Беседа
Содержание:
- Структура
- Вопросы психологов на собеседовании
- Советы и рекомендации
- Виды беседы
- Справочная информация
- Метод исследования и психодиагностики
- Что из себя представляет метод беседы в психологии
- Вербальное и невербальное общение
- Виды беседы
- Домашнее задание
- Совмещение методов
- Восприятие собеседника
- Психотерапевтическая беседа
- Метод беседы – Психологос
- Список литературы
- Структура беседы
- Плюсы и минусы метода беседы
- Правила и приемы беседы
- Понятие беседы как метода исследования
- Требования к ведению беседы
Структура
Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:
Введение. Вводная часть помогает положительно настроить испытуемого на продуктивное взаимодействие, поэтому она играет принципиальную роль
При этом важно, кто выступает инициатором разговора. Если инициатива принадлежит психологу, то его задача заключается в стимулировании заинтересованности объекта предметом разговора
Это достигается при помощи затрагивания предыдущего значимого опыта, планов на будущее, имеющихся переживаний и т.д. Психолог демонстрирует искреннюю заинтересованность, дружелюбие, желание помочь. Если инициативу проявляет респондент, то психологу остается лишь проявить готовность к разговору, гарантируя максимальную открытость и беспристрастность. Испытуемый оповещается о том, что вся предоставляемая им информация является строго конфиденциальной.
На начальном этапе разговора специалисту также необходимо «прощупать» клиента — понять, какие речевые обороты, жесты и эмоции вызывают у него наиболее положительный отклик.
Обсуждение общих вопросов. На этом этапе стороны открыто говорят о вопросах, затрагивающих непосредственно тему беседы. Определяется круг проблем, которые необходимо обсудить. Психолог стремится получить больше конкретной информации — мысли, эмоции, события, факты. Это позволяет ему накопить определенные базовые данные, от которых можно будет отталкиваться впоследствии.
Подробное обсуждение темы. Здесь специалист уже переходит от обсуждения общих фактов и событий к тщательной проработке конкретных проблем. Это кульминационный момент всей процедуры, от успешности которого зависит результативность исследования. Психолог на данном этапе должен действовать максимально профессионально — задавать грамотные вопросы, внимательно выслушивать ответы на них, тщательно анализировать поведение испытуемого. На данном этапе часто применяется метод сократической беседы: испытуемому задаются особые вопросы, способствующие работе мышления, концентрации, поиску истины, пониманию ключевых вопросов.
Завершение. Специалист старается постепенно ослабить накал эмоций и подвести респондента к окончанию разговора. В этот момент уместно выражение признательности за сотрудничество, если исследование носит однократный характер. В случае, когда предполагается продолжение общения, желательно поддерживать в собеседнике готовность продолжить диалог на заданную тему в дальнейшем.
Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга
При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных
Беседа делится на следующие виды в зависимости от типа поставленной психологической задачи:
терапевтическая;
автобиографическая;
сбор субъективного анамнеза (информации о респонденте);
сбор объективного анамнеза (сведений о знакомых респондента).
Вопросы психологов на собеседовании
Существует три способа постановки психологами вопросов:
- Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «,да», или «,нет»,. Например: «,Это ваше окончательное мнение?», Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
- Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «,Почему вы так считаете?», В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос. Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.
- Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием , перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «,Если я правильно понял, вы говорили о том…,»,.
Советы и рекомендации
- Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
- Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
- Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
- Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
- Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
- Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.
Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.
Виды беседы
Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:
- индивидуальная;
- групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
- структурированная или формализованная;
- стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
- нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
- организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.
По инициативе выделяют следующие типы беседы:
- управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
- неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Метод исследования и психодиагностики
Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:
- Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию , задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.
- Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.
Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.
Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.
Важнейший навык , соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.
Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.
Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы
В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.
При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.
Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.
В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.
Большое значение имеет и правильная организация самого процесса: наличие плана диалога, определение четкой цели разговора, создание благоприятной обстановки, выбор наиболее удобного способа регистрации ответов, проявление такта и уважения, внимание к вербальным и невербальным сигналам
Что из себя представляет метод беседы в психологии
Беседа — один из наиболее специфичных и эффективных методов в психологии, особенно когда дело касается получения информации. По мере разговора, люди все лучше воспринимают друг друга, свое «Я» и окружение. Общение очень тесно связано с наблюдением, и невербальные знаки позволяют собрать опытному специалисту куда больше данных, чем слова.
Неравенство собеседников также оказывает влияние на структуру беседы. Именно врач является инициативной стороной, задает тему разговора, тщательно формулирует вопросы. Психологу необходимо обладать хорошей эрудицией, терпением, коммуникабельностью и умением располагать к себе собеседников, чтобы расслабить человека и позволить ему высказываться свободно, выступая как бы «наставником».
И все равно, в психологии метод беседы не всегда срабатывает идеально, так как требуется принимать во внимание возможную неискренность. Ведь далеко не всегда люди готовы делиться сокровенными подробностями личной жизни
Причин здесь много, от нежелания показать себя с плохой стороны, до непонимания целей разговора.
Помимо этого, специалист должен демонстрировать интерес к личности, проблемам и мнению человека, но одновременно с этим избегать открытого согласия или несогласия. Наблюдение за мимикой, позами и жестами дает о нем дополнительную информацию.
Вербальное и невербальное общение
К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.
Давно доказана эффективность «,вы-подхода»,, при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.
Вместо «,Я считаю, что проблема в …,», , «,Ваша проблема, видимо, заключается в …,»,. Или вместо «,Давайте поговорим о …,», , «,Вы, наверняка, хотите обсудить…,»,.
Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: «,Как вам известно…,», вместо «,Я располагаю информацией…,»,.
Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.
Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: «,Продолжайте»,, «,Понимаю»,, «,Это любопытно»,, «,Подробнее, пожалуйста», и т.д.
Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует «,говорящие», невербальные сигналы.
Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.
Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть «,открывающими»,, поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.
Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.
Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:
- мимика,
- пантомимика,
- жесты,
- тембр голоса,
- интонация,
- поза,
- дистанция и др.
Виды беседы
В зависимости от конкретных условий работы в психологической практике используются различные виды беседы:
- Введение в ситуацию эксперимента. Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. Установление контакта с испытуемым является основной целью беседы этого вида. Важная роль отводится созданию мотивации для участия в эксперименте. В ходе беседы даются необходимые инструкции. Беседа в структуре лабораторного исследования есть важный вспомогательный прием, следующий за экспериментом;
- Экспериментальная беседа. Она необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику. В данном виде беседы применяются вопросы двух типов: прямые, например, «тебе нравится учиться в школе?» и косвенные, например, «Где ты больше хочешь учиться – в школе или дома?». Сопоставляя прямые и косвенные ответы можно выявить мотивы учения и действительное отношение детей к учебе и школе. Это служит основанием для вынесения суждения о специфике учебной мотивации;
- Диагностическое интервью. Данный вид наиболее распространен в психологической практике.
Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном;
Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи.
Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии.
Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;
Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации.
Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных.
Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми;
Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди».
Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот.
Домашнее задание
Ну что же, погоду и чудный вечер в лиловом закате обсудили, что же дальше? Частенько люди застревают на начальной стадии разговора. Если никто не может развить диалог дальше, начинаются неловкие длинные паузы, в ход идут несмешные шутки, но они положение только лишь усугубляют. О чем говорить потом, после погоды? К этому этапу стоит заранее подготовиться. Если вы идете на выставку картин, то не лишним было бы потратить хотя бы 30 минут на изучение предмета выставки. Несколько малоизвестных фактов можно преподнести собеседнику вместе с фразой: «А вы слышали, что…» и продолжение разговора не заставит себя ждать. За фактами обычно следует обмен мнениями и впечатлениями. Таким образом с собеседником можно найти много общего.
Совмещение методов
Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.
Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.
Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.
Восприятие собеседника
Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.
Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.
Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.
Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.
Психотерапевтическая беседа
Для налаживания контакта между врачом и больным ребенком можно использовать ряд правил.
Однократной беседы иногда бывает достаточно. Первый разговор является решающим, т. к.
от него зависит, сможет ли в дальнейшем врач наладить контакт с ребенком и объяснить ему в доступной форме сущность болезни. Необходимо добиться от ребенка сведений о жалобах и своем эмоциональном состоянии.
Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании ребенком жизненной ситуации, в которой он оказался.
Пациент должен самостоятельно участвовать в обсуждении, то есть быть объектом обучения. Необходимо обсуждать образ жизни пациента (особенно в случаях расстройства аппетита, болевого синдрома), т. к.
трудности и душевные конфликты часто связаны с неправильным образом жизни, нарушением режима. Беседе должно уделяться достаточное количество времени.
Психотерапевтическая беседа подкрепляется назначением медикаментозной терапии.
Психотерапевтические беседы показаны при острых заболеваниях, имеющих аналитически достоверные основания и психосоматическую основу. Продолжительность — от 25 до 60 мин. Целью беседы является достижение понимания пациентом того, что он сам сможет преодолеть болезнь.
Поддерживающая психотерапия
Динамическая психотерапия
Заключается в связывании конфликтов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я». Показана при соматизированной депрессии.
Психотерапия, основанная на глубинной психологии
Вид психотерапии, поделенный на ядро конфликтов, вначале представляющихся неодолимыми. После частичного разрешения конфликта становится возможным выход из него.
Психоанализ
Проводится в виде частых сеансов (по 3—4 ч в неделю) с использованием определенных церемоний и ритуалов: пациенту предлагается в свободной форме высказывать все, что ему приходит в голову. Врач находится позади пациента и концентрируется на его рассказе.
Аналитическая групповая психотерапия (АГПТ)
Выделяют амбулаторную и стационарную АГПТ. Групповая психотерапия проводится 1—2 раза в неделю на протяжении от 1 до 3 лет с оптимальным числом участников 6—8 человек.
Преимущество метода: в составе группы пациенты начинают мотивированно относиться к себе, заинтересованы в общении с другими. Групповая психотерапия дает возможность перенесения переживаний не только на психотерапевта, но и на других пациентов.
Показания к АГПТ — функциональные синдромы, бронхиальная астма, нервная анорексия.
Метод беседы – Психологос
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Общие сведения
В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.
В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.
Существует два вида беседы:
- Управляемая
- Неуправляемая
В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.
Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.
В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента. В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации
В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации.
Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента.
Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.
К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации.
Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
- Выяснение (использование уточняющих вопросов)
- Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
- Словесное отражение психологом чувств респондента
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться.
Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
Список литературы
1. Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Редактор- составитель А.М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с.
2. Ильин Е.П. Психология доверия. — М.: Питер, 2013.
3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К.Кругловой.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000 — 124с.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с..
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005 — 295с.
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
7. Молден Д. «Менеджмент и искусство НЛП». — М., 1997г.
8. Миникес Л. Искусство делового общения, статья 2004 г.
Размещено на Allbest.ru
Структура беседы
Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:
Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника
Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап
Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.
Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.
Плюсы и минусы метода беседы
Методика беседы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:
- когда проводится беседа, с ее помощью можно узнать много информации о человеке;
- беседа дает хороший результат, так как с ее помощью легко отличить, где правда, а где ложь;
- организоваться такой метод может за считанные минуты и не требует дополнительного оборудования;
- целью беседы является большое количество правдивой информации, которую можно получить благодаря доброжелательности;
- пациенту гарантируется конфиденциальность, так как подобный метод воздействия на психику проводится строго наедине со специалистом;
- индивидуальная психологическая беседа помогает получить пациенту хорошую разрядку.
Тем не менее подобное исследование имеет недостатки:
- организацией беседы должен заниматься высококвалифицированный специалист;
- анализ психологического состояния с помощью беседы занимает очень много времени;
- неумение выстроить вербальное общение со стороны специалиста может частично привести к неудовлетворительному результату, к примеру, превратив беседу в допрос.
В любом случае поддержание психологической беседы полностью лежит на плечах специалиста и зависит от его профессионализма. Относиться к данному методу можно по-разному, однако, не стоит забывать, что он считается одним из самых результативных в области психологии.
Чтобы не допустить развития психологических проблем разного рода, следует вовремя избавляться от негатива. В этом поможет курс Викиум «Детоксикация мозга«.
Правила и приемы беседы
В повседневной жизни под беседой чаще всего подразумевается отвлеченное общение на нерабочие темы
В процессе социализации человеку важно получить навыки ведения беседы, которые помогут наладить контакт с близкими или малознакомыми людьми, узнать что-то новое, произвести впечатление и рассказать о себе
Чтобы овладеть техникой, человеку нужно научиться быть хорошим слушателем
Важно задавать вопросы, проявлять тактичность и показывать интерес. Во время разговора нежелательно перебивать собеседника, переманивать на свою сторону или навязывать ему свое мнение
Непринужденную атмосферу во время диалога поможет создать соблюдение правил:
- Начинайте беседу с простого вопроса.
- Интересуйтесь мнением собеседника.
- Копируйте язык тела.
- Поддерживайте разговор жестом и мимикой.
- Внимательно слушайте и не перебивайте.
- Не повышайте голос, разговаривайте в спокойном тоне.
В образовании беседу применяют как метод обучения во время уроков и экскурсий. В ходе разговора педагог делится нравственно-этическими ценностями, прививает любовь к искусству, культуре, рассказывает о доброте, мире и т. д. Если беседа используется как часть урока, то учителю необходимо заранее подготовиться и изучить учебный материал. Чтобы метод был эффективным, необходимо придерживаться правил:
- устанавливать и соблюдать временные рамки, отведенные для обсуждения;
- придумывать вопросы, которые помогут раскрыть знания учащихся;
- слушать ответы учеников, задавать дополнительные вопросы;
- поддерживать интерес и следить за эмоциональной реакцией учащихся;
- привлекать к беседе всех учеников.
В психологии успешность беседы также зависит от профессионализма исследователя, его подготовки и некоторых правил:
точно воспринимать информацию;
замечать несоответствия между вербальной и невербальной информацией;
правильно формулировать вопросы;
обращать внимание на эмоциональное состояние респондента;
обеспечивать спокойную атмосферу;
задавать вопросы, которые касаются темы беседы.
Понятие беседы как метода исследования
Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.
В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.
Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.
Беседа проходит в несколько этапов:
Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого
Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности. Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов
Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.
Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.
Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.
Требования к ведению беседы
Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:
- содержание беседы нужно готовить заранее
- перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
- вопросы должны быть понятны клиенту
- в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
- прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
- любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.