Общая психология — мотивы

Примеры

Первый

Ученик мечтает пореже корпеть над учебниками, а побольше проводить времени с друзьями.

Но впереди экзамен по литературе и необходимо готовиться.

В процессе подготовки данных для ответов, на глаза учащемуся попадается материал о пути становления одного из писателей. И в чем-то ребенок увидел связь между собой и биографией известного человека.

Начав более глубоко интересоваться трудами писателя, ученик стал воспринимать литературу уже не с точки зрения человека, вынужденного штудировать тонны &#171,скучной&#187, информации, а превратился в исследователя, получившего доступ к массе интересных данных.

Так желание сдать хорошо экзамен открыло дорогу к новому увлечению, а изучение литературы превратилось из скучной обязанности в привлекательное занятие.

Второй

Закомплексованный молодой человек с излишним весом решил прибегнуть к спорту, чтобы изменить фигуру и стать более привлекательным для девушек.

Тщательное соблюдение рекомендаций тренера в фитнес-клубе, систематические упорные тренировки привели к блестящему результату , внешний вид мужчины претерпел кардинальные изменения.

Но со временем молодой человек стал тренироваться не столько для поддержки привлекательного вида, сколько из-за приятных ощущений, возникающих при понимании, что теперь управлять своим телом, заставлять его выполнять трудоемкую работу гораздо приятнее и легче.

Третий

Для пропитания и возможности платить за кров вчерашний клерк, уволенный из-за сокращения штатов, хватается за первую подвернувшуюся вакансию и устраивается в автосервис рабочим на подхвате.

Благодаря опыту из юношества и родителю с &#171,золотыми руками&#187,, имеемый опыт в починке железок и интуиция, позволяют человеку выбиться в мастера на хорошем счету.

При этом сохранилась привычка интересоваться новинками прогресса в сфере, где приходится зарабатывать на хлеб.

В результате мужчина понимает, что умений и знаний достаточно для того, чтобы начать свое дело.

После некоторых раздумий, он увольняется и начинает свой бизнес, который, как выясняется, стал не только источником денег, но и приносит гораздо больше удовлетворения, чем работа, оставшаяся далеко в прошлом.

Традиционное и леонтьевское понимание мотива.

Мотив традиционно понимается как некая движущая сила, побуждающая человека к совершению того или иного действия или поступка. Характерным для традиционного понимания мотива является то, что последний рассматривается как внутренняя активность человека. То есть мотив субъективно детерминирован: внутренняя потребность порождает к тому или иному мотиву.

Леонтьевское понимание мотива: мотив – «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя по­требность или, естественно, удовлетворяя потребности». В теории Леонтьева мотив имеет объективную причину и цель – предмет их окружающего мира (что роднит его теорию с теорией Левина).

В этом основное отличие леонльевского понимания мотива от традиционного.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров – возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив – удовлетворение физиологических потребностей. Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап – учебная деятельность человека. Цель её – обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.

Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения способ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Кто автор?

Рассматриваемую способность человеческой психики детально изучал Алексей Николаевич Леоньтев , советский психолог, ученик и последователь Льва Выготского, еще одного известного ученого, посвятившего жизнь психологии.

Леонтьев понимал термин &#171,мотив&#187, как объективное нечто, собравшее в себе как текущую потребность человека, так и то, что способствует ее возникновению. При этом смысл и значение одного и того же явления ученый видел различным для отдельно изучаемых субъектов.

Ведь, например, историческая дата военного события видится учеником и участником рассматриваемого сражения с разных ракурсов.

Поэтому прослеживая цикл превращения мотива в цель, необходимо учитывать личностный смысл, вкладываемый отдельным индивидом в конечную задачу.

Проводимая деятельность и мотивы оказывают расширяющее воздействие на отдел психики, ответственной за способность к осознанию.

Без этой особенности человеку не был бы в состоянии выполнять действия ради цели и по иному начинать относиться к мотивам, за счет изменения их статуса с движущих сил на желаемые и целеполагающие.

Понимание природы перерождения мотивов в цели, упрощает восприятие сути механизма возникновения новых потребностей.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.

Деятельность – это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях

Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости

Философия – для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и виды деятельности человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Случаи с отрицательным сдвигом

  1. Пример 1. В прошлом человек увлекался музыкой и имел все шансы сделать блестящую карьеру в этом направлении. Но из-за проблем на фоне эпилепсии мечты не получили поддержки и сегодня мужчина зарабатывает на жизнь, переплетая книги. Процесс очень захватывает мастера. Трудится он очень медленно, но качественно, получая удовольствие от каждого действия над очередным заказом.

    При этом содержание книг, которые мастер обновляет, последнего абсолютно не интересует.

  2. Пример 2. Борясь за чистоту помещения в котором он проживает, больной может много часов подряд высматривать разный мусор вокруг себя и тщательно собирать увиденное. Однако все подобранное человек раскладывает на своей кровати, добиваясь, чтобы собранные элементы располагались на поверхности ровными и аккуратными рядами.

ЗАЧЕМ НАМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ?

Пока мы «живем» в теле, которое проявляет мысли и чувства в окружающем мире, есть и физиологические потребности, побуждающие к деятельности по обеспечению безопасности и материального благополучия в реальном пространстве и настоящем времени.

Физиологические потребности – это:

  • первичные потребности: насущные нужды, заложенные природой (в кислороде, пище, воде, сне и т.д.),
  • стремление к личной и общественной безопасности;
  • овеществленные потребности: в средствах гигиены и ухода за собой, одежде и обуви, жилье и другое.

Отсутствие первичных потребностей ведет к смерти, поэтому природой предусмотрен и инстинкт самосохранения: чем опасней ситуация, тем больший физический дискомфорт мы ощущаем, чтобы обратить внимание и сконцентрировать силы для выживания. Если ощущаем жажду, то внимание и энергия сконцентрированы на потребности в воде и поиске источника для ее удовлетворения, если ощущаем голод – на поиске еды

Когда первичные потребности не удовлетворены, их сила возрастает.

Удовлетворение физиологических потребностей на базовом уровне – основа для:

  • существования в материальном мире,
  • формирования интеллектуальных и духовных потребностей.

А н леонтьева теория деятельности. Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание. В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Список литературы

Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14—27.

Асмолов А.Г. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 190—191.

Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 191—200.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.  М.: Смысл; Академия, 2006.

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru

Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.

Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009.

Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107—117.

Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 73—82.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51—65.

Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 23.

Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал // Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 6. С. 428—459.

Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1983. № 4. С. 23—33.

Розанов В. Цель человеческой жизни (1892) // Смысл жизни: антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 19—64.

Deci E., Flaste R. Why we do what we do: Understanding Self-motivation. N.Y.: Penguin, 1995.

Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. The undermining effect is a reality after all: Extrinsic rewards, task interest, and self-determination // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. P. 692—700.

Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 182—185.

Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

Для цитирования статьи:

Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18

Как использовать себе на благо?

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель:

  1. Один из основных постулатов успеха, умение получать удовольствие от процесса продвижения по намеченному пути. Да, основная цель есть, она &#171,манит и греет&#187,, но все время эффективно подпитываться энергией этого прекрасного далеко довольно сложно. Поэтому, если есть желание добиться итога, который наступит не очень скоро, начинайте получать приятные дивиденды от процесса уже сейчас. Ощутите себя всесильным хотя бы уже из-за того, что находите в себе силы продолжать трудный путь дальше. И таким же образом проживайте последующие дни, находя за что собой гордиться.
  2. Вспомните, что жизнь , конечное явление. Поэтому каждое ее мгновение слишком дорого для вас, чтобы проматывать на вещи, не приносящие удовольствия. И не надо пытаться парировать в ответ, что поступать как хочется, могут позволить себе лишь очень богатые люди. Бред. Свобода выбора у свободных духом. Поэтому переставайте себя мучить неприятными делами или меняйте свое отношение к ним. После чего возвращайтесь к освоению сути, изложенной в пункте первом.
  3. Не забывайте о необходимости отдыха, если хотите достигать поставленных задач и планируете прожить долгую и полную события ми жизнь.

    Не жертвуйте минутами и часами отдыха в угоду проектам. Иначе не только последние перестанут казаться важными, но и все происходящее в вашей жизни.

    Утрата вкуса к жизни страшный удел тех, кто загружается по горло и отворачивается от своего организма, требующего ресурсов на выполнение каких-то маленьких капризов вроде вкусного кофе у окна с чудесными видами на умиротворяющий пейзаж.

  4. Обязательно делите большие проекты на небольшие этапы. Искусством маленьких шагов овладевать гораздо проще, чем с разгона и без подготовки пытаться брать высокие барьеры. И преодолев очередной небольшой участок большого пути, вы будете авансом получать видимое и осязаемое подтверждение своего будущего могущества. Вернее вы уже будете могущественным, поскольку нашли возможность сделать шаг и завершить прохождение очередного отрезка пути.

Сдвиг мотива на цель , это очень интересное проявление работы нервной системы человека и его психики.

При уяснении механизма работы этого действия, его даже можно использовать себе на благо, не дожидаясь, пока процесс начнется самопроизвольно при выполнении какой-то определенной задачи.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности

Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе

Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, – это смысл активности человека, его деятельности.

Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его – приобрести статус начальника, мотив – удовлетворить потребность в признании, результат – высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Концепция самоактуализации (А.Маслоу): деритуализация и реритуализация.

Деритуализация – это отказ от символичного и поэтичного восприятия всего, что так или иначе связано с человеком. Это неприятие таинственности в том, перед чем раньше благоговели, например неприятие таинственности в личности или в Боге. Ритуализация как раз и предполагает оформленное годами, стереотипическое отношение к тем или иным человеческим атрибутам.

Считается, что деритуализация вносит дисгармонию в жизнь человека, поскольку лишает его веры в чудеса и т.д. Деритуализация не приводит к самоактуализации.

Реритуализация – это возврат к символическому и таинственному взгляду на человеческие атрибуты. Реритуализирующийся человек во всем видит чудо. Незначительная улыбка другого человека заставляет его переживать счастье. Такой человек смотрит на поступки других без тени иронии и сомнения, всюду незыблемо веря в честность и искренность окружающих. Он с уважением и благоговением относится к культурным традициям и к произведениям искусства. В общем, реритуализация способствует самоактуализации.

Количество показов: 12630

Концепция самоактуализации (А.Маслоу): мета-потребности и мета-патологии.

Метапотребность это нужда в достижении высших экзистенциальных ценностей (Б-ценностей). Потребности такого рода испытывают преимущественно самоактуальзирующиеся люди.

Неудовлетворение метапотребностей ведет к метапатологии или душевной болезни.

Примерами метапотребностей являются красота, честность и доброта окружающих и самого себя.

Метапотребности есть у каждого человека, однако большая часть людей не осознает их. Поэтому метаконсультант (J J J), специалист в области самоактуализации, должен помочь простым людям осознать свои незаурядные потребности.

Поскольку Б-ценности являются смыслом нашей жизни, неудовлетворение метапотребностей ведет к потере этого самого смысла.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Механизм сдвига

В своих работах, касающихся мотивации, Леонтьев обособлял осознаваемые мотивы от результативных, то есть реально действующих.

Поскольку видоизменение одних в другие происходит лишь в случае, если в процессе реального действия, получаемый результат приносит большее моральное удовлетворение или выгоду, чем цель, ради которой, собственно, и происходил процесс.

Как образуются и видоизменяются мотивы?

Цель из побуждающего фактора превращается в мотив при накоплении эмоций в процессе проводимой деятельности.

К поставленным задачам стремятся с помощью операций, выполняемых подсознательно, и действиями, принимаемыми благодаря наличию осознанности.

Но при этом, в процессе работы над достижением выбранной планки, действия могут становиться операциями, если осуществление первых уже возможно проводить на рефлекторном уровне.

Хорошим примером работы этого механизма, являются спортивные тренировки. Чем ответственнее подходить к процедуре, тем быстрее ряд действий можно будет проводить даже не задумываясь над алгоритмом исполнения.

Какие следует различать операции:

  1. Выполняемые автоматически или почти так.
  2. Проводимые по проторенной дороге, путем многократных повторений или не имеющие еще четкого механизма действий, поскольку рождаются благодаря копированию чего-то поведения или необходимости вписываться в существующие обстоятельства.

Любые действия состоят из элементов обоего типа и необходимы для возникновения навыков, являющих собой закрепленный в памяти и сознании алгоритм последовательности операций и действий.

При благоприятных обстоятельствах происходящие становится залогом расширения деятельности человека, освоению ним новых сфер. Но, к сожалению, механизм сдвига мотива на цель формируется в человеческой психике не всегда на пользу и может стать причиной деградации личности.

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. Схема Маслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень потребности человека в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни – все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Особенности результата поступков

Отдельно следует остановиться на классификации целей. В свое время Кант разделял их на категорические, прагматические, технические. Учитывая социальное свойство, цели могут быть общественно полезными, нейтральными или вредными. По критерию определенности их можно разделить на конкретные и неопределенные. По возможности реализации выделяют достижимые и недостижимые цели. С учетом вероятности осуществления можно провести разделение на абстрактные и реальные результаты. В зависимости от предполагаемого времени реализации, цели могут быть перспективными, отдаленными или ближайшими. По материальному, нравственному аспекту их классифицируют как низменные, ничтожные, благородные, возвышенные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector