Психология восприятия.
Содержание:
- Что им не является?
- Что такое тип восприятия ❓
- Иллюзорность
- Виды восприятия у людей
- Ошибки в восприятии
- Индивидуальные различия в восприятии человеком предметов
- III. Дополнительные свойства:
- Развитие восприятия у детей
- Свойства восприятия
- Основные свойства восприятия с примерами
- Типы людей
- Признаки восприятия
- Классификация видов восприятия
- Уровень философии
- Закономерности и свойства восприятий
- Выводы из опыта
Что им не является?
Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.
Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.
Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.
Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.
Что такое тип восприятия ❓
Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.
Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.
Иллюзорность
Иллюзорность — ошибки в зрительном восприятии, обман зрения. Существует несколько причин зрительных иллюзий:
- Иногда иллюзии появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, при неподвижных осях глаз, через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
- Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не изза оптического совершенства глаза, а изза ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
- Известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).
Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях.
Виды восприятия у людей
В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.
По модальности
Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины
По модальности выделяют следующие виды восприятия:
- Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
- Слуховое – способность воспринимать звуки;
- Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
- Обонятельное – способность различать запахи;
- Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.
В зависимости от ведущего анализатора
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).
Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.
Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.
Как она ко мне относится?
По способу актуализации
В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.
Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.
Ошибки в восприятии
Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Иллюзия
Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:
- Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
- Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.
Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.
Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.
Индивидуальные различия в восприятии человеком предметов
В восприятии людей имеются индивидуальные особенности, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером ее деятельности. Прежде всего различают два типа восприятия: аналитический и синтетический
Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов
Иногда общие моменты остаются недостаточно выявленными. Для людей синтетического типа восприятия характерно внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй — к значению их. Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия яснее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнить два объекта.
Экспериментальные исследования по выявлению типов восприятия (Л. Р. Венгер) убедительно показали, что одни испытуемые преимущественно выделяют «абсолютные» свойства предметов, а другие — преимущественно отношения между этими свойствами. Первое характерно для аналитического типа, второе — для синтетического.
На восприятие каждого человека влияют переживаемые им чувства. Однако люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факты в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях и в оценках.
III. Дополнительные свойства:
– апперцепция – зависимость восприятия
от прошлого опыта, от общего содержания
психической деятельности человека и
его индивидуальных особенностей;
– активность восприятия – установка
на восприятие,
– избирательность (преимущественное
выделение одних предметов по сравнению
с другими).
Важнейшими свойствами образа восприятияявляются: предметность, структурность,
подвижность и управляемость, целостность,
константность, избирательность.
Остановимся более подробно на предметности
образа восприятия. Предметность образа
восприятия означает:
-
Реальность – человек верит в существование
того предмета, который дан ему в образе,
т.е. он убежден в объективном существовании
этого предмета. Вынесенность образа
называется предметностью. Объективированность
– человек переживает образ как вынесенный
вовне. При неадекватном стимулировании
того или иного органа чувств могут
возникнуть образы, лишенные
объективированности. В этих случаях
говорят «в ухе звенит», «из глаз
посыпались искры» и т. п. Перцептивные
системы работают так, что разделяют
мир на отдельные предметы. -
Означенность – образы восприятия,
лишенные значения, когда человек может
детально описать предмет, на который
он смотрит, но не способен его опознать. -
Полимодальность – органическое единство
данных различной модальности, получаемых
от органов чувств.
Перечисленные выше свойства не исчерпывают
предметности образа. Человек живет в
предметном мире, который отличается от
мира, описание которого можно найти в
учебниках физики. Этому способствует
непосредственно данное в сознании
тождество предмета и его образа.
В знаемом мире есть явления, которые
не могут быть восприняты без специальных
приборов. С другой стороны, громадное
множество явлений (таких, как улыбка,
агрессивность) легко и отчетливо
воспринимаются нами.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.
В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.
Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».
Восприятие времени детьми
По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.
Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому
Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях. Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами
В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину
Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним
В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире
Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.
Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.
Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству
Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира
При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Краткое восприятие реальности
Свойства восприятия
Принято выделять 7 свойств восприятия:
Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения
Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон
Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное. Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).
В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена
В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.
Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности
В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:» alt=»»>
Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ. Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия. Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
- Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия
- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
- Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
- Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Типы людей
Есть и несколько типов восприятия:
- зрительное: оно происходит с доминированием увиденного;
- аудиальное — оно, в основном, основывается на звуках;
- дискретное основывается на числах и символах;
- есть и более сложное восприятие, основанное и ещё на остальных чувствах.
Равномерно распределяться в нашем сознании эти типы не могут, у кого-то развиты лучше одни, у кого-то — другие.
Соответственно, и люди подразделяются на индивидуумов, обладающих различными доминирующими типами восприятия:
- визуал быстрее что-то замечает, в его речи преобладают слова: я увидел, посмотел, мнепревиделось;
- аудиал чаще говорит о том, что он услышал и опирается, прежде всего, на звуковые ощущения;
- кинестет эмоционален, постоянно говорит об ощущениях;
- дигитал опирается на логические построения.
Примеры
Конечно, людей, которые пользуются только одной формой восприятия, нет, как нет и чисто выраженных типов, они часто смешиваются. Однако примеры восприятия людей с одним доминирующим определить несложно.
Визуалы ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, хаотичное расположение вещей, не любят, когда в помещении грязно.
Визуал строит много планов, часто несбыточных, поскольку воспринимают действительность не всегда реалистично. Однако люди такого типа могут быть и генераторами прекрасных идей.
Аудиалы любят звуки и, соответственно, в первую очередь, музыку, часто сами её неплохо сочиняют.
Обладают хорошо развитой слуховой памятью. Могут имитировать речь другого человека, звуки, издаваемые животными и даже механизмами.
Наблюдения показывают, что именно из аудиалов вырастают хорошие ораторы и педагоги.
Кинестеты эмоциональны, чувствительны, переменчивы в настроении. В межличностном общении тонко чувствуют состояние собеседника. При исследовании незнакомой местности и помещения большое значение придают прикосновениям и ощупыванию.
Даже прикосновение к руке собеседника для них — важный элемент общения.
Дигиталы они во всём увиденном и услышанном пытаются выявить какую-то связь и закономерность. Склонны к длительному и очень тщательному анализу воспринимаемых явлений.
Психологи отмечают, что именно люди этого типа в стрессовых ситуациях лучше окружающих сохранят самообладание и находят выход из сложившегося положения.
Признаки восприятия
Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.
Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться
Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой
Классификация видов восприятия
— зрительное восприятие;— слуховое восприятие;— тактильное восприятие;— вкусовое восприятие;— обонятельное восприятие.Возможны сочетания различных видов восприятия.
2) Разделение по объекту восприятия:— восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления);— восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий);— восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов);— восприятие скорости;— восприятие направления;— восприятие произведения искусства;— восприятие основных явлений жизни человека.
3) Разделение по цели:— преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей);— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель).
4) Разделение по участию других психологических образований:— эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами);— рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) .
Уровень философии
Это этап обретения мудрости. Здесь происходит осознанное столкновение с экзистенциальными и философскими проблемами, переоценка своей системы координат и всей прожитой жизни. При естественном течении событий, наступление этого этапа совпадает с тем, что в психологии называется кризисом середины жизни, когда завершается фаза свершений и завоеваний и начинается фаза осмысления и интеграции жизненного опыта. Но если человек интересуется вопросами сознания и ведет целенаправленную психологическую работу, этот этап может наступать гораздо раньше. Суть, однако, от этого не меняется.
В психологии проблемы этого этапа тоже достаточно подробно изучаются, но в этой сфере гораздо меньше серьезных специалистов, в том числе и потому, что на них не такой уж большой спрос. Очень глубоко и подробно проблемы этого уровня рассматривает Юнг — он посвятил этому вопросу всю свою жизнь и работу. Психологи-экзистенциалисты тоже касаются возникающих здесь проблем, но в общем-то лишь скребут по самой их поверхности, не предпринимая серьезных попыток проникнуть к их сердцевине.
К философскому уровню прежде всего относятся темы смысла жизни, относительности любых ценностей и страха смерти. И именно на данном этапе развития сознания эти вопросы становятся для человека понятными и осязаемыми. На более раннем психологическом уровне они кажутся далекими и абстрактными, а здесь вдруг обретают плоть и становятся предметом искренней личной заинтересованности.
И на каждый из возникающих здесь вопросов человек должен найти свой собственный тщательно взвешенный и выверенный ответ. Причем должен произойти переход от опоры на чужие мнения и представления об устройстве бытия к тому, чтобы целиком и полностью опереться в поисках ответов на самого себя. Без принятия на себя ответственности за то, чтобы вычислить свои собственные ответы на все уравнения жизни, этот этап не может быть по-настоящему завершен. Невозможно достичь собственной мудрости, продолжая опираться на чужую.
К концу данного этапа развития у человека происходит глобальная трансформация взглядов на себя, свою систему ценностей и окружающую действительность в целом. Он лишается всяких опор и привычных границ, он обнаруживает, что жизнь загадочна и таинственна, и начинает интуитивно предчувствовать, что мир устроен совсем не так, как всегда казалось. Ему наконец-то становятся понятны причины, которые влекут людей к поиску Бога и центрального принципа мироздания, потому что он и сам теперь тоже слышит этот внутренний зов к поиску Истины.
Концом этого этапа можно считать ясное осознание собственного «незнания», преодоление страха смерти и внутреннее смирение перед тем фактом, что окружающая действительность абсолютно непостижима и неконтролируема, и потому все личные амбиции в этом мире абсолютно тщетны и бессмысленны. Происходит естественное самоотречение: добровольный отказ от собственной воли в пользу того самого центрального принципа бытия, каким бы он ни представлялся данному конкретному человеку. Это и можно считать наступлением мудрости… хотя бы в самом ее зачатке.
Закономерности и свойства восприятий
Более сложной формой психического отражения по сравнению с ощущениями является восприятие, которое формирует в сознании человека целостную картину предмета, явления и т.д., когда отдельные ощущения сливаются и весь процесс восприятия переходит от отражения отдельных признаков предмета к его отражению в целом.
Таким образом, восприятие — это психический процесс целостного отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и признаков при непосредственном действии этих предметов на органы чувств.
Знание закономерностей процесса восприятия в судопроизводстве помогает лучше понять механизм формирования показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т.д., оценить достоверность их показаний как доказательств по делу.
Типы и характеристики восприятия. В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора, существуют различные виды восприятия: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, кинестетическое. В связи с организацией процесса восприятия различают добровольное (намеренное) и непроизвольное восприятие.
Основными характеристиками и законами восприятия являются:
(а) объективность, целостность, структура восприятия. Различные явления, предметы, наделенные различными свойствами, окружают человека в повседневной жизни. Воспринимая их, мы рассматриваем их как единое целое. Это восприятие оказывает регулирующее влияние на познавательную деятельность человека, развитие его перцептивных способностей.
В отличие от ощущений, в результате такого осмысленного восприятия формируется целостная картина предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности, при отсутствии информации человек обычно пытается самостоятельно восполнить недостающие элементы воспринимаемого явления, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей, потерпевших и т.д. необходимо выяснить не только то, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных признаках воспринимаемого объекта, явления. В противном случае показания свидетеля (потерпевшего), «основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своего сознания», признаются недопустимыми доказательствами;
b) перцептивная деятельность. Как правило, процесс выделения, синтеза признаков объекта носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе присутствует активный, организующий принцип, который подчиняет себе весь процесс познания. Проникая в исследуемое явление, мы по-разному группируем его признаки, выделяем необходимые связи, что придает восприятию осознанный, активный характер. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение зрачков глаз, рук при осязании, перемещение тела в пространстве относительно исследуемого объекта. При восприятии знакомых объектов перцептивный процесс может быть в определенной степени ограничен;
в) Чувство восприятия. Это одна из его важнейших особенностей, которая показывает синтез перцептивных и мыслительных компонентов. Поскольку восприятие тесно связано с мышлением, оно почти всегда осмысленно (Л. С. Выготский), поэтому перцептивная деятельность часто близка к «наглядному мышлению» (А. Р. Лурия). Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем объект познания, пытаемся понять его, найти объяснение его сущности, отнести воспринимаемый объект к определенной группе, классу объектов, обобщить его, одним словом.
Выводы из опыта
Правильное восприятие пространства напрямую зависит от физической активности индивида. Существует так называемая мышечная память, хотя ее участие не может быть доказано осязаемыми фактами. При движении более активно работают органы слуха, зрения, осязания.
Так более насыщено проходят внутренние процессы формирования способностей восприятия и понимания прекрасного. Для правильного развития человека необходимо движение. По мнению большинства ученых, адекватные образы складываются только при таких условиях.
Движения могут быть и внутренними, имеет значение, чтобы они были мышечными. Даже зрительное восприятие происходит благодаря хаотичному перемещению зрачка глаза. При статичном его положении объект замыливается. Это может быть связано с адаптацией колбочек, палочек.
Доказано, что такое восприятие противоестественное, оно осуществляется, когда наблюдают торможение всех систем организма. Образ предмета будто исчезает из поля зрения человека.