector