Интроект

Самонаблюдение и психология

Ранее данный метод считался не только основным, но и единственным. Интроспекция в психологии – это метод самонаблюдения, изучения и анализа психических процессов. То есть это наблюдение за функционированием своей собственной психики.

Метод интроспекции в психологии имеет некоторые особенности:

  • Он может проводиться только одним человеком.
  • Самонаблюдение требует длительного упражнения в нем.
  • Сознание отображает следственно-причинную связь в психологических процессах.

В конце 19 века психология провела огромный эксперимент, в результате которого проверялись возможности самонаблюдения. Изучались не факты сознания, а лабораторные исследования, которые проводились в определенных условиях и обстоятельствах.

Самые строгие психологи усложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они стремились выделить самые элементарные элементы сознания – чувства и ощущения. Со временем возникли большие трудности в экспериментах. Метод стали признавать нецелесообразным из-за субъективности. Результаты экспериментов были противоречивыми, даже у одного и того же исследователя при работе с разными испытуемыми. Кроме того, у одного и того же испытуемого результаты были разными спустя некоторое время.

Ставились под сомнения и основные положения науки психологии. В ходе экспериментов выявились такие элементы сознания, которые невозможно было разложить на чувства. Кроме того, постоянное использование метода выявило нечувственные элементы человеческого сознания, стали обнаруживаться неосознанные причины некоторых явлений.

В психологии назрел кризис. Практика применения метода и его обсуждение выявили ряд определенных недостатков, которые оказались настолько серьезными, что ученые поставили под сомнение сам метод и предмет психологии, который в то время был тесно связан с методом интроспекции.

Что такое интроспекция?

Интроспекция – это способ обращения человека вглубь самого себя с целью самопознания. Это самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью не осудить или дать оценку, а с целью понять самого себя. Вот чем интроспекция отличается от угрызений совести, когда человек начинает копаться в самом себе, а потом еще отрицательно оценивать свои мотивы и поступки, считать их неправильными.

Интроспекция – это способ познать самого себя. Для этого человек должен просто наблюдать за своими психическими процессами, возникновением желаний, эмоций и пр. Здесь не нужно ничего оценивать и осуждать. Нужно просто наблюдать. Если все делать правильно, то можно не просто понять себя, но и осознать, почему вы совершили так много ошибок, что вами управляет. Когда человек понимает самого себя, он может измениться в том направлении, в котором он сам пожелает.

Для того чтобы принять себя такими, какие вы есть, нужно начать с прощения. Все люди совершают ошибки. Порой человек винит себя больше, чем это делают другие люди. Порой только вы считаете себя в чем-то виноватыми, а другие люди вообще не держат на вас зла. Поэтому нужно сначала простить самих себя, чтобы увидеть, винят вас другие люди или нет.

Извиняясь перед кем-либо, люди порой сами себя не прощают. Как можно вас извинить, если вы сами себя во всем вините? Другие люди могут вас уже давным-давно простить, а вы продолжаете думать, будто они на вас обижаются. А знаете, почему так происходит? Потому что вы сами себя вините и от этого переносите свои мысли на других людей. Вас уже все простили, но вам кажется, будто на вас обижаются, потому что вы не прощаете самих себя. Это называется «перенос», когда вы проецируете собственные мысли на других людей, думая, что они думают о вас точно так же, как и вы — сами о себе.

Простите для начала самих себя. Порой не нужно просить прощения у других людей. Иногда не нужно тратить свое время и нервы на получение прощения от окружающих. Самое главное – не винить самого себя. Пока вы вините себя и не прощаете, вам не помогут даже извинения других людей. Но если вы себя простите, то вам могут даже не понадобиться слова «прощаю» от окружающих.

Самое главное – прости самих себя. Тогда становится ясным, нужно ли тратить время на получение прощения от других людей или они уже вас давным-давно простили.

В процессе интроспекции важно не переусердствовать. Ведь человек может удариться в другую крайность – самокопание

Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны

Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие

Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны. Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие.

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии концепция «интроекции» не идентична психоаналитической концепции. Центральным в модификациях Фрица и Лоры Перлз была концепция «стоматологической или оральной агрессии», когда у младенца развиваются зубы и он может жевать. Они противопоставляют «интроекцию» «ассимиляции». В работе « Эго, голод и агрессия» Фриц и Лаура Перлз предположили, что, когда у младенца появляются зубы, он или она имеет способность жевать, расщеплять пищу и усваивать ее, в отличие от глотания раньше; и по аналогии с опытом — попробовать, принять, отвергнуть или ассимилировать. Лаура Перлз объясняет: «Я думаю, что Фрейд сказал, что развитие происходит через интроекцию, но если оно остается интроекцией и не идет дальше, тогда оно становится блоком; это становится идентификацией. Интроекция в значительной степени не осознается».

Таким образом, Фриц и Лаура Перлз сделали «ассимиляцию» в противоположность «интроекции» центральной темой в гештальт-терапии и в своей работе и основным средством, с помощью которого в терапии происходит рост. В отличие от психоаналитической позиции, в которой «пациент» интроецирует (предположительно более здоровые) интерпретации аналитика, в гештальт-терапии клиент должен осознанно «пробовать» свой опыт и либо принимать, либо отвергать его, но не интроецировать или «проглотить целиком». Следовательно, упор делается на избежание интерпретации, а вместо этого на поощрении открытий. Это ключевой момент в отличии гештальт-терапии от традиционного психоанализа: рост происходит через постепенное усвоение опыта естественным образом, а не путем принятия интерпретаций аналитика.

А что тогда делать?

Заниматься саморазвитием через книги, или вебсайты или видео — это все равно, что на рыбалку ходить через компьютерную игру. Конечно-же это можно, но это не то.

Поэтому я все время советую найти психолога и пойти на прием, либо ко мне либо к другому специалисту. Но так ка не у всех есть такая возможность и желание, сейчас я объясню в вкратце один вариант действия.

Один вариант из того что можно сделать – это выбрать себе приоритетную идею и поддерживаться ей при своем выборе любимого человека, или всего пару таких идей. У меня это – честность, доброта и уважение к моим практикам (медитации и т.д.). Все, это самые главные 3 фактора при моем выборе любимой девушки.

Мне все равно, как она выглядит, сколько у нее денег, чем она занимается в жизни, кто ее друзья, в каких странах она была или не была, на сколько языках она разговаривает или нет, любят ли меня ее родители или терпеть не могут, что обо мне думают ее друзья, умеет она готовить или нет, убирается ли она дома или нет и т.д..

Мне на все это полностью наплевать. Да, если она еще и красивая то это реально подарок от бога, но если нет, то это не будет решительным фактором.

Мне важно чтобы она была добрая и честная и уважала мои практики, которые у меня идут как приоритет в моей жизни. Вот и все. Вот мои 3 интроекта по поводу отношений с любимой девушкой

Вот мои 3 интроекта по поводу отношений с любимой девушкой.

(Фото: Моя Танюшка)

Но, к этому нужно прийти. Раньше у меня был целый список того что должна делать моя женщина и как она должна ко мне относится. И чем больше был этот список, тем хуже мне было в отношениях, и ей тоже. Тем больше скандалов, обид, расстройств, неудовлетворенностей у нас было в отношениях.

Поэтому вам решать, хотите ли вы идеального мужчину, которого все равно не существует, или выберите ли вы себе пару приоритетных характеристик и наконец-то начнете рисковать и вступать в отношения и развивать их.

А если вы уже в отношениях, то посмотрите как часто у вас происходят скандалы, ссоры, обиды, и как часто они идут из-за того что вы что-то требуете или ожидаете от вашей второй половины.

Чем больше вы будете ожидать, и требовать от вашего любимого человека, тем больше расстройств у вас будет. Это не точка зрения или жизненная позиция, это чистая логика.

Но это все вкратце. В идеале нужно идти к психологу на сеанс. Так как часто мы хотим то от другого человека, что нам не хватает. И если вы просто заглушите в себе это желание, то оно по другому вылезет и вам будет хуже.

Желание должно само растворится после повышения своего осознание о том как оно на вас влияет. Если она влияет на вас положительно, то его не нужно растворять, если оно влияет на вас негативно, то при полном осознании этого, оно просто растворится – у вас будет меньше интроектов.

Ваши отношения очень сильно улучшатся, в них будет больше радости, больше энергии, теплоты, заботы, любви.

