Память

Почему мы забываем?

Часто человек с сожалением замечает, что в его памяти «размылась», казалось бы, хорошо усвоенная информация. Не считая общих рассуждений по поводу того, что забывание — это защитный механизм, предохраняющий головной мозг от избытка раздражителей, в психологии существует много теорий, объясняющих, почему люди совсем или частично забывают то, что когда-то было ими усвоено.

Теория интерференции

В процессе запоминания в головном мозге образуются структурные следы памяти, т.н. энграммы, которые с течением времени разрушаются. Новый материал вытесняет старый. Такое подавление называется ретроактивным. Между тем проактивная интерференция проявляется тогда, когда то, что было выучено ранее, вытесняется тем, что выучено позднее. Проактивная интерференция — более весомый фактор, т.к. в памяти накоплено много ранее усвоенных фактов. Поэтому согласно этой теории, причиной забывания является то, что для новой информации просто «не хватает» места. Намного важнее, чем человек занимался с момента фиксации в его памяти определенных событий до того, как он их вспомнил, а также точность их воспроизведения. Если в перерыве между двумя лекциями человек спит, тогда взаимная интерференция знаний, накопленных во время лекций, будет меньше, чем в том случае, если он будет заниматься активной деятельностью. Если на обеих лекциях усваивался похожий материал, то эффект интерференции больше, чем при усвоении абсолютно разного материала.

Теория разрушения структурных следов

Со временем структурные следы памяти человека стираются и, в конце концов, исчезают совсем. В этом случае главная роль отводится времени, а давно полученные знания можно восстановить путем их повторения.

Теория вытеснения Фрейда

Фрейд полагал, что в действительности человек ничего не забывает, просто в определенные моменты начинает действовать защитный механизм вытеснения. Желая избежать возникновения неприятных ощущений и болезненных воспоминаний, мы «выталкиваем» их в подсознание. Это утверждение Фрейда в большей степени связано с событиями, затрагивающими «эмоциональную сферу» (эмоциональную память). Анализ снов и применение метода свободных ассоциаций частично подтверждают теорию Фрейда.

Нарушения памяти

Антероградная амнезия — выпадение всех событий, следующих непосредственно после заболевания. Часто это нарушение встречается у лиц, страдающих алкоголизмом. Первичная, вторичная и третичная память у них обычно в норме. Однако в силу своей болезни они не способны «перевести» информацию из первичной памяти во вторичную. Вследствие сотрясения головного мозга, инсульта, электрошока, после наркоза может проявиться ретроградная амнезия — выпадение из памяти событий, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию. Факторы, способствующие развитию ретроградной амнезии, не установлены. Ясно только то, что человек не может «попасть» в свою вторичную память, в то время, как накопленные в ней факты, в действительности никуда не исчезают. Между тем поражение третичной памяти отмечается редко, даже в случае очень тяжелой ретроградной амнезии.

Значение памяти

Память имеет огромное значение в жизни человека, это основа нашего сознания. Она отражает весь прожитый прошлый опыт, что позволяет применять знания, полученные ранее. Если бы у человека не было памяти, то он бы был всегда в стадии развития младенца и имел лишь врожденные раздражители. Без памяти мы не способны получать новые навыки.

Память обладает несколькими функциями:

  • Запоминание. Процесс, который предшествует сохранению информации, и заключается в получении опыта.
  • Сохранение. Переработка информации, ее обобщение и сохранение.
  • Воспроизведение или узнавание. При повторном контакте с объектом происходит узнавание, то есть, вы вспоминаете, что уже знаете, что это. Если же объекта нет, то происходит воспроизведение, то есть вы самостоятельно воспроизводите в мыслях необходимую информацию.

Память позволяет человеку запоминать события своей жизни, получать новые навыки, запоминать чувства и эмоции, полученные ранее. Но, мы не способны запоминать абсолютно все и воспроизводить в точности. Мозг фильтрует информацию, и мы отлично запоминаем то, что часто используем. Если же долгое время не возвращаться к воспоминанию, то со временем оно стирается с памяти и воспроизвести его будет все сложнее.

Доказано, что человек проще запоминает информацию, которая связана непосредственно с ним, с его жизнью, которая вызвала определенные эмоции. Мало кто знает, что такое «память сердца». Это определение, которое означает впечатление, которое прочно засело в памяти, потому как оставило большой след в душе. То есть любое сильное эмоциональное потрясение человек отлично запоминает, если оно не стало серьезной психологической травмой.

Нарушения

К нарушениям относят и неразвитость долговременной памяти, когда человек просто не умеет правильно кодировать и воспроизводить информацию, и полную амнезию, которая характеризуется повреждениями прежде всего гиппокампа. Если в первой ситуации всё поправимо посредством постоянных тренировок, то во второй прогнозы чаще всего остаются непредсказуемыми.

Причины

Физиологические:

  • астения;
  • интоксикация печени;
  • повреждения ЦНС и головного мозга: ЧМТ, постинсультное состояние;
  • расстройство интеллекта, шизофрения;
  • хронические алкогольная или наркотическая интоксикации.

Психические:

  • переутомление;
  • неврозы;
  • постоянные стрессы;
  • чрезмерные эмоциональные и психические нагрузки;
  • депрессия;
  • психотравмы;
  • дистимия: постоянно плохое настроение.

Бытовые:

  • плохое питание;
  • недосыпание;
  • чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • неправильное планирование дня, отсутствие режима.

Симптомы

  • Трудности с осознанным запоминанием: плохо сохраняются в памяти и воспроизводятся с ошибками заучиваемые наизусть стихи, даты, экзаменационный материал;
  • невозможность вспомнить события из далёкого или близкого прошлого, провалы в памяти;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • забывчивость в элементарных бытовых ситуациях: не сделал отчёт, не пришёл на встречу, не купил хлеба домой;
  • социальная дезадаптация;
  • снижение умственных возможностей и работоспособности;
  • невнимательность, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться;
  • растерянность.

Если нарушения краткосрочной памяти приводят прежде всего к бытовым проблемам (когда не помнишь, что делал 5 минут назад), то последствия повреждений долговременной затрагивают практически все сферы жизни. На работе это приводит к некачественному выполнению своих обязанностей, в семье — к расстройству личных отношений. Человек оказывается социально дезадаптированным. Даже если ДВП у него просто плохо развита, на фоне остальных учеников (студентов, сотрудников) он не будет успешным, не говоря уже о различных формах амнезии.

Более подробно о том, из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться, читайте в нашей отдельной статье.

Сочинение рассуждение на тему что такое память

Нужна ли память человеку? Салихова Малика, Республика Татарстан, город Казань, МБОУ «Лицей № 177», 8 «А» класс. Руководитель: Дасова Рамиля Зинатулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом. С. Л. Рубинштейн Что такое память? Для чего она нужна человеку? Согласно словарю С. И. Ожегова, память – это «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений». Память всегда нужна человеку. Вырастая, мы часто вспоминаем свое детство. В школе, благодаря памяти, отвечаем на вопросы учителей. В каникулы, побывав в другом городе, в другой стране, мы стараемся запомнить и потом передать другим впечатления об увиденном, исторических памятниках, живых людях. Все это расширяет наш кругозор, делает богаче наш внутренний мир, помогает стать интереснее для окружающих. Память связывает прошлое с настоящим. Человек живет не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря памяти. Наше поколение знает и по урокам истории, и от дедов о страшных днях Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашими предками и будем помнить об их славном подвиге всегда! Ведь это история нашей страны, мы должны ее знать, ее надо передавать из поколения в поколение. Об этом надо помнить, чтобы не допустить ничего подобного впредь. Это надо помнить всю жизнь так же, как и то, как в первом классе нас научили писать буквы, складывать слова, читать … Мы запомнили это и уже не забудем никогда. Понятно, что сейчас человек может пользоваться различными гаджетами, запоминающими информацию так, что человеку и не надо утруждаться. Получается, что человек запоминает не саму информацию, а то, откуда и как получить ее. А хорошо ли это? Зачем человеку пустая голова, в которой нет памяти? Именно эту проблему, на мой взгляд, поднимает в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиз Айтматов. В произведении вставным сюжетом идет легенда о манкуртах, о страшном наказании, которому подвергались пленные. Им на голову надевали сырую верблюжью шкуру и оставляли бедных людей под палящими лучами солнца. Шкура ссыхалась, в невыносимых муках человек терял память. С этого момента он не помнил ничего: ни отца, ни матери, ни Родины. Становился послушным и исполнительным рабом. В страшном отчаянии мать такого манкурта, Найман-Ана, восклицает: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь….Но кто придумал, кто смеет покушаться на память человеческую?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого?». Нельзя без содрогания читать эти строки! После прочтения этого романа я поняла, что человеческая память – это бесценный дар, который нужно беречь и развивать. Свое эссе хочу завершить словами известного английского физиолога Грея Уолтера: «Память – это не брошенная на стол монета, а горящая свеча». Берегите свою память, пусть она «горит» как можно дольше!

Сочинение №2

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события

Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание — это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми — да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания — внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. Мозг работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи

Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем

Условно принято различать два вида:

  1. Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
  2. Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

Особенности памяти

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • нехватка воды в организме;
  • рассеянность;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

  • внимательность и наблюдательность;
  • интерес к жизни, положительный настрой;
  • организованность в быту;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов и цитат;
  • интеллектуальные игры;
  • физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • умение правильно выражать свои воспоминания;
  • размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе

Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах

Виды памяти

Рассмотрим основные виды памяти, которые характеризуются способом запоминания:

Опосредованная

Опосредованная память – это произвольное запоминание информации, когда цели запомнить информацию не стоит, но она сохраняется

Часто это относится к важной информации, особенно к личным событиям жизни

Непосредственная

Непосредственная память – это запоминание информации с помощью заучивания. Этот метод часто используют школьники и студенты, чтобы выучить учебный материал. Этот вид памяти характеризуется приложением усилий и краткосрочностью сохранения информации. Зачастую, как только теряется смысл этой информации она стирается постепенно из памяти.

Виды памяти человека в психологии разделяют на два вида в зависимости от того, как долго хранится полученная информация:

Кратковременная

Кратковременная память позволяет запомнить информацию объемом до 9 единиц, например, слов или цифр, на короткий промежуток времени. Как правило, такая информация сохраняется в памяти не дольше 30 секунд. При этом, запоминается лишь важная информация. Также большую роль играют отвлекающие факторы, они легко стирают информацию.

Долговременная

Долговременная память позволяет помнить неограниченное количество информации долгое время, иногда даже всю жизнь. Долговременная память сохраняет информацию, которая пригодится в будущем, а не только на данный момент. Она позволяет в любой момент вспоминать необходимую информацию. Четкость воспроизведения зависит от частоты использования этой информации. То есть, чем чаще человек пользуется этой информацией, чем прочнее она закрепляется в памяти. Память – это основа нашего сознания, которая позволяет нам развиваться. Благодаря ей мы способны получать новую информацию и использовать ее в будущем. За память отвечает несколько участков мозга, поэтому это сложный процесс, который не позволяет помнить все и всегда, но позволяет запоминать важную информацию.

Роль памяти в жизни человека 11 класс

Что такое память и как она влияет на нашу жизнь? – этими вопросами хоть раз, когда то задавались огромное количество людей. Кто-то считает, что без этого «инструмента» человек не сможет быть таким, как он есть, в его душе будет полный хаус и неограниченное количество страхов.

Есть множество фильмов, где нам жестко демонстрируют, что человек испытывает, переживает при потере памяти. Те ощущения, когда смотришь на близких людей и не осознаешь какое место, они занимают в твоей жизни, наверняка ужасающие. Ты не помнишь свой любимый фильм, с кем дружил в школе, как забавно смеется твоя мама, и что ты чувствовал, смотря на ночное звездное небо. Какое раскаяние и сочувствие можно увидеть в глазах родных, тем самым только вызвать в себе злость и чувство полной опустошенности.  

Потеря памяти – это потеря себя самого, своей личности, своей сущности. Конечно, кто-то скажет – «А почему вы не видите плюсов в данном феномене? Ведь в один прекрасный момент ты просыпаешься другим человеком. Начать жизнь с чистого листа – разве это не предел мечтаний многих? Ни прошлого, в том числе и негативного, ни настоящего, но возможное прекрасное бедующее, где ты можешь сделать себя кем угодно.

К примеру, человек  работал менеджером в крупной компании или экономистом-бухгалтером в бюджетной организации, а теперь ты альпинист и занимаешься велоспортом, потому что ты не помнишь наставлений отца, о прибыльности таких профессий и «стабильной жизни», не помнишь нудных лекции в высшем учебном заведении — ты открыт ко всему новому и необычному. Горы, путешествия, экстремальный отдых – это становиться реальностью и неподражаемыми воспоминаниями.

