Этический кодекс психолога российского психологического общества
Содержание:
- Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Психологические основы профессионального общения и этики
- Ограничьте применяемые средства
- Литература
- Основные этические принципы деятельности психолога
- Этика семейных отношений в воспитании детей
- Конфиденциальность
- Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- Принцип ответственности
- Профессионально важные качества психолога
- Принцип компетентности
- В чем заключается принцип взаимоуважения?
- Прямота и открытость в общении
- Семья и ее функции
- Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.
- Принцип конфиденциальности
- Выводы
Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
- В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
- Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
- Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
- Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
- В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
Психологические основы профессионального общения и этики
Понятие коммуникации как особой формы человеческого взаимодействия. Основные функции общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная). Структура коммуникации. Некоторые классификации типов общения. Особенности и виды профессионального общения юристов.
Этапы профессионального общения юристов: ориентация и планирование общения; осуществление общения; контроль и коррекция общения, обмена информацией и отношений. Способы коммуникативного воздействия.
Психологические характеристики основных средств общения: вербальных и невербальных. Культура и этика речи, мимика, пантомима, жесты, праксемика. Психологическая индивидуализация речевой стратегии и тактики адвокатов.
Коммуникативные качества юристов и пути их улучшения.
Концепция психологического контакта. Наличие психологического контакта как необходимое условие эффективности профессионального общения юриста с гражданами. Социально-психологические факторы, определяющие эффективность психологического контакта. Социально-психологические факторы, препятствующие установлению психологического контакта, и пути их преодоления. Этапы установления психологического контакта. Вербальные и невербальные средства общения, используемые для установления психологического контакта с гражданами. Техники и методы психологического контакта с различными категориями граждан.
Конфликты в процессе профессиональной деятельности и общения. Формы, механизмы и стадии конфликтов. Способы разрешения моральных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста.
Понятие этикета, его роль в социальной жизни, особенности адвокатского этикета и его основные нормы и функции.
Понятие и содержание визуальной психодиагностики. Значение визуальной психодиагностики для комплексного изучения личности. Конституциональные типологии в зарубежной и отечественной психологии и их использование для распознавания психологических характеристик субъектов.
Лицо как основное средство получения психодиагностической информации об испытуемом. Общие приемы психологической интерпретации поведенческих реакций, жестов и пантомимы испытуемых.
Техники и методы обучения адвокатов основам визуальной психодиагностики.
Сочетание визуальной психодиагностики с другими методами изучения личности в процессе общения.
Перечень компетенций, знаний, навыков и умений, приобретенных после освоения предмета:
- способен выполнять профессиональные обязанности в меру своих возможностей (относится к компетенции в смысле психологических знаний, умений и навыков, необходимых для вхождения в профессиональную деятельность), соблюдать принципы адвокатской этики (БК-2);
- Умеет писать и говорить логично, обоснованно и ясно (формируется часть компетенции, касающаяся общих профессиональных навыков общения) (BCC-4)
- обладает хорошей культурой поведения, готов сотрудничать с коллегами, работать в команде (формируется часть компетенции, связанная со знанием разрешения конфликтов, навыками разрешения конфликтов, навыками регуляции психического состояния) (ККП-5)
- Стремится к саморазвитию, совершенствованию профессиональных навыков и компетенций (сформирована часть компетенции, касающаяся потребности в самосовершенствовании (ККП-7)
- Способен применять основные понятия и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных проблем (часть компетенции формируется в отношении общепсихологических знаний, умений и навыков) (ППК-8)
- способен преподавать юридические дисциплины на требуемом теоретическом и методическом уровне (часть компетенции формируется в отношении навыков педагогического общения) (ПК-17);
- способен направлять самостоятельную работу студентов (формируется часть компетенции по педагогическому воздействию) (ПК-18);
Ограничьте применяемые средства
Специалист имеет право применять методики, которые не противоречат кодексу этики психолога. Однако все эти средства должны адекватно вписываться в процесс лечения, а не удовлетворять личные желания специалиста провести то или иное исследование. Если ваш пациент оказал вам доверие и согласился на проведение эксперимента, то все действия должны быть максимально надежными, нормализованными и стандартизированными. В противном случае это приведет к ухудшению самочувствия пациента.