Интроспекция и философия

Интроспекция в философии – это способ самонаблюдения. Она помогает сознательно освободиться и определиться с чувствами, которые бушуют в человеке. Но слишком глубокое самокопание и самоанализ могут спровоцировать развитие подозрительного отношения к другим людям и ко всему миру.

Интроспекция в философии – это основа психологической методологии. Она направлена на наблюдение, познание, изучение, а не поиск положительного и отрицательного. Этим направлением занимались философы: Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, Дж. Беркли, Д. Юма. Они все считали сознание результатом внутреннего опыта, а наличие переживаний и чувств у человека, по их мнению, свидетельствуют о знании.

Другими словами, все, чем мы пользуемся и сознательно понимаем, является результатом нашего внутреннего мира, который формируется с рождения. Чтобы понять, почему мы обладаем теми или иными чертами, стали именно таким человеком, необходимо начать с самопознания, при этом не нужно ставить себе оценки и прибегать к критике.

Развитие научного подхода

Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.

Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.

Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.

Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:

  • надо;
  • должен;
  • нельзя.

Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».

Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.

На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.

Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.

Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.

При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.

Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.

Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.

Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.

Что такое интроекция

Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.

Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.

Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен). Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее. Подобное питание может нанести нам вред, поэтому пережевываем (разрушаем) и перевариваем (преобразование пищи в элементы, принимаемые нашим организмом) ее.

Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира. Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.

На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма. Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне. Но для эффективного принятия требуется их разделять, анализировать, отделять лишнее, собирать в нужную для развития форму и лишь тогда помещать во внутренний мир.

Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими. С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт. По мере развития невротический конфликт доходит до крайней точки, когда объекты равноценно значимы и дальнейший рост личности останавливается, ресурсы идут на удерживание условного равновесия. В итоге, интроекция – механизм по которому человек принимает в себя умственные и поведенческие паттерны, которые не являются его собственными. Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.

Интроекция: примеры

Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.

Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым. Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе. Если же копнуть еще глубже, то окажется, что у него есть какие-то убеждения, исходя из которых он действует, даже не осознавая этого.

О чем идет речь?

Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу». Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция — это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное. Он впитывает различные паттерны, суждения, оценки и т. д., которые полностью лишены какой-то объективности, ведь принадлежат тем или иным людям.

Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци — психоаналитик венгерского происхождения.

С тобой что-то не так

Родительская тревога может побуждать матерей и отцов искать различия между своим ребенком и окружающими детьми или собой в прошлом. И, как правило, такие отличия легко находятся. Далее родитель может быть склонен интерпретировать эту непохожесть как нежелательную или опасную.

  • «Все дети (я был) …, а мой ребенок … .»
  • «Другие дети более … — как же он сможет устроиться в жизни?»

Темой родительской тревоги может стать все, что угодно — здоровье, ум, черты характера, навыки, привычки и интересы. При этом подразумевается, что есть какой-то гипотетический человек, которого нужно взять за образец.

Альтернативное родительское послание:

  • Нет ничего страшного в том, чтобы различаться. Если ты на кого-то не похож(а), в этом нет ничего плохого или опасного.
  • Наблюдая за своими особенностями, можно лучше понять себя, свои желания и возможное направление развития.
  • Главное найти подходящее место и людей, где твои качества, сильные стороны будут востребованы в полной мере.
  • Что бы ты ни почувствовал(а), и какими бы качествами ни обладал(а) — с тобой все в порядке.
  • Исследуй себя. Что тебе в себе нравится? К чему у тебя есть естественный интерес и способности?

Развитие научного подхода

Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.

Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.

Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.

Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:

  • надо;
  • должен;
  • нельзя.

Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».

Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.

На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.

Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.

Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.

При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.

Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.

Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.

Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.

Деструктивное влияние

Дело в том, что интроекция в психологии — это не только позитивный опыт, но и негативный. Любая психологическая защита несколько коверкает восприятие реальности. Дело в том, что человек начинает внешнее чувствовать как что-то внутреннее.

Опасно это тем, что когда изменяется что-то во внешней среде, то человек может это воспринимать как потерю чего-то внутреннего, каких-то качеств, ценностей, точек опоры. В результате именно это может приводить к депрессии. Человек пытается остаться целостным внутри, при этом он считает, что действительно что-то потерял, пытается либо винить себя в этом, либо искать причины. В любом случае это очень усложняет ему жизнь и иногда вынуждает обращаться к профессионалам.

Жертвы

Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.

Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.

Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector