Урок 1. общая психология
Содержание:
Введение в общую психологию
Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.
Методы общей психологии
Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.
1
Наблюдение
Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).
Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:
- Постановка целей и задач;
- Определение ситуации, предмета и объекта;
- Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
- Определение способа ведения данных;
- Обработка полученных данных.
Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.
Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.
2
Беседа
Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).
Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека
При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека
Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.
Но основным способом исследования является эксперимент.
3
Эксперимент
Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.
Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.
Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.
Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.
В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик
Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.
Восприятие
Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.
Восприятие разделяется на четыре уровня:
- Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
- Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
- Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
- Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.
У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии можно узнать из статей «Ощущение и восприятие» и «Психические процессы: виды и краткая характеристика».
Предмет и объект общей психологии
Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем
Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее
Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:
- психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
- психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
- психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
- психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Темперамент и характер
Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.
Выделяют следующие основные типы темперамента:
- Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
- Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
- Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
- Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.
Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:
Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.
Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.
Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:
- Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
- Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
- Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
- Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.
Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.
Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».
Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.
Внимание
Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту
За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.
Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.
Функции внимания:
Обнаружение
Избирательное внимание
Распределённое внимание
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:
- Внешнее – направлено на окружающий мир;
- Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
- Моторное
Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.
Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.
Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти
Предмет и объект психологии
Данные понятия изучаются в процессе получения профессионального образования. А также при получении медицинского образования (психолог не всегда врач, а психотерапевт и психиатр имеют статус врачей, которые могут выписывать медикаментозные способы лечения для клиентов).
Предмет
Предмет психологии – это изучение того, как формируются, развиваются и прекращаются различные явления психики
Объект Объект намного шире предмета. Объект – это психика в целом и все, что с ней связано. В объект включаются элементы предмета
К объектам психологии как науки относятся следующие элементы и процессы:
- Психические процессы (чувства и эмоции, отношения, связи, любовь, дружба, манипуляции, абьюзивные и созависимые отношения и др.);
- Состояния (также чувства и эмоции, тревожность, нервозность, паранойя, перфекционизм, эмпатия, меланхолия, депрессия, биполярное расстройство, ностальгия, шизофрения, гедонизм, конформизм, фрустрация, сублимация, цейтнот, мизантропия и др.);
- Свойства (к ним относятся характер человека, в том числе эгоцентризм, психотип, типы личности, интроверсия и экстраверсия, цинизм, альтруизм и др.);
- Образования (знания и навыки, а также привычки конкретного человека. Например, рефлексия, зависимости и др.)
Память
Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.
Выделяют следующие процессы памяти:
- Запоминание;
- Хранение;
- Воспроизведение;
- Забывание.
Также память разделяется на типологии:
- По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
- По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
- По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
- По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
- По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
- По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
- По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
- По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.
Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.
Важность уроков психологии
Знание психологии человека применимы практически во всех областях человеческой жизни
Иногда случаются ситуации, требующие от людей принятия важного решения, определения правильного подхода. Сделать безошибочный шаг помогают уроки психологии социального направления
Они будут полезны всем людям, желающих адаптироваться в социуме, достичь взаимного понимания с окружением, осознать причинные факторы происходящих событий, мотивы, движущие другими людьми. Психологические знания помогают в решении личных жизненных задач, противостоянии проблемам, сопровождающим человека в жизни. Кроме специализированной литературы по психологии для начинающих, обучиться этой науке можно с помощью экспертных рекомендаций.
Разработанные для обучения уроки психологии воплощают знания, взятые из различных теоретических материалов. Над ними работают профессиональные психологи, задача которых заключается не только в привнесении ряда научных выводов к учащимся, но и в их адаптации к практическому использованию. Каждый урок содержит полезные рекомендации, различные тематические советы.
Первый шаг в обучении — изучение личности человека. Исследование причинных факторов, воздействующих на поведение людей, требует определения причинных факторов, влияют на их психическое состояние. Практически психологическая теория применяться благодаря специальным методам. Изучив все о психологии, будущий специалист учится воздействовать на других людей, создавать с ними дружеские отношения.
Избавиться от страхов и быть уверенным в себе можно у специалиста. Например, у психолога Батурина Никиты Валерьевича.
В чем заключается преимущество специализированных уроков психологии перед самостоятельным обучением с помощью литературы? Обучающий курс специально создается для новичков в этой науке, желающих быстро обучиться пониманию людей. Опытный специалист наряду с теоретической информацией указывает на возможности их практического применения. Без этого обучение с помощью психологических книг может длиться годами без результата — человек не научится вести себя в конфликтной, сложной ситуации.
Кроме теоретического материала, специалист на занятиях применяет тематические игры, упражнения. Это способствует закреплению полученных знаний, улучшению понимания не только окружающих, но и самого себя. На уроках учащиеся могут участвовать в психологических тестах, просматривать тематическое видео.
Первые шаги в изучении психологии — 27 книг
Советы для желающих самостоятельно изучать психологию с форума психологов и от Ирины Камаевой (кандидат психологических наук).
1. Ждан «История психологии: от античности до наших дней».
Во всех ВУЗах изучение психологии начинается с истории психологии. Это поможет разобраться в том что такое психология, чем она занималась и занимается, что есть ее предмет и какие методы исследования она использует.
2. Рогов «Общая психология».
Далее всегда следует изучение общей психологии. Это необходимо для того что бы понять базовые психические процессы, основные принципы и закономерности функционирования психики.
3. К. Уилбер «Никаких границ».
Если хотите получить общий, системный взгляд на психологию, можно также ознакомиться с работами этого американского философа.
4. Хьелл и Зиглер «Теории личности».
Полезно изучить различные теории личности. Непременно стоит почитать таких классиков какВыготский, Леонтьев, Лурия, Узнадзе .
4. Дружинин «Экспериментальная психология».
Далее уже можно интересоваться более узкими отраслями — возрастной, детской, социальной психологией и т.д. Важный момент — экспериментальная психология, изучение даст возможность понять, каким образом можно получать достоверную информацию о тех или иных процессах и явлениях. Так что однозначно начинать нужно с учебников, а с монографиями уже дальше и самому будет определиться не сложно.
5. Фрейд
: «Будущее одной иллюзии», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Достоевский и отцеубийство», «Неудовлетворённость культурой». «Я и ОНО», «Толкование сновидений».
6. Метапсихология Фрейда:
«По ту сторону принципа наслаждения», «Моисей и монотеизм», «Проблемы метапсихологии».
Начав с Фрейда ли, с Юнга, Райха, Олпорта, Бандуры
илиКелли , Вы абсолютно не поймете, что собой представляет научная психология, равно как и не приблизитесь к ее изучению. Это всего лишь один из аспектов развития психологии и, начав изучение с него, вы будете как в притче про слепых и слона. К тому же, психоанализ, как и ряд других направлений (в большинстве своем им же и порожденных) не вписывается в парадигму современной психологии, поскольку методология изучения в нем не основана на экспериментальном подходе.
7. К. Хорни «Самоанализ».
Для знакомства с психоанализом и самостоятельного применения его идей подойдет эта книга.
8. Камаева советует ознакомиться с Мелани Кляйн, Маргарет Малер, эго-психологией, селф-психологией, с теорией объектных отношений
. «Фрейд — это как Ленин. Он всё написал, а дальше на него уже наложили современность».
Рекомендуемая литература
Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — коротко о некоторых из них.
Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.
Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.
Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к
очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться
Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.
Эмоции
Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Характеристиками эмоций являются:
- Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
- Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
- Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
- Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.
Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение;
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
- По виду образов – абстрактное и конкретное;
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- Типизация;
- Акцентирование;
- Схематизация;
- Агглютинация;
- Гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Мотивация
Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
- Внешняя – обусловлена внешними условиями;
- Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
- Положительная – основана на положительных стимулах;
- Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
- Устойчивая – определяется нуждами человека;
- Неустойчивая – требует дополнительного стимула.
Мотивация бывает следующих типов:
- От чего-либо (основной тип);
- К чему-либо (основной тип);
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Познавательная.
Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:
- Самоутверждение;
- Идентификация с другими людьми;
- Власть;
- Саморазвитие;
- Достижение чего-либо;
- Общественная значимость;
- Стремление быть в обществе определённых людей;
- Негативные факторы.
Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».