Деструктивность
Содержание:
- Что такое деструктивность
- Причины
- Признаки отклоняющегося поведения
- Деструктивные формы поведения
- Деструктивное поведение: что это такое в психологии
- Что такое деструкция?
- Терроризм и деструктивная деятельность, как возможный «социологический феномен»
- Деструктивный конфликт — какой он?
- Примечания
- Причины ПРЛ
- Деструктивное поведение
- Деструктивное поведение – это…
- Ответственность лидера
- Деструктивный конфликт — какой он?
- Деструктивное поведение в конфликте
- Признаки отклоняющегося поведения
- Социально-деструктивное поведение
- Симптомы деструкции
- Причины деструктивного поведения
Что такое деструктивность
Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.
Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).
Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.
Причины
Принято поведенческие паттерны разделять на деструктивное или аномальное поведение и конструктивное (нормальное), общепринятое поведение. Аномальное поведенческое реагирование, из которого формируется деструктивное, характеризуется нестандартностью, граничащей с патологией, неодобрением социумом. Оно зачастую является отклонением с позиции социальных ориентиров, медицинских норм, психологических установок.
Всякая поведенческая модель закладывается в детстве. Четырёх-пятилетний кроха усваивает информацию, определяющую его дальнейшие взаимоотношения с социальной средой
Полноценная семья, в которой царит взаимопонимание, превалирует забота, внимание, любовь оказывает благотворное влияние на созревании психики малышей, закладывает базисы поведенческих паттернов. Отсюда индивиды, не получившие адекватного воспитания, тепла, внимания, любви, относятся к категории риска
Также следует осознавать, что нередко дети заимствуют деструктивный образец поведения собственных родителей.
Научные деятели установили, что деструктивное поведение личности успешно формируется на фоне присутствия таких факторов:
– наличия многочисленных социальных отклонений (бюрократизм, коррупция, алкоголизм, преступность);
– либерализация мер социального воздействия (понижение уровня порицания, критики);
– ситуативные аномалии (спекуляции, фиктивные браки);
– послабление мер борьбы с анормальными поступками (отсутствие штрафов, системы наказаний).
Фрейд был убеждён, что разрушающее поведение является результатом отрицательного отношения индивида к собственной персоне. Также он приводил доводы тому, что деструкция представляет одно из базисных влечений. Сторонники психоаналитической теории утверждали, что анормальные действия в различной степени присущи всем человеческим субъектам, разнятся лишь объекты таких действий (иные персонифицированные или неодушевлённые предметы, либо он сам). Схожего воззрения придерживался и Адлер, полагающий, что основополагающей причиной разрушительного поведения является чувство отчуждённости и несостоятельности.
Фромм же утверждал, что разрушающее поведение провоцирует нереализованный потенциал человека, а также невозможность применять по назначению плодотворную энергию. Социальный анализ рассматриваемой вариации поведенческого реагирования проводил Дюркгейм, а исследованию причин, факторов и разновидностей отклоняющихся действий посвящены работы Мертона, Уорсли и других представителей социологической науки. Так, например, Мертон писал, что деструктивное поведение обусловлено аномией – особым морально-психологическим состоянием, характеризующимся распадом системы морально-этических ценностей и духовных ориентиров. Уорсли в свой черёд изучал релятивность взаимосвязи социокультурных норм и «абсолютных» стандартов.
Признаки отклоняющегося поведения
Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:
- Несоответствие общепринятым социальным нормам;
- Нарушение этих норм;
- Негативная оценка окружающих, введение санкций;
- Нанесение ущерба себе и окружающим;
- Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
- Социальная дезадаптация;
- Общая направленность личности – разрушительная.
Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.
Деструктивные формы поведения
Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:
- Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
- Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
- Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
- Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
- Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).
Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:
- агрессивное поведение по отношению к людям;
- враждебность при общении;
- склонность к разрушению вещей;
- желание расстроить уклад жизни близких;
- отсутствие возможности испытывать эмоции;
- угроза чужой и собственной жизни.
Деструктивное поведение: что это такое в психологии
В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.
Примеры и виды
Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.
Примеры токсичного поведения, направленного вовне:
- моральное или физическое уничтожение другого человека;
- агрессивность и враждебность в общении;
- экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
- вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
- убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.
Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:
- зависимости любого типа;
- сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
- делинквентное поведение (преступное);
- суицид и членовредительство.
Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.
Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.
Причины
Причины развития склонности к разрушениям:
- неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
- психические расстройства;
- соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
- разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.
Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.
Коррекция поведения
Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:
- вид и форма девиации;
- мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
- результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
- индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.
Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.
Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.
Что такое деструкция?
Это понятие применяется во многих научных дисциплинах и означает разрушение, нарушение целостности или структуры, уничтожение. В психологии деструкция – это отторжение общепризнанных норм и моральных ценностей, носящее разрушительный характер для индивида. Причем такое поведение затрагивает все сферы жизни человека – его здоровье, отношения с близкими людьми, коммуникации с социумом.
Деструктивный человек всячески демонстрирует свое пренебрежение сложившимся в обществе нормам, традициям и укладам. Старается действиями или словами выразить протест. Психологи утверждают, что на такую модель поведения способна большая часть человечества, однако проявляется она в особо тяжелые и переломные жизненные моменты. Вот почему этим термином чаще апеллируют при изучении психологии подростков.
Терроризм и деструктивная деятельность, как возможный «социологический феномен»
Представление, что появление терроризма и деструктивной деятельности объясняется тем, что
«введенные в заблуждение», в основном молодые люди, попавшие под влияние
«радикальных (часто религиозного характера) идеологий», встали на путь
«криминального насилия», чтобы совершать «бессмысленную слепую разрушительную
работу» — (частично) ошибочно. Попытка ответить на вопрос «ui bono» (кому выгодно) по отношению к
террористическим актам, уже может помочь понять и узнать многие факты о
террористических исполнителях и о пропагандистски представляемом ими «Деле»
(«Чуде»). Одно только объективное рассмотрение политического результата и
политической выгоды террористических актов вынуждает принимать в расчет, помимо
исполнителей и целей нападения, «заинтересованных третьих лиц» (понятие фон дер
Хейдте). Исполнители террористических актов и представляемое ими «Дело»
(«Чудо») существуют в среде социально-экономических, национальных, этнических и
идеологических конфликтов. Но это не значит, что эти в широком смысле
социологические факторы среды в 20-21 веке фактически являются «источником»
современного терроризма. Скорее всего, социологические факторы формируют лицо
терроризма, но не являются «причиной». «Терроризм
обусловливается социологическими факторами, но сам не представляет собой
социологического явления», — замечает фон дер Хейдте, который, цитируя Карла
Шмита, утверждает: «Как только это становится возможным», «нерегулярные борцы
всегда приходят на помощь регулярным власть предержащим».
Деструктивный конфликт — какой он?
Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают . В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.
Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.
В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:
- Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
- Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.
В обеих моделях подход к решению конфликта не верен, так как спорная ситуация таким образом не разрешается и оставляет возможность в дальнейшем ситуации повториться.
Примечания
- Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.
- Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. -СПб., 1995.
- Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах/ -2006
- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. — Москва-Екатеринбург, 2000.
- Злоказов К. В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2016
Причины ПРЛ
Среди возможных причин развития пограничного расстройства называют насилие разного характера (вербальное, сексуальное, физическое) в детском возрасте, отсутствие необходимой защиты и поддержки от одного или обоих родителей, потерю человека, который выполнял функции воспитателя, тот факт, что ребенок не может разделить себя и других (в психологическом аспекте). Причинные связи с развитием ПРЛ являются предметом постоянных дебатов психологов. Но стабильные отношения в семье, где растет ребенок, доказано сдерживают развитие расстройства.
Особенности неврологического типа, основанные на различиях в активности мозга (отвечающих за усиление и подавление эмоциональной боли), имеют более тесную связь с пограничным расстройством.
Для постановки диагноза используется психологическая оценка или опрос пациента о характере симптомов, степени тяжести, о том, каким образом они влияют на жизнь пациента. В целом пограничное расстройство личности проявляется эмоциональной неустойчивостью, нарушением или неопределенностью самоидентификации «Я», побуждений и предпочтений (также и сексуального типа), постоянным ощущением опустошения, склонностью к вовлечению в нестабильные и стрессовые отношения (что приводит к повторяющимся аффективным кризисам), повторение нанесения телесных повреждений и угроз суицида.
Официальные критерии диагностики по МКБ-10, принятые в РФ, относят пограничное расстройство личности к эмоционально нестабильному расстройству и определяет его следующим образом:
- поведенческий и личностный дисбаланс, затрагивающий эмоциональную сферу (внешние проявления эмоций и чувств, контроль мотиваций, восприятие и мыслительный процесс, манеру отношения к другим людям);
- аномальное поведение хронического характера, возникшее длительное время назад;
- аномальное поведение является полным и нарушает социализацию;
- возникает в детском или подростковом возрасте и продолжаются в зрелом возрасте;
- расстройство ведет к дистрессу, что становится явным лишь на поздних стадиях;
- как правило (но не всегда) ведет к значительным ухудшениям в общественной и профессиональной областях.
Для диагностирования расстройства по критериям одного из подвидов, определяемых , оно должно соответствовать как минимум трем перечисленным критериям.
По критериям , и (диагностика, принятая в США и некоторых англоязычных странах), пограничное расстройство личности выражается в нестабильности интерперсональных связей, идентификации «Я», аффективной неустойчивостью, явной импульсивностью. Симптомы впервые проявляются в молодом возрасте и наблюдаются во многих ситуациях. Для диагностики пограничного расстройства, помимо общих критериев расстройства личности, требуется пять и более из нижеизложенных признаков:
- Чрезвычайное упорство в целях избежать участи (действительной или воображаемой) быть брошенным.
- Склонность быть вовлеченным во взаимоотношения, характеризующиеся напряженностью, нестабильностью и крайней интенсивностью, с перепадами от восторженной идеализации до резкого разочарования и потери ценности.
- Расщепление идентичности, явная нестабильность образа и чувства «Я».
- Импульсивные действия, наблюдаемые минимум в двух областях, когда предполагается причинение вреда самому себе (растрата денег, промискуитет, злоупотребление психотропными веществами, опасное вождение, нарушение режима питания).
- Рецидивы суицида, угрозы или инсинуации на суицид, нанесение телесных повреждений.
- Эмоциональная нестабильность, резкая смена настроения.
- Постоянное ощущение потерянности.
- Неконтролируемые приступы гнева, постоянная раздражительность, неадекватная агрессивность (драки).
- Постоянные приступы паранойи, явные признаки диссоциативности.
Деструктивное поведение
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:
- Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
- Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
- Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
- Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
- Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).
Деструктивное поведение – это…
Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.
Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может переступать через нормы (что это?) и законы.
Выражается как:
- упрямство;
- агрессия;
- грубость;
- страх;
- нетерпимость;
- драчливость;
- ненависть;
- паника.
Неосознанными целями могут выступать издевательства, пытки или даже убийство живых существ: как животных, так и людей. Также нарушение социального спокойствия – перевороты в государстве и акты терроризма (это что?), нанесение вреда природе или имуществу.
Типы деструктивного поведения:
- Нарциссическое. Самооценка у таких людей сильно завышена. Поднятая планка собственного значения не позволяет адекватно строить отношения с другими. Отсутствует критическое мышление, что не позволяет адекватно давать отчёт своим действиям.
- Аддиктивное. Могут зависеть как от пагубных веществ – алкоголя, наркотиков, сигарет, так и от игровых автоматов или компьютерных приложений.
- Фанатическое. Увлекаются чем-то с очень большим пристрастием, которое переходит грань обычного хобби (что это?). Бпиже к аддиктивному поведению.
- Антисоциальное. Поведение направлено на то, чтобы ухудшить отношения между знакомыми; на нарушение моральных норм, правил в небольшой социальной группе и законов правительства.
- Суицидное. Деструктивный нрав, направленный на самого себя. Человек может наносить повреждение коже острыми предметами. Или пытаться покончить с жизнью.
- Аутическое. Характеризуется замкнутостью в себе, сложностью в построении доверительных отношений с людьми. А также агрессивностью и негативизмом ко всему окружающему миру.
Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола.
Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.
Ответственность лидера
Далеко не всякий родитель может справиться с задачей вырастить ребенка с бурной и непокорной лидерской натурой. Не подавить свободное мышление, азарт и волю к самостоятельным действиям такого ребенка, но при этом научить его сначала взвешивать, а потом делать выбор и отвечать за этот выбор — задача весьма непростая.
Она под силу только родителям, которые сами являются достаточно свободными, зрелыми и эмоционально благополучными людьми. Только такие родители могут дать будущему лидеру достаточно любви и защиты. Только такие родители могут научить лидера любить себя и аккуратно, разумно и доброжелательно использовать свою силу.
Деструктивный конфликт — какой он?
Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают научиться управлять конфликтом. В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.
Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.
В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:
- Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
- Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.
Деструктивное поведение в конфликте
Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:
- Конструктивная. Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
- Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
- Конформистская. Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.
Признаки отклоняющегося поведения
Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно
- Несоответствие общепринятым социальным нормам;
- Нарушение этих норм;
- Негативная оценка окружающих, введение санкций;
- Нанесение ущерба себе и окружающим;
- Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
- Социальная дезадаптация;
- Общая направленность личности – разрушительная.
Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.
Социально-деструктивное поведение
Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:
- Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
- Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
- Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»
Симптомы деструкции
Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:
- Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
- Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
- Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
- Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
- Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
- Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.
Причины деструктивного поведения
Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:
- Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
- Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
- Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
- Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
- Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.