Или же наоборот, девушка с множеством «любовных душевных ран», работы гидом и постоянным метанием с одного места в другое, может, наконец, найти покой в своей душе, став домохозяйкой, создав семейный очаг и «найдя» свой дом с белым заборчиком и просторной террасой, где не нужно бесконечно «искать себя».

В каком-то смысле это прекрасно, а в каком-то очень печально. Ведь в памяти человека,  есть и хорошие и плохие воспоминания и с этим ничего не поделаешь. Главное то, что ты сможешь получить опыт, извлечь какие-то жизненные уроки из своих воспоминаний, какими бы они не были.

А в ситуации — потери воспоминаний, ты можешь стать другим человеком в абсолютном понимании слова «другим». Изменяться предпочтения, взгляды на жизнь, окружение и многое другое.

Интеллект и характер, скорее всего никак не поменяются, но крупицы сознания будут «говорить» о том, что ты не тот человек, кем был. Абсолютная новая, родившаяся личность. Но нужно не забывать, что та «прошлая личность» — тоже ценна и тоже востребована. Практически всегда остаются люди, которым мы нужны в любом состоянии, даже потеряв себя – а в нашем случае память.  

И не смотря ни на что, можно стремиться к своим целям и совершать поступки, даже обладая негативными памятными воспоминаниями. Становиться лучше и развиваться во всевозможных сферах жизни. Покорять новые вершины и делать мир лучше.

11 класс ЕГЭ

Роль памяти в жизни человека
Сейчас читают:

Сочинение по картине Федотова Анкор, еще анкор!
Федотов Павел Андреевич — известный русский живописец и график девятнадцатого века. Одна из необыкновенных, величайших картин — Анкор, ещё Анкор

Она создана в год драматической смерти Федотова Павла Андреевича,

Сочинение по картине Репина Портрет Мусоргского
Илья Ефимович Репин – педагог, профессор, а самое главное он русский живописец, который является неотъемлемой частью Российского искусства.

Сочинение по картине Григорьева Вратарь 7 класс
Художник Григорьев основное внимание в своем творчестве уделял школьникам. Его картина « Вратарь», посвящена любви к футболу и ее с интересом смотрят все поколения

Картина получилась настолько удачной и имела успех, что в 1949 г

Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
К каким ценностям должен стремится человек? Каким путём должен он добиваться своих целей? Что он может себе позволять, а чего не приемлет жизненный путь? Что ценнее — благородство несмотря ни на что, или бесчестите ради хорошей жизни?

Внешность и портрет Обломова в романе Обломов сочинение
Илья Ильич Обломов – главный персонаж произведения. На вид ему 32-33 года. Он среднего роста. У Ильи довольно приятная внешность, на вид он нежен и хрупок. Его молочная кожа, мягкие пухлый руки и плечи создают впечатление изнеженной особы.

Сюжет романа Обломов Гончарова сочинение
Данное произведение начинается с описания одного из дней жизни главного героя, а также описания самого героя. Он предстает перед читателями немного ленивым и безучастным, но крайне добродушным и мечтательным персонажем. Имя этого героя Илья Ильич Обломов.

9 класс. ОГЭ 15.3

У каждого в жизни происходят яркие события, которые остаются  нашей памяти.

Что же собой представляет  память и на какие виды она делится?

Память — способность человеческого мозга:

— запоминать информацию,

— воспроизводить её в нужный момент времени,

— восстанавливать мысли или ощущения, которые когда-то в жизни уже происходили.

За хранение информации отвечают практически все отделы головного мозга. Если начинается сбой в одном из подразделений , то человек может начать терять память. Чтобы не происходили сбои в системе, нужно тренировать её с помощью различных занятий, тестов и развивающих игр.

Память делят на виды: по времени, по типу информации, по задействованному органу чувств.

Память, которая удерживается длительное время, называют долговременной. Срок действия этой памяти неограничен и она может храниться всю жизнь. Кратковременная, наоборот, может удерживать полученную информацию очень небольшой промежуток времени.

В зависимости от того, какой тип информации получаем, память делят на вербальную и невербальную. Материалом для тренировки  вербальной памяти могут быть не только предметы, а также  набор слов, чисел, или целые тексты.

Невербальная позволяет сохранять и вспоминать услышанные звуки, ощущения, увиденные изображения.

Вид памяти, когда задействованы органы чувств (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание)  делят на:

— зрительную (сохраняет и воспроизводит зрительные образы картинок или вид природы) , как правило, она запоминается очень легко;

— обонятельную (запоминает запахи окружающего мира);

— вкусовую (воспроизводит вкусовые рефлексы: кислое, сладкое, горькое, солёное);

— слуховую (характеризуется запоминанием различных звуков в природе),

— тактильную (воспроизводит чувства, которые возникли при контакте с неким предметом).

Бывает информация, которая запоминается без всяких усилий с нашей стороны, как говорится «сама собой». Такой вид памяти называют непроизвольной.

Произвольная память, наоборот, позволяет нам сохранять информацию, которую нам нужно запомнить в любом случае. Например: выучить предмет перед контрольной работой или экзаменом.

Иногда происходят так называемые «провалы в памяти» или амнезия. Они появляются при психических расстройствах, черепно-мозговых травмах, инсультах, инфекциях и болезнях, которые поражают головной мозг человека. Эти состояния могут быть приобретенными или врождёнными. Память в некоторых случаях возвращается, если назначено правильное лечение и тренировка для деятельности мозга.

В памяти откладываются моменты, когда человек испытывал болевые или неприятные ощущения. Поэтому, она помогает вновь не допускать подобных ошибок в жизни человека.

Узнаем, что влияет на память

Она усиливается или же, наоборот, ослабевает из-за влияния разных факторов, главный из которых – важность материала. Чем важнее информация, тем лучше мы ее запоминаем

Но, к сожалению, и это происходит не всегда.

Гормоны также оказывают влияние. У женщин ее ухудшение наблюдается при снижении уровня эстрогена при климаксе и гинекологических недугах. На процессы запоминания информации сильнейшее действие оказывают гормоны щитовидной железы. Поэтому необходимо правильно питаться, употреблять пищу, богатую витамином В2, цинком и йодом.

Доказано, что правильное питание способствует улучшению памяти. Поступление полезных компонентов в организм человека обязательно, но их можно получать и посредством витаминных препаратов.

Эффекты и феномены памяти

1) Специально выделяется феномен реминисценции — это отсроченное непроизвольное воспроизведение. Реминисценция означает, что воспроизведение заученного материала со временем не ухудшается, а, наоборот, улучшается. Это связано с осознанием информации (плохо осмысленное через время становится осознанным).Реминисценция зависит от качества предварительного обучения. Чаще всего она возникает при запоминании большого по объему количества материала. Опыты показали, что данное явление чаще встречается у детей, чем у взрослых.

2) Если испытуемому предложить ряд стимулов для заучивания, а затем попросить его воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первых и последних стимулов будет выше, чем стимулов, расположенных в середине ряда. Этот феномен получил название «эффект первичности и недавности».

3) Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основательница советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффект Зейгарника.

Эффект Зейгарника подразумевает, что лучше запоминается незавершенный гештальт — прерванное действие.Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

4) В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингауз открыл кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени.

Чтобы провести эксперимент, он придумал списки псевдослов, образованных двумя согласными и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено через 20 минут, 1 час, 7–9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается и через месяц.

Величину, дополнительную к числу правильно воспроизведенных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания, которую можно было бы назвать кривой воспроизведения.

Значение механической памяти для человека

Способствует освоению языка

Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.

Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения

Нарушения приводят к снижению качества жизни

Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.

Участвует в формировании навыков

Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.

Нарушения памяти

Профилактика болезни Альцгеймера

Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).

Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.

Как улучшить память

В случае ухудшения

Для начала определимся, из-за чего память может начать ухудшаться. Вот основные причины:

  • стресс;
  • хронические недосып и усталость;
  • вредные привычки;
  • дефицит витаминов;
  • травмы головы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов;
  • инфекционные заболевания;
  • нарушение обмена веществ;
  • применение стимуляторов.

Можно сделать простейший вывод, что для улучшения и сохранения функций памяти нужно минимизировать возможность появления всех этих причин. То есть, достаточно соблюдать режим дня, полноценно и регулярно питаться, избавиться или максимально снизить потребление алкоголя, никотина и т. п., а также регулярно проходить медицинские осмотры для своевременного обнаружения возможных заболеваний.

В повседневной жизни

Если же каких-то конкретных проблем с памятью нет, но есть желание улучшить ее способности в целом, помимо профилактики всех предыдущих причин, можно сделать следующее: 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector