Интроспекция
Содержание:
- Суть и варианты метода
- Психологические теории и школы
- Характеристики и свойства
- Значение метода в психологии и философии
- История происхождения метода
- Аналитическая интроспекция
- Метод интроспекции
- Интроспекция и самонаблюдение
- 1 Понятие и сущность интроспекции
- Что такое интроспекция?
- Когда необходимо проведение?
- Суть интроспекции
- Что такое интроспекция
- Развитие научного подхода
Суть и варианты метода
Суть метода в том, что психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определённых раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач): «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого…». Метод реализовывался в строго контролируемых лабораторных условиях. Целью являлось выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств.
Варианты метода:
- Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
- Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
- Самоисследование. Разработано Раманой Махарши. Характеризуется исследованием чувства «я» с целью прийти к его источнику — сознанию в его чистоте.
Психологические теории и школы
Интроспекция в психологии – это наблюдение субъекта за собственными психическими процессами. Вопросы, касающиеся интроспекции, занимали умы многих представителей психологических школ.
В.Вундт
обозначил непосредственный человеческий опыт как предмет исследования психологической науки
Он считал ценным внутреннее восприятие и говорил, что интроспекция нуждается в тренировке, поскольку важно добиться ясного и четкого переживания субъектом своих ощущений и опыта делать о нем отчет.
Э.Титченер
В школе была разработана теория аналитической интроспекции, которая считала необходимым в чувственном познании явлений вычленять его отдельные части. Для представителей этой школы объектом психологии была система внутренних состояний человека, которые он способен осознавать, — восприятия, ощущения, представления
Все они в совокупности дают характеристику богатства и разнообразия внутренней жизни человека.
Вюрцбургская школа
Созданна в Германии на рубеже XIX – XX веков, занималась вопросами систематической интроспекции. Ее основоположником был ученик В.Вундта О.Кюльпе. Его позиция была основана на ретроспекции, то есть воссоздании в памяти определенных моментов жизни человека и чувств, которые он в этот момент переживал. Это позволяет избежать, по мнению Кюльпе, искажений, возникающих при чистой интроспекции.
Гештальтпсихология
Рассматривала феноменологическое самонаблюдение, которое касается естественного описания субъектом того, что он чувствует. Такое описание предполагает целостность.
Современные ученые-психологи утверждают, что и сегодня интроспекция имеет место в виде самоотчетов, психологических экспериментов и различных исследований сознания человека.
Характеристики и свойства
Интроспекция как метод используется сегодня не только в психологии, но и во многих науках, изучающих человека. Это психологический метод, который имеет свойства и характеристики, позволяющие раскрыть феномен сознания человека.
О его преимуществе свидетельствуют два важных факта: сознание имеет свойство открываться только субъекту и недоступность процессов мышления и восприятия для внешних наблюдателей. Это делало интроспекцию основным и единственным методом исследования сознания.
Дж. Локк в конце XVIІ в. говорил, что мы получаем знания из двух источников: внешнего мира и собственного разума. Первое мы познаем с помощью внешних чувств, а работу ума, к которой он причислял мышление, познание, веру, рассуждения и т.д., можно познать только с помощью рефлексии (под которой он понимал интроспекцию). Это наблюдение, направленное внутрь.
Ученый утверждал, что свойствами этого метода являются: направление исследования в сторону души и зрелость субъекта, поскольку дети, например, способны только познавать внешний мир. Они не могут размышлять над процессами своего разума.
На основании взглядов Дж. Локка были сделаны важные выводы. Первый – о том, что исследовать на научной основе собственный разум может только психолог. Второй – заниматься интроспекцией нужно долго, чтобы добиться успехов.
В. Вундт в 1879 г. разработал правила, согласно которым интроспекция должна иметь такие свойства: быть воспроизводимой и четко фиксировать свойства раздражителя.
При этом субъект должен:
- четко идентифицировать собственные ощущения, возникающие как реакция на раздражитель;
- фиксировать начало эксперимента;
- не давать вниманию снижаться.
Психологи конца ХІХ в. давали характеристику интроспекции как методу, имеющему следующие преимущества. Прежде всего, это то, что сознание способно отразить причинно-следственные связи.
Это важно для интроспективного анализа. И второе
Человек получает искаженную информацию от органов чувств. А интроспекция, в отличие от них, получает чистые психологические факты. Каждое чувство для психолога – это истина.
Значение метода в психологии и философии
В философии интроспекция — стандартный способ самонаблюдения, который может применяться самостоятельно
С помощью этой практики человек сможет понять личные чувства, освободиться от неясности, но важно знать меру. Если копаться в себе слишком долго, может развиваться подозрение, негативные чувства к окружающему миру
В философии эта методика призвана помочь человеку изучить себя, познать особенности, а не выявить положительные или отрицательные моменты. Это направление развивали — Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Дж. Милля, Д. Юма. Ученые сходились во мнении, что человеческое сознание — объемный результат внутреннего опыта.
В психологии интроспекция изначально являлась единственным способом для получения разной информации. С ее помощью можно было изучать, анализировать психические процессы. Интроспекция — наблюдение за работой собственной психики. Она имеет несколько особенностей:
- Следственно-причинная связь сознания проявляется психологическими процессами.
- Чтобы получать точную информацию от самонаблюдения, нужно долго тренироваться.
- Исследование может проводиться только одним человеком.
Самые значительные исследования метода относительно его эффективности, возможностей проводились в XIX веке. Для его изучения применялись эксперименты, которые проводились в лабораторных условиях. При этом создавались определенные условия, для получения разных данных.
Некоторые психологи усложняли самонаблюдение. Они выставляли для себя ограничения, дополнительные требования. Это нужно было, чтобы выявить элементы сознания, к которым относятся ощущения, чувства. Постепенно в экспериментах начало появляться больше сложностей. Интроспекция потеряла популярность, уступила место другим практикам. Когда первенство переняли другие методики получения информации, интроспекцию начали считать ненаучной. От ее применения отказалось большинство ученых.
История происхождения метода
Попытки проникнуть в глубины человеческого сознания делались учеными на протяжении всего времени существования научной мысли. Первым понятия интроспекции и самонаблюдения в психологию ввел Рене Декарт. Мыслитель рассмотрел вопрос с философской точки зрения. Он считал, что природа человека из двух независимых друг от друга и противоположных начала – тело и душу.
Эти субстанции имеют различный по природе. Тело есть квинтэссенция протяженной и немыслящей материи. А душа человека – непротяженная и мыслящая сущность. Из этого утверждения вытекают, по мнению мыслителя, два логичных определения: сознание, как проявление духовности и рефлекс, отвечающий за движение тела.
Декарту принадлежит выражение «интроспекция сознания», которое в будущем явилось определяющим в зарождающейся психологии как отдельной науки на рубеже 19 века. Но ученый отвергал само понятие «сознание», заменяя его «мышлением». Под ним понимается происходящее внутри человека и его восприятие действительности. По Декарту интроспективный – это ищущий отражение сознания в самом себе.
Дальнейшее развитие метод интроспекции в психологии получил в трудах Джона Локка, который выделил два типа познания: наблюдение за предметами окружающего мира и рефлексивный анализ или переработку полученной извне информации.
Наибольшее развитие как научное течение в конце 19 столетия интроспекция получила в работах Вильгельма Вундта, который сумел объединить метод самопознания с лабораторными опытами и аппаратными способами исследования. Интроспекция в этот период стала единственным способом психологического анализа. Проводились опыты, во время которых ученые просили от испытуемых отказываться от конкретных определений, концентрируясь только на описании чувств и ощущений при виде предмета. В реальности практика показала, что человек высказывает собственные ощущения, не позволяющие вычленить правильное суждение и факт.
Аналитическая интроспекция
Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927), ученик Вундта, считал репрезентации («следы прежних ощущений») элементами сознания в дополнение к ощущениям и чувствам. Он предложил более строгий метод интроспективного анализа — метод аналитической интроспекции. В этом типе интроспекции испытуемый должен был научиться различать сенсорную мозаику сознания, не совершая «ошибку стимула», которая очень характерна для «наивных испытуемых» и не должна возникать у настоящих профессиональных психологов, изучающих сознание как сумму состояний сознания.
Согласно E. Титченер, ошибка стимула означает, что наблюдатель, вместо того чтобы описывать состояния собственного сознания, обычно начинает описывать внешний объект (стимул) как таковой: «Мы так привыкли жить в мире объектов, мы так привыкли облекать мысль в популярные термины, что нам трудно усвоить чисто психологический взгляд на интенсивность чувства и рассматривать сознание как оно есть, независимо от его отношения к объективному миру» «Чисто психологический взгляд» означает, согласно E. Титченер, что субъект не должен говорить: «Я вижу книгу или лампу», а должен описывать только ощущения, возникающие в сознании при восприятии внешнего объекта — книги или лампы (свет, темнота и т.д.). Испытуемый должен быть обучен распознавать сенсорную мозаику образов (Титченер предполагал, что это повысит объективность в научных исследованиях субъективного мира). Из ощущений, как из кирпичиков, формируется все содержание нашей психической жизни, включая более сложные мыслеформы. Свой вариант интроспективной психологии он назвал структурализмом (понимание того, что структура на самом деле является суммой субъективных элементов в сознании).
«Двухступенчатый» поток, верхняя «ступень» которого включает рис. 5. Модель сознания, ясные содержания сознания, а нижний уровень включает неясные. Титченер предположил, что в этом потоке происходит непрерывный процесс перехода некоторых состояний сознания с верхнего уровня на нижний и наоборот.
Это одна из моделей сознания, предложенная в рамках интроспективной психологии. Основой этой школы мысли была картезианско-локковская концепция сознания, в которой сознание рассматривалось как самодостаточный мир субъективных явлений. Для В. Вундта и Е. Титченер, сознание было объектом их расследования. Он изучался с помощью своеобразной и тонкой интроспекции, которая разбивала сознание на элементы. В этом случае сознательное отождествлялось с психическим (существование бессознательных психических процессов отрицалось). Более того, структурализм (как и концепция Вундта) характеризуется ярко выраженным элементарным подходом, т.е. стремлением разложить сознание на элементы, т.е. неделимые «атомы» сознания, и собрать из них более сложные содержания. Однако, поскольку эти элементы были сенсорными по своей природе, эта школа интроспективной психологии характеризовалась ярко выраженным сенсуализмом (нет таких процессов сознания, которые нельзя было бы вывести из ощущений и свести к ним). Наличие другого — несенсорного — содержания в сознании не признавалось. Ощущения возникают сами по себе без какой-либо активности со стороны субъекта, как только объект появляется перед глазами (эту позицию можно назвать механистической). Этот механизм также очевиден при объяснении сложных феноменов сознания, возникающих из простых путем их ассоциативного связывания. В концепции В. Однако, чтобы понять суть этих связей, необходимо обратиться к истории возникновения этих понятий в психологии. Соколова. Е. Е. Введение в общую психологию: учебник для студентов высших учебных заведений.
Метод интроспекции
Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.
Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.
Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).
Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.
Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.
Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.
Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.
Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.
Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.
Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.
Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.
Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.
Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.
Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях
Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем. Такое определение дал В
Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести
Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.
Интроспекция и самонаблюдение
Между методом интроспекции и самонаблюдением иногда ставят знак равенства, подразумевая, что аспекты изучения для них одинаковы: внутренняя эмоциональная реакция на различные события, где оценку дает испытуемый, которого принято называть «наивным наблюдателем». Но специалисты полагают, что интроспекция и самонаблюдение имеют существенные различия:
- самонаблюдение – это способ получения информации об эмоциональном и психическом состоянии индивида от него самого;
- интроспекция — использование данных, полученных в результате самонаблюдений.
Рефлексия и интроспекция — отличия Интересно взаимодействие интроспекции и рефлексии как двух методов, расширяющих горизонты исследований эмоционально психического состояния индивида. Большинство специалистов сходятся на том, что важны оба: интроспекция и рефлексия; различия в том, что первая «отвечает» за душу, анализируя ее реакцию на совершаемые действия, а вторая – за тело, давая информацию о его поступках.
1 Понятие и сущность интроспекции
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.
Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Существуют варианты данного метода:
- Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
- Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм.
Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.
Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.
Что такое интроспекция?
Интроспекция – это способ обращения человека вглубь самого себя с целью самопознания. Это самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью не осудить или дать оценку, а с целью понять самого себя. Вот чем интроспекция отличается от угрызений совести, когда человек начинает копаться в самом себе, а потом еще отрицательно оценивать свои мотивы и поступки, считать их неправильными.
Интроспекция – это способ познать самого себя. Для этого человек должен просто наблюдать за своими психическими процессами, возникновением желаний, эмоций и пр. Здесь не нужно ничего оценивать и осуждать. Нужно просто наблюдать. Если все делать правильно, то можно не просто понять себя, но и осознать, почему вы совершили так много ошибок, что вами управляет. Когда человек понимает самого себя, он может измениться в том направлении, в котором он сам пожелает.
Для того чтобы принять себя такими, какие вы есть, нужно начать с прощения. Все люди совершают ошибки. Порой человек винит себя больше, чем это делают другие люди. Порой только вы считаете себя в чем-то виноватыми, а другие люди вообще не держат на вас зла. Поэтому нужно сначала простить самих себя, чтобы увидеть, винят вас другие люди или нет.
Извиняясь перед кем-либо, люди порой сами себя не прощают. Как можно вас извинить, если вы сами себя во всем вините? Другие люди могут вас уже давным-давно простить, а вы продолжаете думать, будто они на вас обижаются. А знаете, почему так происходит? Потому что вы сами себя вините и от этого переносите свои мысли на других людей. Вас уже все простили, но вам кажется, будто на вас обижаются, потому что вы не прощаете самих себя. Это называется «перенос», когда вы проецируете собственные мысли на других людей, думая, что они думают о вас точно так же, как и вы — сами о себе.
Простите для начала самих себя. Порой не нужно просить прощения у других людей. Иногда не нужно тратить свое время и нервы на получение прощения от окружающих. Самое главное – не винить самого себя. Пока вы вините себя и не прощаете, вам не помогут даже извинения других людей. Но если вы себя простите, то вам могут даже не понадобиться слова «прощаю» от окружающих.
Самое главное – прости самих себя. Тогда становится ясным, нужно ли тратить время на получение прощения от других людей или они уже вас давным-давно простили.
В процессе интроспекции важно не переусердствовать. Ведь человек может удариться в другую крайность – самокопание. Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны
Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие
Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны. Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие.
Когда необходимо проведение?
Пик применения практики самонаблюдения бал отмечен в эпоху расцвета эмпирической психологии, между XVIII–XIX веком. Постепенно популярность этого способа снизилась.
Последние годы значимость методики снова начала повышаться. Например, самонаблюдение является дополнением для проведения опросов, бесед, но она может применяться и как самостоятельная практика. Направление — изучение психологических настроений, состояний.
Низкая популярность самонаблюдения как самостоятельной практики объясняется получением ложной информации. На результат самоотчета могут влиять разные факторы — настроение, физическое состояние, личное желание скрыть факты. Чтобы получить наиболее точные данные, могут применяться фиксирующие устройства — видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны.
Суть интроспекции
Метод интроспекции, по убеждению А. Бергсона, основан на метафизике. Так перед нами открываются пути нашего сознания и интуиции. На этот метод самонаблюдения опирается ретроспективная философия для того, чтобы достичь рефлекторного освобождения содержимого сознания и установления иерархии ощущений в общей структуре личности. Но при этом излишнее копание в сознании, то есть чрезмерная склонность к интроспекции, может стать причиной подозрительного отношения к миру, что довольно часто встречается у психастеников. Также замена реального и объективного мира внутренним миром присуща шизофреникам.
Что такое интроспекция
Интроспекция — это метод сознательного самонаблюдения. Название происходит от латинского (introspecto) и означает «смотреть внутрь». То есть это один из методов повышения самознания. Интроспекция и самонаблюдение являются синонимами, и оба используются в психологических исследованиях
Важность этого метода трудно переоценить, ведь с его помощью можно научиться глубинному восприятию действительности, и тогда раскрываются сознание и интуиция личности. Шизофреники страдают чрезмерной интроспекцией, заменяя реальный мир своим собственным внутренним миром
Метод интроспекции в психологии используется для наблюдения за собственными психическими процессами и осуществляется без помощи каких-либо инструментов или средств, только через собственное сознание.
Интроспекция — это субъективный анализ, при котором человек не стремится к самоосуждению, что отличает этот метод от раскаяния.
Интроспекция в философии — это метод самонаблюдения, на котором основывается ретроспективная философия с целью достижения рефлексивного освобождения сознания и иерархии чувств в структуре личности. Слишком глубокий самоанализ или склонность к углубленному самоанализу может способствовать подозрительному отношению к другим личностям и окружающему миру. Дуалистическая философия отделяет материальную природу от духовной (сознания), поэтому интроспекция в философии является основой психологической методологии. Она имела большое значение для многих философов: Дж. Локка, Дж. Беркли, Т. Гоббса, Д. Юма, Дж. Милля и других. Все они считали, что сознание — это результат внутреннего опыта, и что наличие чувств и переживаний является свидетельством знания.
Развитие научного подхода
Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.
Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.
Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.
Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:
- надо;
- должен;
- нельзя.
Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».
Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.
На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.
Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.
Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.
При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.
Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.
Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.
Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.