Необходимо применять лишь те методы интерпретации и обработки данных, которые получили широкое научное признание. Выбор методов не должен определяться лишь пристрастиями психолога к тому или иному способу лечения. Он должен в первую очередь удовлетворять личные симпатии клиента определенной профессии, социальной группы или профессионального типа. В противном случае эксперимент не даст правдивых результатов.
Также психолог не имеет морального права заранее искажать первичные данные о задаче, которая применяется в эксперименте или же предоставлять заведомо некорректную и ложную информацию. Если же подобная ошибка была допущена случайно, то стоит задуматься о прекращении эксперимента, поскольку пациент уже вникнет в его суть, а повторная деятельность не принесет правдивых результатов.
Литература
- Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 277 с.
- Впервые в России в отношении психолога возбуждено уголовное дело о доведении до самоубийства // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4109/ (дата обращения: 06.09.2019).
- Габбард Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения: пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2014. 272 с.
- Гаджиева С. Из-за комментария «инцест», оставленного психологом под семейным фото, писательница обратилась в прокуратуру // Вечерняя Москва. 19.12.2015.
- Гулина М.А. «Езда в незнаемое»: преподавание консультативной психологии в стенах университетов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. No 3. С. 109–131. doi:10.17759/cpp.2017250307
- Гарбер И. Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы // Теория и практика психотерапии. 2014. Т. 1. No 1. С. 96–100.
- Диянкова И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 4. С. 114–149.
- Караваева Т.А., Вьюнова Т.С., Подсадный С.А. Значение этических норм и принципов в психотерапии и их закрепление в правовом регулировании // Вестник психотерапии. 2008. No 28. С. 9–17.
- Карпицкая Д. Психолог заставлял пациенток на публике раздеваться и отдавать бриллианты // Комсомольская правда. 24.04.2018 (дата обращения: 06.09.2019).
- Куликов А.И. Изучение сексуальных чувств пациентов и психотерапевтов в процессе психотерапии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб, 2004. 199 с.
- О психологической помощи населению в городе Москве: Закон города Москвы от 07.10.2009 No 43 (дата обращения: 06.09.2019).
- О психологической помощи населению в Российской Федерации: проект Федерального закона No 553338-6 (дата обращения: 06.09.2019).
- Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности // Universum: Психология и образование. 2017. No 4 (34) (дата обращения: 06.09.2019).
- Фрокмортон У. Попытки изменить сексуальную ориентацию: этические аспекты // Московский психотерапевтический журнал. 2006. No 1. С. 175–195.
- Этический кодекс психолога Российского психологического общества (дата обращения: 06.09.2019).
- Этический кодекс Российской психотерапевтической ассоциации (РПА) от 27.05.2019 (дата обращения: 06.09.2019).
- American Counseling Association. 2014 ACA Code of Ethics . (дата обращения: 06.09.2019).
- Bond T. Standards and Ethics for counseling in action. Los Angeles: Sage, 2000. 263 p.
- Burkholder D., Burkholder J. Reasons for ethical misconduct of counseling students: what do faculty thinks? // The Journal of Counselor Preparation and Supervision. 2014. Vol. 6 (2) (дата обращения: 06.09.2019). doi:10.7729/62.1063
- Curran T., Hill A.P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016 // Psychological Bulletin. 2019. Vol. 145 (4). P. 410–429. doi:10.1037/bul0000138
- Ebrulkiz F. Bahar M., Umut A. Trainee psychological counselors’ understanding of ethics // International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2017. Vol. 6 (2). P. 10–17.
- Gwet K. Handbook of inter-rater reliability: the definitive guide to measuring the extent of agreement among raters. 4th ed. Gaithersburg, MD: Advanced Analytics, 2014. 410 p.
- Herlihy B., Corey G. ACA ethical standards casebook. 7th ed. Alexandria: Wiley, 2014. 337 p.
- Twenge J., Konrath S., Foster J. et al. Egos inflating over time: meta-analysis of the narcissistic personality inventory // Journal of Personality. 2008. Vol. 76 (4). P. 875–902.
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
-
решение профессиональных задач в
соответствии с этическими нормами; -
защиту законных прав людей, с которыми
психологи вступают в профессиональное
взаимодействие: обучающихся, воспитанников,
студентов, педагогов, супервизоров,
участников исследований и др. лиц, с
которыми работает психолог; -
сохранение доверия между психологом
и клиентом; -
укрепление авторитета психологической
службы образования, среди обучающихся,
воспитанников, родителей и педагогической
общественности.
Основными этическими принципами
являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической
правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды
психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о
целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с
профессиональными стандартами, принятыми
в работе психологов в международном
сообществе.
Этика семейных отношений в воспитании детей
Дети являются связывающим элементом семьи. Им постоянно нужна родительская любовь, забота и понимание. Усилия старших членов семьи должны направляться на достойное развитие личности ребенка. Для решения этой задачи родители должны заниматься саморазвитием, чтобы всегда быть интересными для своих детей.
Обязанности по воспитанию детей должны четко распределяться между отцом и матерью. Если один из родителей принимает меньшее участие в воспитании своего чада, то и уважать его ребенок будет меньше. Это приведет к проблемам во взаимоотношениях супругов.
Общение со своими детьми является основным фактором в воспитании. Многие родители совершают ошибку, полагая, что разговаривать с ними незачем, они и так достаточно времени уделяют своему ребенку. Однако именно под влиянием общения с папой и мамой формируется новая личность.
При любом споре необходимо помнить, что родители являются примером для своих детей. Они учатся у отца и матери, пытаются им подражать. Недопустимо в присутствии детей оскорбительно относиться друг к другу, подавая тем самым дурной пример. Именно из-за плохих отношений между родителями у ребенка начинают формироваться комплексы в отношениях с противоположным полом. Отец должен показать сыну пример уважительного отношения к женщинам при общении с его матерью, научить относиться к женскому полу бережно и обходительно. Мать должна научить детей уважать главу семейства и не позволять себе в их присутствии унижать отца. В воспитании детей необходимо отличать боязнь от уважения. Отношения, основанные на страхе, неэффективны.
Читать далее: Как ведёт себя влюблённый парень
Конфиденциальность
Одним из важнейших принципов профессиональной этики психолога является конфиденциальность, которая должна соблюдаться при любых условиях. Даже если к вам придет сотрудник из прокуратуры и начнет спрашивать о том, что беспокоило вашего клиента, вы имеете полное право не отвечать ему на подобные вопросы, поскольку это будет неэтично. О том, что еще включает в себя профессиональная этика психолога, читайте ниже в списке:
- Специалист ни при каких условиях не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе работы с пациентом. Те тайны, которые психолог получил от клиента в ходе доверительного общения, не должны подвергаться намеренному или случайному разглашению. Если же подобную информацию все-таки нужно кому-то рассказать, то сделать это можно исключительно с согласия пациента.
- Результаты исследований необходимо представлять сторонним лицам таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать вашего пациента. Поэтому если вы занимаетесь со своим коллегой изучением психологической науки, то никогда не произносите в результате обсуждения заболевания никаких имен и данных, которые касаются личной жизни вашего клиента.
- Профессиональная этика педагога-психолога включает в себя полную конфиденциальность данных от студентов или учеников школы. То есть если вы провели в определенной группе социальный или психологический опрос, то о его результатах должны знать только вы сами и никто более.
- Если специалисту необходимо продемонстрировать конкретный случай на примере своего пациента, то это необходимо сделать таким образом, чтобы сказанная вами информация не задела благополучие, достоинство и честное имя вашего клиента.
- Специалист не должен стараться отыскать в клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач. Например, затрагивание интимных тем очень часто негативно сказывается на доверии пациента к специалисту. Поэтому вопросов о сексе и тому подобном лучше всего избегать.
Также не следует забывать о том, что если вы храните данные о своих пациентах на электронных или бумажных носителя, то эта информация должна находиться под хорошей защитой. Также неоспоримым правом клиента является разговор с психологом с глазу на глаз, без присутствия третьих лиц.
Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
- Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
Принцип ответственности
- Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
- Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
- Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
- Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
- Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
- При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Профессионально важные качества психолога
Состояния человека во взаимодействии с окружающим миром проявляются как человеческие качества. Важнейшие состояния и качества человека — адекватность ситуации, активность, целеустремленность, духовность, восприимчивость.
Профессионально важные качества имеют решающее значение для профессиональной деятельности. Именно эти качества позволяют успешно осуществлять необходимую деятельность. В процессе своей деятельности психолог неизбежно проецирует свой опыт, свой внутренний мир на возникающие ситуации. На его творчество также влияет отношение к миру, социально-экономические и политические проблемы.
В качестве основных профессиональных качеств психолога (в дополнение к качествам, необходимым в любой другой профессии — чувство ответственности, добросовестность, толерантность и т.д.), можно выделить следующие.
Эмпатия — это способность сопереживать, ставить себя на место другого. Эмпатия — это своего рода понимание без понимания, проникновение в эмоциональный мир другого человека.
Открытость — постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.
Самоконтроль — способность контролировать свое настроение и эмоции, сохраняя спокойствие и хладнокровие в любой ситуации. Это особенно трудно, когда клиент или заказчик ведет себя агрессивно, навязчиво, капризно и т.д. Поддержание границ самости позволяет контролировать информацию, поступающую через органы чувств из внешнего реального мира в любой ситуации.
Конгруэнтность (лат. — соответствующий, подходящий) — это процесс безоценочного принятия и осознания своих реальных и действительных чувств, переживаний и проблем с их последующим точным выражением в речи и проявлением в поведении таким образом, чтобы не травмировать других людей. Этот термин был введен в психологию К. Роджерсом.
Интерес к людям — это эмоционально положительное, доброжелательное отношение к окружающим, сопровождающееся желанием и стремлением общаться с ними и узнавать их получше.
Умение признавать ошибки — одно из важных качеств, которое позволяет исправлять ошибки и совершенствоваться.
Стрессоустойчивость — это способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, вызванные профессиональной деятельностью.
Рефлексивность — способность человека к критическому самоанализу, способность задумываться о смысле человеческого существования.
Концептуальное мышление — это способность адекватно воспринимать реальную ситуацию, то есть умение выделить суть предмета или явления, способность видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину мира.
Коммуникабельность — это способность быстро и легко находить общий язык с людьми. Для психолога необходимо говорить на языке, понятном клиенту или заказчику
Важно приблизить свой язык к языку собеседника, чтобы улучшить контакт и, в то же время, иметь возможность взаимодействовать психологически корректно, не теряя дистанции
Важно помнить, что личность человека — это не механическая сумма психологических черт. Эти психологические черты интегрированы в единую личность
Ядром личности, определяющим все ее конкретные проявления, является мотивационно-потребностная сфера, которая представляет собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и мотивов человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, в которой доминируют высшие духовные потребности.
Таким образом, практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, которая оказывает непосредственное влияние на психическую реальность человека. Жизнь современного человека в обществе протекает таким образом, что фактически каждая сфера социальной жизни в той или иной степени затронута. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно функционировать как в профессиональной среде, так и в обществе.
Принцип компетентности
Этика профессиональной деятельности психолога также основана на стремление оказать клиенту психологическую поддержку и вылечить то заболевание, которое его беспокоит. Если границы компетентности специалиста не столь широки, то на это может уйти слишком много времени. Поэтому необходимо также учитывать принцип профессиональной компетентности, структура которого описана ниже.
- Специалист должен обладать исчерпывающими знаниями в области психологии, а также следовать этическому кодексу. Во время своей деятельности психолог обязан постоянно руководствоваться этическими принципами и подавлять свое желание начать манипулировать клиентом.
- Если студенты или какая-то группа пациентов выступает в качестве материала для экспериментов, то психолог обязан проводить все действия согласно этическому кодексу. Если уровень компетентности специалиста не позволяет этого сделать, то от подобных экспериментов лучше всего отказаться.
- Психолог несет личную ответственность за уровень профессиональной компетентности персонала, который находится у него в подчинении. Поэтому если вы решите нанять несколько молодых специалистов себе в помощь, то вся ответственность за их поступки ложиться на вас.
Довольно часто психологу приходится работать с представителями различных профессий и социальных групп. Специалист должен проявлять терпимость к каждому из своих клиентов и относиться к пациентам с максимальной лояльность – это один из главных принципов этики психолога. В противном случае вы рискуете утратить доверие со стороны клиентов и других специалистов.
В чем заключается принцип взаимоуважения?
Каждый психолог должен уважать личные права и свободы человека, которые провозглашены законом и гарантированы Конституцией Российской Федерации. Если специалист не будет соблюдать эти элементарный нормы, то добиться доверия со стороны пациента вряд ли удастся. Также этика психолога-консультанта, касающаяся взаимоуважения, включает в себя несколько пунктов, которые будут перечислены ниже:
- Специалист обязан с одинаковым уважением относиться ко всем своим пациентам вне зависимости от их социально-экономического статуса, языка, вероисповедания, расы, этноса, культуры, национальной принадлежности, сексуальной ориентации, физических качеств и так далее. Само собой, к каждому клиенту нужен свой подход. Однако он должен быть основан на жизненных обстоятельствах, которые пришлось пережить человеку, а не на чем-то из вышеперечисленного.
- Психолог должен всеми силами стараться избегать предвзятого отношения к какому-либо человеку. Данные о пациенте не должны влиять на ваше отношение к нему. Даже если у специалиста возникнет симпатия или субъективное мнение по поводу поведения клиента в определенной ситуации, это никак не должно повлиять на дальнейшие выводы и процесс лечения. В противном случае может быть выбрана изначально неверная стратегия для психологического исцеления.
- Психолог должен уметь правильно организовывать рабочий процесс, чтобы во время изучения и анализа психологического здоровья пациента специалист случайно не нанес вред своему клиенту. И это касается не только его самочувствия, но и социального статуса. Если кто-то из знакомых пациента узнает о его психологических проблемах, то он может лишиться доверия со стороны определенных лиц и навсегда утратит доверие в обществе.
Также психолог должен всеми силами стараться избегать такого лечения, которое приведет к дискриминации клиента по определенным основаниям. Большинство людей косо смотрят на тех личностей, которые ищут помощи у специалистов в области психологии. Если вы дадите своему клиенту какое-нибудь странное домашнее задание, например, без предупреждения поцеловать понравившегося человека, то это может привести к печальным последствиям.
Прямота и открытость в общении
Ну, и последний принцип этики практического психолога, который мы сегодня рассмотрим, – это прямота и открытость. Специалист должен не только нести ответственность за свои поступки, но и предоставлять пациенту информацию по поводу его лечения без каких-либо искажений. Особенно актуально это в случае проведения исследовательской работы или эксперимента над клиентом.
Многие психологи очень часто формируют свою речь, используя различные понятия и термины, однако подобное действие говорит лишь о вашей компетентности. Если вы хотите наладить доверительные отношения с пациентом, то лучше всего избегать различных премудростей во время общения. Старайтесь общаться с ним простым языком, дабы клиенту не пришлось после консультации с вами отправляться за специальным терминологическим толкователем, чтобы понять, что именно вы имели ввиду.
Если избежать искаженной информации все-таки не удается, то психолог должен всеми силами постараться объяснить своему пациенту, что он сделал это не нарочно. Конечно же, лучше избегать подобных ситуаций, дабы не выстраивать степень доверия повторно, однако стоит уметь принимать свои ошибки, если вы их совершили. Один этот факт говорит о психологе, как о профессионале своего дела.
Кроме того, открытость и прямота в общении должна также присутствовать не только во время взаимодействия с клиентами, но и с коллегами. Вы не должны способствовать своими действиями вытеснению своего коллеги с какой-либо должности. Общение в коллективе должно быть легким и непринужденным, даже если кто-то из начинающих специалистов действует некомпетентно ввиду своей неопытности. Намекните коллеге на его ошибку, но не затевайте скандал, который приведет в дальнейшем к разногласиям.
Семья и ее функции
Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.
Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:
- репродуктивная;
- воспитательная;
- экономическая;
- коммуникативная;
Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.
Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми. Читать далее: Как научиться быть счастливой без мужчины Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.
Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
- сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип этической и юридической правомочности.
- Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
- Принцип благополучия клиента.
- Принцип профессиональной кооперации.
- Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Принцип конфиденциальности
- Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
- Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
- Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
- Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
- Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
- На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).
- Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Выводы
1. Формирование этического мышления психологов-консультантов является сложной задачей, не сводимой к формальному заучиванию этических правил и умению применять стандарты.
2. По данным пилотажного исследования, пятая часть психологов-консультантов, участвовавших в онлайн-опросе, практикует, не имея высшего психологического образования, 40% опрошенных не прошли углубленную подготовку в каком-либо психотерапевтическом подходе.
3. Для психологов-консультантов характерны выраженные разногласия в этических представлениях, что позволяет прогнозировать конфликты и трудности в принятии коллегиальных решений по вопросам этики, рекомендуемых этическими кодексами.